Tag Archives: слабоумие

Запах определяет то, что мы едим, и наоборот

запах определяет что мы едим

Ученые из Северо-Западного университета США обнаружили, что люди становятся менее чувствительными к запахам пищи в зависимости от того, что они ели незадолго до этого. Так, например, если перед прогулкой вы перекусили выпечкой от коллеги по работе, вы можете с меньшей вероятностью зайти в булочную со сладким запахом. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLOS Biology. Проходя мимо булочной на углу, вы можете обнаружить, что вас привлекает свежий запах сладостей, доносящийся от входной двери. Вы не одиноки: Знание того, что люди принимают решения, ориентируясь на свой нос, побудило такие крупные бренды, как Cinnabon и Panera Bread, распространять ароматы выпечки в своих ресторанах, что привело к большим скачкам продаж. Но согласно новому исследованию, еда, которую вы съели непосредственно перед тем, как пройти мимо пекарни, может повлиять на вероятность того, что вы заглянете туда за сладким угощением – и не только потому, что вы наелись.

Исследование показало, что участники, только что съевшие булочки с корицей или пиццу, с меньшей вероятностью воспринимали запахи, соответствующие еде, но не запахи, не соответствующие еде. Полученные результаты были подтверждены сканированием мозга, которое показало, что мозговая активность в тех частях мозга, которые обрабатывают запахи, была изменена аналогичным образом. Эти результаты показывают, что как обоняние регулирует то, что мы едим, так и то, что мы едим, в свою очередь, регулирует наше обоняние. Обратная связь между потреблением пищи и обонятельной системой может иметь эволюционное значение, сказал старший и соответствующий автор исследования Торстен Кант, доцент неврологии, психиатрии и поведенческих наук в Медицинской школе Файнберга Северо-Западного университета.

Наши предки бродили по лесу и полям в поисках пищи, и находили ягоды. После потребления определенного количества ягод, они уже меньше реагировали на их запах. Но чувствительность к запахам к грибам и другим фруктам оставалась такой же высокой. Это заставляло наших предков искать и потреблять разнообразную еду. Такое поведение, вероятно, осталось активным и в наше время.

Если же обоняние нарушено, могут возникнуть проблемы с неупорядоченным питанием и ожирением. Возможно, это даже связано с нарушением сна – еще одна связь с обонятельной системой, которую исследует лаборатория Канта. Используя визуализацию мозга, поведенческие тесты и неинвазивную стимуляцию мозга, лаборатория изучает, как обоняние управляет аппетитом, и как это связано с психическими заболеваниями, такими как ожирение, зависимость и слабоумие. В прошлом исследовании команда обнаружила, что реакция мозга на запахи изменяется у участников, страдающих от недостатка сна, а затем захотела узнать, изменяет ли прием пищи нашу способность воспринимать запахи пищи, и как это происходит.

Для проведения исследования ученые разработали задачу, в которой участникам был представлен запах, представляющий собой смесь пищевого и непищевого запаха (либо “пицца и сосна”, либо “булочка с корицей и кедр” – запахи, которые “хорошо сочетаются” и отличаются друг от друга). Соотношение пищевого и непищевого запаха в каждой смеси варьировалось от чисто пищевого до чисто непищевого. После предъявления смеси участников спрашивали, какой запах преобладает – пищевой или непищевой. Участники выполняли задание дважды в МРТ-сканере: сначала, когда они были голодны, затем после того, как они съели пищу, соответствующую одному из двух запахов.

Параллельно с первой частью эксперимента, проходившей в МРТ-сканере, ученые готовили еду в другой комнате, потому что хотели, чтобы все было свежим, готовым и теплым, чтобы участник съел как можно больше, пока не насытится.

Затем команда вычислила, сколько запаха пищи должно быть в смеси в каждой сессии, чтобы участник воспринимал запах пищи как доминирующий. Команда обнаружила, что когда участники были голодны, им требовался меньший процент пищевого запаха в смеси, чтобы воспринимать его как доминирующий – например, голодный участник может потребовать 50-процентную смесь булочки с корицей и кедра, когда он голоден, но 80-процентную, когда он наелся булочек с корицей. С помощью визуализации мозга команда предоставила дополнительные доказательства гипотезы. Сканирование мозга с помощью МРТ показало параллельное изменение, происходящее в той части мозга, которая обрабатывает запахи после еды. Реакция мозга на запах, соответствующий еде, была менее “пищевой”, чем реакция на запах, не соответствующий еде.

«После еды обонятельная кора уже не так сильно представляла запахи, соответствующие еде, как запахи пищи, поэтому адаптация, по-видимому, происходит на относительно ранних этапах обработки», – сказал Кант.

Источник 


Чувствовать себя моложе

старость и молодостьПродолжая вчерашнюю тему. Исследователи из Университета города Эксетер (the University of Exeter), Великобритания, задействовали 68 пожилых людей, (35 из них были женщинами), со средним возрастом 65 лет и средним временем обучения 12 лет. Сначала все участники прошли тестирование, включающее Mini Mental State Examination (MMSE; Folstein, Folstein, & McHugh, 1975). Это тест очень часто используется в исследованиях для оценки когнитивных способностей человека, потому что он чувствителен к ранним признакам деменции.

После этого началось самое интересное: создав две группы, экспериментаторы случайным образом распределили участников. Первой группе сказали, что исследование проводится с целью понимания самоопределения среди людей от 40 до 70 лет, и человек находится в более «старой» части этого интервала. Другим – что группа возрастом от 60 до 90 лет, и он находится в «молодой» части этого интервала.

Вторая манипуляция заключалась в том, что, разбив всех опять на две группы, одним предложили прочитать статью, которая якобы будет напечатана в журнале по проблемам старения. Статья называлась «Память и пожилой человек», и в ней говорилось, что с возрастом память ухудшается. В другом варианте статья называлась «Способности и пожилой человек», в которой говорилось об ухудшении мышления вообще, а именно о концентрации, принятии решений, решении проблем и прочее; о памяти не было ни слова.

Затем всем предложили себя оценить – чувствуют ли они себя моложе или старше других участников по шкале от 1 до 5 (1 – моложе, 5 – старше). И после этой оценки всех стали тестировать на память, и снова на когнитивные способности, но уже другим тестом – The Addenbrooke’s Cognitive Examination-Revised (ACE-R, Mioshi, Dawson, Mitchell, Arnold & Hodges, 2006), также чувствительным к признакам ухудшения когнитивных способностей.

И оказалось, что:

  • Лучше всех результаты были в тестах у тех, кто был в «молодой» группе.
  • Люди из группы «старых», кто читал статью про ухудшение памяти, сдали тест на память хуже всех.
  • Те, кто оказался в «старой» группе и читал статью об общем ухудшении когнитивных способностей, в 70% случаях получили, по результатам теста ACE-R, признаки слабоумия, в сравнении с 14% людей из других групп.

Влияние самоопределения на результаты теста на деменцию ACE-RЕсли человек самоопределяется как старый, риск определения у него признаков слабоумия вырастает значительно, на 400%. Говоря попросту, это феноменально значительный психологический эффект. Исследование показывает с такой очевидностью, что определение ухудшения когнитивных способностей и состояние самих способностей – вещи разные, и главным фактором является самоощущение человека. Это не значит, к сожалению, что наше самоощущение и есть наш возраст, но, как видите, рациональное зерно в использовании стратегий, о которых мы говорили вчера, все же есть. Таким образом, чувствовать себя моложе своих лет – весьма и весьма оптимальная стратегия, а не просто лукавство и самообман.

Haslam, C., Morton, T. A., Haslam, S. A., Varnes, L., Graham, R., & Gamaz, L. (2012).“When the age is in, the wit is out”: Age-related self-categorization and deficit expectations reduce performance on clinical tests used in dementia assessment. Psychology and Aging. Advance online publication. doi: 10.1037/a0027754.

Folstein, M. F., Folstein, S. E., & McHugh, S. H. 1975). “Mini-mental state.” A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research, 12, 189–198. doi:10.1016/0022-3956(75)90026-6.

Mioshi, E., Dawson, K., Mitchell, J., Arnold, R., & Hodges, J. R. (2006). The Addenbrooke’s Cognitive Examination Revised (ACE-R): A brief cognitive test battery for dementia screening. International Journal of Geriatric Psychiatry, 21, 1078–1085. doi:10.1002/gps.1610.


Молодые душой

база данных с лицами людейНаряду с полом и расой, возраст является основной характеристикой человека по социальному определению. Но, в отличие от них, чем больше у нас становится возраст, тем меньше нам это нравится. Пожилой возраст в нашем обществе считается негативной характеристикой. Стереотипы и ожидания относительно пожилого возраста касаются потери физических, умственных и социальных возможностей.

Из психологии принятия решений мы знаем о своей крайней чувствительности к потерям, и мы стараемся их избегать, сильнее, чем стремимся что-то приобрести (Kahneman & Tversky, 1979). И эмпирические исследования показывают, что с возрастом, мы, в норме, все сильнее мотивируем себя на действия, сохраняющие нашу функциональность и предотвращающие ее потери. Кроме этого, мы склонны иметь положительный образ самих себя, потому что иначе жить очень тяжело. И когда окружающий мир кричит со всех сторон человеку о его возрасте, указывая на все растущую с каждым годом ограниченность и ущербность, человек, естественно, старается избегать этого. И для этого у нас есть свои методы и стратегии. Самая простая – сравнение. Человек с удовольствием сравнивает себя с однолетками, которые выглядят хуже, и «убеждается», что он гораздо лучше и моложе своих сверстников. Это позволяет ему подвинуться к более молодой по возрасту группе.

Недавний эксперимент швейцарских ученых исследовал как раз такие  характеристики поведения (Weiss & Freund, 2012). 78 пожилых человека, возрастом от 65 до 83 лет, 68% женщин, были разбиты на три группы, в зависимости от информации, которую им подавали в качестве независимой переменной. Им давали тест с вопросами, вроде «Вероятность возникновения слабоумия возрастает с 60-ти летнего возраста, увеличиваясь каждые 5 лет. Как много людей 90 и более лет болеют слабоумием? А) одна треть, Б) половина, В) одна пятая». Пример – из группы получения негативной информации, а в других группах давали вопросы позитивного или нейтрального характера. Сам характер подачи вопросов был сделан так, что участники не догадывались о такой манипуляции их сознанием.

Затем всем были показаны на мониторе компьютера слайды, на каждом 2 фотографии – одна старого человека, другая – среднего возраста. Слайд показывался на протяжении 500 миллисекунд, и участникам предлагалось смотреть на это так же, как они смотрят, например, журнал. Информация о движении и фиксации глаз записывалась ай-тракером.

И вот что выяснилось:

  • Негативная информация действовала на людей сильнее, чем нейтральная или позитивная.
  • Люди негативно относились к своему возрасту, когда им напоминали о нехороших последствия старения.
  • И эта информация отражалась в движениях и фиксациях глаз – чем больше человеку напоминали о негативных последствиях возраста, тем больше он предпочитал и дольше смотрел на более молодые лица.

Это защитное поведение, таким образом, работает так: контраст себя со сверстниками или более старыми людьми в подтверждение больших положительных отличий у себя, и предпочтение более молодой по возрасту группы, в поисках и нахождении сходства с ней.

Поскольку и воздействие было подсознательным, и движения глаз тоже не особо осознаваемый процесс, мы имеем дело с подсознательной защитной функцией. Я думаю, что его роль не только в создании положительного образа себя, который создается такой стратегией, безусловно, но должно быть и еще что-то, еще более ценное, надеюсь. Но что это может быть, насколько существенно и как измерять – вот это интересно и надо выяснять.

Кстати, правильный ответ на вопрос относительно слабоумия: а).

Kahneman, D., & Tversky, A. (1979). Prospect theory: Ananalysis of decisions under risk. Econometrica, 47, 263–291. doi:10.2307/1914185.

Weiss, D., & Freund, A. M. (2012). Still young at heart: Negative age-related information motivates distancing from same-aged people. [doi:10.1037/a0024819]. Psychology and Aging, 27(1), 173-180.

Фото: XM2VTSDB