Tag Archives: решение проблем

Будущее как панацея

дорожные пробкиВ будущем мы решим все проблемы человечества, или, как минимум,  драматически улучшим существующее положение вещей. Если проблема не будет решена в самом ближайшем, то тогда уж точно — в 2035 году. Рак, социальное неравенство, ожирение, изменения климата, быстрая доставка пиццы – еще чуть-чуть, и от них не останется и следа. Кто в этом сомневается?

Есть простое упражнение — брать предсказания былых лет и смотреть, как все сложилось. Давайте возьмем сравнительно не очень сложную и не очень серьезную проблему. Зато она  обладает характерными для таких проблем чарами: всем всегда кажется, что она будет вот-вот решена. Эта проблема – дорожные пробки.

В 1939 году Дженерал Моторс на Всемирной выставке в Нью-Йорке в своей Футураме показал всему миру, что люди в недалеком будущем, а именно в 1959 году, будут наслаждаться ездой без стресса и пробок. Надо просто построить красивые безопасные магистрали и развязки.

В 1956 году Дженерал Моторс опять показывает видео про будущее. Сначала мы видим идеальную американскую семью – супругов, с сыном и дочкой. Они стоят в пробке, и жалуются, что пока система магистралей не будет опять улучшена, этот кошмар будет продолжаться. Но сыну приходит гениальная идея: перенестись в 1976 год и посмотреть, как все будет выглядеть. Переносятся они, кстати, с помощью подкручивания ручки в радиоприемнике. Имейте в виду, если решите путешествовать в будущее.

В 1976 году, конечно, пробок совсем нет. И семья оказывается в футуристической машине с газотурбинным двигателем. Отец семейства по указаниям диспетчера настраивает автопилот. Настроив, и, довольный собой, он закуривает сигару, а женщинам сын предлагает мороженое и соки – это все есть в бардачке машины, разумеется.

будущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 году

Видео стоит посмотреть еще хотя бы и потому, что они выражают свои сильные эмоции пением!

Как мы знаем, ни в 1976, ни в 1996, ни в 2016 эта проблема не была решена. Люди проводят в пробках больше времени чем 30-40 лет назад.

Но вот приходит Arrivo – стартап, система «правильного» распределения дорожного движения. Инновация, и дисрапшен такой что ого-го! «Пробкам – конец!», говорит ролик.

Обратите внимание, как заметил автор статьи (Sachs, 2017) как никто в роликах не пристегивает ремни безопасности. Ладно в 1956 году – они только начинали появляться, но у Arrivo в ролике в машинах, несущихся на бешеной скорости, ни у кого из пассажиров нет ремня!

Все это похоже на иллюзию конца истории,  когда в любой момент времени нам кажется, что наконец-то мы обладаем всеми знаниями, нам все понятно, и мы решим эту проблему. Теперь-то уж точно всё по другому, не то что раньше.

Мне кажется, что мы явно не решим проблему трафика за счет дополнительных полос и каких-то скользящих корыт. Само по себе будущее – не решение, и уж точно не панацея, и это хорошо, на самом деле, потому что тыкает нас носом в то, что  проблемы, задачи и их решения совсем в другом.

Sachs, D. (2017). The Arrivo “End of Traffic” Video Looks a Lot Like 1956 General Motors Propaganda. Streetsblog.org, Ссылка.


Чувствовать себя моложе

старость и молодостьПродолжая вчерашнюю тему. Исследователи из Университета города Эксетер (the University of Exeter), Великобритания, задействовали 68 пожилых людей, (35 из них были женщинами), со средним возрастом 65 лет и средним временем обучения 12 лет. Сначала все участники прошли тестирование, включающее Mini Mental State Examination (MMSE; Folstein, Folstein, & McHugh, 1975). Это тест очень часто используется в исследованиях для оценки когнитивных способностей человека, потому что он чувствителен к ранним признакам деменции.

После этого началось самое интересное: создав две группы, экспериментаторы случайным образом распределили участников. Первой группе сказали, что исследование проводится с целью понимания самоопределения среди людей от 40 до 70 лет, и человек находится в более «старой» части этого интервала. Другим – что группа возрастом от 60 до 90 лет, и он находится в «молодой» части этого интервала.

Вторая манипуляция заключалась в том, что, разбив всех опять на две группы, одним предложили прочитать статью, которая якобы будет напечатана в журнале по проблемам старения. Статья называлась «Память и пожилой человек», и в ней говорилось, что с возрастом память ухудшается. В другом варианте статья называлась «Способности и пожилой человек», в которой говорилось об ухудшении мышления вообще, а именно о концентрации, принятии решений, решении проблем и прочее; о памяти не было ни слова.

Затем всем предложили себя оценить – чувствуют ли они себя моложе или старше других участников по шкале от 1 до 5 (1 – моложе, 5 – старше). И после этой оценки всех стали тестировать на память, и снова на когнитивные способности, но уже другим тестом – The Addenbrooke’s Cognitive Examination-Revised (ACE-R, Mioshi, Dawson, Mitchell, Arnold & Hodges, 2006), также чувствительным к признакам ухудшения когнитивных способностей.

И оказалось, что:

  • Лучше всех результаты были в тестах у тех, кто был в «молодой» группе.
  • Люди из группы «старых», кто читал статью про ухудшение памяти, сдали тест на память хуже всех.
  • Те, кто оказался в «старой» группе и читал статью об общем ухудшении когнитивных способностей, в 70% случаях получили, по результатам теста ACE-R, признаки слабоумия, в сравнении с 14% людей из других групп.

Влияние самоопределения на результаты теста на деменцию ACE-RЕсли человек самоопределяется как старый, риск определения у него признаков слабоумия вырастает значительно, на 400%. Говоря попросту, это феноменально значительный психологический эффект. Исследование показывает с такой очевидностью, что определение ухудшения когнитивных способностей и состояние самих способностей – вещи разные, и главным фактором является самоощущение человека. Это не значит, к сожалению, что наше самоощущение и есть наш возраст, но, как видите, рациональное зерно в использовании стратегий, о которых мы говорили вчера, все же есть. Таким образом, чувствовать себя моложе своих лет – весьма и весьма оптимальная стратегия, а не просто лукавство и самообман.

Haslam, C., Morton, T. A., Haslam, S. A., Varnes, L., Graham, R., & Gamaz, L. (2012).“When the age is in, the wit is out”: Age-related self-categorization and deficit expectations reduce performance on clinical tests used in dementia assessment. Psychology and Aging. Advance online publication. doi: 10.1037/a0027754.

Folstein, M. F., Folstein, S. E., & McHugh, S. H. 1975). “Mini-mental state.” A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research, 12, 189–198. doi:10.1016/0022-3956(75)90026-6.

Mioshi, E., Dawson, K., Mitchell, J., Arnold, R., & Hodges, J. R. (2006). The Addenbrooke’s Cognitive Examination Revised (ACE-R): A brief cognitive test battery for dementia screening. International Journal of Geriatric Psychiatry, 21, 1078–1085. doi:10.1002/gps.1610.


Тем, кто пишет, не страшны тревоги

Задача по математикеИнтересная находка психологов, которая может помочь вам хоть завтра. Если у вас на носу важный экзамен, или собеседование, или публичное выступление, и вы волнуетесь и переживаете, то на это есть средство – интересный результат экспериментов, опубликованных в журнале Science (Ramirez & Beilock, 2011).

Все что нужно – найти немного времени, сесть и написать о том, что вас беспокоит. Именно так, потому что вариант с писанием чего угодно не помог. Только по делу, по беспокойству, и в течение 10 минут.

Экспериментаторы реально нагнетали обстановку перед тестом у участников эксперимента, создавая чувство ответственности не только за себя, но и за гипотетического напарника, который уже справился, и находился теперь в полной зависимости от успеха этого участника.

А вот инструкция, которую давали людям, и которая должна помочь и вам:

“Пожалуйста, в течение следующих 10 минут, пишите, как можно открыто и откровенно о своих мыслях и чувствах относительно тех математических задач, которые вам предстоит решать. Мы хотели бы, что бы вы действительно выразили себя в своем сочинении, открыли свои эмоции и мысли, по поводу того, что вы начнете вторую часть задания по решению математических задач. Вы можете сравнить ваши мысли с теми, которые были у вас в похожих ситуациях, например, в школе. Пожалуйста, постарайтесь быть как можно более открытыми самому себе”.

Разница между успехами одной группы, которая просто приступила к выполнению заданий, и группой, которая сначала писала такое короткое эссе, составляла, в среднем, 20%.

Ramirez, G., & Beilock, S. L. (2011). Writing About Testing Worries Boosts Exam Performance in the Classroom. Science, 331(6014), 211-213.


Когнитивная скупость

Для начала, решите следующую задачу, и определитесь с ответом до того как прочтете решение:
когнитивная скупость

Адам смотрит на Анну, а Анна смотрит на Алекса.
Адам правша, а Алекс – левша.
Можно ли сказать, что правша смотрит на левшу?

А) Да                    Б) Нет         С) Недостаточно данных.

Это слегка модифицированная мною задача, предложенная Гектором Левеск (Hector Levesque) из Университета Торонто. Эта задача – из интересного пассажа про так называемую когнитивную скупость в статье Становича в журнале Scientific American Mind (Stanovich, 2009).

Автор утверждает, что мы склонны быть максимально скупы в расходовании когнитивных способностей, и, из-за этого, склонны обрабатывать информацию наиболее экономичным способом, даже если это приводит к менее аккуратным результатам.

Так, около 80% людей решает, что правильный ответ в задаче – С, однако правильный ответ А. Посудите сами – если Анна – левша, и Адам, правша смотрит на нее, левшу, а если Анна – правша, то Анна, правша, смотрит на Алекса, левшу. Это тип размышления называется дизъюнктивным – то есть рассматривающим все вероятности. Это затратная штука, и мы занимаемся ею только тогда, когда нас вынуждают. Но если есть возможность избежать мыслить так, например, предложив нам опцию «Невозможно определить, недостаточно данных», мы тут же стараемся ею воспользоваться.

Stanovich, K. (2009). Rational and irrational thought: The thinking that IQ tests miss. Scientific American Mind, 20(6), 34-39.