Св. Августин, в своей автобиографии «Исповедь», написанной в конце 4 века н.э., пишет, как он просто обалдел, когда увидел, как миланский епископ Амвросий Медиоланский читает книгу, но не вслух, и его губы даже не шевелятся! Это было похоже на чудо. В те времена чтец медленно водил пальцем по строчкам и проговаривал всё вслух как первоклассник. Потребовалось еще 500 лет, чтобы чтение про себя стало нормой.
Tag Archives: чтение
Прочитай книжку, стань лучше
Представьте себе, но после прочтения короткого рассказа, например, «Хамелеон» Антона Чехова, вы на какое-то время начинаете чуть лучше понимать людей. Таковы результаты исследования ученых из New School for Social Research в Нью-Йорке, опубликованного в журнале Science.
Способность понимать чувства другого и на основе этого строить социальные отношения в психологии описывается как теория разума. Теорией это называется потому, что у нас нет прямого доступа к психике другого человека, мы только предполагаем, что он может думать и чувствовать так же, как и мы. Исследователи различают два вида теории разума: эмоциональную – способность замечать и понимать эмоции других, и когнитивную, то есть предположения об убеждениях и намерениях других. Обычно это называют одним словом: эмпатия.
Родители интуитивно учат детей этой теории, когда спрашивают: «Как ты думаешь, ей понравилось то, как ты себя повела»? Человечество, впрочем, создало культурные практики для развития этих способностей, и одна из них – художественная литература.
В серии из пяти экспериментов психологи как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (по размеру как «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) как «серьезной» художественной литературы – классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы, так популярного чтения и научно-популярной тематики.
Сразу после прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Например, один из тестов, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий людей, но только региона с глазами, где требуется правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Это тест кажется настолько простым, что непонятно, как можно не увидеть очевидную эмоцию девушки на фото, но результаты иногда разочаровывают.
Пример:
Слова, описывающие состояние девушки: задумчивая (правильный ответ), раздраженная, ошеломленная, нетерпеливая
Другой тест был на узнаваемость писателей — из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы, потому что даже если вы не читали какого-то писателя, то могли о нем слышать.
Результаты показали, что даже после краткого, 3-5 минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Причем она повышалась после текста с хорошей литературой, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.
Поразительный по своей убедительности факт: чем больше писателей из списка мог определять человек, тем лучше он различал эмоции!
Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьёзной литературе, что делает такие изменения за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов было в тексте, тем выше были оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе. Но это не главная характеристика, а указание на то, что есть что-то несравненно привлекательное, что мы ищем и находим в ней, несмотря даже на негативные слова.
Ученые задали вопрос, как долго длится эффект после столь короткого чтения, и почти ответили на него, обнаружив зависимость между лучшим узнаванием писателей и правильным определением эмоций.
Это отнюдь не первое исследование, обнаружившее связь между литературой и эмпатией. Широкое освещение его в прессе, — дело рук людей, которые сами много читают, в попытках объяснить другим и себе, что чтение – не простое времяпрепровождение, а полезное важное занятие.
Лаборатория Мара в Университете Йорка в Канаде уже на протяжение многих лет занимается этими вопросами. Работы показали, что, вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя», люди, которые много читают художественной литературы, имеют вполне достаточное количество социальных связей, с людьми, с которыми у них вполне здоровые отношения. Иными словами, они не страдают от одиночества. С социальным общением есть отчасти проблемы у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Лекарство для них простое – надо читать хорошую художественную литературу. Не все жанры одинаково хороши. Так, романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.
Свой вклад в понимание воздействия литературы продолжает вносить нейропсихология. Так, в одном исследовании испанских ученых было показано, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например, «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируется так, словно мы на самом деле почувствовали запах!
Метафоры, например, «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки» активируют осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.
Французские учёные показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно – если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.
Чтение хорошей литературы захватывает воображение и неизбежно вызывает мультимодальную симуляцию мозга. Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные, так, словно происходят на самом деле, с читателем. Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности, или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, — самая лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют «забраться» в голову другого человека, или посмотреть на мир «глазами бога», или пережить то, что в действительности невозможно. Как правильно заметил какой-то писатель, книги дают возможность прожить тысячи ситуаций и сотни жизней, а тот, кто не читает, ограничивает себя лишь одной.
Эта уникальная возможность уже осознана и применяется. Так, есть программы чтения для трудных подростков, или матерей-одиночек. Литература призывается для увеличения сочувствия у врачей и для заключенных. У людей развиваются социальные навыки, они легче начинают понимать других, и, как следствие, лучше адаптируются в мире.
В шести экспериментах американских ученых выяснились любопытные детали влияния литературы. Например, важным оказывается глубина погружения в историю. Иногда надо забыть про себя, про свою личность, чтобы это сделать, и выяснилось, например, что чтение книги перед зеркалом мешает полноценно погрузиться в произведение.
История от первого лица героя, который в чем-то похож на читателя, помогает лучше принять переживания героя. Это ведет к реальным изменениям в поведении – история про парня из вашего университета, который пошел на выборы, убеждала сделать то же самое, когда была написана от первого лица в 65% случаях, против 29% если герой был из другого университета. Еще один эксперимент показал, что после прочтения душевной истории эмпатия также проявилась в поведении: когда экспериментатор «случайно» ронял карандаши, люди после душевной рассказа помогали гораздо чаще,
Студентам предлагали тексты, где герой был черным или геем. Истории отличались только местом в тексте, когда это обнаруживалось. Если читатель узнавал о расе или ориентации героя ближе к концу, то уровень погружения и сопереживания был выше. Когда это выяснялось в самом начале, то возникало некое отторжение. То есть, если вы хотите, чтобы чтение увлекло вас так, что вы потеряете отсчет времени, то читайте книги, где герои одной с вами расы, пола и сексуальной ориентации. Но таким образом вы наверняка пропустите немало прекрасных книг, а читать о других, непохожих на нас людей – стоит. Задача писателя в этом случае писать о непохожих на читателя людях от третьего лица.
Она из причин, почему дети, попробовав читать, бросают, возможно, именно в этом – им попадались книжки с героями, не похожими на них, а повествование велось от первого лица. Одна-две такие книжки, и интерес пропадает.
Только сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, что есть такое – хорошая литература – феномен, который, на первый взгляд, с эволюционной точки зрения, выглядящий бесполезным и непрактичным.
Литература создает образ справедливого мира, где добро чаще всего побеждает. Но мы же знаем, что мир несправедлив, так почему мы позволяем себя обманывать, снова и снова? Хорошая литература продвигает общечеловеческие ценности, и помогает их понять и принять, и ей это всегда удается, вот уже тысячи лет. Ни у кого не возникает сомнений, кто герой, а кто злодей в книгах: даже самые закоренелые преступники считают злодеем профессора Мориарти, или индейца Джо, а героем — Шерлока Холмса, или Тома Сойера. Нам, конечно, могут нравиться герои типа Крестного отца, или Декстера, но мы знаем, что они никогда не будут счастливо жить до старости.
Достаточно посмотреть на список ста самых влиятельных на свете людей, которые никогда не жили, чтобы увидеть, сколько там литературных героев. Это они, Гамлет и Робин Гуд, Дон Кихот и Микки Маус, Робинзон Крузо и Карлсон, повлияли на жизни миллионов людей, причем только в лучшую сторону.
Поразительно, но именно художественная литература убеждает нас сильнее, нежели специально продуманные тексты с железными аргументами, призывами и мотивациями! Книга «Хижина дяди Тома» сыграла свою роль в убеждении множества американцев накануне Гражданской войны, что черные – тоже люди, а рабство – отвратительное явление.
Художественная литература – маркер социального класса. Человек, который прочитал хорошие произведения и наслаждался ими во время чтения – в самом деле, стал лучше и благороднее. Это отражается во всех сферах жизни: в семье и с друзьями, в карьере и общественной жизни. Было показано, что эмпатия, воспитываемая литературой, развивает креативность, увеличивает производительность труда.
Эмпатия, как это не покажется странным, чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Журнал Forbes периодически упоминает об эмпатии, как о необходимом качестве успешного предпринимателя.
А теперь — самое время выбрать хорошую книгу и начать ее читать, зная теперь, что получаешь не только удовольствие, но делаешь себя, а значит, и окружающий мир лучше, человечнее и добрее.
Быстро и немедленно!
Вы смотрите на центр экрана монитора, а логотипы шести сетей быстрого питания (McDonald’s, KFC, Subway, Taco, Burger King, и Wendy’s) возникают в углах экрана. Они появляются на очень короткое время, и замаскированы так, что вы сознательно не можете их видеть. Сублиминальное восприятие, в чистом виде. И что с вами происходит, как вы думаете? Вы полагаете, вам захочется гамбургер? Нет, после того как все логотипы промелькнули, вам предлагают прочитать текст, и скорость чтения у вас возрастает в 1,2 раза! Это довольно хороший результат, даже для курсов скорочтения, достигнутый, однако, всего лишь минутным созерцанием экрана. Почему так происходит?
Именно такие вопросы поставили перед собой исследователи из университета Торонто, в Канаде (Zhong & DeVoe, 2010). Вообще, считается, что рестораны быстрого питания олицетворяют концепцию экономии времени, энергичной и быстрой, насыщенной калориями еды, а логотипы таких ресторанов, соответственно, вызывают к жизни эту концепцию в нашем поведении, и мы становимся нетерпеливыми. Нетерпеливость измеряется в психометрике несколькими шкалами, но одним из постоянных атрибутов этих измерений является скорость – ходьбы, еды, и любых других действий, в том числе, и чтения.
В другом эксперименте, с аналогичным дизайном, людей просили оценить финансовую проблему, весьма популярную в психологии – получить 3 доллара здесь и сейчас, или, скажем 3,50 или 7 долларов через неделю. Выбор того, что они могут получить через неделю, был представлен весьма большой, и логарифмически выверен, с тем, чтобы оценить желание немедленного удовлетворения против выверенного расчета для максимальной прибыли в будущем. И оказалось, что концепция фаст-фуда, кроме экономии времени, вызывает в нас желание получить вознаграждение здесь и сейчас, и меньше думать о том, что можно получить позже. Иными словами, концепция быстрого питания увеличивает вероятность принятия нами невыгодных финансовых решений.
В еще одном эксперименте участников спросили просто вспомнить о том, когда последний раз они были в ресторанах быстрого питания, а затем – заполнить маркетинговый опрос. На самом деле, в этом опросе были представлены продукты, которые экономят время (типа шампуня 2 в 1, мощнейшего очистителя, крем для кожи 3 в 1, и др.) и обычные версии таких же продуктов. В соответствии с гипотезой, люди выбирали товары, которые действительно соединяют в себе несколько элементов, и как считается, экономят время. Таким образом, даже наша мысль о фаст-фуде вызывает у нас желание поскорее доделать что-то, что вы делаете.
Да вы и сами, наверняка, обращали внимание на то, как становитесь нетерпеливыми в таких заведениях – вам кажется, что работники тащатся как сонные, а заказ приходится ожидать бесконечно долго. Это естественно, ведь рестораны быстрого питания сами приучили нас к тому, чтобы мы получали свою еду практически мгновенно. Помните эти басни насчет обслуживания за 30 секунд?
Теперь, когда вы увидите логотип какого-то ресторана быстрого питания, или даже подумаете о таком месте сейчас, у вас появляется чуть больше нетерпения, и чуть больше желания немедленного вознаграждения. И кто знает, как важное решение, о котором вы думали несколько дней, изменило свой курс после того как вы проехали мимо фаст-фуд ресторана, и увидели отражение золотых дуг в луже после дождя…
Zhong, C. B., & DeVoe, S. E. (2010). You are how you eat: Fast food and impatience. Psychological Science, 21(5), 619-622.