Category Archives: здоровье

Маленькие истории. Эмпатия

COPDЭмпатия – это не какое-то волшебное и редкое чувство милых и обаятельных людей, а банальное средство выживания. Банальность, впрочем, не уменьшает «волшебных»  свойств эмпатии, если понимать как это работает.

Эмпатия — это симуляция мыслей и чувств других, будь это вы сами в будущем, ваш друг в настоящем, или враг в прошлом (или в какой еще угодно комбинации). Эта симуляция помогает нам оценивать намерения незнакомцев, предсказать следующий шаг врага, догадаться о том, что думает близкий человек, понимать, капризничает ли ребенок или его действительно что-то беспокоит.

Один ученый пытался бросить курить бесчисленное число раз, и как-то раз, ожидая приема у доктора, вытащил из вороха буклетов и журналов случайную брошюру под милым названием “Вы и ваша эмфизема”. В этой книжечке рассказывалось и показывалось в картинках, как жить день ото дня с этим заболеванием. В мире есть мало вещей в мире, которые столь кардинально меняют стиль жизни, и эмфизема, по праву, — одна из них. Наш герой, обладая неплохой эмпатией, смог ярко и живо представить, и просимулировать свою жизнь в будущем, если он продолжит курить. Этого минутного акта воображения оказалось достаточно, чтобы желание курить пропало быстрее, чем он закрыл брошюрку, и с тех пор он не курил.

Другие Маленькие истории.


Вести с полей. Комната

После долгих размышлений, разговоров и приготовлений, запускаю новый проект, Комнату. Идея и желание сделать ее появилась уже много лет назад, но путь был извилистый. Я писал об этом проекте в общем (ссылки — в конце статьи), и, естественно, все это время пробовал, ошибался и учился на ошибках.

Итак, это будет комната для экспериментальных процедур с психологическими методами оздоровления и омоложения. 27 методов и факторов (на данный момент) будут контролируемо влиять на состояние человека, с тем чтобы активировать или усилить процессы оздоровления.

Идея основывается на способностях нашего организма к самовосстановлению. Эти способности работают постоянно, они многообразны и мощны, и, по сути, они — неотъемлемая характеристика человека. Мы просто пытаемся немножко хакнуть и оттюнинговать эту способность.

Примеров того, что это возможно, довольно много:

  • Один из самых ярких – плацебо.
  • Манипуляции с восприятием времени, которые могут изменять уровень целого рода гормонов и функций.
  • Определенные словесные и тактильные манипуляции (например, в Вести с полей. Место силы)
  • Структурированное и целенаправленное воображение

комната, вид сверху

В Комнате (на фото выше – как пример) будет использована разнообразная сенсорная депривация, несколько видов прайминга, модификация когнитивных предпочтений и много чего другого. Только психологические методы — никаких таблеток, генной инженерии или радиации.

Мозгу будет настойчиво предлагаться заняться оздоровлением и омоложением, иногда — в лоб, иногда украдкой, иногда — путем беззастенчивых манипуляций и обмана. За каждым методом стоят научные исследования, десятки или сотни часов экспериментов. Например, мы знаем, что через какое-то время помещения в комнату у человека, как правило, начинается скука. Мы ее культивируем, а затем начинаем воздействовать одним из методов — теперь мозг, голодный до стимуляции, будет более восприимчив. Новые методы — на подходе. Так, уже планируется и апгрейд, с использованием виртуальной реальности.

Часть идей, которые будут применяться в Комнате, были получены в ходе структурированных размышлений о будущем, в соответствии с упражнениями курса Дизайн личного будущего, за что ему спасибо. Например, стало понятно, что в среднесрочном будущем часть задач по здоровью будет решаться манипуляцией поведения, потому что мы все равно еще не будем представлять всей картины. Мы не знаем, как химически или с помощью редактирования на уровне генов повлиять, скажем, на грелин, гормон, связанный с аппетитом (и не только с ним), повлиять так, чтобы это не привело к каскаду непредвиденных последствий. Мы просто не понимаем все про его роль в многочисленных процессах. А вот психологическими методами мы можем безопасно вертеть им так, что будем достигать и своей цели, и не создавать побочных эффектов.

Комната – это необходимость, потому что оказалось, что методы воздействия, применяемые в течение обычного дня повседневной жизни,  просто не преодолевают порог активации. Слишком много всего отвлекает, это всё равно что пытаться ремонтировать машину на полном ходу. В комнате мы максимально ограничиваем посторонние факторы и не оставляем другого выбора, кроме нужного.

Я проводил несколько раз эксперименты с сенсорной депривацией, и пробовал пользоваться эффектами, которые она порождает, для развития способностей. Каждый, кто пробовал, знает, как сложно организовать сам процесс, когда практически невозможно устранить звуки, и с ограничением света тоже все сложно, не говоря уже о других, более интересных вариантах. Даже випассану надо «проходить» в специальных местах, а она — лишь бледная тень того, что можно делать.

Так что даже краткое и не самое плотное по событиям посещение Комнаты создает буквально незабываемый позитивный опыт самопознания, не говоря уже о другой пользе. Можно смело утверждать, что после посещения комнаты у человека улучшатся показатели здоровья. Настолько, что нет в мире лекарства, которое за столь короткое время могло бы привести в норму анализы крови по критическим биомаркерам. В принципе, готов поставить на это, и меня устроит любой исход: если я окажусь прав, — отлично, а если нет — значит станет понятно, что надо допиливать.

Сейчас буду доводить презентациию до ума и начну изыскивать средства Необходимо около 1,3 млн рублей для конструкции, закупки аппаратуры и софта, и проч. Есть исчезающая вероятность, что это будет в России.

Было бы также интересно какое-то взаимодействие (кооперация, сотрудничество и проч.) с теми, кому это интересно.

Что писал ранее об этом же проекте:

Кому нужна молодость от 11 сентября 2012 года.
С Новым молодым годом от 31 декабря 2013 года.
Искусство не замечать главное от 15 января 2014 года.
Вести с полей. Что делать в новом году от 21 декабря 2016 года.


Маленькие истории. Кости драконов

В 1899 году ректор Императорской Академии в Пекине Ванг Юронг заболел. Доктор прописал ему лучшее лекарство – перемолотые кости дракона. Ванг поспешил в аптеку, спускалась ночь, продавца торопился, и совершил непростительную для аптекаря вещь – вместо того, чтобы перемолоть и выдать клиенту порошок, он отвесил кость дракона целиком.

У ректора гостил его друг Лю Е, и так получилось, что они оба увлекались древними китайскими иероглифами. Они и заметили, что кость дракона вся испещрена письменами. На следующий день они вернулись к аптекарю и попросили сказать, откуда у него кости. Но тот отказался: кости дракона были слишком дорогим и выгодным товаром. Он готов был продать кости целиком, из большого уважения и за такие же большие деньги, но не более того.

Друзья так никогда и не узнали секрета, хотя рассказали о свои находках многим людям, а Лю даже написал книгу о них. Лишь 9 лет спустя другой человек, филолог Лу Чженг обнаружил сотни таких костей в окрестностях древней столицы династии Шан, и вскоре ученые разобрались, что же это такое.

Это оказались кости-оракулы: лопаточная кость буйвола или нижний костяной щит черепахи, испещренные предсказаниями. 3000 (!) лет назад эти кости высушивали, писали на них вопросы, а затем втыкали раскаленную острую железку в центр. Кость трескалась и обученный оракул по трещинам делал предсказание. Тогда это была рутинная вещь: узнать, стоит ли продавать скотину на ближайшей ярмарке или какой будет урожай. У кого водились деньги, начинал свой день с такого предсказания. Гадание прекратилось, когда появился более дешевый и легкий способ – с помощью Книги перемен.

С тех пор ученые обнаружили десятки тысяч этих костей, что дало бесценные знания о древнем Китае. Сотни лет китайские аптекари продавали и продают до сих пор порошок из костей дракона и кто знает, узнали бы мы всё это, если бы аптекарь не поленился сделать свою работу, а его покупателями не оказались сведущие люди.

Другие Маленькие истории.


Вести с полей. Место силы

лаборатория экспериментальных исследованийНесколько месяцев назад случайно наткнулся на исследование, которое показало буквально следующее: можно, прикоснувшись к человеку, и сказав всего пару слов, серьезно нарушить состояние его организма. Хотя процесс занимает время, вред начинается буквально с первой же минуты. Не требует веры, внушаемости или даже понимания. Вообще-то, это — побочный эффект от безобидной, казалось бы, экспериментальной процедуры. Я не буду рассказывать, как это делается, ибо мало ли кто это читает. Это может походить на некую разновидность вуду, но это вполне научно подтвержденный эффект.

Поскольку я сам-то ужасно добрый человек, меня заинтересовал, не вред, который можно нанести человеку, а польза. Возможно ли с такой же легкостью сделать обратное, и укрепить или восстановить здоровье? Кажется, что разрушать всегда легче, и так вроде пока и выходит.

Путь оказался причудливым: я познакомился с принципами Фельденкрайза, экспериментами с дополненной реальностью и невесомостью, и другими необычными штуками. Но, во всяком случае, получился рабочий прототип – психологическая техника, которая, по гипотезе, должна оказывать очень мощное оздоравливающее действие.

Пока, в ходе рабочих тестирований, требуются десятки минут, чтобы просто ожидать минимальный эффект. И неожиданно – неожиданно потому что, в последнее время у меня была тенденция использовать психологические методы в портативной форме, в виде, например, мобильного приложения. А теперь опять возникла необходимость в лаборатории как месте, где можно проводить длительные по времени эксперименты, в атмосфере тишины и покоя.

Потому что оказалось, что человека все же надо вытаскивать из обычной среды с мириадами раздражителей и захватчиков внимания, и погружать в нужную атмосферу.

Поэтому я начал искать место для лаборатории и это будет очень крутое, фантастическое место силы и восторга, ей-ей.

лаборатория экспериментальных исследований


Вести с полей. Фюрер и бургеры

Гитлер заказывает фастфудУже давно мы разработали и запустили приложение Food game: лучше чем диета. Четыре мини игры и другие функции в игровой форме тренируют контроль над импульсивным поведением. В результате, человек, поиграв совсем немного, начинает чаще выбирать полезную еду и легче может отказываться от излишеств или высококалорийной еды.

Это приложение не ставит целью начать ненавидеть и навсегда отказаться от мяса, в особенности шашлыков, бургеров и пончиков, и шашлыков. Или я уже говорил про шашлыки? Не отказываться, просто научиться лучше контролировать себя. Если захотелось пончик, или к примеру, сочный шашлычок — да съешь ты его ради бога. Другое дело, что есть по пять пончиков в день каждый день — это действительно не очень полезно. Зло же ведь происходит не от употребления плохой вещью, а от злоупотребления хорошей. За исключением шашлыков, конечно.

Но появилась идея сделать ещё одну программу, которая как раз приводила бы к полному отказу от какой-то еды. Были идеи, как это сделать и получилось сделать прототип. Программа получила условное название Гитлербургер – ведь она должна была приводить к пламенной ненависти к бургерам. Потом, в страхе, что недалеко от бургеров находятся шашлыки, и они могут пострадать, решено было выбрать абсолютного врага. Им стал сахар, но название операции не менялось.

Я играл, иногда по полчаса за раз, пил сладкий чай с круассанами, и наблюдал за собой. Ждал момента, когда захочется выплюнуть эту еду, и от самой мысли о сладком станет тошнить. Месяца два не происходило вообще ничего, и я менял разные параметры, потому что по идее, эффект должен был быть практически моментальным. Это одна из привлекательных характеристик программы — что эффект наступает сразу, мощно, и вне зависимости, веришь ты в него или нет. Мы знаем, что мозг может поменять предпочтения очень быстро.

Эффект пришел, в конце концов, зато мощно — меня действительно начало тошнить. Правда, от чего попало, от случайных вещей, без видимой закономерности, но только не от сладкого. Без шуток, иногда бывало так плохо, что становилось страшно. Я прекратил играть, сдался и отполз на начальные позиции. Ну как начальные — эти месяцы эксперимента прибавили мне сантиметры в талии и несколько кило.

Сейчас вроде как понятно, что пошло не так, и ошибки кажутся очевидными. Иногда вещи, которые по всей логике должны были бы работать, берут и не работают. Зато, если ты чем-то упорно занимаешься, ты всегда извлечешь какую-то пользу. По сути из этого получилась мини-программка для экспресс-активации некоторых эшелонов иммунной системы, хотя это надо еще проверять. Другой урок – что дифференциация категорий у нас весьма точная. Различать, например, плохого человека и плохую вещь, и, соответственно, по-разному реагировать на них — легко. Но обнаружилась разная реакция на плохие часто употребляемые съедобные вещи и плохие не часто употребляемые вещи, и это как бы не и находка вовсе, но прочувствовать самому — совсем другое дело. Другая интересная штука с категориями – это как они живут во времени. Знаете классический пример феномена Зейгарник, когда официант помнит вас и ваш заказ, пока вас обслуживает, но забывает тут же, когда вы расплатились. И вот оказывается, что в зависимости от ситуации, это забывание, или прекращение активности категории заканчивается за миллисекунды. Вы уверены, что мозг свяжет события, идущие друг за другом, а он не связывает.

Родились новые идем и вскоре будет готова новая программа, и уж она-то точно должна сработать! Только вот с названием пока не определился: нужно же назвать как-то значимо, и чтоб противно было.

Кстати, поиски нового решения той же задачи привели меня к некоторым любопытным штукам, о которых я расскажу в следующей заметке Вестей с полей.


Food Game: обновление

Приложение Food Game

Вышло обновление приложения Food Game. Теперь играть еще легче, а эффект — еще сильнее. Серьезно, пообещайте себе 2 минуты (Две минуты) в день играть в любую из игр, и мы гарантируем, что в течение месяца вы съедите заметно больше полезной еды и хотя бы несколько раз уверенно откажетесь от вредной. И немного похудеете, если это актуально.

Скачивайте и пользуйтесь.


Разгадка Болеро

unraveling boleroВ детстве несколько раз во время острых инфекций был у меня горячечный бред. Я до сих пор помню характерный признак этого бреда – повторяющаяся снова и снова странная и пугающая визуальная мелодия. Что-то отталкивающее и одновременно притягательное.

А вспомнил я об этом на днях, и понял, на что он был похож мой бред, читая одну книжку (Brogaard & Marlow, 2015). Книга — о необычных способностях людей, и о том, что часть таких способностей возникает в результате повреждения мозга. Так, у одной женщины, Анне Адамс, внезапно обнаружился талант рисования. Она просто не могла не рисовать практически постоянно, и делала это мастерски. Однажды она обнаружила мелодию, которая стала ее наваждением. В конце концов, после тщательного ее изучения, она ее нарисовала. Картина остроумно названа Unraveling Boléro – дословно Разгадка Болеро, но перевод должен быть лучше, ибо в названии очевидная игра слов с именем автора Морисом Равелем. На картине (в начале статьи) изображен каждый такт этой мелодии.

Про интерес художницы к Болеро, и про другие ее картины больше написано в научной статье в журнале Brain (Seeley et al., 2007). Ссылка на полный текст.

Что Анне Адамс не знала в момент написания картины, что ее талант к рисованию обязан своим появлением болезни мозга — у нее уже начала развиваться лобно-височная деменция, и одно из ее проявлений – прогрессирующая афазия, в результате которой она через несколько лет потеряет способность говорить.

Как выяснилось, Морис Равель, к моменту написания Болеро, вероятнее всего, был болен тем же заболеванием. Он сам считал мелодию странной, без формы и развития. Есть байка, что во время ее премьеры в 1928 году в Opéra de Paris женщина крикнула ему, что он сумасшедший, и Равель ответил, что «вы единственная, кто понял это сочинение».

Конечно, я послушал Болеро после всего того «новыми» ушами, и понял, что эта мелодия мне всегда не нравилась, пугала меня слегка, но не понимал, почему. Она – пожалуй, лучшее выражение того моего детского горячечного бреда. Интересно, неужели Адамс или Равель, в результате болезни, начали чувствовать себя как в постоянном бреду?

А вам нравится Болеро?

Brogaard, B., & Marlow, K. (2015). The superhuman mind : free the genius in your brain. New York : Hudson Street Press.

Seeley, W. W., Matthews, B. R., Crawford, R. K., Gorno-Tempini, M. L., Foti, D., Mackenzie, I. R., & Miller, B. L. (2007). Unravelling Boléro: progressive aphasia, transmodal creativity and the right posterior neocortex. Brain, 131(1), 39-49.