Category Archives: Подсознание

Стань голосующим против Партии воров и жуликов!

it's up to you 1958Массовые проявления политической воли в виде голосования необходимы для существования демократии, но, с точки зрения собственных интересов, голосование для индивидуума – иррациональное поведение. Вероятность того, что голос отдельного избирателя повлияет как-то на лично его жизнь или политический расклад в стране, драматично статистически ниже того, что он погибнет под колесами автомашины, идя на избирательный участок. Но есть слабо измеряемое желание людей чувствовать себя социально значимыми, представлять, что от его желания и способностей, от его выбора что-то зависит. Выборы представляются человеку как возможность выразить себя, как значимое осознанное поведение. Иррациональность при этом, кстати, никуда не девается.

В одном исследовании (Gelman & Heyman, 1999) было показано отличие существительного атрибута от глагольного атрибута: дети считали, что “ребенок-поедатель морковки” любит морковку больше, чем “ребенок, который есть много морковки”. Интересно, правда? И вот психологи из Стэнфорда, Гарварда и Университета Калифорнии в Ирвине (Bryan et al., 2011) решили проверить, как это работает на выборах.

Участников экспериментов просили ответить на один из двух видов вопросника. В одной версии вопросы были связаны с существительным атрибутом – “Как важно для вас быть избирателем на предстоящих выборах?”. А в другой версии вопросы были связаны с глагольным атрибутом – “Как важно для вас голосовать на предстоящих выборах?”. Было проведено три эксперимента, и результаты последних двух вы можете видеть на графике (адаптирован из Bryan et al., 2011).

Результаты экспериментов по увеличению явки избирателейТак, например, в Калифорнии, исследователи спрашивали людей, зарегистрированных на выборах, но еще не голосовавших, не хотят ли они пройти избирательный опрос, и после получения согласия, давали им “глагольную” или “существительную” версию вопросника. Все это происходило за день до выборов или уже утром, в день выборов. После этого психологи использовали официальные данные штата Калифорния по каждому участнику, голосовал он или нет. Ученые также использовали данные переписи, чтобы определить базовую вероятность того, пойдет человек голосовать или нет, на основании его демографических показателей: возраста, пола и уровня образования. Это, кстати, статистически значимый предсказатель, будет ли человек голосовать или нет. Так, например, эта вероятность в Калифорнии на тех выборах составляла 63,9%, а фактическая составила  79,4%. Явка участников в “глагольном” условии – 81,8% . а в “существительном” условии – 95,5%.

Исследователи объясняют высокую явку даже в “глагольном” условии в сравнении с базовой вероятностью тем, что, во-первых, люди, которые соглашаются участвовать в подобном избирательном опросе, вероятнее всего будут голосовать. Во-вторых, ряд исследований показывает, что такой опрос сам по себе вызывает рост явки избирателей.

Описание будущего поведения способом, который дает желаемую идентичность, увеличивает мотивацию и вероятность такого поведения. Разумеется, можно использовать этот феномен как технику для созидания желаемого “я”. И тогда, вместо вопроса “Что я хочу делать?” надо спросить “Кем я хочу стать?”

Bryan, C. J., Walton, G. M., Rogers, T., & Dweck, C. S. (2011). Motivating voter turnout by invoking the self. Proceedings of the National Academy of Sciences. Doi:10.1073/pnas.1103343108.

Gelman, S.A., & Heyman, G. D. (1999). Carrot-eaters and creature-believers:The effects of lexicalization on children’s inferences about social categories. Psychological Science, 10:489–493.


Глюки

Высокая женщинаУтром иду на встречу, поднимаюсь из подземного перехода. Людей немного. На встречу – высокая молодая женщина, крупного  телосложения, на голову выше меня. Мысль в голове: “какая она большая”. Сразу за ней – еще девушка высоченная, а за ней – старушка, просто гардемаринских размеров. Поднимаюсь на последнюю ступеньку – и вижу еще одну женщину. И мозг говорит: “Это не они большие, а ты уменьшился!” Опускаю глаза – а ножки то действительно маленькие! “O, fcuk! Я уменьшился!” Начинаю офигевать, но две девчушки нормальных размеров моментально возвращают меня в реальность. Все заняло от силы три секунды. Остаток пути думаю о том, что случилось.

Поправ все вероятности, и только на основании четырех фактов за три секунды, мозг выдвинул фантастическую гипотезу о моем преобразовании. Ладно, вероятности наш мозг не любит принимать в расчет в быстрых суждениях – это было показано многочисленными экспериментами по принятию решений и вынесению суждений.

Занятно вот что: скорость, с которой мозг готов принять новую парадигму, и начать с ней жить. Почему мы не можем быстро меняться в сторону наших желанных и осознаваемых целей, а при абсурдном стечении обстоятельств адаптируемся иррационально и мгновенно? И что это говорит о том, как надо ставить цели и достигать их?


Секретная жизнь местоимений

James W. Pennebaker, The Secret Life of Pronouns. What Our Words Say About UsВышла книга замечательного психолога Джеймса У. Пеннебэйкера (James W. Pennebaker), The Secret Life of Pronouns. What Our Words Say About Us, чьи исследования очень интересны. Он, с коллегами, в частности, разработал метод Linguistic Inquiry and Word Count, или LIWC, который в чем-то был хорош, но в чем-то — недостаточно точен, и поэтому они стали использовать Латентный Семантический Анализ (Latent Semantic Analysis), который позволял очень многое узнать о человеке, по сочинению на заданные темы. Интересно, что фокус его исследований в последние годы сконцентрировался на местоимениях, отнюдь не случайно. 19 местоимений в английском языке занимают всего 0.06% разговорного словаря человека, но составляют 14.9% от общего количества используемых слов. Способ использования человеком местоимений может предсказать состояние его здоровья. И не только это, но и надвигающуюся депрессию, и склонность к самоубийству. Так, он с коллегами исследовал творчество многих поэтов, и смотрел, как меняется их язык со временем, чем отличается язык поэтов со склонностью к самоубийству от поэтов без такой склонности. Поэты, которые покончили с собой, использовали больше местоимения “я” чем другие поэты. Кроме этого, наш разговор или то, что мы пишем, выдает наш пол и возраст, честны ли мы и каково наше социальное положение.

James W. PennebakerПеннебэйкер – соавтор известного исследования, опровергающего миф о том, что женщины говорят больше чем мужчины. Базировался миф на каких-то старых или вымышленных данных (и вы еще вполне можете услышать это от всяких тренеров по искусству общения), о том, что женщины говорят около 20,000 слов в день, а мужчины – всего лишь 7,000 слов. Очень остроумное исследование показало, что и те и другие говорят порядка 16,000 слов в день (Mehl et al., 2007). Мужчины и женщины действительно говорят по-разному. Женщины больше говорят про других людей, а мужчины говорят больше о конкретных объектах.

Пеннебэйкер раздражает лингвистов тем, что контекст его совершенно не интересует, а лишь предлоги, частицы и местоимения. Но он пришел к этому закономерным образом. Его подход называют поверхностным, и он соглашается – конечно, можно увидеть глубинные вещи, просто внимательно глядя на поверхность.

Пеннебэйкер анализует и емейлы. Во что выяснилось: человек с более высоким статусом использует в переписке с другими меньше слов “я”  чем люди с низким статусом. Он изучил и свою переписку. И она опровергла его представления о себе: когда ему писали студенты, их письма были просто завалены “я”, “мне”, “мое” и в том же духе. Его ответы студентам едва содержали хоть одно местоимение. Его письма декану — просто салат из местоимений “я”,  ответы декана – без единого “я” (Cook, 2011).

Cook, G. (2011). The Secret Language Code. Scientific American. August 16, 2011. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=the-secret-language-code

Mehl, M. R., Vazire, S., Ramírez-Esparza, N., Slatcher, R. B., & Pennebaker, J. W. (2007). Are women really more talkative than men? Science, 317(5834), 82.


Опять о мытье рук

Мытье рукПросто психологический Мойдодыр какой-то: я уже писал о том, какой эффект производит на нас мытье рук: Мойте руки!Теперь, моя руки, вы будете знать…, и Реальность метафор, и вот снова!

В серии экспериментов психологи (Xu, Zwick,  & Schwarz, 2011) напоминали или создавали эпизоды везения и невезения у студентов. Это, кстати, было не особо важно, вспоминали ли люди о своем везении/невезении или реально переживали его. Так вот, те, кому не везло, после мытья рук, были более готовы рискнуть снова, по сравнению с теми, кто рук не мыл. И обратный эффект с теми, кому везло – после мытья рук желание рисковать снова уменьшилось, по сравнению с теми, кто рук не мыл. Физическое очищение опять показало прямой психологический эффект – водой можно смыть не только следы прошлого, но и следы удачи, и невезения.

Хотелось бы сказать, что если вам улыбнулась удача – не смывайте ее, но мытье только определит ваше последующее поведение – будете вы дальше испытывать удачу или нет. А вот если невезение просто обрушилось на вас со всех сторон, и обезоруживает вас, тогда действительно стоит его смыть.

Xu, A. J., Zwick, R., & Schwarz, N. (2011). Washing away your (good or bad) luck: Physical cleansing affects risk-taking behavior. Journal of Experimental Psychology. Doi: 10.1037/a0023997.


Еще раз о мотивации. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Пятая

Бегущая вперед женщинаУ вас есть цель, и вы мотивированы ее достичь. Ну, или вам так кажется, что вы мотивированы. Я, например, основывая свое убеждение на многочисленных результатах исследований, думаю, что наша мотивация, та, которую мы сознательно формулируем, и другая, подсознательная, о которой мы не знаем, — разные вещи. Мы стремимся достичь какой-то цели, и эта цель – прекрасна и двигает нас. А подсознательно у нас и цель другая и мотивация отличается, и эти два процесса могут никак не пересекаться.

Вот и еще одно исследование (Natanzon & Ferguson, 2011) проверяло, что может влиять на достижение цели. Участникам экспериментов показывали случайно или на очень короткое время картинку, типа той, которую вы видите слева вверху. А затем делали измерения. В одном эксперименте измерялось имплицитное (подсознательное) отношение к достижению целей – и оно оказалось позитивнее у тех, кто видел картинку, по сравнению с теми, кто не видел. В другом эксперименте видевшие картинку люди лучше справлялись с головоломкой. И в обоих случаях, никаких изменений сознательной мотивации не происходило.

Так что, если у вас есть список своих целей, нарисуйте там бегущего вперед человечка, и так повысите шансы достижения вашей цели, скорее всего даже той, о которой вы не знаете.

Natanzon, M., & Ferguson, M. J. (2011). Goal pursuit is grounded: The link between forward movement and achievement. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 21 July 2011. Doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.021.


И правая рука твоя не ведает, что делает левая

Euro монетыМотивация обычно определяется как движущая сила желания добиться цели. В 2007 году группа ученых из Франции установила (Pessiglione et al., 2007), что мотивация может быть подсознательной и неосознаваемой, и тем не менее, быть сильной. Сегодня мы рассмотрим эксперимент, который продолжил эту находку. Вопрос, который они поставили, — а может она быть еще и субперсональной – то есть, присутствовать только в части нашего мозга?

Сначала исследователи измерили, как сильно могут сжать кистевой эспандер участники эксперимента. Затем люди видели на экране компьютера только в одном (левом или правом) поле зрения либо монетку в один цент, либо в один евро. Монетка показывалась лишь на очень короткое время, ниже порога сознательного восприятия. После этого им надо было сжимать эспандер опять – от того, насколько сильно они его сжимали, зависел выигрыш части номинала монеты.

Каждый участник эксперимента попробовал все возможные комбинации рук и глаз – сжатие, например, правой рукой, когда монета в левом зрительном поле, или в правом, и так далее. Люди не могли знать наверняка, что за монетку они видели – 17 миллисекунд  — весьма короткое время, чтобы это увидеть сознательно. Однако, они сжимали эспандер сильнее, когда видели одно евро, если видели ее в том же зрительном поле, что и рука – то есть видели справа, жали правой – видели слева – жали левой.

Мотивационный эффект присутствовал только при стимуляции одного полушария. Левый глаз стимулирует правое полушарие, а оно, в свою очередь, управляет левой рукой. Таким образом, еще раз было показано, что мотивация может быть подсознательной, а кроме того – еще и субперсональной – то есть, может присутствовать только в части человека. То есть нас движет что-то, о чем мы не знаем, и кроме этого, правая рука не знает, что делает (и хочет) левая.

Pessiglione, M., Schmidt, L., Draganski, B., Kalisch, R., Lau, H., Dolan, R.J., & Frith, C.D. (2007). How the brain translates money into force: A neuroimaging study of subliminal motivation. Science, 316, 904–906.

Schmidt, L., Palminteri, S., Lafargue, G., & Pessiglione, M. (2010). Splitting motivation. Psychological Science, 21(7), 977-983.


Демократия и паразиты

Giardia

Giardia

Жизнь в обществе других людей приносит человеку огромное количество преимуществ (в сравнении с жизнью в одиночку), но и определенные недостатки. Одним из них является риск заражения инфекционным заболеванием. Мы, как и любые другие животные, защищаемся от инфекций – у нас есть для этого иммунная система. Она, безусловно, мощное оружие, но физиологически весьма дорогое. Гораздо экономнее для организма использовать изменение поведения, как первую линию обороны, то, что называется  поведенческая иммунная система (Schaller & Park, 2011).

Она состоит из арсенала психологических инструментов, которые:
а) определяют признаки присутствия инфекционных патогенов в нашем непосредственном окружении;
б) запускают ответную реакцию – как эмоциональную, так и когнитивную, специфично угрозе;
с) обеспечивают поведенческий уход от патогена.

Разумеется, система работает грубовато, и реагирует на наборы очевидных стимулов, что приводит к ложноположительным реакциям на людей, предметы, и ситуации, которые на самом деле угрозы не представляют. Она работает сильнее, когда пользователь слаб, или, по тем или иным причинам, более склонен к тому инфекционному патогену, который есть в окружении.

Так, нам не нравятся люди с физическими уродствами – мы реагируем крайне отрицательно на людей с лицевыми аномалиями, мы избегаем сидеть рядом с людьми, страдающими ожирением, или старыми, или на инвалидной коляске. Нам нравятся больше свои, чем иностранцы. И это все примеры работы поведенческой иммунной системы (Schaller, 2011).

Согласитесь, есть смысл в отвращении к человеку с инфекционным заболеванием, которое явно видно на его коже, но почему такое отвращение может возникать к совершенно здоровым людям? Может быть потому, что невозможно четко определить наличие инфекционного заболевания, и мы вынуждены руководствоваться внешними, визуальными признаками и некими культурными обычаями. Отвращение – эмоция, на самом деле, отражающая потенциальную опасность заражения. Когда люди испытывают отвращение, в слюне увеличивается число маркеров иммунной системы для начала воспалительного процесса, в частности, цитокина инерлюкина-6 (cytokine interleukin-6 (IL-6). Тело начинает готовиться к борьбе с патогенами (Schaller et al., 2010).

Пара остроумных экспериментов показала (Rozin, Millman, & Nemeroff, 1986), что у нас есть устойчивые культурные представления: в одном, исследователи взяли мертвого таракана, простерилизовали его, бросили в напиток, и предлагали людям. Разумеется, никто в восторг от такого предложения не приходил, и пить отказывался. В другом случае ученые предлагали шоколадное пирожное в форме какашки, с таким же результатом. Такие объекты в природе заражены вирусами и инфекциями, и если что-то просто похоже на них, наш организм старается их избегать, автоматически и подсознательно. Рационально мы понимаем, что видим пирожное, и опасности заразиться нет, но есть мы такое все же не хотим.

И поскольку существует много видов инфекций и их последствий, наш разум ищет что-то аномальное во внешности или поведении человека, отличное от нашего субъективного представления о норме. И таким образом складываются наши предубеждения против пожилых, инвалидов, страдающих ожирением, а также людей других рас или национальностей. Так, например, исследование в США (Navarrete, Fessler, & Eng, 2007) изучало поведение беременных женщин в течение первого триместра. Это период, когда женщина наиболее чувствительна к инфекциям, ввиду того, что иммунная система, в целях беременности, подавлена. Удалось обнаружить склонность беременных к этноцентризму — провозглашение преимуществ какого-либо этноса, возвеличивание его достоинств и заслуг; формами этноцентризма являются американоцентризм, афроцентризм, востокоцентризм, европоцентризм и т. д., – или иными словами, к национализму. Во втором и третьем триместрах такая склонность пропадала.

Множество исследований показало, что люди предпочитают симметричные лица в потенциальных партнерах – так, женщины предпочтут мужественное и симметричное лицо, а мужчины – женственное и симметричное. Симметрия – биологический показатель отсутствия некоторых паразитарных заболеваний и предсказатель хорошей наследственности. Группа исследователей (Little, DeBruine, & Jones, 2010) показывала испытуемым картинки различных паразитов и признаков инфекционных заболеваний,  и выяснилось, что после такого просмотра люди еще сильнее выражают предпочтение к симметрии в лицах противоположного пола.

Участникам экспериментов показывали картинки с признаками инфекционных заболеваний, и просили оценить свой уровень экстравертности. И он уменьшался: люди не хотят общаться в среде, где опасность заражения высока. Исследователи следили за движениями рук, когда участники эксперимента рассматривали такие изображения – и фиксировали уход рук подальше от фото (Mortensen et al.,2010).

В странах, где опасность заразиться паразитами высока, люди в целом менее экстравертированы и менее открыты новому опыту, меньше проявляют сексуальное поведение в обществе, и в таких культурах гораздо больше давления конформизма друг на друга (Schaller & Murray, 2008). Специфические проявления коллективизма – этноцентризм и конформизм, по своей природе, препятствуют распространению патогенных инфекций (Fincher et al., 2008).

Страны различаются по формам правления – и считается, что причиной являются ресурсы, и их распределение. Группа исследователей (Thornhill, Fincher, & Aran, 2009) выдвинула паразитарную гипотезу демократизации (!), которая говорит, что психологическая адаптация к условиям проживания производит ценности и поведение, которые наиболее подходят к локальному уровню инфекционных заболеваний. Авторы взяли данные по уровню демократизации, половой дискриминации, отношения коллективизма-индивидуализма, права частной собственности, сексуальной свободе поведения и распространения паразитарных заболеваний.

Коллективизм, автократия, подчиненная роль женщины, ограничение сексуальной свободы женщин — это ценности, которые позитивно коррелируют с высоким уровнем инфекционных заболеваний. Такое поведение позволяет их избегать. И наоборот – сексуальная свобода женщин, феминизм, индивидуализм, демократия позитивно коррелируют с низким уровнем паразитарных инфекций. А где такое происходит? – в северных широтах, где паразитов мало. Даже сексуальная революция 60-х годов прошлого века связывается с уменьшением инфекционных заболеваний на Западе (благодаря распространению антибиотиков, вакцинации, качества питьевой воды и санитарии). Даже уровень инноваций и модернизаций в регионе позитивно коррелируют с паразитарной гипотезой.

Хотите демократических изменений, инноваций и свобод – улучшайте санитарию, гигиену и борьбу с инфекционными заболеваниями – люди станут здоровые, красивые, свободные и веселые, и все будет хорошо.

Кстати, обратите внимание на предыдущие посты по аналогичной теме: К воде скакал кузнечик… и Про паразитов, но уже не только о них.

Fincher, C. L., Thornhill, R., Murray, D. R., & Schaller, M. (2008). Pathogen prevalence predicts human cross-cultural variability in individualism/collectivism. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 275(1640), 1279-1285.

Little, A. C., DeBruine, L. M., & Jones, B. C. (2011). Exposure to visual cues of pathogen contagion changes preferences for masculinity and symmetry in opposite-sex faces. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 278(1714):2032-9.

Mortensen, C. R., Becker, D. V., Ackerman, J. M., Neuberg, S. L., & Kenrick, D. T. (2010). Infection breeds reticence. The effects of disease salience on self-perceptions of personality and behavioral avoidance tendencies. Psychological Science, 21(3), 440-447.

Navarrete, C. D., Fessler, D. M. T., & Eng, S. J. (2007). Elevated ethnocentrism in the first trimester of pregnancy. Evolution & Human Behavior, 28(1), 60-65.

Rozin, P., Millman, L., & Nemeroff, C. (1986). Operation of the laws of sympathetic magic in disgust and other domains. Journal of Personality and Social Psychology, 50(4), 703-712. Doi: 10.1037/0022-3514.50.4.703.

Schaller, M. (2011). The behavioral immune system. How unconscious fears of infection shape many aspects of our psychology. Scientific American. Published online on June 14, 2011.

Schaller, M., & Murray, D. R. (2008). Pathogens, personality, and culture: Disease prevalence predicts worldwide variability in sociosexuality, extraversion, and openness to experience. Journal of Personality and Social Psychology, 95(1), 212-221. Doi: 10.1037/0022-3514.95.1.212.

Schaller, M., & Park, J. H. (2011). The behavioral immune system (and why it matters). Current Directions in Psychological Science, 20(2), 99-103.

Schaller, M., Miller, G. E., Gervais, W. M., Yager, S., & Chen, E. (2010). Mere visual perception of other people’s disease symptoms facilitates a more aggressive immune response. Psychological Science, 21(5), 649-652.

Stevenson, R. J., Hodgson, D., Oaten, M. J., Barouei, J., & Case, T. I. (2011). The effect of disgust on oral immune function. Psychophysiology, 48(7), 900-907.

Thornhill, R., Fincher, C. L., & Aran, D. (2009). Parasites, democratization, and the liberalization of values across contemporary countries. Biological Reviews, 84(1), 113-131.