Category Archives: Поведение

Защита от стресса

Ганс СельеNPR, агентство журналистов, опубликовало историю (Spiegel, 2014) о концепции стресса. В двух словах: Ганс Селье (на фото), отец стресса и человек, которого десять раз (!) выдвигали на Нобелевскую премию, создавал свою теорию стресса под большим влиянием и на деньги табачных компаний, заинтересованных в защите курения. Причиной болезней и смертей должен был стать стресс, но никак не курение.

Марк Петтикрю, директор исследований общественного здоровья в Лондонской школе гигиены и тропической медицины, с коллегами изучили за последние 10 лет миллионы документов табачных компаний. Петтикрю показывает, что огромные суммы, выделяемые Селье, были не «за красивые глаза»: юристы табачных компаний редактировали, направляли и одобряли работы психолога. В частности, этим занимались люди из RJ Reynolds, производителя сигарет Camel.

Табачная компания Philip Morris фактически создала концепцию так называемой «личности типа А» — характера человека очень конкурентного и всегда находящегося под стрессом. Зачем? Чтобы показать, что сердечно-сосудистые заболевания и рак возникают по этим причинам, а не от курения.

Хронический стресс – опасная штука, это уже показано и без Селье, но исследования последних лет бросают тень сомнений на постулаты теории стресса. Так, он далеко не всегда вреден, а в некоторых случаях – необходим и полезен; взять хотя бы теорию гормезиса.

Таким образом, все, что мы знаем о стрессе – картина, созданная не только ученым, но и лицемерным бизнесом, а отделить зерна от плевел сегодня могут лишь несколько человек в мире. Можно предположить, что концепция стресса действует на нас сегодня как ноцебо – антипод плацебо: мы преувеличиваем его ощущения в себе, и его опасность, но получаем от этого вполне реальные проблемы. Поэтому эффективным средством от стресса может стать критическое к нему отношение. Критическое мышление — пожалуй, единственный сегодня метод навигации в мире бездонной информации.

Spiegel, A. (2014). The secret history behind the science of stress. NPR. July 07, 2014.
Ссылка: http://www.npr.org/blogs/health/2014/07/07/325946892/the-secret-history-behind-the-science-of-stress


Когда нос — это просто нос

Фрейд и Флисс в 1890Когда ребенок вынужден долгое время дышать ртом из-за заложенного носа, то он выглядит и является, полагали британские врачи в 19 веке, полным дурачком. Английский хирург по имени Уильям Уотсон заметил, что когда он удалял гланды, и ребенок начинал дышать через нос, (и закрывал рот), то сразу начинал выглядеть умнее! Хирург предположил, что ребенок реально становится умнее. Его теория завоевала внимание, и операция по удалению гланд стала очень востребованной в викторианские времена среди родителей, как средство поднятия интеллекта. Странная, но не самая экстравагантная теория.

Берлинский отоларинголог Вильгельм Флисс верил, что в носу содержатся области, связанные с гениталиями. Эти области набухают, наполняясь некой сексуальной субстанцией, циркулирующей строго по циклам, как для мужчин, так и для женщин. Если человек не получает в полной мере сексуального удовлетворения, эта жидкость накапливается, и происходят разные неприятные вещи. Кстати, секс с презервативом, или мастурбация считались еще сто лет назад патологиями и причиной расстройств здоровья и психики. В 1897 году Флисс опубликовал научный труд под названием «Связь между носом и женскими гениталиями». Эта была диковатая идея даже для того времени.

У Флисса был друг, которого звали Зигмунд Фрейд (на фото в начале – два друга, два товарища, в 1890 году). Основатель психоанализа сам был помешан на своем носе – так, однажды он написал Флиссу подробный отчет о воспалении своего носа, и о том, что именно и в каких количествах оттуда выходило. Флисс тоже жаловался на частые насморки и заложенность, но вскоре друзья нашли способ лечения – нюхать кокаин. Фрейд считал его магическим средством, а кокаин и вправду ведь может избавить от многих проблем носа за счет сужения сосудов, но ненадолго. Регулярный прием кокаина, напротив, приводит к ожогам и повреждениям всех контактирующих с ним тканей.

Флисс легко убедил Фрейда, что ключ к сексуальным проблемам женщин лежит в носу. Так, например, если девушка занимается мастурбацией, ей следует удалить часть кости носовой раковины. Только так, писал Флисс Фрейду, и никак иначе, если они хотят избавиться навсегда от такой пагубной привычки.

У Фрейда была пациентка, Эмма Экштайн, 27 лет. Она жаловалась на нарушения менструального цикла и боли в нижней части живота. Фрейд не сомневался, что причина – излишняя мастурбация, и пригласил Флисса в Вену для проведения операции.

Операция прошла крайне неудачно – у девушки практически не останавливалось кровотечение, а позже началось воспаление и отторжение костей и тканей. Флис после операции сразу уехал, и Фрейд в панике писал другу письмо за письмом с вопросами, что делать. Фрейд обратился к старому другу, венскому доктору, который провел вторую операцию, а потом и еще одну, в попытках спасти девушку. Девушка потеряла много крови и едва не умерла. Удаление костей из носа привело к провалам и обезобразило прежде симпатичное лицо девушки.

Фрейд приходил в себя, справляясь с помощью коньяка и кокаина. Успокоившись, и рассудив здраво, он определил, что кровотечения носили исключительно «истерический характер, как результат сексуального вожделения»: виновной, очевидно и безусловно, была сама девушка. Что характерно, Эмму в этом тоже оказалось легко убедить, и она не прекратила боготворить Фрейда, а позже стала первой в истории женщиной-психоаналитиком. Фрейд нисколько не разочаровался в этом методе, и чуть позже сам лег под нож Флисса на такую же операцию. Она прошла без последствий, но толку от нее не было. Фрейд не смутился и просто увеличил дозы кокаина.

Фрейд и Флисс в своих теориях относительно связи носа и сексуальности тыкали пальцем в небо. Кое-куда они случайно попали: недавно выяснились поразительные вещи.

Один из побочных аффектов Виагры – заложенность носа, которая вызывается, вы не поверите, эрекцией. Да, в носу действительно находятся эректильные зоны, сотворенные из той же самой ткани, что и пенис и клитор. Когда человек принимает Виагру, эта ткань начинает вести себя как половой орган: сосуды расширяются и она становится твердой, частично перекрывая носовые проходы. Впрочем, иногда это происходит и без синей таблетки: есть такой синдром – ринит медового месяца, при котором у мужчин и женщин закладывает нос во время секса, а некоторые начинают чихать, когда занимаются или только думают о сексе!

Одна из гипотез, зачем в носу это нужно: роль этих тканей — регулировать забор воздуха ноздрями. Эти зоны, увеличиваясь или уменьшаясь в размерах, позволяют нам дышать одной стороной или другой, в зависимости от нашего положения. Если мы лежим на правом боку, и правая ноздря закрыта подушкой, эректильная ткань увеличится, открывая левую ноздрю еще больше.

Другая версия: эти зоны позволяют нам обонять в стерео режиме, чтобы определять направление, откуда исходит запах, практически так же как мозг решает задачу определения источника звука, получая информацию с обоих ушей.

В следующий раз, когда вы будете заниматься сексом, обратите внимание на то, как ведет себя ваш нос, но не зацикливайтесь на этом, вы же не Фрейд :)

Moalem, S. (2009). How sex works : why we look, smell, taste, feel, and act the way we do (1st ed.). New York, NY: Harper.

Glaser, G. (2002). The nose: a profile of sex, beauty, and survival. New York: Atria Books.

Masson, J. (1998). The Assault on Truth: Freud’s Suppression of the Seduction Theory. New York: Pocket Books.


Запретные области

Книга дочери ЭриксонаКогда я учился на психолога, была, конечно же, тема психологии развития – как развивается и формируется человек и все такое. Помимо известных всем имен, одно было совершенно незнакомо мне до той поры – Эриксон. Его, кстати, мало кто знает в России – ведь это же не Милтон, а Эрик. Эрик Эриксон (Erik Erikson) был психоаналитиком и фрейдистом, хорошо знакомым с Анной Фрейд и как ее ученик, и как ее клиент. В общем, если Фрейд выдумал пять стадий развития человека, то Эриксон – восемь, при этом творчески переработав некоторые стадии. Так, например «генитальный период» он назвал совершенно не в духе психоанализа «юностью»! В общем, эти его стадии оказывались какими-то фундаментальными, которые надо было понять и сдавать по ним экзамен. А разобраться в этих идах и эгах, и где там логика, по которой он поделил все на восемь, и из каких пальцев они это все высасывают – это просто обламывало. Нет у меня интереса к ненаучным теориям. Кстати, именно этот Эриксон — автор концепции кризиса идентичности, провала в достижение идентичности эго в юности. Это когда молодой человек «ищет себя» и не может найти. У Эриксона с этим было весьма сложно, и концепция вполне в духе психоанализа: «если есть это у меня, значит у всех» или «если я прочитал где-то в книжке про какого-нибудь сказочного царя с завихрениями или у меня был клиент с весьма необычным поведением, то это должно распространяться на всех». Типа принципа «обобщай и властвуй».

Пример, хоть и выдуманный, из романа Торнтона Уалдера «Теофил Норт» (повествование ведется от главного героя):

«Доктор Зигмунд Фрейд выезжал на лето в Гринцинг, пригород Вены. Как-то летом я поселился в Гринцинге и без всяких на то посягательств с моей стороны получил приглашение присутствовать по воскресеньям на том, что он называл Plaudereien — свободных беседах, происходивших у него на вилле. В одной из таких прекрасных бесед речь зашла о разнице между любовью и влюбленностью.
— Герр доктор, — сказал он, — вы помните старую английскую комедию -запамятовал ее название, — где герой страдает некоторым… торможением — Hemmung. При «дамах» и воспитанных девушках из хороших семей он застенчив и косноязычен, смотрит в землю; но со служанками, с официантками и, что называется, «эмансипированными женщинами» он — сама дерзость и развязность. Вы знаете, как называется эта комедия?
— Да, герр профессор. «Ночь ошибок».
— А кто автор?
— Оливер Голдсмит.
— Благодарю вас. Мы, врачи, обнаружили, что Оливер Голдсмит дал типичную картину нарушения, с которым мы часто сталкиваемся у наших пациентов. Ach, die Dichter haben alles gekannt! (Поэты всегда все знали.)
Затем он стал объяснять мне связь этой проблемы с Эдиповым комплексом и страхом инцеста, когда «почтенные» женщины ассоциируются у человека с его матерью и сестрами — «запретной областью».
— Вы помните, как зовут этого молодого человека?
— Чарльз Марло.
Он повторил имя с удовлетворенной улыбкой. Я наклонился к нему и сказал:
— Герр профессор, можем мы назвать такое явление «комплексом Чарльза Марло»?
— Да, это будет очень уместно. Я давно искал подходящий термин».

В общем, я решил подойти к вопросу добросовестно и с интересом – в конце концов, у человека, который так долго думал о детстве и о развитии детей, должно быть что-то полезное, что и мне пригодится. Когда не хочешь чего-то делать, а надо, то лучший выход — придумать мотивацию.

И была у Эриксона прекрасная жена и трое детей: два мальчика и дочь. Вероятно, они выросли прекрасными детьми у такого отца. Только глубже копнув, я узнал, что у него было четверо детей; про одного официально не говорилось. Самый младший сын, Нил, родился в 1944 году с синдромом Дауна, и Эриксон тут же отказался от ребенка, отдав его в психиатрический госпиталь. Отчасти, его уговорила это сделать его знакомая, знаменитая учёная и звезда антропологии Маргарет Мид (Margaret Mead)! Мид была та еще выдумщица и специалист по детям.

Детям родители сказали, что ребенок умер, и запретили об этом говорить. Через несколько лет этот секрет все же открылся детям, и это произвело на них впечатление, судя по биографической книге дочери. Сам Эрик никогда больше не видел своего сына, только его жена, Джоан, иногда посещала его в психиатрическом заведении, а после того, как они переехали на восток США, вероятно, и эти встречи закончились. Эриксон с ещё большей энергией продолжил заниматься трудом о развитии детей и идеальной дружной семье, и вскоре она вышла, его самая главная книга «Детство и общество», в которой он и разложил по полочкам все стадии развития. Его сын умер в возрасте 21 года.

Конечно, ужасно и трагично, и в то время практика была именно такой – сдавать таких детей в клиники, но все равно это показалось мне как-то неправильно. После этого я не хотел знать ничего ни про Эриксона, ни про его теории, принципиально, и сказал преподавателю, что учить я его не буду, и попросил дать какие-то другие варианты. Варианты были, и я обошелся Пиаже.

А что вы думаете по этому поводу?

Bloland, S. E. (2005). In the shadow of fame: a memoir by the daughter of Erik H. Erikson. New York: Viking.

Friedman, J.F., (1999). Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson. New York: Scribner’s.

Очень познавательный фильм про Маргарет Мид — Tales From The Jungle: Margaret Mead. BBC Four.


Популярность добрых дел

ребенок помогает убиратьсяКаждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, хорошо учился, и чтобы его любили в школе. Это прекрасные цели, но в голливудских фильмах мы видим, что быть популярным в школе – значит быть красивым и гадким, и окружать себя свитой, способной на любые подлости и унижения других. Исследования психологов, впрочем, показывают, что не так всё плохо. Популярность важна, потому что отражает способности ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не всё, то многое решают связи (в хорошем смысле).

Весьма вероятно, вы сами когда-то делали простое упражнение, когда вас и других учеников просили написать на бумажке трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но он весьма полезен, если им правильно пользоваться.

Метод, в различных вариациях, до сих пор используется в психологии для оценки популярности.
Например, Висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа психологов стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Данные включали когнитивные способности, социально-экономическое положение семьи, успеваемость, состав семьи, и прочее, с тем, чтобы отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 участников, у которых собирали данные с 1957 году, и еще в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Данные этого исследования используются для нахождения интересных закономерностей. Так и недавний анализ (Conti , 2012) обратился к этим данным для определения влияния популярности на будущую жизнь.

Одним из критериев ученые определили именно количество друзей у школьника, по двум факторам: сколько сверстников школьник номинирует как своих друзей, и сколько других школьников номинирует его в качества друга. Создав сеть, и математическую модель, которая проанализировала и могла предсказывать популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:

• Больше связей у школьников в городках и поселках, в сравнении со школьниками из крупных городов.
• Теплые семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.
• Школьники с высоким IQ номинировали больше друзей и являлись более популярными. Впрочем, эта связь не очень сильная.
• Самые сильные связи основываются на схожести: по вероисповеданию, происхождению, месту рождения, и общему в стремлениях, например, учиться дальше. Школа, кстати, считается тем лучше, чем больше учеников стремится продолжить образование.
• Определяющим фактором явилось то количество сверстников, которые номинировали школьника как своего друга. Количество друзей, которых назвал таковыми сам школьник, не имело значения для прогноза будущего.
• Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет! Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг ассоциируется с 2% ростом дохода.

Главный вывод исследования — социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.

А вот канадские психологи (Layous et al., 2012) показали простой путь, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным. В эксперименте в Ванкувере участвовали 415 школьников в 19 классах, среднего возраста 10 лет. У них предварительно замерили популярность – опять же, попросив ответить на вопрос, с кем бы он или она хотели бы играть, делать школьные задания и прочее. Затем всех разбили случайным образом на две группы: одних просили посещать по три разных новых мест каждую неделю (парки, торговые центры и проч.) в течение 4 недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю, для любого человека, а не только в школе. Какие именно – предстояло решать самим детям, и поступки у них получались простые, например: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.

Результаты оказались потрясающими! У школьников в группе добрых поступков повысилась популярность: они приобрели за месяц в среднем 1,6 новых друзей, в сравнении с 0,7 в группе новых мест. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе, и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет!

Conti, G., Galeotti, A. Mueller, G., & Pudney, S. (2012). Popularity. NBER Working Paper No. 18475.

Layous, K., Nelson, S. K., Oberle, E., Schonert-Reichl, K. A., & Lyubomirsky, S. (2012). Kindness Counts: Prompting Prosocial Behavior in Preadolescents Boosts Peer Acceptance and Well-Being. PLoS ONE, 7(12), e51380.


Где живут эмоции и мастерство

бутербродНедавно делал ай-трекинговое исследование и решил попробовать новый дизайн, при котором главная задача участника — следить за перемещениями креcтиков и ноликов и не обращать внимания на возникающие на периферии картинки. Направление слежения — по вертикальной оси на одинаковом расстоянии от картинок.
На самом деле, как бы четко не выполнялись эти инструкции, движения глаз отклоняются к той или иной картинке, и целый ряд исследований выяснил, что такие отклонения идут к наиболее эмоциональной картинке. Тестировались как рекламные материалы, так и различные фотографии.

Что любопытно, но эффект, который можно видеть ниже, в такой сильной мере возник только у рекламных макетов. Макеты я сделал искаженными, потому как коммерческие интересы и все такое, но можно сказать, что на макете В были изображены товары, с различными слоганами и информацией о скидке, а на макете А дополнительно были использованы человеческие руки. Причем находились эти руки в левом поле макета А, и когда руки оказываются дальше от линии слежения, девиация резко возрастает.

сравнение макетовТаким образом, можно сказать, что макет с руками вызывает больше эмоциональной реакции на подсознательном уровне. Это означает, что он, с большей вероятностью, будет привлекать внимание и запоминаться, а также, возможно, побуждать к совершению действий, к которым реклама призывает.

Все это происходит в течение первых 500 миллисекунд просмотра, вернее, даже от 300 до 500 миллисекунд. Этот период – весьма интересный. Те, кто в курсе теорий о свободе воли и экспериментах Бенджамина Либе (Libet), о которых я постарался рассказать (Расставание с иллюзиями), знают, что именно в этот промежуток, от 300 до 500 мс, происходят любопытные вещи, которые еще не зарегистрированы нашим сознанием. Фактически же, мы живем в прошлом, отставая от реальных процессов вокруг нас на эти 300-500 мс.

график результатов тренировокНедавно я разработал приложение по модификации поведения, и, в частности, импульсивного, и последний месяц активно его тестирую. Недавно, через восемь часов чистого времени тренировок, скорость реакции на определенные стимулы приблизилась к 500 миллисекундам. Это ожидаемый и позитивный результат, на который я надеялся – в самом начале эта же реакция была в районе 600 мс. И вот вчера (уже через 10 часов тренировок) я впервые ушел за 500 мс, достигнув 498 мс. Теперь буду стараться там и держаться, и ждать проявления других феноменов.

500 мс и меньше — это время, когда наше сознание еще не включается в процесс принятия решения, в полной мере. Это ощущается: самые эффективные результаты достигаются, когда находишься в некоем диссоциативном состоянии. Так, я чаще ловлю себя на том, что заканчиваю сессию тренировки, задумавшись о чем-то, и совершенно не помню, как я нажимал сотни раз разные клавиши клавиатуры. Это знакомая многим вещь: садишься в машину, задумался о чем-то, и ты уже дома, и ничего не помнишь о том, как ехал.

Так и здесь: потратив часы, я увидел, просто «кожей почувствовал», насколько сильно во мне (и, конечно не только во мне) сидит импульсивное рефлекторное поведение, и как самоконтроль падает за пару минут, и сразу же начинаешь делать ошибки. А вот уже около 500 мс ошибок становится меньше, и нагрузки на самоконтроль нет. Всё от того, что самоконтроль не требуется – процесс обслуживается большей частью подсознательно. Это свидетельство мастерства в этом весьма специфичном навыке. И это вторжение в эмоциональную сферу, способности в какой-то мере ими управлять. Так, одна из задач приложения – сделать это по отношению к еде, и снизить эмоциональную привязанность и импульсивность к определенной, скажем так, «плохой» еде. Для этого я, например, временно отказался от всяких ограничений в еде, чтобы понаблюдать эффект, и сбросил за месяц как минимум 1,5 кг (разумеется, с учетом колебаний веса, который я замеряю уже давно) не меняя ничего в питании (хотя это мне так кажется, что не меняя). Не бог весть какая цифра, но любопытно, куда это все пойдет дальше.

Я упоминал вскользь об этом эксперименте ранее, про то, как нездоровая пища может «притворяться» здоровой.
Вот, например, очень легко отказаться от бутерброда, на фото в начале статьи.
Но вот эти ниже – посмотрите, как они банально маскируются под «хорошие»:

бургер и майонез
Особенно меня удивил майонез – он часто меня «подлавливает», хотя я его почти не употребляю, ну, только в гостях, когда попадается. Понятно, почему ему это удается, сознательно, но подсознание пока не понимает, в чем подвох.

Путь к мастерству, увы, не лежит в считанных минутах тренировок чему бы то ни было. Когда мы тренируем себя, мы даем нашему мозгу сигналы о том, что эта деятельность важна, и мы хотим достичь в этом успехов. Только тогда он воспримет это серьезно и будет помогать нашим сознательным целям. У мозга невероятно огромное количество задач, действительно важных, в основном, связанных с выживанием. Когда мы сознательно пытаемся увлечь его какой-то задачей, ценность которой мозгу не столь очевидна, ему это надо искусно «продать». Пара человек параллельно со мной участвует в тестировании, но уделяют этому слишком мало времени и еще меньше мотивации. В итоге, как показывает месяц тестирования – зря теряют время, получая не результаты, а только раздражение. А занятия чем-то по 15 минут или по часу в неделю – это не тот случай, когда мозг станет считать то, что мы делаем, чем-то важным.


Долгосрочное влияние выбора

две разные серые майкиМы стоим в магазине и пытаемся выбрать между двумя серыми майками – одна чуть-чуть светлее другой (как на фото). Мы берем одну из них и говорим себе, что она чем-то получше. Когда мы стоим перед выбором из двух вариантов, которые для нас практически одинаковы, мы чувствуем нечто похожее на когнитивный диссонанс. Нам не нравится это чувство, и мы применяем тактику оправдания своего выбора – мы говорим и объясняем и себе и другим, что по тем или иным причинам нам нравится один вариант в сравнении с другим. Это хорошо исследованный феномен, который был многократно продемонстрирован. Недавнее исследование занялось тем, что было ранее неизвестно: как долго наше объяснение выбора живет и определяет наши дальнейшие решения?

Исследователи предложили оценить студентам 80 разных туристических направлений, спрашивая, насколько бы они были счастливы, случись им там отдыхать. Затем ученые подобрали пары курортов с одинаковыми оценками и предлагали выбрать один из них. Одним предлагалось это делать самим, а другим помогал решать компьютер. После этого участников отпускали, но через три года их снова собрали и предложили сделать тот же самый выбор.
два разных курорта
Выяснилось, что студенты, теперь уже старших курсов, чаще выбирали из пары то же самый курорт, что и три года назад, но только тогда, когда они выбирали сами. Те, за кого решил компьютер, не показали устойчивых предпочтений.

Заметьте, что людям предлагались, в общем-то, одинаковые варианты, и им пришлось выбрать один, а затем этот выбор определил судьбу новых решений годы спустя! Этот феномен имеет свои проявления в экономике, политике, маркетинге, в межличностных отношениях. Так, один раз, начав голосовать за одну партию из списка, человек повторяет свой выбор снова и снова. Вероятно, это происходит просто потому, что ему не хочется вновь вставать перед сложным выбором и чувством, которое это выбор создает.

А мне показался любопытным как-раз таки последствия выбора компьютером: о некоторых вещах, право, не стоит долго думать и нужно довериться случаю, подкинув монетку. И даже хорошо, что не останется предпочтений к такому выбору.

Sharot, T., Fleming, S. M., Yu, X., Koster, R., & Dolan, R. J. (2012). Is choice-induced preference change long lasting? Psychological Science, ; Doi: 10.1177/0956797612438733.


Посмотри на это одним глазом

один глаз закрытЛюбопытное исследование о том, как глаза активируют нервную систему, и которое может быть интересно тем, кто слишком много думает о правом-левом полушарии.

У нас есть нервная система, и одна из ее частей – автономная нервная система (АНС), которая, по определению, не особо зависит от нашего сознания. АНС играет огромную роль в гомеостазе, адаптации к меняющимся условиям жизни.

АНС делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Грубо говоря, симпатический отдел переводит организм в режим активности – например, в условиях стресса, она включается в полный режим, а парасимпатическая переводит организм в режим отдыха и расслабления.

Так, эти два отдела по-разному влияют на размер зрачка: в случае опасности – расширяют («у страха глаза велики»), в случае покоя – сужают. Диаграмма ниже (по клику открывается в полный размер) показывает, что происходит с организмом при работе в этих системах. Вы сможете лучше понять, как ведет себя ваше тело в условиях отдыха или стресса, только по этой диаграмме.

автономная нервная система
Левое полушарие нашего мозга отчасти регулирует парасимпатическую активность, а правое, соответственно – симпатическую активность автономной нервной системы. Гипотеза, которую проверяла большая группа американских ученых в недавнем исследовании (Burtis et al., 2014), заключалась в том, что если мы активируем левое полушарие, то мы активируем и парасимпатическую активность, и, аналогично, — с активацией правого полушария.

очки с закрытой половинойСпособов управления АНС не так и много – не забываем, что она автономная и наше вмешательство может приводить к серьезным последствиям. Есть парочка техник дыхания для активации разных отделов АНС, но в данном случае все еще проще. Для активации не надо делать ничего опасного или сложного – достаточно просто открыть или закрыть глаз. Вы знаете, что глаза у нас перекрестным образом связаны с полушариями. То есть правый глаз первоначально активирует большей частью некоторые регионы в левом полушарии, а левый – в правом.

Исследователи сделали несколько пар очков, в которых одна из сторон надежно закрывала один глаз от света. Это позволяло измерить расширение зрачка во время вдоха и сужение во время выдоха (respiratory hippus variability, RHV) в ходе монокулярного зрения (когда один глаз закрыт). Измерения производились ай-трекером, а метод измерения называется инфракрасная пупиллография.

зависимость диаметра зрачкаКак видите на графике — разница есть, причем скобочками со звездочкой обозначены статистически значимые различия. Заметьте, что когда оба глаза открыты, зрачок уже, чем при любом одном открытом глазе, то есть больше активации парасимпатического отдела АНС. Когда открыт левый глаз – то больше активации симпатического отдела.

В общем, ожидалось, что закрытие левого глаза приведет к самой большой активации парасимпатического отдела – то есть тело начнет входить в режим покоя. Но этого не произошло, и, возможно, по причине новизны такого опыта для участников, как думают авторы. Таких исследований очень мало, поэтому вопросов больше, чем ответов.

Ведь если бы это было так, то это предлагало бы простой способ, например, снизить частоту сердечного ритма – закрываешь глаза, открываешь правый глаз и успокаиваешься. Возможно, что так и есть – и это чрезвычайно легко проверить, измеряя пульс в трех одинаковых условиях: при открытых глазах, и при каждом закрытом глазе. Вот, интересно, какая происходит активация при закрытых глазах?

Но тот факт, что открытый левый глаз неплохо активирует симпатический отдел – тоже интересная и полезная в хозяйстве вещь. Теоретически, закрыв правый глаз, мы можем подготовиться к возникающей опасной ситуации, для лучшего выбора в дилемме «драться или убегать» (flight or fight response) и, возможно, преодолеть реакцию ступора. Или, например, за счет активации симпатической нервной системы (посмотрите на диаграмму) снизить кровопотери за счет сужения капилляров. Каким-то образом это должно играть роль и в сексе. А как, интересно, это относится к тому, о чем я писал в статье Посмотри мне в глаз?

Вот, из-за отсутствия руководства по собственным возможностям, нам приходится узнавать какие-то вещи посредством маленьких лайфхаков.

Burtis, D. B., Heilman, K. M., Mo, J., Wang, C., Lewis, G. F., Davilla, M. I., . . . Williamson, J. B. (2014). The effects of constrained left versus right monocular viewing on the autonomic nervous system. Biological Psychology, 100(0), 79-85. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2014.05.006.

Mader, S. (2004). Understanding Human Anatomy and Physiology. New York: McGraw-Hill.