Category Archives: Подсознание

Война- странная штука

Born to kill girlКогда страна ведет войну, причем не особо популярную, как например, США — в Афганистане и Ираке, граждане относятся к этому, разумеется, по-разному.  Но насколько рационально? Вопрос, который задали американские психологи (Schott, Scherer, & Lambert, 2011), таков: что делает с нашим отношением к войне информация о погибших и раненых? На первый взгляд, с позиции здравого смысла, это должно вызывать у нас сожаление и желание поскорее прекратить кровопролитие.  В психологии принятия решений, однако, есть теория эффекта прошлых затрат (sunk cost effect), которая утверждает, что мы не забываем прошлых затрат, и нам необходимо оправдание ценным ресурсам, уже потраченным на какое-то дело. И, в соответствии с этим принципом, информация о погибших солдатах, вопреки интуиции, повышает нашу поддержку войны. Если остановить войну сейчас, то за что они проливали кровь? Однако, почему мы все же воюем?

Китайские психологи (Chang et al., 2011) провели очень остроумное исследование о возможных причинах этого. Одно из объяснений лежит в эволюционной психологии, в теории сексуальной селекции. Участниками эксперимента были молодые гетеросексуальные мужчины, которым показывали фотографии красивых и не очень красивых девушек, а затем просили оценить утверждения в вопросниках. Так вот, мужчины, которые видели привлекательных женщин, были более склонны утвердительно отвечать на вопросы о поддержке войны. Причем войны, а не просто конфликтов – так, например, к торговым конфликтам, сельскому хозяйству, или к агрессии вообще они относились одинаково, в обоих условиях. Когда мужчинам показывали женские ножки или милые личики, они быстрее реагировали согласием на военные действия, чем когда им показывали национальные флаги или не очень симпатичных женщин. Такой вот патриотизм.

С другой стороны: если бы женщины правили миром, войн бы не было. Были бы только ревнивые страны, которые не разговаривают друг с другом.

Chang, L., Lu, H. J., Li, H., & Li, T. (2011). The face that launched a thousand ships: the mating-warring association in men. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 976-984. doi: 10.1177/0146167211402216.

Schott, J. P., Scherer, L., & Lambert, A. J. (2011). Casualties of war and sunk costs: Implications for attitude change and persuasion. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi:10.1016/j.jesp.2011.06.002.

Картина — Taeyoung Choi


Ты мне нравишься, хотя я не понимаю, почему

Barak-BushЕсли лицо незнакомого нам человека слегка напоминает нам лицо любимого человека, это положительно влияет на наше суждение об этом незнакомце. И происходит это неосознанно. Психологи Корнелльского университета (Günaydin et al., 2011) пригласили парочки влюбленных и дали им задание оценить новые лица. 24 лица показывались на мониторе компьютера по полсекунды каждое. Участники должны были оценить, понравилось ли им лицо или нет. Между тем, неведомо для участников, психологи, используя техники морфинга (например, такой, как здесь ), половину лиц незнакомцев сделали чуть похожими на партнера. Таким образом, когда девушка (или парень) смотрела на новые лица, 12 лиц были похожи на ее парня (или девушку). Выяснилось, что девушки оценивали незнакомого мужчину чаще положительно, если черты лица его были похожи на ее парня. Парни же, в свою очередь, не делали различий — похожа незнакомая девушка на его подружку, или нет. Также, было обнаружено, что чем сильнее и крепче романтические отношения в паре, тем лучше девушки оценивали незнакомцев, похожих на ее партнера. Это, что называется, активация образа партнера, которая отличается от всего другого.

Günaydin, G., Zayas, V., Selcuk, E., & Hazan, C. (2011). I like you but I don’t know why: Objective facial resemblance to significant others influences snap judgments. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.001.


Реальность метафор

Ричард Докинс. Бог как иллюзия.The God Delusion by Richard DawkinsОтвращение – это эмоциональная и физиологическая реакция организма для защиты физического и психического “статус-кво” – оно говорит о возможной опасности отравления и мотивирует не касаться, не есть, и отойти подальше от объекта такой угрозы. Психологическая чистота также подвластна отравлению какими-то посторонними, вредными идеями. Во всяком случае, именно это решили проверить психологи Университета Иллинойса в Урбана-Шампань (University of Illinois at Urbana-Champaign). Они (Ritter & Preston, 2011) использовали экспериментальную парадигму повторяющихся проб-тестов: участники эксперимента пробовали напиток до и после теста. А тестами были тексты оппозиционных мировоззрений. Так, в первом эксперименте, людям, считающим себя христианами, давали переписать от руки либо текст предисловия из словаря, либо суру из Корана, либо параграф из книги Бог как иллюзия (The God Delusion) известного атеиста Ричарда Докинса  (Richard Dawkins). Ну, представьте, вы — православный, а вас просят переписать такой отрывок:

Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик (Dawkins, 2006, стр. 31, перевод Натальи Смелковой).

лимонный напитокИтак, каждый участник эксперимента, сидя в небольшой комнате, за столом, перед монитором, получили задание выполнять, все, что будет им сказано на дисплее. Рядом с ним стояли два стакана лимонного напитка (1 часть лимонного сиропа на 19 частей воды) и листок для оценки, насколько он отвратителен по шкале от 1 (нисколько не отвратителен) до 7 (ужасно отвратителен), а также оценку горечи-сладости и вообще, настроения в данный момент. Стаканы содержали одну и ту же жидкость по составу, но сказано было, что они разные, промаркированные А и Б. Для начала, участники пробовали и оценивали напиток из стакана А. Затем им говорилось, что для очистки вкуса необходимо немного времени, и, для того, чтобы его занять, им предлагалось вручную переписать текст с экрана монитора – то, о чем я говорил выше. После этого они пробовали “другой” напиток, в стакане Б, и оценивали его.

Как вы уже догадываетесь, второй напиток (тот же самый) оценивался как более отвратительный, у христиан, переписывающих суру или отрывок из Докинса, по сравнению с теми, кто переписывал предисловие к словарю. Причем, для христиан и Докинс и Коран были одинаковы!

Интересно и показательно, что другие характеристики напитка, такие как горечь, сладость, кислость и вкусность, никак не изменялись.

В другом эксперименте было показано, что отвращение не растет, если участники общаются с другими, которые тоже переписывали. Иными словами, им было противно не от встреч с теми, кому было противно.

В третьем эксперименте, перед тем как пробовать второй напиток, участникам было предложено под благовидным предлогом помыть руки. Я уже писал о пользе и чуде мыться рук здесь и здесь . И второй напиток оказывался таким же, как и первый!

Теперь понятно, почему профессор Преображенский предостерегал от чтения советских газет во время еды? Наша еда реально станет хуже, по ощущениям, если мы будем смотреть при этом по телевизору на политиков, чиновников и попов.

Ritter, R. S., & Preston, J. L. (2011). Gross gods and icky atheism: disgust responses to rejected religious beliefs. [doi: 10.1016/j.jesp.2011.05.006]. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript.


Как мирно и прохладно всё вокруг

Горячие слова и агрессияКогда мы описываем ситуации или состояния людей, предшествующие агрессии и насилию, мы часто используем слова, относящиеся к высоким температурам.  Ну, например: “И тут он вскипел”, “обстановка накалялась”, “народ бурлил”, или “температура  зашкаливала”, «накал страстей», и проч. Даже места, где происходят насилие и агрессия, мы называем “горячими точками”. А что, если эти “горячие” слова сами по себе могут вызывать агрессию? Именно это поставили себе целью проверить психологи (Nathan DeWall & Bushman, 2009) в двух экспериментах.

В обоих испытаниях, участникам сначала показывали слова нейтральной, холодной или горячей категорий, а затем оригинально замеряли состояние агрессивности. В первом эксперименте им давали задание закончить слово, ну, например “б_ть” – можно было написать как бить так и быть. В оригинале, в английском варианте, было проще – слово начиналось на “ki_ _”  и его надо было закончить двойной согласной – то есть получить либо kill либо kiss.

Во втором эксперименте участникам давали довольно двусмысленное описание человека, и просили оценить его агрессивность – тоже интересное измерение своей собственной агрессивности.

В обоих случаях была обнаружена статистически значимая разница в агрессивности между группами, которые видели “горячие” слова  и теми, кто видел “холодные” или нейтральные. Так что, когда мы говорим кому-то “остынь” или “охладись”, мы реально снижаем агрессивность у человека.

Nathan DeWall, C., & Bushman, B. J. (2009). Hot under the collar in a lukewarm environment: Words associated with hot temperature increase aggressive thoughts and hostile perceptions. Journal of Experimental Social Psychology, 45(4), 1045-1047.


Прайминг материализмом

кольцо КартьеКогда женщина смотрит журнал, где изображены сплошь и рядом совершенные модели с совершенной кожей и формами, то, в целом, это негативно сказывается на восприятии женщиной своего тела. Это давно известно. Прайминг несуществующего в природе совершенства активирует осознание того что мы несовершенны, и заставляет нас печалиться об этом.

Психологи из Университета в Сассексе, в Брайтоне, Великобритания (Ashikali & Dittmar, 2011) решили уточнить, что еще играет роль в этом процессе. Одной группе женщин показывали предметы роскоши: украшения, шикарный отдых, мобильные телефоны, шампанское и прочее. Другой группе показывали нейтральные предметы: виды природы, игрушки и тому подобное. Затем каждую группу разбили на две и показывали либо нейтральные картинки, либо фотомоделей с идеальными формами. И, в заключение, всех просили заполнить вопросники, содержащие разнообразные замеры неудовольствия своим собственным телом.

Женщины, которые смотрели на предметы роскоши, (а также те, кто предварительно охарактеризовал себя как материалистическую личность), в гораздо большей степени выразили неудовольствие своим телом, чем те, кто смотрели только нейтральные картинки.

Было установлено две важные вещи: В образе женщины, создаваемой ей самой, внешний вид занимает центральное место. Прайминг материализмом активирует осознание недостатков тела, особенно у женщин, считающих материальные блага очень важной целью. Картина, сочетающая в себе эти два элемента, оказывающих деструктивное влияние на женщин: сидит очень красивая женщина с отфотошопленным телом и лицом, на дизайнерском кресле, на палубе дорогой яхте, рядом с ней столик, где лежат драгоценности, ведерко с шампанским Crystal, мобильник Vertu, на заднем фоне различим фасад огромного красивого дома. Какая женщина после этого скажет, что она вполне довольна своими щиколотками?! :)

Женщинам надо быть более критичными к тем образам, которые насаждают им средства массовой информации и реклама. Недовольство своим собственным телом приводит к грусти, фрустрации и может быть прекурсором к различным заболеваниям.

Ashikali, E.-M. & Dittmar, H. (2011). The effect of priming materialism on women’s responses to thin-ideal media. British Journal of Social Psychology, 50: no. doi: 10.1111/j.2044-8309.2011.02020.x.


Обещание, пауза, бренд!

доверие к рекламеИнтересное исследование (Mantonakis, 2011) из канадского Университета Брок (Brock University), в Онтарио. В серии экспериментов было выяснено, что небольшая пауза между слоганом и именем бренда в рекламе увеличивает как распознавание бренда, так и его предпочтение, на сублиминиальном уровне, то есть без сознательного восприятия. Объясняется это тем, что пауза увеличивает внимание, а это, в свою очередь, увеличивает возможности (мозгом) обработки стимула. Ожидайте появления этой тактики в рекламе в самое ближайшее время. Но, как и было доказано, вряд ли мы это заметим. И при этом, мы можем говорить что угодно о своем доверии к рекламе, как показано на пироге справа.

Mantonakis, A. (2011). A brief pause between a tagline and brand increases brand name recognition and preference. Applied Cognitive Psychology. Article first published online: 11 Apr. 2011. DOI: 10.1002/acp.1797

Картинка с сайта Donald W. Reynolds Journalism Institute.


Дух предков

Старые фотографии предковКто были ваши родичи? Гордитесь ли вы ими? И почему вас это волнует?

Почему мы думаем о наших далеких родичах, ищем о них информацию, гордимся тем, чего они достигли? Люди тратят солидные деньги, чтобы построить свои генеалогические деревья, и узнать, откуда они произошли. Я и сам, например, когда сделал свой генетический анализ, посмотрел и на свое происхождение: материнская хаплогруппа — К1, отцовская хаплогруппа — R1a1a. И что с того?

Некоторые люди полагают, что, поскольку они — родственники какого-то значимого персонажа в прошлом, это делает их более значимыми, чем есть на самом деле. А вдруг это действительно дает нам какие-то психологические ресурсы, которые позволяют нам лучше функционировать?

Когда мы думаем о том, что нашим предкам пришлось пережить, через какие трудности и тяготы пройти, какой ценой заплатить за то, чтобы мы жили лучше, чем они, мы начинаем думать о своих проблемах гораздо позитивнее.

Психологи из Австрии и Германии (Fischer et al., 2010) выдвинули гипотезу, что именно так может происходить улучшение способности решать проблемы. В первом эксперименте студенты из Университета Кельна, в Германии, были разделены на три группы. Одна группа получила инструкцию подумать о своих предках, живших в 15 веке. Инструкция выглядела таким образом:

Пожалуйста, подумайте о своих предках, живших в 15 веке, о своих пра-пра-пра-пра-пра… предках. Представьте, чем они занимались в свое время, как они жили, какие у них были профессии, сколько у них было детей и так далее. Также представьте, что бы ваш предок сказал бы вам сегодня, если бы вы могли встретиться. Думайте обо всем этом, до тех пор, пока экспериментатор не подаст вам знак остановиться.

Вторая группа получила точно такую же инструкцию, только фраза о “своих предках, живших в 15 веке” была заменена на “о своих прапрародителях”. Контрольной группе предложили подумать о последнем визите супермаркета. Во всех случаях участники эксперимента думали на протяжении 5 минут. А затем всем задали следующие вопросы, на которые они должны были выставить оценку от 0 до 10. Поскольку участниками эксперимента были студенты психологии, то вопросы касались, в том числе, и их учебы.

Как хорошо, по вашему мнению, вы сдадите финальный экзамен своего обучения?
Как хорошо, по вашему мнению, вы вообще будете учиться?
Вы думаете, вы достигните целей своей карьеры?
Насколько, как вы думаете, вы контролируете свою судьбу?

Оказалось, что те, кто думал о своих предках (а разницы между прапрадедами и предками 15 века не выявилось), полагали, что с учебой у них все будет хорошо, и думали, что они более контролируют свою жизнь, чем те, кто думал о походе в супермаркет. Выяснив это, исследователи пошли дальше и во втором эксперименте людей просили нарисовать фамильное дерево,  а в контрольном условии – подумать о последнем походе в супермаркет. Также как и ранее, на задания давалось 5 минут. После этого все выполняли задачу на измерение интеллектуальных способностей  — на поиск аналогий. Зависимой переменной (что измерялось) являлось количество правильных ответов на этот тест. Замеряли и сами попытки решить задачи, вне зависимости от правильности. Кроме этого, измерялось чувство контроля следующими оценками по шкале от 0 до 10:

У меня полный контроль над своей жизнью.
У меня полный контроль над моей профессиональной карьерой.
Я контролирую все плохое, что происходит в моей жизни.
Я контролирую все хорошее, что происходит в моей жизни.

Результаты показали, что люди, нарисовавшие свое генеалогическое дерево, чуть-чуть, но статистически значимо, больше произвели правильных ответов. Значительно больше они пытались решить задачи. Они также полагали, что контроля в жизни у них значительно больше.

И еще одно исследование – теперь участникам предлагалось подумать либо а) о друзьях, б) о родичах, живших в 15 веке, или в) о родственниках, поныне живущих. И опять, как и в первом эксперименте, никакой существенной разницы между родственниками, живыми либо почившими столетия назад в оценке контроля над своей жизнью или качеством решения интеллектуальных задач выявлено не было. Зато куда превосходило показатели тех, кто думал о друзьях. Дизайн этого эксперимента ставил целью проверить, не возникает ли эффект как реакция на людей, которые нам нравятся. Мне было очень интересно узнать о существенной разнице в результатах между родственниками и друзьями. Воистину, каков бы ни был вам друг, родная кровь все таки существенно отлична в своих проявлениях.

А что, если мы думаем о родственниках не очень хорошо? Психологи предложили людям подумать и об этом: в одном случае, об их родственниках (в половине случаях – о положительных качествах, и в половине – об отрицательных), и точно также о себе самом.  В результате, по итогам интеллектуальных тестов, родственники “победили” всех остальных – причем независимо от того, думали о них хорошо или плохо.

Напоминание нам о родственниках несет позитивный психологический эффект. Этот эффект не зависит ни о того, видели ли мы этого родственника, или нет, жил ли он триста либо двадцать лет назад,  думаем мы о нем хорошо, или нет. Эффект проявляется в улучшении интеллектуальных способностей, что было показано в этих экспериментах. Остается еще выяснить, каков эффект в других сферах – в области творческого мышления, социального поведения, принятия решений, и других.

Как мы можем это практически применить? В условиях, когда требуется лучшее интеллектуальное функционирование – при решении каких-то задач, на экзаменах, при стрессе, в ситуациях, когда мы не очень уверенны и других, аналогичных случаях – надо подумать о нашем дедушке или бабушке.

Fischer, P., Sauer, A., Vogrincic, C., & Weisweiler, S. (2010). The ancestor effect: Thinking about our genetic origin enhances intellectual performance. European Journal of Social Psychology.

Фото с сайта The Lost Passport Photo Gallery.