Сегодня у нас в гостях снова Николя Геген (Nicolas Guéguen) из Университета Южной Бретани (Université de Bretagne Sud), неутомимый экспериментатор из Франции. Другие его исследования здесь. Обратите внимание, что его исследования часто происходят в небольших ресторанчиках: совмещает приятное с полезным. В этот раз, он с коллегой, Селин Жако (Guéguen & Jacob, 2012) измерял, как цвет одежды официантки влияет на размер чаевых.
Зависимость размера чаевых от различных факторов изучена довольно хорошо, и вот некоторые факты из других исследований:
- Существует лишь слабая связь между качеством сервиса и размерами чаевых (Lynn, 2001);
- Погода не влияет на размер чаевых (Flynn & Greenberg, 2011);
- Физическая привлекательность официантки увеличивает выплату ей из общих продаж, но не чаевые, как официанта.
Размеры чаевых растут:
- Вместе с размером бюста официантки и уменьшаются с увеличением ее веса (Lynn, 2009);
- У официанток-блондинок (Lynn, 2009);
- У официантки с макияжем (Jacob et al., 2009)
- Если в волосах официантки есть цветок (Stillman & Hensley, 1980), или любой другой видимый орнамент (Jacob, Guéguen, & Delfosse, 2012);
- У официантов, представившихся гостям (Garrity & Degelman, 1990);
- Когда официант повторяет гостям только что сделанный ими заказ (VanBaaren, Holland, Steenaert, & VanKnippenberg, 2003);
- Когда на счете рукой будет написано «Спасибо!», нарисован смайлик или солнышко (Rind & Bordia, 1995, 1996);
- Когда официант открыто и приветливо улыбается (Tidd & Lockart, 1978);
- Когда официант чуть касается плеча гостя рукой (масса исследований, например, Lynn, Le, & Sherwyn, 1998);
- Когда официант слегка пригибается, подходя к столу (Lynn & Mynier, 1993)
В течение 6 недель, в уютном ресторанчике с преимущественно морской кухней, 11 официанток обслужили, в ходе эксперимента, 722 мужчин и женщин. Все клиенты, которые стали, сами того не подозревая, участниками эксперимента, обедали в одиночестве. Официантки носили майки разных цветов, в которых обслужили приблизительное равное количество клиентов. Цвета маек были: черные, белые, красные, желтые, голубые и зеленые.
Результаты:
Процент мужчин и женщин, давших чаевые официанткам, в зависимости от цвета их маек.
Размер чаевых, в Евро, в зависимости от цвета маек официанток.
Обратите внимание, что чаевых давали не так уж много людей, и давали-то совсем немного. Это нормально для Франции, где счет включает стоимость обслуживания в 12%. Service compris.
Анализ данных показал, что все цвета, кроме красного, не имели статистически значимого различия.
Выводы:
- Официантки в красной одежде чаще (на 40%) и больше (на 25%) получают чаевые от мужчин, даже в неблагоприятных условиях.
- Красный цвет не влиял негативно на женщин. Недавнее исследование показало, что мужчины в красном или на красном фоне становятся более привлекательными в глазах женщин (Elliot et al., 2010). Предположительно, официанты в красном тоже будут получать чаще и больше чаевых от клиенток.
- Обратите внимание, что все эффекты касаются только одинокого клиента/клиентки.
Elliot, A. J., Niesta, D., Greitemeyer, T., Lichtenfeld, S., Gramzow, R. H., Maier, M., & Liu, H. (2010). Red, rank and romance in women viewing men. Journal of Experimental Psychology: General, 139, 399-417.
Flynn, S. M., & Greenberg, A. E. (2011). Does weather actually affect tipping? An empirical analysis of time-series data. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 26 September 2011. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2011.00813.x.
Garrity, K., & Degelman, D. (1990). Effect of server introduction on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 20, 168–172.
Guéguen, N., & Jacob, C. (2012). Clothing color and tipping: Gentlemen patrons give more tips to waitresses with red clothes. Journal of Hospitality & Tourism Research. Published online 18 April 2012. DOI: 10.1177/1096348012442546.
Jacob, C., Guéguen, N., & Delfosse, C. (2012). She Wore Something in Her Hair: The Effect of Ornamentation on Tipping. [doi: 10.1080/19368623.2012.624296]. Journal of Hospitality Marketing & Management, 21(4), 414-420.
Lynn, M., & Mynier, K. (1993). Effect of server posture on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 23, 678–685.
Lynn, M., Le, J. M., & Sherwyn, D. (1998). Reach out and touch your customers. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 39, 60–65.
Rind, B., & Bordia, P. (1995). Effect of server “thank you” and personalization on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 25, 745–751.
Rind, B., & Bordia, P. (1996). Effect on restaurant tipping of male and female servers drawing happy, smiling face on the backs of customers’ checks. Journal of Applied Social Psychology, 26, 218–225.
Tidd, K.L., & Lockard, J. S. (1978). Monetary significancе of the affiliative smile: A case for reciprocal altruism. Bulletin of the Psychonomic Society, 11, 344–346.
VanBaaren, R. B., Holland, R. W., Steenaert, B., & VanKnippenberg, A. (2003). Mimicry for money: Behavioral consequences of imitation. Journal of Experimental Social Psychology, 39, 393–398.
Фото из flickr.