Category Archives: Поведение

Жизнь ипсативна? а) Да, б) Нет

выбор путиЧитал одно исследование, и пришлось попутно разбираться с психологическим тестом, который там использовался: Allport–Vernon–Lindzey Study of Values (SOV) – шкала ценностей, созданная группой вышеуказанных психологов в 1931 году.

Шкала описывает шесть основных типов ценностей:
1) Теоретические (отношение к истине).
2) Экономические (что полезно).
3) Эстетические (форма, красота и гармония).
4) Социальные (поиск любви у других).
5) Политические (власть).
6) Религиозные (единство).

Считается, что тест позволяет менее чем за полчаса понять, что ценно для человека, и увидеть динамику ценностей в течение какого-то промежутка жизни (если человек проходил такой тест ранее). Баллы, набранные человеком, в этом тесте, могли предсказывать образование, выбор профессии и отношений человека с семьей и друзьями.

Баллы набирались в ходе ответов на такие, например, вопросы (в последней редакции):

  • Если вы оказались в комнате ожидания, и у вас выбор из двух журналов, какой вы будете читать: а) Век науки, б) Декоративное искусство?
  • Современное общество получает больше пользы от а) лучшей заботы о правах и благосостоянии граждан, б) лучшего знания фундаментальных законов поведения человека?
  • Вам больше интересно прочитать про жизнь и работу таких людей как а) Индира Ганди, Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль, или б) Айн Рэнд, Жан-Роль Сартр и Эммануил Кант?
  • По вашему мнению, какая отрасль науки окажется самой важной для человечества: а) математика б) религия?
  • Если бы вы были профессором в университете, вы предпочли бы преподавать а) поэзию, б) химию и физику?

«Жизнь ипсативна» сказал психолог Rokeach (1985), имея в виду, что нам всегда приходится выбирать что-то одно. Ипсатив, в психологии — индикатор измерения, когда респондент сравнивает два или более варианта и может выбрать только один.

Например, Вы больше любите а) мороженое, или б) пирожное?

Кстати, раз уж зашла речь о шкалах, то есть шкала Ликерта, которая дает возможность поставить значение, которое, как вы считаете, выражает ваше отношение к утверждению. Например, по шкале от 1 (Ненавижу!) до 100 (Обожаю!), оцените, насколько вы любите мороженое. Сделав то же самое с пирожным, вы получите сбалансированный ответ.

Шкалу редактировали в 1951 году, и в последний раз в 2003 году.
Авторы (Kopelman, Rovenpor, & Guan, 2003) последней модификации учли, по их мнению, реалии современной жизни. Они писали, что психологи жаловались, начиная с 1970 годов, на то, что студенты были недовольны вопросами этого теста. Они называли их чересчур затейливыми, сексистскими, предвзятыми, и устаревшими.
Авторы новой редакции добавили туда больше женщин – ранее была только Флоренс Найтингейл,  немного людей небелой расы – генерала Колина Пауэлла, Индиру Ганди, и добавили больше вопросов, раскрывающих религиозные ценности (это же Америка).

Так, они заменили Наполеона, Аристотеля, Бёрда, Александра Македонского и Галилео следующими персонажами: генералом Колином Пауэллом, Айн Рэнд, Амелией Еархарт, Индирой Ганди и Марией Кюри.

Вот как, например, изменился один вопрос:

Насколько Вам интересны следующие известные люди:
а) Флоренс Найтингейл – стала Мать Тереза,
б) Наполеон – стал генерал Колин Пауэлл
в) Генри Форд – стал Билл Гейтс,
с) Галилео – стала Мария Кюри.

Авторы замечают, что у людей возросли экономические ценности, когда Билл Гейтс заменил Форда, а теоретические ценности упали, когда Галилео заменили мадам Кюри.

Проблем у этих тестов много: выбор, предлагаемый авторами, часто ставит в тупик. Самое главное, однако, что мы узнаем, то, что люди думают, что для них ценно, а не сами ценности. Причем, в то время, когда они могут и хотят заниматься разговорами об этом. Попробуйте задать вопрос о ценностях человеку, который лежит с гриппом, с температурой — ценности будут совсем другими. Одни могут ненавидеть работу, и провозглашать одно, но лишившись ее, скажем на год, набор ценностей становится другой.

Но с одним, пожалуй, нельзя не согласиться – надо всегда что-то выбирать, и от чего-то отказываться. Так ведь? а) да, б) нет.

Kopelman, R. E., Rovenpor, J. L., & Guan, M. (2003). The Study of Values: Construction of the fourth edition. [doi: 10.1016/S0001-8791(02)00047-7]. Journal of Vocational Behavior, 62(2), 203-220.

Rokeach, M. (1985). Inducing changes and stability in belief systems and personality structures. Journal of Social Issues, 41, 153–171.


Психопаты вокруг нас

Dexter MorganВы, конечно, слышали про такой тест:
На похоронах своей матери, женщина встречает мужчину, которого она раньше не видела. Она знакомится с ним, влюбляется и понимает, что он – именно тот человек, который создан для нее. Она забывает взять его номер, а когда похороны подходят к концу, она видит, что он уже ушел.
Через несколько дней она убивает сестру. Почему?

Считается, что вы нормальный, если ответите что угодно, кроме одного: женщина убила ее, чтобы снова встретиться с тем мужчиной на похоронах своей сестры, полагая, что он придет.

The wisdom of psychopaths : what saints, spies, and serial killers can teach us about success Недавно вышедшая книга Кевина Даттона (2012) – о психопатах среди нас, отношении к жизни, успешной карьере и многом другом.

Проблема теста выше в том, что, когда автор книги задавал этот вопрос настоящим психопатам, никто не отвечал, как психопат. «Может быть я и псих, но я уж точно не идиот», сказал один, когда ему рассказали, как должен был бы ответить психопат.

Автор поездил по стране и повстречался со многими людьми по теме. Есть хорошие истории. Например, одна такая: Роберт Хэар (Robert Hare) известный исследователь психопатов, провел эксперимент. В нем две группы – одна нормальных людей, другая – психопатов, решали простые лексические задачи, в то время, как с их мозга снимались данные ЭЭГ. Надо было как можно быстрее ответить, что они видят на экране – слово или не-слово. Нормальный человек гораздо быстрее отвечает, если видит эмоционально-окрашенные слова, например, изнасилование, любовь, и медленнее, когда видит эмоционально-нейтральные слова, типа дерево, тарелка. Психопаты отвечали одинаково на любые слова. Журнал отказался брать эту статью, но не за эти выводы, а за данные ЭЭГ: у некоторых психопатов ЭЭГ было настолько абнормальное, что казалось просто ошибкой записи.
Хэар подтвердил автору историю, и пояснил: для психопата сказать слова «Я тебя люблю» эмоционально так же значимо, как и сказать «Ваше кофе, пожалуйста».

Но книга не только про психопатов-убийц. Исследование 2005 года показало, что психопатов в высшем менеджменте компаний, в рядах самых лучших во многих профессиях, гораздо больше, чем по тюрьмам и лечебницам. Просто им повезло обратить свои навыки в другое русло. В книге есть рассказ про одного из лучших нейрохирургов Великобритании, и от холода и расчета его слов, как он смотрит на людей, мороз пробегает по коже. Автор утверждает, что обществу, для процветания, нужна своя доля таких эмоционально холодных, расчетливых и эгоистичных личностей.

Dutton, K. (2012). The wisdom of psychopaths : what saints, spies, and serial killers can teach us about success (1st ed.). New York: Scientific American/Farrar, Straus and Giroux.


Красота в 15 точках

Женщина идетВы наверняка видели подобное тому, что происходит слева. Это удивительная способность нашего мозга видеть и распознавать движения человека. Ведь все, что есть на картинке – двигающиеся точки, но мы видим не только человека и его движения, но и пол, сложение, эмоциональное состояние  и даже некоторый характер. И всю эту невероятно богатую информацию мы извлекаем из 15 движущихся точек. Процесс, как вы заметили сами, происходит совершенно автоматически и бессознательно.

А еще интересно то, что вот эта женщина, шагающая вам навстречу, определенным образом меняет как минимум одну характеристику вашего поведения, даже если вы уже закончили на нее смотреть. Догадаетесь, какую?
Кстати, как вы видите — женщина идет к вам навстречу или идет от вас?

Поиграйтесь с разными настройками на сайте Bio Motion Lab:

Bio Motion Lab


Ходячий нос

Ходячи нос - фотомонтаж, иллюстрирующий, как чувствует себя чевлоек с расстройством восприятия телаФотомонтаж иллюстрирует то, как человек с расстройством восприятия тела (body dysmorphic disorder, BDD) описывает свои ощущения обладания большим носом. Человек с таким расстройством воспринимает себя как «ходячий нос», и это во многом определяет его самоидентификацию.

Когнитивная психотерапия сегодня может, пользуясь аналогичными образами, реструктурировать восприятие человека и избавить его от расстройства.

Работа Стива Каплина (Steve Caplin), автора книги How to Cheat in Photoshop и Дэвида Вили (David Veale), директора национального специализированного центра по расстройствам восприятия тела в госпитале Модсли и Королевском госпитале в Бетлехеме (Maudsley and Royal Bethlem Hospitals).

Ссылка.


Любовь и ненависть в Америке

Дебаты Барака Обамы и Митта Ромни6 ноября начинаются выборы президента США, и многим интересен сам процесс прогнозирования. Кто участвовал в исследовании, о котором я писал (Микровыражения лица и следующий президент США), тот получил уже результаты по почте, как и я.

Напомню суть: людям предлагалось активировать вебкамеру на своем компьютере и расположиться так, чтобы она видела лицо. После этого были показаны короткие клипы с участием Барака Обамы и Митта Ромни.
В лаборатории исследовали полученные видео с микровыражениями лица участника и классифицировали их по эмоциям. Фактически, исследовалось наше подсознательное отношение к кандидатам, и гипотеза состояла в том, что возможно, это может предсказать выбор человека.

Итак, результаты, которые опубликованы в пресс-релизе Center for Body Language:

  • Подавляющее большинство участников относятся к обоим кандидатам индифферентно. Из этого равнодушного большинства 13% эмоционально поддерживают Обаму и с отвращением реагируют на сарказм Ромни.
  • 52% избирателей, не относящих себя ни к какой партии, считают эти саркастические замечания в адрес Обамы смешными. Большое количество республиканцев просто получает от этого удовольствие.
  • Обама получил в два раза больше позитивного эмоционального отношения от участников исследования вне США. Если бы голосовали европейцы, следующим президентом был бы Обама.
  • Люди серьезно вовлечены, когда слово у кандидата, которого они поддерживают, и легко отвлекаются, когда говорит «не их» кандидат.
  • 19% демократов смеются над Ромни, когда он говорит что-то серьезное.
  • 26% республиканцев смотрят на Обаму с отвращением и злостью. Некоторые из них, похоже, просто его ненавидят. Что интересно, у демократов ненависти к Ромни практически нет.
  • 16% республиканцев выражают негативные эмоции, когда видят Ромни.

В целом, результаты не обнаружили существенного преимущества одного кандидата над другим. Авторы предполагают, что если выберут Обаму, то именно из-за позитивного эмоционального отношения к нему поддерживающих его избирателей.


Как ни крути

Пример представления фотографий мужчин и женщинВам, наверное, доводилось слышать, что современное общество зачастую воспринимает женщину просто как сексуальный объект. Объектификация человека — нехороший процесс. Он приводит к тому, что мы начинаем отказывать человеку-объекту в наличии разума, морали, и свободе воли. По сути, происходит дегуманизации, которая позволяет творить с этим человеком что угодно. Теория объектификации женщин (Fredrickson & Roberts, 1997) объясняет, что женское тело оценивается и исследуется нами гораздо тщательнее мужского, что приводит к восприятию женщины лишь как совокупности ее сексуальных частей. При этом вина за это, хотя бы косвенно, ложится на мужчин. Но так ли это? Дело в том, что когнитивная психология установила, что для распознавания личности и объектов мы используем разные процессы головного мозга. Так, например, экспериментально было показано (Seitz, 2002), что мы одинаково хорошо распознаем дверь, будь она частью дома, отдельно или только по ее фрагменту, а человеческую руку мы лучше и быстрее распознаем, когда она является частью всего тела.

Команда ученых из США и Бельгии провела недавно любопытный эксперимент (Bernard et al., 2012). Они пригласили 78 студентов (37 женщин) в лабораторию, где им показывали фотографии, как мужчин, так и женщин, в пляжной одежде. Пример моделей – на фото в начале заметки. Всего было показано 24 фото мужчин и 24 фото женщин. При этом половина фотографий была перевернута, как на том же фото. Каждое фото показывалось на четверть секунды, после чего на секунду экран становился белым, а затем появлялись две фотографии – одна, которая только что показывалась, и отвлекающая, зеркальное отражение того же человека. Студент должен был решить, какую фотографию он видел. Простая задача, которая должна была ответить на вопрос: Если женщина воспринимается как объект, то она должна одинаково распознаваться как в нормальном, так и в перевернутом изображении, так же, простят мне такое сравнение, как стул или автобус. Кроме того, если мужчина воспринимается как личность, то проблемы с его распознаванием возникнут только тогда, когда фото будет перевернуто.

На графике, показано, что получилось:

Результаты распознавания мужчин  и женщин в зависимости от представления (в нормальном или перевернутом виде)Мы видим, что перевернутый мужчина распознается хуже, а женщина – одинаково хорошо в обоих условиях. Гипотеза подтвердилась, и ученые полагают, что это культурный феномен – ведь разницы в результатах между студентками и студентами обнаружено не было. И это не единственное исследование по этой теме, с такими же результатами.

На первый взгляд, картина удручающая, но если подумать – а почему, собственно, это культурный феномен? Сегодня женщина, в гораздо большей степени свободная личность, чем в любые предшествующие времена. Возможно, разгадка здесь в каламбуре: как ни крути, а женщина всегда остается женщиной. Почему не предположить, что женщина настолько важна в нашей жизни, что эволюция заставила нас распознавать ее одинаково при любых условиях, по самым небольшим деталям, и даже в перевернутом виде?!

Статья была опубликована в журнале Наша Психология, номер 10 (67), 2012 год.

Bernard, P., Gervais, S. J., Allen, J., Campomizzi, S., & Klein, O. (2012). Integrating sexual objectification with object versus person recognition. Psychological Science, 23(5), 469-471.

Fredrickson, B. L., & Roberts, T.-A. (1997). Objectification theory: Toward understanding women’s lived experiences and mental health risks. Psychology of Women Quarterly, 21, 173–206.

Seitz, K. (2002). Parts and wholes in person recognition: Developmental trends. Journal of Experimental Child Psychology, 82, 367–381.


Аутсорсинг возмездия

Содом и ГоморраНаказание за преступление или проступок – необходимая деятельность любого человеческого общества. Психологические эксперименты показали, что когда проступки остаются безнаказанными, преступники начинают процветать (Gürerk, Irlenbusch, & Rockenbach, 2006). Процесс наказания, впрочем, тоже стоит ресурсов: поиск нарушителей, организация следствия, судебного процесса, заключения, и другие затраты для общества.

Религиозное мировоззрение отвечает, или должно отвечать, этим вызовам. Религия предполагает, что людьми управляет божество, определяющее моральные принципы, и наказывающее или вознаграждающее соответствующее поведение. И это была бы идеальная ситуация, согласитесь – мы могли быть уверены, что «бог накажет», и не беспокоиться о справедливом возмездии. Божество, по определению, — идеальный агент для такой деятельности: оно вездесуще, и ничего не скроется от его внимания, оно – источник моральных норм и непревзойденный арбитр в вопросах справедливости, и оно обеспечивает неотвратимость и адекватность наказания. Это позволило бы нам тратить меньше общественных ресурсов на наказания, и относиться к преступникам спокойнее, помня, что есть кому их наказать.

Предположение, которое возникает в этой связи, такое: если религиозные люди так думают, то они должны быть более снисходительны и мягче к нарушителям. Вот группа канадских и американских психологов (Laurin et al., 2012) решила это выяснить в ходе пяти экспериментов.

Вот какие результаты и выводы:

  • Удивительно, но религиозные люди склонны называть за проступки жестче и больше, чем нерелигиозные;
  • Религиозные люди имеют мировоззрения в широком спектре, и концепция о карающем боге, может быть неизвестна или казаться не очень существенной для некоторых. Однако, когда им такая концепция объясняется или напоминается, явно или скрыто, люди начинают относиться к проступкам мягче, справедливо уступая эту роль божеству;
  • Эксперименты подтвердили исторические данные, что большие по размерам общества (где сложнее определять нарушителя норм) и/или бедные в ресурсах общества, больше верят в карающего бога, потому что это может решить эти сложные и дорогие проблемы, снижая нагрузку на общество.

Gürerk, Ő., Irlenbusch, B., & Rockenbach, B. (2006). The competitive advantage of sanctioning institutions. Science, 312, 108–111. doi:10.1126/science.1123633.

Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., & Kay, A. C. (2012). Outsourcing punishment to God: beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279(1741), 3272-3281.