Category Archives: Поведение

Подбросим дровишек в печь, № 4. Призраки Боулби: почему теория привязанности не объясняет нас

стили привязанности, теория привязанности

Теория привязанности Джона Боулби, сформулированная в середине XX века, была революцией. Она предложила мощное объяснение тому, как ранние отношения ребенка с матерью формируют его дальнейшую жизнь. Идея была элегантна и интуитивно понятна. Однако наука не стоит на месте. Данные, накопленные за последние десятилетия, не просто дополняют теорию Боулби — они подрывают ее фундаментальные основы. Сегодня рассматривать классическую теорию привязанности как центральную объяснительную модель человеческого поведения — значит игнорировать полвека исследований в генетике, нейробиологии и кросс-культурной психологии. Эта заметка — вскрытие концепции, которая стала скорее почётным музейным экспонатом, чем рабочим инструментом.

1. Основы теории: что утверждал Боулби

Чтобы понять, почему теория устарела, необходимо четко сформулировать ее ключевые постулаты. В основе концепции Боулби и развившей ее Мэри Эйнсворт лежат четыре центральных утверждения.

  • Монотропия. Боулби утверждал, что ребенок формирует одну, главную иерархическую связь привязанности, как правило, с матерью. Эта связь качественно отличается от всех прочих. Отец, бабушки, братья и сестры рассматривались как второстепенные фигуры.
  • Критический (или чувствительный) период. Существует ограниченный временной промежуток (первые 2-3 года жизни), в течение которого должна сформироваться надежная привязанность. Если этого не происходит, последствия для развития личности будут необратимыми и катастрофическими.
  • Внутренняя рабочая модель (Internal Working Model, IWM). На основе первой связи с матерью ребенок формирует устойчивую ментальную модель себя и других. Если мать была отзывчивой, ребенок усваивает, что он достоин любви, а мир — безопасное место (надежная привязанность). Если мать была холодной или непоследовательной, ребенок формирует модель себя как недостойного любви, а мира — как опасного (ненадежная привязанность). Эта модель, согласно теории, является стабильным шаблоном, который определяет все последующие отношения человека — с друзьями, партнерами, собственными детьми.
  • Материнская депривация и психопатология. Отсутствие материнской фигуры в критический период или нарушение связи с ней напрямую ведет к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам в будущем, вплоть до психопатии и неспособности формировать здоровые отношения.

Мэри Эйнсворт операционализировала эти идеи в знаменитом эксперименте «Незнакомая ситуация», выделив типы привязанности: надежный (Secure), тревожно-избегающий (Anxious-Avoidant) и тревожно-амбивалентный (Anxious-Ambivalent). Позже был добавлен четвертый тип — дезорганизованный (Disorganized). Предполагалось, что тип, определенный в возрасте 12-18 месяцев, предсказывает социальное и эмоциональное функционирование человека на десятилетия вперед.

2. Демонтаж постулатов: что говорят исследования

Каждое из этих центральных утверждений было поставлено под сомнение или опровергнуто последующими исследованиями.

2.1. Миф о монотропии

Концепция единственного главного взрослого не выдерживает проверки фактами. Исследования показывают, что младенцы формируют множественные привязанности одновременно — к отцу, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам, а также к постоянным воспитателям в детских учреждениях. Более того, качество этих связей может отличаться. Ребенок может иметь надежную привязанность к отцу и ненадежную — к матери, и именно отцовская связь может оказать более сильное положительное влияние на его развитие. Идея иерархии, где мать всегда на вершине, оказалась культурно-специфическим конструктом западного общества середины XX века, а не универсальным биологическим законом. Это объясняется еще и тем, что до недавнего времени отцы вообще крайне редко использовались в исследованиях.

2.2. Нестабильность «внутренней рабочей модели»

Самый сильный удар по теории — это данные лонгитюдных исследований, которые отслеживали людей от младенчества до взрослой жизни. Если бы IWM была стабильным шаблоном, мы бы увидели высокую корреляцию между типом привязанности в младенчестве и типом привязанности во взрослом возрасте.

Этого не произошло.

Мета-анализы, обобщающие десятки лонгитюдных исследований, показывают в лучшем случае слабую или умеренную связь. Один из наиболее известных мета-анализов, проведенный Р. Крисом Фрейли, показал, что корреляция между безопасностью привязанности в младенчестве и во взрослом возрасте составляет примерно r = 0.25. Это статистически значимо, но очень слабо с точки зрения предсказательной силы. Это означает, что тип привязанности в младенчестве объясняет лишь около 6% вариативности привязанности во взрослом возрасте. 94% определяются другими факторами.

Жизненные события — развод родителей, бедность, травля в школе, новые позитивные отношения (например, стабильный романтический партнер или хороший психотерапевт) — оказывают куда более мощное влияние на наши модели отношений, чем опыт первого года жизни. Идея о том, что ранняя модель — это пожизненный приговор, не подтверждается. Наши «рабочие модели» постоянно пересматриваются и обновляются.

2.3. Культурная ограниченность «Незнакомой ситуации»

Эксперимент Эйнсворт, разработанный на американских детях из семей среднего класса, оказался плохим инструментом для оценки детей в других культурах. Например, исследования в Германии показали гораздо более высокий процент «избегающих» детей. Это было интерпретировано не как патология, а как результат культурной ценности независимости и самостоятельности ребенка. В Японии, наоборот, наблюдался высокий процент «тревожно-амбивалентных» детей, что связано с тем, что японские матери редко оставляют детей с незнакомцами, и ситуация разлуки является для них экстремальным, а не умеренным стрессом.

Это доказывает, что «Незнакомая ситуация» измеряет не столько качество глубинной связи, сколько соответствие поведения ребенка культурным нормам воспитания.

2.4. Слепое пятно теории: темперамент и гены

Самый фундаментальный недостаток теории Боулби — почти полное игнорирование врожденных факторов. Теория является радикально средовой: поведение ребенка — это почти исключительно реакция на поведение матери.

Психолог Джером Каган был одним из первых, кто указал на этот пробел. Он утверждал, что поведение ребенка в «Незнакомой ситуации» в значительной степени определяется его врожденным темпераментом, а не только действиями матери. Ребенок с врожденной высокой реактивностью нервной системы (застенчивый, пугливый) с большей вероятностью будет плакать при уходе матери, независимо от ее отзывчивости.

Современная поведенческая генетика подтвердила правоту Кагана. Исследования на близнецах показывают, что наследуемость черт, связанных с привязанностью (например, тревожность в отношениях или избегание близости), составляет от 20% до 45%. Это означает, что значительная часть нашего стиля отношений определяется генами, а не только ранним опытом. Среда важна, но она взаимодействует с генетической предрасположенностью. Теория Боулби этого взаимодействия не видит.

3. Что вместо этого? Перспективные пути

Отказ от детерминизма теории привязанности открывает более сложные, но и более точные и полезные перспективы для понимания человеческого поведения.

  • Переход от типов к измерениям. Вместо того чтобы загонять людей в четыре «ящика» (надежный, избегающий и т.д.), современные модели описывают привязанность в виде двух непрерывных шкал: тревожность (степень беспокойства о доступности и отзывчивости партнера) и избегание (степень, в которой человек избегает близости и эмоциональной вовлеченности). Такой подход гораздо более гибок и точно описывает индивидуальные различия. Человек может быть низко тревожным, но высоко избегающим, или умеренно тревожным и умеренно избегающим. Это спектр, а не категория.
  • Модели генно-средового взаимодействия (GxE). Будущее — за моделями, которые изучают, как специфические генетические маркеры (например, гены, связанные с серотониновой или дофаминовой системами) взаимодействуют с определенным опытом (например, отзывчивостью родителей или стрессом) для формирования индивидуальных различий в социальных связях. Человек с генетической уязвимостью к тревожности может развить ненадежную привязанность только в условиях неотзывчивого ухода, в то время как другой человек без этой уязвимости в тех же условиях останется устойчивым.
  • Контекстуальные и доменно-специфичные модели. Вместо одной глобальной «внутренней рабочей модели» люди, вероятно, имеют множество моделей, специфичных для разных контекстов. Модель отношений с романтическим партнером может быть одной, с начальником — другой, с друзьями — третьей. Они могут влиять друг на друга, но не являются копиями друг друга. Наш стиль отношений — это не монолит, а гибкая система, адаптирующаяся к конкретным людям и ситуациям.

4. Практические выводы: освобождение от прошлого

Что это означает для нас на практике?

  1. Прекратить патологизировать детство. Теория Боулби породила целую культуру обвинения матерей и поиска корней всех взрослых проблем в первых годах жизни. Новые данные показывают, что это тупиковый путь. Ваше взрослое одиночество или проблемы в браке не являются прямым и неизбежным следствием того, что ваша мать была недостаточно отзывчива 30 лет назад.
  2. Принять ответственность за настоящее и будущее. Если ранняя привязанность не является пожизненным приговором, значит, у нас есть способность к изменениям. Мы можем формировать надежную привязанность во взрослом возрасте через осознанные усилия, терапию и выбор поддерживающих партнеров. Наш мозг пластичен, и наши модели отношений могут быть переписаны.
  3. Сместить фокус с «почему я такой?» на «что я могу сделать?». Вместо бесконечного анализа прошлого, который часто ведет к чувству беспомощности, более продуктивно сосредоточиться на развитии конкретных навыков: эмоциональной регуляции, эмпатии, эффективной коммуникации, умения устанавливать границы. Именно эти навыки, а не раскопанные детские травмы, строят здоровые отношения здесь и сейчас.

Теория привязанности была необходимым шагом в истории психологии. Она привлекла внимание к огромной важности ранних отношений. Но ее объяснительная сила исчерпана. Пришло время сдать ее в архив и вооружиться моделями, которые лучше отражают сложность человеческой природы — сложность, в которой есть место не только для раннего опыта, но и для генов, темперамента, жизненных случайностей и, что самое важное, для способности меняться на протяжении всей жизни.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Что делать с кунлангета?

падает человекЭтим термином инуиты, живущие в районе Берингового пролива, называют «мужчину, который постоянно лжет и обманывает, крадет вещи и принуждает женщин к сексу; того, кто не слушает замечаний, и с которым постоянно возятся старейшины племени, решая, что с ним делать». Это записала антрополог Джейн Мёрфи из Гарвардского университета в 1976 году. Когда она спросила, а что делают с кунлангета, инуит сказал, что «кому-то приходится сталкивать его со скалы, когда никто не смотрит».

Большинство людей, которые недавно обсуждали эту заметку, говорили, что было бы здорово гипотетически вернуться к такой практике. Все понимают, что в современном обществе так решать проблему не принято. В небольшом племени один такой кунлангета может довести жизнь людей до отчаяния, вражды и поставить всех на грань выживания. Поэтому и решение такое простое и радикальное. 

В огромных обществах, в которых мы живем, такой человек может процветать, эксплуатируя все новых и новых людей, и, пользуясь гуманными нормами, избегать наказания, и даже становиться президентом компании или страны. Последствия его поведения будут так же разрушительны, но не так заметны. И если инуиты знали, что делать с кунлангета, то мы не знаем, и пока все наши попытки альтернативных способов обращения с такими людьми не привели ни к чему хорошему.  

Это лишь один пример того, что, несмотря на полеты в космос, сражения на микроуровне с вирусами и покорения цифровых миров, мы понятия не имеем, как строить здоровое общество, где нет бедности, насилия и воровства. Тот, кто разберется в этом и создаст практические формулы общественной жизни, станет самым выдающимся человеком всех времен и народов. 


Почему я всю жизнь делаю это неправильно?!

женщина отжимаетсяОказывается, каждый десятый человек испытывает оргазм от физических упражнений! Почему мне никто об этом не сказал раньше? Записывайте, какие именно упражнения могут привести к этому: лазание по канату, упражнения на пресс, йога, подтягивание на турнике (серьезно?), поднятие тяжестей. Некоторые мужчины даже умудрялись оргазмировать во время прохождения полосы препятствий в армии! У всех — желание сдохнуть, а у них — счастье. 

Обнаружена также связь между оргазмом от упражнений и оргазмом во время сна. То есть понятно, почему некоторые люди так довольны после упражнений, эти же люди и ложаться спать пораньше, все им мало!

Источник 


Нет у вас методов против Кости Сапрыкина

психология против рецидивизмаОдна знакомая психолог работала в тюрьме Ее Величества в Ливерпуле. Она рассказывала, что эта работа больше изменила ее саму, чем заключенных, с которыми она общалась. Настолько изменила, что она ушла оттуда и теперь счастливо работает в небольшой гостинице в средиземноморской стране. И правильно сделала, как оказывается.

В журнале The Lancet вышел анализ научных статей об эффективности психологических интервенций для предупреждения рецидивизма. Итог такой: нет никакой эффективности. Была ли с преступником психологическая работа или не было – это никак не влияло на то, что будет с ним по выходу из тюрьмы.

Недавнее исследование в Швеции, изучившее более 400 тыс. преступников, показало, что одним из предсказателей рецидивизма является медленный сердечный ритм в состоянии покоя и низкое систолическое давление. Это параметры автономной нервной системы, которые определяются генетически. Они, кстати, передаются по наследству, и именно этим можно объяснить то, что преступный образ жизни передается от поколения к поколению.

https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366(21)00170-X/fulltext 


Как стать красивой?

красивая женщина

Эволюционная психология – относительно новая область психологии, которая пытается соединить эволюционную теорию и психологию. В процессе этого объединения она намерена объяснить современное поведение человека в терминах адаптаций, которые были успешны в ходе эволюции. Другими словами, прошлое может объяснить сегодняшние психологические механизмы, такие как половые различия в выборе партнера (что в партнере предпочитает мужчина и что женщина). 

Например, женщины ценят в партнере возможность и желание обеспечивать материальными, социальными и психологическими ресурсами. Мужчины, в свою очередь, ценят в женщинах характеристики, говорящие о репродуктивных возможностях, таких как физическая красота, молодость и привлекательность. 

Но ученые по-разному относятся к эволюционной психологии. Вот вы сами как думаете? Могли бы вы оценить, насколько вы согласны с принципами эволюционной психологии по шкале от 1 до 7, где

1 – абсолютно не согласен, 4 – нейтрально и 7 – абсолютно согласен.

Текст, который вы прочитали про эволюционную психологию, и вопрос, на который вы ответили, были частью эксперимента, проведенного американскими психологами.

Помимо этого, они оценивали привлекательность участников, и выяснилось, что чем привлекательнее человек, мужчина он или женщина, тем с большей вероятностью он соглашался с эволюционной психологией. Вот теперь вы и узнали, красивый ли вы человек :)

Ward, A., English, T., & Chin, M. (2021). Physical attractiveness predicts endorsement of specific evolutionary psychology principles. PLoS ONE 16(8): e0254725. 


Собака Фейсбука

женщина соцсети

Социальные сети каждый день учат нас снова и снова преувеличивать выражение своих эмоций, потому что именно это поощряется лайками и перепостами. Спокойные обсуждения просто не получают подкрепления ни в Твиттере, ни в Фейсбуке, ни где-то еще. Высказаться резко, перейти на личности, показать свое моральное превосходство – это путь к большей популярности в условиях соцсети. К таким выводам пришли ученые из Йельского университета (Brady et al., 2021), проанализировав поведение пользователей Твиттера.

Когда человек высказывается очень эмоционально и получает за это лайки, а когда спокойно – не получает, это учит его повторять «желаемое» поведение. «Желаемое поведение» для соцсетей – это такое поведение, которое ведет к большой вирусности сообщений, увеличению пользователей и их вовлеченности. В конечном итоге – к улучшению показателей рекламного бизнеса. Эту модель придумали маркетологи и программисты, и никто из них не заботился о том, как это влияет на поведение в целом. 

И вот мы узнаем, что нас тренируют высказываться более эмоционально. А что еще? Ведь через несколько месяцев те основания, по которым были внедрены алгоритмы, забудутся. В итоге модель любой соцсети сейчас нашпигована алгоритмами, природа которых уже и непонятна тем, кто работает там сегодня. К примеру, стоит алгоритм, который поощряет употребление определенных слов, что увеличивало популярность сообщения, но было это пять лет назад. Никто не нашел другой связи, что именно эта популярность позже приводила людей к уходу из соцсети. Но алгоритм стоит и продолжает работать. 

По итогу, соцсети тренируют нас на поведение в лучшем случае для улучшения прибыльности владельца сети, а в худшем – на поведение, которое неизвестно даже зачем и к чему ведет. 

Brady, W. J., McLoughlin, K., Doan, T. N., & Crockett, M. J. (2021). How social learning amplifies moral outrage expression in online social networks. Science Advances, 7(33), eabe5641.


Добрым быть непросто

добрые делаПсихологи заметили, что существует странная асимметрия: плохое поведение кажется более негативным, чем хорошее поведение кажется позитивным. Это означает, что чтобы прослыть плохим, достаточно сделать одно плохое дело. А вот чтобы тебя посчитали добрым, добрых дел надо сделать много. 

Причем добрые дела кажутся истекающими как бы из природы. Сделал человек доброе дело – ну это естественно, это нормально. А вот недобрый поступок – он кажется всегда совершенным умышленно. 

И даже если человек не смог сделать доброе дело, ну не получилось у него, как он ни старался – это кажется более негативным, чем если бы человек хотел, но не смог сотворить плохое дело.

Причем компенсация за совершенные плохие дела требует куда больше хороших дел, чем казалось бы, должно по логике. В одном исследовании банальные плохие дела требовали в глазах других невероятных добрых дел, например, пожертвования своей почки незнакомому человеку. 

Кроме добрых и злых дел есть еще деление дел на нормативные и ненормативные. Например, бить кошку и бить жену – это плохие дела. Но бить кошку оказывается ненормативным! Иными словами, ну бьет мужчина свою жену – это понятно, но кошку-то за что? И поэтому бить кошку может казаться куда более плохим делом. 

Все эти странные представления о добре и зле проистекают, как кажется, из представлений о самом себе как моральном компасе, как образце этической правоты. И эта глубинная личность у нас всегда праведна, чиста и благородна. И абсолютно иллюзорна, то есть не существует, но эта тема уже другой статьи.

Hartman, R., Blakey, W., & Gray, K. (2021). Deconstructing Moral Character Judgments. Current Opinion in Psychology. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.07.008