Tag Archives: eye-tracking

Сало как моральный императив

бутерброд с саломВчера при проведении ай-трекингового исследования была использована вот эта совершенно чудная (я выдаю себя) картинка. Была идея проверить пару гипотез о том, как люди смотрят на еду. Как обычно бывает в исследованиях, обнаружилась совершенно неожиданная вещь!

Эта картинка смогла выявлять проклятых москалей! Да, именно так, несмотря на то, что картинка-то, скорее всего, из немецкого фотостока. Проклятые москали смотрят совершено иначе на сало, чем другие, не проклятые и не москали.

Фактически, по движениям и фиксациям глаз человека можно было с высокой вероятностью сказать, как человек относится к тому, что происходит сегодня в Украине – любит он Януковича или симпатизирует Майдану.

различия при просмотре картинки
Я не буду раскрывать деталей анализа, но даже по этой картинке человек с тонкой душевной организацией и сам увидит разницу.

Что делать с этим открытием – вот вопрос.


Разгадка NN и люди Х

модифицированная фотографияПродолжение триллера, начало здесь.

При показе одной хорошей и необычной фотографии, с целью узнать, на что будут смотреть люди, выяснилась любопытная вещь – значительная часть внимания была сосредоточена на одной девушке. Были высказаны предположения, чем это можно объяснить. Одна из гипотез касалась яркого банта на ее груди, и это можно было протестировать. Когда представилась возможность, я проверил этот вариант, убрав у девушки зеленый бант (фото в начале статьи, кликабельно).

Вот увеличение — слева оригинал, справа — модификация:
сравнение двух версийВ тестировании приняло участие 15 человек (5 мужчин и 10 женщин), возрастом от 23 до 49 лет, (средний возраст 33 года). Меньше на пять человек, чем в предыдущем, но это не так важно. Все остальные условия просмотра, в том числе, разрешение изображений и размер экрана монитора, были одинаковы.

Тепловые карты выставлялись с различными фильтрами, и как видите, иногда это расставляет акценты несколько иначе. Смотрите, что получилось:
тепловая карта просмотра, фильтр одинтепловая карта просмотра, фильтр дватепловая карта просмотра, фильтр триДля сравнения, тепловая карта оригинала (справа) и модифицированной фотографии:
сравнение двух тепловых картТеперь наша девушка уже вовсе не так привлекательна для глаз. Внимание уходит чуть ниже, на другую женщину с бантом. Новая женщина, с кисловатым выражением лица и с фиолетовым бантом, привлекает внимание, хотя и не так много, как первая – возможно, из-за темного по цвету банта и расположения подальше от центра. Это вновь подтверждает тезис о том, что если женщина хочет быть привлекательной для глаз, в буквальном смысле, стоит озаботиться яркими/контрастными аксессуарами, и располагаться максимально близко к центру.

На этом можно было бы и закончить эту историю, которая так просто разрешилась. Однако если вы заметили, один из очагов внимания ушел к мужчинам, и рядом с центром очага сидит вот этот человек:человек в очкахКак видите, ему удается оставаться почти незамеченным, даже если смотреть на него в упор – центр одного из очагов внимания рядом с ним, но не на нем! Никто из респондентов его не замечал и не отмечал ничего необычного. Конечно, кто-то скажет, что это просто отражение света или неба в очках, но мы же не настолько наивны, чтобы поверить в эту версию! Перед нами, очевидно, на выбор: либо сверхчеловек, который по неосторожности не затушил свои суперглаза-лазеры, либо северокорейский аналог гугл-очков. Другие мужчины, если посмотреть, были более предусмотрительны. Мы видим, как мужчина отшатнулся, в последний момент осознав, что его сфотографировали, но сохранил самообладание, чтобы не смутиться.

Ким Чен Ын, хорошая попытка, но мы тебя раскусили – девушка с бантом специально была посажена так, чтобы отвлечь наше внимание. Но что может противостоять научному мышлению, ай-трекеру и трем бокалам гоанского рома?


Смотрим на фотографии. Часть 2

Фотография Брессона на выставкеПервая часть здесь. Сегодня мы посмотрим на три фотографии Анри Картье-Брессона, бесспорно великого фотографа. «Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», — писал он» (цитата РИА Новости).

Первая — «Воскресный пикник на берегу Марны», 1938 год. На фото в начале — как выглядит эта фотография на выставке (фото отсюда).
Henri Cartier-Bresson-MarneКогда я смотрел на фотографию, мое внимание было обращено на лица, руки, и еду (ну, так мне казалось), и я едва замечал нагромождения на реке. Но совсем не так повели себя участники исследования, как показывает ай-трекер. Что это за интерес к лодкам с расставленным удочками?
тепловая карта фотографии Картье-БрессонаМожет быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Тепловые карты для мужчин и женщинОтличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Карта саккад:
Пикник на Марне, карта саккадНеожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.

Следующая фотография — Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 г.
Дассау, фото Картье-БрессонаВ том году «Анри Картье-Брессон сделал своей «Лейкой» фотографию, ставшую очередным шедевром фотожурналистики. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. В кадре – молодая бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо» (цитата отсюда).

тепловая карта фотографии Картье-БрессонаЗа 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Обратите внимание на прекрасный паттерн просмотра по четырем точкам  – с фиксациями на трех главных героев сцены и объекте, документах на столе:
карта саккад просмотра фотографииЕсли бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.

Мадрид, 1933 год:
Картье-Брессон, Мадрид, 1933 годНеобычная фотография, и такой же необычный паттерн просмотра:
тепловая карта фотографии Мадридкарта саккад фотографии МадридОкна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Поскольку все три фотографии просматривались в одном исследовании, к меня появилась возможность сравнить количественные данные.

количественные данные просмотра фотографийКак вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Смотрим на фотографии. Часть 1

работа известного фотографа Вермера Бокельберга Продолжаю разгребать фотографии и картины, использованных в ай-трекинговых исследованиях за последнее время. В начале статьи – работа известного фотографа Вермера Бокельберга (Wermer Bokelberg), снятая в 1968 году.
А ниже – результат ай-трекингового исследования, тепловые карты по результатам просмотра 15 людьми (10 мужчин, 5 женщин). Фото показывалось в течение 5 секунд, свободный просмотр. Карты отличаются немного из-за примененных фильтров.

работа фотографа Вермера Бокельберга, тепловая картаМожет ли такая карта движений глаз показать нечто, что объяснит, почему эта фотография так хороша (если она хороша)?
Допустим, женская попа – физиологически привлекательный для взгляда объект, который, как магнит, притягивает взор, и она, к тому же, оказывается в центре композиции. Казалось бы, очевидно, что люди будут смотреть именно туда, куда они смотрели, но это известная ошибка мышления, когда мы прекрасно объясняем ситуацию после того, как все случилось.

Центральный объект вообще всегда притягивает внимание. Мы это видели на примере в статьях Какая попа лучше и Взгляд в центр.
Обратим внимание на карту саккад, быстрых движений глаз, отфильтрованную, чтобы показать суть. Это, что называется, весьма хороший паттерн просмотра – все внимание привлечено на главный объект, ничего лишнего. Может быть, это ответ – простота просмотра и понимания?

саккады просмотра фотографии
Но обратимся к более простому примеру, из другого исследования, 15 человек (все женщины), также 5 секунд свободного просмотра:

лист конопли, тепловая картаВообще красота, прекрасное творение природы, симметрия, простота и сложность одновременно, наполненность символизмом, даже у людей, никогда не имевших интимной близости с растением.
Карта саккад тоже показывает гармонию:

саккады на листе коноплиА тут вообще инфернальная красота — применение разных фильтров:

красота природыкрасота простого листочкаИтак, что мы из этого можем извлечь: вероятно, одиночные объекты в центре композиции будут восприниматься предсказуемо. Это стоит проверить еще с несколькими объектами, в дальнейших исследованиях. Ни паттерн просмотра, ни тепловая карта, впрочем, не скажут о эстетических свойствах объекта и работы, на которой объект запечатлен. Надо менять дизайн исследования и уходить глубже в статистику, то есть подсчитывать различия в фиксациях, длине саккад и тому подобному.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Загадка NN

фотография Ильи Питалева: Торжественное собрание участников Народной армии КНДР на стадионе имени Ким Ир Сена в честь 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне, в апреле 2012 годаВыше – фотография Ильи Питалева: Торжественное собрание участников Народной армии КНДР на стадионе имени Ким Ир Сена в честь 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне, в апреле 2012 года. Фотография вошла в шортлист 2013 Sony World Photography Awards. Действительно запоминающаяся, драматичная работа. По клику открывается в полный размер.

Фотография была показана на прошлой неделе 20 участниками исследования, (17 женщин, 3 мужчин), средний возраст 30 лет, на 24 дюймовом мониторе, в хорошем разрешении, в свободном просмотре в течение 5 секунд. Показ был осуществлен в рамках продолжающегося исследования картин и фотографий Как мы смотрим на картины. Эта фотография привлекла внимание своей необычностью — например, отсутствием центрального персонажа, и двумя разными по цветам массивами людей.

Есть идеи, что привлечет ваше (и 20 людей) внимание больше всего, прежде чем вы продолжите читать дальше? Хороший шанс проверить свою интуицию, между прочим :)

Лица людей – реальное пиршество для глаз социального животного, человека. Тут их много, и есть куда посмотреть. Логично было бы предположить массивное сравнивание двух когорт людей – военных и гражданских. Логично было бы увидеть и однородное мимолетное разглядывание большинства лиц.

Посмотрим на тепловую карту. Тепловая карта внимания представляет из себя пространственное распределение фиксаций взглядов. Алгоритм рассчитывает гауссово распределение всех фиксаций в соответствии с их длительностью, значением и нормализует амплитуду. Затем эти расчеты применяют ландшафт распределения к визуальному образцу, используя градиенты цвета. Строго говоря, такая карта показывает куда смотрели респонденты, но не объясняет, почему они туда смотрели. Карты представляют визуальное, простое, и интуитивное представление большого объема данных и важны для первоначального осмотра результатов, и определить основные регионы интереса.
Ниже несколько видов тепловых карт:
тепловая карта вниманиятепловая карта внимания, черно-белаятепловая карта с контрастомПочему молодая женщина с зеленым бантом в традиционной праздничной одежде (чосон-от, если не ошибаюсь) привлекла так много внимания?

Фиксации(желтые точки) и саккады, быстрые движения глаз от одного объекта к другому (желтые линии):
фиксации и саккады рассматривания фотографииЧисло фиксаций взглядов:
число фиксаций взглядов

Как видите, в среднем каждый участник смотрел на девушку два раза.

Да кто ж она такая и почему все её увидели и разглядывали?!
загадочная женщинаМожет быть её лицо выглядит как-то необычно или это уже придумывание причин, и мне это кажется?

Кстати, как быстро вы найдете вы женщину в тёмно-синей одежде? Это еще раз напоминает о том, что если вы женщина и хотите быть привлекательной (для глаза), одевайтесь ярче. Кроме того, быть на периферии снимка в буквальном смысле мешает быть в центре внимания!

Есть тенденция замечать известного или любимого человека в толпе очень быстро, особенно в ситуациях, когда мы ожидаем или хотим это увидеть. Но здесь явно не такая ситуация. Есть тенденция замечать необычное и была бы девушка голой или в костюме клоуна, вопросов  бы не было.

Мое мнение такое: сочетание яркого зеленого банта с розовым цветом платья, в окружении менее яркого фона, молодость, и близость к центру картинки сделали девушку самой привлекательной частью работы. Другая возможность: бант на груди девушки похож на голову кролика (!), а мы склонны замечать животных очень быстро (Когда последний раз вы видели пантеру?). Наконец, еще вариант – это просто артефакт.

Есть у кого-нибудь идеи объяснения или гипотезы, которые можно было бы проверить? Например, фотошопом поменять эту женщину на другую и посмотреть, как изменится просмотр, или что-то подобное? Изучение визуального искусства – дело трудоемкое, но увлекательное.

P.S. Я надеюсь, в Северной Корее мой блог не читают, но на всякий случай хотелось, чтобы женщину после этой статьи не только не расстреляли, а сделали бы ответственным работником индустрии моды этой суровой страны :)


Как вы смотрите, говорит о том, кто вы

интегральная микросхемаНедавно вспомнил и доделал то, что давно лежало в папке. На верхней картинке вы видите фрагмент топологии интегральной микросхемы. Как-то давно уже я показывал ее среди прочих в ходе ай-трекингового исследования. Люди, которые смотрели на нее были, в основном, офисные работники и студенты. При анализе я разбил участников случайным образом на три группы по 6 человек и для каждой создал тепловую карту внимания:
тепловые карты внимания для тех группКуда смотрят люди, которые имеют смутное представление, что видят что-то из области электроники? Они, будучи людьми, смотрят сначала в центр, а будучи грамотными людьми, тут же находят текст, читают его и пытаются понять, ну а затем изучают картинку вдоль и поперек. Чем «горячее» пятно – тем больше фиксаций взглядов делали люди.

А не так давно, добравшись до инженеров, которые такие схемы и создают, показал им эту же картинку, среди прочих. Так же, как и в первой группе, картинка была показана на пять секунд. Тепловая карта просмотра 6-ю инженерами:
тепловая карта внимания при просмотре специалистамиЧто-то они там видели на схеме своими профессиональными взглядами, мне невдомек. Надпись они тоже посмотрели, но не с таким вниманием.
Сидя за вторым монитором и наблюдая за тем, как человек рассматривает какие-то специально подобранные изображения, в течение нескольких секунд, можно с большой долей уверенности определить его профессиональные качества, не задавая ни одного вопроса.

По тому, как именно будет смотреть человек на картинку ниже, можно понять, насколько он понимает хирургию.
аппендоктомияА насколько быстро вы увидите опасность на снимке ниже (происходи это в реальности) будет зависеть и ваша жизнь. Картинка кликабельна.

снайпер в камуфляжеФото места операции аппендицита – сайт.
Фото снайпера в камуфляже — сайт.


Hast du es nicht sehen?

автосимуляторГерманское рекламное агентство Ströer  совместно с маркетинговым исследовательским агентством eye square и Deutsche Telekom AG изучили видимость и запоминаемость рекламы на водителей во время вождения, используя ай-трекер.

1083 водителей поучаствовали в движении по городу в автосимуляторе, все совершаю поездку по одному и тому же маршруту в виртуальном городе. На пути им попадались различного рода рекламные щиты, билборды и вывески.
На самые большие по размеру и с подсветкой билборды водители обратили внимания дольше всего: аж целых 1,6 секунды. Далее, по разным типам рекламы и их размерам цифры: 1,1 секунды, 700 миллисекунд, и 500 миллисекунд.
Данные не удивительны – когда показываешь (используя ай-трекер) рекламное изображение даже бесконечно долгие 5 секунд, видно, как часто есть много лишних и, соответственно, невидимых, элементов. Когда показываешь на 1 секунду — то необходимо большое количество участников, и получаемые данные совсем не нравятся заказчику.

Каждый водитель был в одной из 13 экспериментальных групп, отличающихся плотностью дорожного движения, интересами, разными видами дизайна рекламы и проч. Интересно, что агентство размещало рекламные билборды и вывески соответственно их реальному размещению в реальном городе. Во второй части у водителей брали интервью и оценивали эффект рекламы, которую они видели столь незначительное, казалось бы, время. Много рекламы водители просто не видели, но те, что видели, все же запоминали, и качество запоминания, насколько я понял, коррелировало с длительностью визуального контакта.

Дизайн такого исследования фактически позволяет полноценно протестировать эффективность рекламной компании до начала размещения в реальности.