Tag Archives: романтика

Растаять

Любовь и Продюссер (恋与制作人)

Представьте, что вы – молодая красивая девушка, и вы наследовали семейный бизнес, успешную телевизионную студию развлекательных программ. Вы ее развиваете, и, между делом, знакомитесь с четырьмя молодыми красавчиками (на картинке). Они в вас влюблены, а вы флиртуете с ними, и знакомитесь лучше, вовлекая их в свои телевизионные проекты.

Таков сюжет недавно вышедшей в Китае игры для смарифонов под названием Любовь и Продюссер (恋与制作人). Скачать можно здесь, но она на китайском

Игра сейчас захватывает Китай, у нее уже более миллиона скачиваний, это число стремительно растет, и она берет высоты в рейтингах и позициях.

Женщины, как оказывается, в очередной раз, самозабвенные игроки.  Игра, по сути, — симулятор романтических отношений. Она бесплатная, но предлагает покупки в приложении, и женщины с удовольствием тратят деньги за то, чтобы почувствовать себя красивой, богатой и любимой, и флиртовать с красивыми парнями. Компания-разработчик, Page Games, надеется собрать в первый месяц более 7 миллионов долларов выручки.

В этом мне видится какая-то надежда на то, что все у нас, у людей, будет хорошо.

любовь и продюсер

Перевод: Он внезапно обнял меня за талию и привлек к своей груди. Я прижалась к его телу, которое оказалось таким горячим, что я начала таять.


Красота родных мест

акация Есть гипотеза, которая утверждает, что мы как вид отделились от своих предков в африканской саванне, где и прожили несколько миллионов лет. Мы жили небольшими группами, занимались охотой и собирательством. В соответствии с этой гипотезой, ученые предложили, что именно вид саванны будет казаться нам самым родным и привлекательным.

Ландшафт там выглядел и до сих пор выглядит так:
• Открытые пространства низкорослой травы, перемежающейся кустами и небольшими рощами.
• Наличие признаков воды или видимость ее в прямой видимости.
• Возможность просмотра горизонта как минимум в одном направлении.
• Присутствие животных и птиц.
• Наличие как цветов, так и фруктовых деревьев.

Такой ландшафт позволяет увидеть хищников и других врагов, а также дичь, обеспечивает защиту, питание и воду и создает чувство контроля над пространством. Что интересно, нам это действительно очень нравится.

В одном эксперименте ученые показывали пять видов ландшафта разным возрастным группам (8, 11, 15, 18, 35 лет и люди старше 70) и просили и ответить, какое из увиденных мест они хотели бы посетить или жить. Среди пейзажей были: восточноафриканская саванна, пустыня, тропический, хвойный и лиственный леса. Практически никому не нравилась пустыня, а люди старше 15 лет вызывали предпочтение к лиственным и хвойным лесам.

Самые интересные результаты были получены в группе детей восьми лет: они все предпочитали саванну как для жизни так и для посещения. Они никогда не были в подобных местах, и ученые предполагают, что это запрограммированное в мозге предпочтение. Это предположение называется гипотеза саванны. Как только мы взрослеем, нам начинают нравиться и другие пейзажи, в зависимости от места проживания. Эта гипотеза был подтверждена и в других экспериментах. Гипотеза саванны, возможно, — самая романтичная гипотеза в науке, потому что пытается ответить на один из самых интригующих смыслов нашей жизни – поиска своего места, своего дома и желания вернуться к своим корням.

Ученые пошли дальше, и выяснили, что нам также нравится совершенно определенный вид деревьев, именно тот, которые типичны для саванны. Обратите внимание на японские сады. Это – зонтичная акация (Acacia tortilis), дерево, которое вы видели на уроках географии в школе, в фильмах или даже в своих снах. Она — на фото в начале статьи.

Само наличие дерева – индикатор красоты и пригодности: если вы видите растущую акацию, это означает, что в этом месте есть всё, что нужно человеку для жизни.

Наши критерии красоты лица и тела человека, вероятно, запрограммированы. Такая же ситуация и с предпочитаемыми ландшафтами. Когда мы смотри на красивого человека или ландшафт, наш мозг показывает активацию одинаковых регионов. Если в человека нам нравятся большие глаза, полные губы и тонкая талия, то в ландшафте – обещание всех необходимых ресурсов, предсказуемость и свобода. Это позволяет выжить, и эволюция сказала нам, что если это помогает жить и продолжать свой род, то это красиво. Когда мы взрослеем и окунаемся в современную жизнь, эта программа в нашем мозге отчасти корректируется.

Так же, как мы начали заниматься улучшением своего вида с помощью парикмахерского и портновского искусства, косметики, и пластических операций, мы стремимся сделать красивее и среду, в которой мы живем. Обратите внимание, как японские садовники, в погоне за высоким эстетизмом, создают формы деревьев, которые похожи на деревья саванны – места, которого они никогда не видели!

Сады и цветы создают для нас атмосферу богатства природы, которое обещает нам все лучшее, чтобы мы жили, любили и продолжали свой род. Красота – это жизнь, а жизнь – красота.

PS. А у меня, как случайно выяснилось, просто сносит крышу от вида сельской местности южной Англии. Первый раз я заметил это еще в 90-х годах, а позже еще несколько раз ощутил это же — вот стоишь на дороге, смотришь на поля, луга и леса, и чувствуешь себя, как будто вернулся наконец-то домой после столетней разлуки. Последний раз вот стоял и думал: «да что ж это такое-то, твою мать?» Ни российский, ни средиземноморский ландшафт такого эффекта не производит. Странно.

Balling, J. D., & Falk, J. H. Development of visual preference for natural environments. Environment and Behavior, 1982. 14(1): pp. 5–28.

Chatterjee, A. (2014).The aesthetic brain: how we evolved to desire beauty and enjoy art. New York:Oxford University Press.

Han, K. T. An exploration of relationships among the responses to natural scenes: Scenic beauty, preference, and restoration. Environment and Behavior, 2010. 42(2): pp. 243–270.

Heerwagen, J. H., & Orians, G. H. Humans, habitats, and aesthetics. In The Biophilia Hypothesis S. R. Kellert & E. O. Wilson (Eds.). 1995, Washinton, DC: Island Press.

Kaplan, R., & Kaplan, S. (1989). The Experience of Nature: A Psychological Perspective, New York: Cambridge University Press.

Orians, G. H., & Heerwagen, J. H. Evolved responses to landscapes. In The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture, J. H. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.). 1992, : New York: Oxford University Press, pp. 555–580.

Synek, E., & Grammer. K. (1998). Evolutionary Aesthetics: Visual Complexity and the Development of Landscape Preference.


Хочешь любви? Одевайся!

похотьНа медиа-сайтах тут и там появились заметки про недавно опубликованное исследование (Bolmont, Cacioppo, & Cacioppo, 2014) с заголовками вроде Разница между любовью и похотью видна на глаз  или
Is That a Look of Love, or Lust? Science Has the Answer.

Поскольку ученые использовали ай-трекер, меня это заинтересовало еще больше. Пара ведущих авторов – супруги Джон и Стефани Качиоппо (Cacioppo), из Университета в Чикаго, возможно, хотят стать новыми Мастерс и Джонсон. Пресса им в этом помогает, подавая исследование как факт, что ученые обнаружили разницу между любовью и похотью, в том, как люди на это смотрят. Вот как: когда мы чувствуем любовь – мы больше смотрим на лицо, а когда сексуальное желание – на тело.

В первой части участникам показывали черно-белые фотографии, и они должны были нажатием соответствующих клавиш ответить, как можно быстрее и точнее, что изображает фотография – любовь или сексуальное желание. Эти решения использовались позже, для оценки данных просмотра этим же участником.

Вторая часть задания была отделена по времени, и людям требовалось ответить на этот же вопрос про себя (любовь или похоть), не совершая никаких движений рук, чтобы не отвлекаться от просмотра; за движениями и фиксациями их глаз следил ай-трекер.

Было отобрано 200 фотографий, и как пишут авторы, все без наготы и эротизма. Фото в начале статьи – одно из этого набора, и согласно исследованию, вы должны были оценить ее как изображающее сексуальное желание, и вы должны были посмотреть на тела мужчины и женщины. Я не могу посмотреть весь этот набор, нет доступа к базе данных Гарвардского Университета, но думаю, что вот эти четыре образца, опубликованные в статье, каким-то образом представляют и остальные.

Во что обнаружили ученые:
тепловые карты просмотра
детали просмотраКак мы видим, на графиках слева, при просмотре изображений, изображающих романтическую любовь и число взглядов (фиксаций) и их длительность на лицо существенно больше, чем на тело, а при сексуальном желании – наоборот.

Вы не замечаете случайно разницу между верхними и нижними фотографиями? Верхние оценивались людьми как любовь, а нижние – как похоть.

Авторы замечают, что исследование показывает потенциал нахождения биомаркеров, позволяющих отличать похоть от любви, что могло бы помочь, например, в семейной терапии, для пар, надо полагать, которые запутались, где у них что. Потенциал, безусловно, есть, но сделало ли это исследование какой-то существенный прорыв в том направлении?
Что изменилось бы, если участникам надо было как можно быстрее решать – одеты люди на фотографии или раздеты: может мы получили бы точно такие же результаты?

Либо они подобрали совсем неудачный пример фотографий для публикации, причем сами, либо они плохо подготовили стимулы (фотографии). Во всяком случае, я знаю, как иногда невероятно тщательно отбирают наборы, замеряя  площади, занимаемые на фото лицами и телами, сводя освещенность к одним значениям, и прочее, прочее. В этой статье я такого педантизма не нашел.

Да, люди смотрят на соответствующие объекты, чтобы их категоризировать, и для того чтобы решить, одет ли человек, нам приходится смотреть на его тело. Получается, что если любишь человека – такие мелочи не замечаешь, смотришь ему только в лицо. Только в глаза — даже если она уже готова снять трусики (как на фото в начале).

Авторы пишут: «можно представить любовь и похоть как регионы на спектре, простирающемся от интегративной репрезентации аффективных телесных и висцеральных ощущений (похоть) к более абстрактной и интеллектуальной репрезентации чувств, включающих механизм ожидания вознаграждения и обучения привычкам (любовь)» (Bolmont, Cacioppo, & Cacioppo, 2014, стр. 7).

А я вижу по этому исследованию, что любовь и похоть отличаются здесь только степенью оголения тел и показом движений, нацеленных на оголение. Разделась парочка и давай смотреть на тела друг друга – значит у них похоть. Оделись – и всё, только романтическая любовь.

Bolmont, M., Cacioppo, J. T., & Cacioppo, S. (2014). Love is in the gaze: An eye-tracking study of love and sexual desire. Psychological Science. doi: 10.1177/0956797614539706.


Рыцарь на белом коне, и с немытыми руками

крестоносецЛюбопытное исследование провели Эвилена Анастасиу и Пирз Митчелл из факультета антропологии и археологии Кембриджского университета. В руинах крепости Саранта Колонес (в переводе с греческого: сорок колонн) в Пафосе, на Кипре, они взяли образцы какашек из туалета.

В 1191 году корабль с Беренгарией Наварской, невестой английского короля Ричарда I Львиное Сердце, и его сестрой Джоаной, потерпели кораблекрушение у берегов Кипра, и оказались в руках короля Исаака Комненоса. Узнав об этом, в мае 1191 года, в ходе третьего Крестового похода, Ричард захватил остров, но вскоре продал его ордену Тамплиеров. Против них поднялось кровавое восстание, и они вернули остров Ричарду, который в мае 1192 года продал его королю Иерусалима Гаю де Лузиньяну, передавшему управление своего старшему брату, в последствии королю Кипра Амалрику I. Вот в эти времена кто-то из них и отдал приказ строить замок Саранта Колонес. Сколько продолжалось строительство — точно неизвестно, но в 1222 он был разрушен землетрясением и уже не восстанавливался с тех пор.

Фактически, замок использовался меньше 30 лет, и в этой связи представляет интерес как возможность изучить гигиенические условия и здоровье крестоносцев. В руинах остались несколько туалетов, и исследователи взяли образцы в одном из них. Ниже, на фото — этот туалет, построенный более чем 800 лет назад, как он выглядит сегодня.

туалет в замке Саранта КолонесПонятно, что несмотря на то, что замок был разрушен, туалетами могли воспользоваться и пастухи и прочие прохожие, но все же место осталось не загаженным. Во-первых, то что мы видим сегодня — результат раскопок археологами в 1960-80 годах, а туалеты вполне могли быть недоступными из-за завалов все прошедшие сотни лет. Во-вторых, до недавнего времени было убеждение, что это развалины храма, и только исследование 1957 года показало, что это замок: люди все же предпочитают не ходить по большому в таких местах. Там реально всё очень даже неплохо — я был на развалинах и видел состояние туалетов. Вот я там стою:

Саранта Колонес, ПафосАрхеологи очистили землю в выгребной яме туалета, и взяли образцы как с поверхности, так и с глубины 10 сантиметров. В результате анализа выяснилось следующее:

  • Паразитарный стресс в те времена был велик: были обнаружены яйца T. trichiura (круглый глист власоглав) и A. umbricoides (аскарида). Гигиена в те времена была не очень хорошая. Хотя, к слову, оба этих паразита — пожалуй, самые распространенные и в наше время.
  • Контрольный образец почвы оказался негативным — означая, что паразиты действительно той эпохи, а не привнесены в более позднее время.
  • Это оказались действительно испражнения человека: была вероятность того, что в дырку могли сливать экскременты домашних животных.
  • Расположение туалета практически в центре замка говорит, что, с большой вероятностью, им могли пользоваться только европейцы, крестоносцы, но не наемные местные жители. Крестоносцы вполне могли привезти этих глистов на Кипр с собой. С другой стороны, эти же паразиты были найдены при раскопках на Кипре в других местах, в Хирокитии и Шилурокомбосе, а это эпоха докерамического неолита A (7-8 тыс. лет до нашей эры). Только будущие исследования могут сравнить образцы и ответить на этот вопрос.
  • Паразитарная нагрузка на человека сама по себе опасна — паразиты перехватывают нужные организму человека витамины и другие вещества, снижая эффективность иммунной системы и повышая вероятность серьезными заболеваниями. Смертельно опасно это становится в периоды засухи и голода, когда паразиты вступают в яростную борьбу за выживание с хозяином за ограниченные ресурсы. Один из авторов исследования, Пирз Митчелл, является специалистом по средневековой медицине в ходе Крестовых походов, отмечает, что у крестоносцев 15-20% знати погибали от ран, полученных в сражениях, и такое же число — от инфекционных заболеваний и плохого питания. Что происходило с простыми солдатами записей не вели, но можно представить, что было всё похуже (Mitchell, 2004).

Как ни цинично это звучит, но рыцари в белых плащах погибали как в боях за Христа, так и от банальных глистов. Но всё-таки меня заинтересовало это исследование не из-за того, чтобы конце такое сказать. Что-то умилительно есть во всём этом, и жаль, что в окаменевших какашках им удалось найти только яйца аскариды, а не хотя бы какую-то монетку, для привычного романтического воображения о людях и жизни той эпохи.

Anastasiou, E., & Mitchell, P. D. Human intestinal parasites from a latrine in the 12th century Frankish castle of Saranda Kolones in Cyprus. International Journal of Paleopathology(0). doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijpp.2013.04.003.

Mitchell, P.D., (2004). Medicine in the Crusades: Warfare, Wounds and the Medieval Surgeon. Cambridge University Press, Cambridge, pp. 143.


Романтика согревает

пара, смотрящая киноКиноиндустрия характеризуется сильной зависимостью просмотров (билетов в кинотеатр) от сезона. Типичный сбор за первые выходные – 40%, за первые четыре недели – 80%, и подать нужную картину к определенному моменту – задача чрезвычайно важная для любой студии. Один из факторов удачного сбора – подача картины к шести основным национальным праздникам, в США это: День Святого Валентина 14 февраля; День поминовения (Memorial Day), отмечаемый в большинстве штатов 30 мая; День независимости 4 июля; День труда в первый понедельник сентября; День благодарения в четвертый четверг ноября; и Рождество 25 декабря.

Другой фактор, который был исследован не так тщательно – зависимость сезона и погоды от количества проданных билетов, и, в частности, детализация этого фактора, например, зависимость жанра картины и погоды.

Ученые из Университета Науки и Технологии Гонконга и Университета Колорадо решили проверить гипотезу подобного рода (Hong & Sun, 2011). Они предположили, что физический холод подсознательно активирует необходимость в психологическом тепле, и стали анализировать, как собиралась касса на фильмы с 1995 года по 2010 год, используя данные с сайта the-numbers.com, данные с онлайнового сайта аренды фильмов, а также  проведя ряд лабораторных экспериментов.

И вот что удалось установить: физический холод увеличивает привлекательность и желание купить билет в кино или DVD и посмотреть романтическое кино, хотя и только у людей, которые считают, что романтическое кино согревает. Но таких людей много, и, в целом, мы все так думаем, потому что данные показали негативную корреляцию температуры воздуха с предпочтением романтическим фильмам, то есть чем жарче, тем менее мы хотим это смотреть, и наоборот.

Так что если в гадкий ноябрьский день вам или вашему близкому человеку захочется посмотреть что-то романтическое, значит просто хочется немного тепла.

Hong, J., & Sun, Y. (2011). Warm it up with love: the effect of physical coldness on liking of romance movies. Journal of Consumer Research. Doi.10.1086/662613.


Боль уходит, когда близкий рядом.

Боль уходит, когда близкий рядом

Девушка, Вена, Австрия, июнь 2007. Фото ri.co

У нас есть мысленные представления о поддержке со стороны близких нам людей. И когда нам больно, и мы держим руку близкого нам человека (романтического партнера, например), боль снижается. Однако, серия экспериментов, проведенных недавно исследователями (Master еt al. 2009) из Университета Лос-Анджелеса, в Калифорнии, показала, что даже взгляд на фотографию близкого человека приводит в действие тот же самый механизм, и, вообще, может быть  сильнее физического присутствия партнера. Мы вкладываем в образ больше идеального, и он работает лучше, чем человек, который может волноваться или вести себя не так, как идеал.

Поэтому если вы идете на болезненные процедуры, возьмите с собой фотографию близкого вам человека.

Master, S., Eisenberger, N., Taylor, S., Naliboff, B., Shirinyan, D., & Lieberman, M. (2009). A Picture’s Worth: Partner Photographs Reduce Experimentally Induced Pain. Psychological Science, 20(11), 1316-1318.