Category Archives: Поведение

Как мы выбираем спутника жизни, джанк-фуд или что угодно

Выбор между двумя мужчинамиЛюбопытное исследование по принятию решений, опубликованное в Nature Neuroscience в прошлом году. Читаю я одну статью по нейромаркетингу, а там ссылка на исследование, что голодные люди выбирают еду за такое-то время. Дай-ка, думаю, быстро гляну, что там было за исследование, а у журнала Nature очень своеобразный подход к формату статей, и зачастую очень сложно продраться – многие секции выносят отдельно как дополнительный материал, начинаешь читать и понимаешь, что ничего не понимаешь, чего-то не хватает. Так вот, пришлось изучать ее внимательно, убедившись, кстати, в том, что цитируемые результаты были, мягко говоря, очень упрощены.

Исследователи (Krajbich, Armel, & Rangel, 2010) отобрали 39 студентов, которые не имели ничего против чипсов, шоколадных батончиков и прочего, что принято сейчас называть джанк-фудом, и не были на диете. Кроме 20 долларов за участие, им обещали дать и один вид закуски, который они выберут. Их попросили не есть за три часа до начала эксперимента. Сначала их посадили перед монитором, где им показывались 70 видов различных закусок. И по шкале от -10 до 10 предлагалось оценить, хотелось бы им это съесть после эксперимента. Вопрос практичный – студенты видели в комнате ящики со всеми этими чипсами, печенюшками и шоколадками.

Затем экспериментаторы подготовили ситуации выбора, индивидуально для каждого участника, выбросив из набора все закуски, получившие негативные оценки. Теперь дизайн был таков, как на рисунке ниже: сначала экран с фиксацией на 2 секунды, затем выбор из двух закусок (причем разница между оценками закусок не превышала 5 баллов) – на время, пока студент не примет решение, а затем, после решения, выбранный объект еще подсвечивался рамкой на 1 секунду. Во время ситуаций выбора движения и фиксации глаз студента регистрировались ай-тракером (eye-tracker).

Дизайн выбора между двумя закускамиКогда человек стоит перед выбором из нескольких вариантов, он смотрит на них несколько раз, переводя глаза с одного объекта на другой, делая сравнение. Но как именно происходит такое сравнение, и каким законам оно подчиняется – это и решили выяснить ученые. Они построили и позаимствовали несколько моделей, которые бы предсказывали движения и фиксации глаз, а реальные данные показали бы точность таких моделей. С другой стороны, модель могла бы обнаруживать такие феномены, которые упускаются из вида при анализе эмпирических данных. И самое главное – модель может помочь нам понять, как наш мозг принимает решения.

Модель предполагает некую переменную — относительную ценность решения (RDV — relative decision value), которая присваивается каждому объекту в ситуации сравнения. Длительность фиксации на каждом объекте меняет величину относительной ценности решения. Скормив моделям эмпирические данные, ученые создали довольно успешно предсказывающую модели, каждая хорошая по-своему. Некоторые данные, которая обнаружили модели и реальные факты таковы:

Скорость принятия решения в зависимости от сложности выбора1) Реальный выбор закуски голодным студентом занимал около 1,7 секунд при легком выборе (когда разница в рейтинге была существенная) и около 2,7 секунд при сложном выборе. На графике слева видна зависимость скорости принятия решений от сложности выбора.

2) Лучший выбор (то есть, объективно тот, который получил более высокий рейтинг самим студентом) происходил в 78% случаях.

3) Есть определенная вероятность (около 74%) того, что при сравнении двух объектов, первая фиксация глаза происходит на объекте слева.

4) Есть предрасположенность выбора левого объекта, именно из-за высокой вероятности первой фиксации на левый объект.

5) Вероятность, что первая фиксация взгляда падает на лучший выбор, равна около 50%, иначе говоря, то, что мы видим сначала – не обязательно лучший выбор и не обязательно то, что мы выбираем.

6) Самые длительные по времени – серединные фиксации, то есть, все, что происходят после первой и последней фиксацией взгляда.

7) Люди обычно выбирают объект, на который они посмотрели последним, за исключением случаев, когда он значительно хуже, по рейтингу, чем другой.

8) Мы, с высокой вероятностью, выберем объект, на который смотрели больше времени, в сумме длительности фиксаций.

9) Чем дольше мы смотрели на один объект, тем дольше нам придется смотреть на другой объект, чтобы мы его выбрали. То есть нам надо преодолеть величину относительной ценности решения, уже набранной первым объектом.

10) Объект, имеющий какие-то привлекательные для глаза характеристики, вероятнее всего, приведет к увеличению фиксации взгляда и последующему его выбору, хотя может быть объективно менее ценен, чем другой объект.

11) Систематические предрасположенности культурного характера – например, чтение слева направо, сверху вниз, могут потенциально приводить к искажению нормативного принятия решения. Иными словами, объекты в верхнем левом поле представляется нами как более ценные, хотя могут таковыми и не являться.

Меня поразила точность моделей, которые, хотя и не предсказали всего, тем не менее, были эффективны во многом. Уже сейчас нашим поведением пытаются манипулировать похожие модели, и кому интересно, может полюбопытствовать о работе, скажем, Zinga Games, компании с огромным штатом первоклассных математиков, которая соблазняет нас тратить время и деньги, играя в ее приложения в Facebook-е.

И вот даже я попытался манипулировать теми, кто прочитал статью в надежде найти советы по выбору спутника жизни. Но, в самом деле, становится понятно, как можно построить исследование с человеком, который реально стоит перед выбором. Как постараться максимально избежать ошибок и искажений в принятии решения, позволяющий человеку, в самом деле, произвести довольно точный выбор даже в таком непростом деле, всего минут за 5.

Krajbich, I., Armel, C., & Rangel, A. (2010). Visual fixations and the computation and comparison of value in goal-directed choice. Nature Neuroscience, 13, 1292–1298.


Туфли и мотоциклы

Образцы туфлей и мотоциклов, показываемых в исследовании

20 студентов, 10 мужчин и 10 женщин, студентов Университета Мюнстера (University of Münster) приняли участие в эксперименте с использованием MEG (магнитоэнцефалограф). Им показывали на мониторе по одному объекту, один за другим, как в левом поле зрения, так и в правом, длительностью в 1 секунду. Между картинками в центре монитора появлялся крестик на 2 секунды. В качестве объектов выступали 80 мотоциклов и 80 туфлей (по 40 мужских  женских). На картинке вверху — образцы объектов, показываемых в исследовании. Находясь в камере магнитоэнцефалографа, участники должны были просто смотреть на картинки, и других инструкций дано не было (Junghöfer et al., 2010).

Активация затылочно-височного региона на туфли и моттоциклы в зависимсоти от полаСлева — результаты активности затылочно-височного региона в зависимости от объекта и пола. Ну, очевидно, что больший интерес у женщин вызывают туфли, а у мужчин – мотоциклы. Эти половые предрасположенности к разным типам игрушек проявляются у людей еще в 3-8 месячном возрасте, а по некоторым данным – даже у новорожденных. Мальчики предпочитают транспортные игрушки, девочки – одежды и кукол.

Магнитное поле в различных регионах мозга в промежутке между 150 и 190 миллисекунд после показа картинки. Затылочно-височный регион

На картинке: показатели нейронной активности в различных регионах мозга в промежутке между 150 и 190 миллисекунд после показа картинки. Самая большая активация — в затылочно-височный регион (более «горячий» красный цвет).

Но столь ранняя манифестация эффекта, в первые 200 миллисекунд, отражает имплицитные, подсознательные процессы, которые не связаны с сознанием. Распознавание объектов сознательным образом возникает позднее, после 200 миллисекунд. Одно исследование, с маскированным праймингом, показало, что это начиналось после 270 миллисекунд (Del Cul, Baillet, & Dehaene, 2007). Разница между мужчинами и женщинами по отношению к мотоциклам и туфлям отражается и в статистических данных по продажам, которые отметили исследователи – мужчины в несколько раз чаще, чем женщины покупают мотоциклы, а женщины – туфли.

А вот самоотчет участников эксперимента после магнитоэнцефалографа обнаружил следующее: сильное предпочтение мотоциклов мужчинами, но никакого отличия между полами в отношении туфлей. Кстати, обнаружилось, что мужчины питают больше симпатий к женщинам, у которых есть вкус к хорошей обуви. Это они так говорят.

То есть, женщины как осознанно, так и неосознанно, плевать хотели на мотоциклы. А мужчины осознанно ничем не уступают женщинам в отношении к обуви, но подсознательно им это не интересно.

Junghöfer, M., Kissler, J., Schupp, H. T., Putsche, C., Elling, L., & Dobel, C. (2010). A fast neural signature of motivated attention to consumer goods separates the sexes. Frontiers in Human Neuroscience, 4, 179.

Del Cul, A., Baillet, S., and Dehaene, S. (2007). Brain dynamics underlying the nonlinear threshold for access to consciousness. PLoS Biology. 5: e260. doi:10.1371/journal.pbio.0050260.


В бой ведут одни старики

выбор лидера для войныЛюбопытное исследование провел голландский ученый из Университета VU в Амстердаме (Spisak, 2012). В серии экспериментов он представлял участникам лица молодых и пожилых людей, и выяснял, за кого бы они отдали голос, в случае военных действий.

Ситуация довольно парадоксальная: с одной стороны, с возрастом, количество вырабатываемого тестостерона падает, и это ведет к уменьшению агрессии. С другой стороны, именно с возрастом, лидеры стран становятся чаще инициаторами военных действий и конфликтов против других стран. Вероятно, противоречие объясняется все растущим реальным доминированием лидера (когда он зачищает все вокруг себя) и искажением восприятия реальности с его стороны (когда он может искренне поверить в собственное персональное бессмертие), или, как водится, еще десятком других причин.

Так или иначе, предположения автора таковы, что лицо пожилого лидера может восприниматься как признак доминанты, и, соответственно, представлению как лучшего выбора в условиях конфликта.

Сначала людям, разбитым на две группы, предлагалось ознакомиться с один из двух текстов: сценарием мира и сценарием войны (для любознательных они приведены в конце статьи). Затем были показаны измененные (морфированные) лица омоложенного и состаренного Барака Обамы и Джона МакКейна (как на картинке в начале статьи). Лица показывались парами во всех возможных комбинациях.

Результаты: в сценарии войны люди предпочитали выбирать более старого лидера, причем с большим перевесом голосов, в целом, 35% за молодого и 65% за старого. Обама выбирался чуть больше МакКейна. А в мирное время предпочтения избирателей устремлялись к более молодым лидерам.

Перед лидерами может встать вопрос о целесообразности ботокса во время выборов в турбулентные времена! Разумеется, это касается только тех стран, где выборы имеют какое-то значение.

Сценарии:

Война
Ваша страна Таминия находится в состоянии войны с соседней страной, Робанией. Война стала агрессивной, дорогостоящей и беспощадной, без желания сторон идти на уступки. В последнее время Робания мобилизовала свои силы и активизировала бомбардировки. Это заставляет всех жителей вашей страны переживать за собственную безопасность. Вы и ваши сограждане преисполнены решимости установить господство над Робанией для того, чтобы защитить земли, ресурсы и жителей Таминии. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный спасти страну в это нелегкое военное время.

Мир
Ваша страна Таминия имеет давние дружеские взаимоотношения с соседним Роклендом. Этот союз, однако, становятся напряженными из-за конфликта политики двух правительств. Обе стороны угрожают ограничить торговлю и закрыть границы. Кроме того, был слух, что вооруженные силы будут мобилизованы в течение ближайших шести месяцев. Если это произойдет, почти наверняка случится война. С точки зрения большинства таминианцев, физического конфликта следует избегать любой ценой. Вместо этого, люди хотят восстановить сотрудничество с Роклендом посредством ненасильственного разрешения всех проблем. В настоящее время ваша страна — в разгаре президентских выборов. Голосуйте за того человека, чье лицо вы видите в каждой паре, который, по вашему мнению, выглядит как лидер, способный  обеспечить мир и укрепить связи между народами. 

Spisak, B. R. (2012). The General age of leadership: Older-looking presidential candidates win elections during war. [doi:10.1371/journal.pone.0036945]. PLoS ONE, 7(5), e36945.


Хрупкость бытия

Образцы картинок, представленных в экспериментеВ серии экспериментов, людям, распределенным по группам, показывали картинки из четырех категорий: фотографии целых зданий, фотографии строительства зданий, разрушенные здания, и здания, поврежденные в результате терактов (Vail Iii et al., 2012). После просмотра у людей собирали различные данные методом опроса. И вот что выяснилось:

1) По степени влияния на человека, здания, разрушенные естественным образом, и здания, поврежденные терактом, ничем не отличались. Не было и существенных отличий между целыми зданиями и зданиями в процессе строительства.

2) Вид разрушенных зданий гораздо чаще (почти в 2 раза) приводил к мыслям о смерти, в отличие от вида целых зданий или стоящихся зданий.

3) Разрушенные здания усиливали догматический настрой – вере в то, что позиция человека самая правильна.

4) В одном из экспериментов участникам после просмотра картинок предлагалось встать на позицию главнокомандующего США, и сформировать мнение относительно вторжения в Иран (!). И вид разрушенных зданий приводил людей к гораздо большей поддержке возможности такой войны. Причем в этом эксперименте, картинки зданий, разрушенных в результате теракта, не показывали; они видели обычные развалины.

5) В другом тесте людям после картинок давали лексическую задачу на скорость реакции определения существующих слов и несуществующих слов. Те, кто видел разрушения, были гораздо быстрее других в определении слов, связанных с войной, смертью и слов, связанных с государством. Слова, связанные с государством, использовались такие: нация, закон, президент, Америка, США, флаг, сенат, гимн, патриот. Интересно, правда? Вот что должны видеть люди для поднятия их государственности и патриотизма :)

6) Главным фактором, медитирующим все остальные эффекты, были мысли о смерти, которые рождались у людей, смотрящих на разруху.

И в самом деле, даже свидетельства пребывания человека на этой земле хрупки и подвластны времени. И ввиду этой хрупкости люди инвестируют значительно больше в мир убеждений: защищают свою точку зрения, веру, и готовы драться насмерть с врагом за сто морей ради идей.

«Таким образом, именно человек делает города разрушающимися, поскольку полагает их в качестве хрупких и дорогих и поэтому принимает совокупность мер для их охраны. И как раз в силу наличия этих мер подземный толчок или вулканическое извержение могут разрушить города или человеческие постройки. Главный смысл и цель войны и содержатся в самой незначительной постройке человека» (Сартр, 2000).

Vail Iii, K. E., Arndt, J., Motyl, M., & Pyszczynski, T. (2012). The aftermath of destruction: Images of destroyed buildings increase support for war, dogmatism, and death thought accessibility. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 17 May 2012. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.004].

Сартр, Ж.-П. (2000). Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: «Республика».


Как полюбить козла, даже не подозревая об этом

криминальный репортерВ эксперименте, который мы сегодня расмотрим (Bargh, Green, & Fitzsimons, 2008), студентов просили посмотреть короткое видео, в котором разговаривают два человека.  Одной группе сказали, что на видео происходит знакомство между Дэвидом и господином Моссом. Дэвид только что закончил колледж и знакомый порекомендовал его поговорить с г-ном Моссом. Второй группе сказали, что г-н Мосс интервьюирует Дэвида по поводу работы официантом, а третьей – по поводу работы репортером криминальной хроники.

Видео длилось 10 минут, и г-н Мосс задавал вопросы, типичные для любого интервью. На видео показано, как в ходе собеседования, в комнату заходит секретарша с факсом, рассыльный, принесший почту, и третий человек, Майк, который имел договоренность с г-ном Моссом насчет совместного обеда. Было две версии видео, отличающиеся только тем, что в одном случае Майк был вежливым – когда он увидел, что г-н Мосс занят, он извинился несколько раз и сказал, что подождет за дверью. Во втором варианте Майк был раздражен, у него тоже масса дел и поэтому обед переносится на другой день.

Итак, как вы понимаете, получилось 6 групп разных условий. Всем было сказано, что им надо будет оценить Дэвида как потенциального работника – официанта, в одном случае, или репортера, в другом. Однако когда просмотр закончился, экспериментаторы сказали, что на самом деле их интересует Майк, и надо оценить, насколько он им понравился, по шкале от 1 (совсем не понравился) до 9  (очень понравился).

И вот что получилось:

Грубость и вежливость, в зависимости от условийКак вы видите, людям понравился больше грубый Майк в условии собеседования на должность репортера криминальной хроники. Но почему? Мы понимаем, что такая профессия накладывает отпечаток на поведение и требует наглости и решительности, иначе он не добудет тех новостей, за которые получает деньги. Официанта же мы все хотели бы видеть вежливым и обходительным. Но при чем здесь Майк? Собеседование-то проходило с Дэвидом.

Ответ кому-то может показаться парадоксальным, но, тем не менее, именно такая была гипотеза, так прекрасно подтвердившаяся в этом эксперименте: активная, сознательно сформулированная цель будет работать по всей поступающей релевантной информации, даже такой, которая не является задачей или фокусом этой цели. У людей была цель – оценить Дэвида как подходящего для какой-то профессии. Цель предполагала поиск у него соответствующих характеристик. Характеристики в фильме показались, но были они у случайного персонажа Майка, и, соответственно, этому было сформировано отношение к нему, хотя он и не являлся фокусом. Но он нравился людям больше, когда соответствовал характеристикам репортера или официанта.

Но в остатке что получается – людям понравился напористый грубиян, причем они даже не подозревали, почему. Но вы-то теперь знаете, и не позволите подобному случиться, так ведь?

Bargh, J. A., Green, M., & Fitzsimons, G. (2008). The selfish goal: Unintended consequences of intended goal pursuits. Social Cognition, 26(5), 534-554.

Иллюстрация Daniel Zakroczemski


Покажи мне всё и я тебя куплю

foos labelУказание на этикетке информации о калориях, жирах, углеводах, белках, нитратах и холестерине, содержащихся в продукте сегодня интересует очень многих. Если человек ищет такую информацию, то он мотивирован выбором «здоровой пищи», или, по меньшей мере, минимизацией вредных добавок и компонентов. Однако вопреки тому, что ему это необходимо для принятия решения о покупке, некоторые производители делают размещение этой информации таким, что ее трудно найти, прочитать или понять. У меня в таких случаях возникают вопросы – либо у производителя продукта есть что прятать (например, содержание транс-жиров и прочей гадости), либо процесс дизайна упаковки у них связан с родственными связями, уходит в традиции столетней давности, либо с еще какими-то экзотическими причинами.

Но для производителя продукта, которым он гордится, и хочет подчеркнуть хороший состав, информация о содержимом должна играть и работать.

Недавнее мета-исследование нейромаркетинговых экспериментов, с использованием ай-трекинга, аппаратуры за слежением движений глаз (eye-tracking), показало (Graham, Orquin, & Visschers, 2012):

1) Прежде всего, ставшую уже классикой, находку в любом нейромаркетинговом исследовании – то, что люди говорят, и то, что они делают – разные вещи. Этикетку с содержанием смотрело гораздо меньше людей в реальности, чем сообщавших, что ее смотрят.

2) Покупатели затрачивают более чем 30% времени на изучение содержания продукта, если он размещен в центре визуального поля, чем на боковых сторонах упаковки. Иными словами, на фронтальной стороне упаковки – лучшее место.

3) Покупатель скорее обратит внимание на состав, размещенный вверху упаковки, чем внизу.

4) Устранение нагромождения визуальных элементов около этикетки с составом также увеличивает время на просмотр.

5) Контрастность, соответствие цветов фона и шрифта усиливает внимание к этикетке.

6) Увеличение размера и поверхность лейбла также привлекает больше внимания.

7) Что интересно и имеет практический смысл, особенно для небольших по размеру производителей, так это тот факт, что в отсутствии известного бренда на упаковке, когда покупатель не может полагаться на память и понятность продукта, информация о содержании может сыграть ключевую роль в принятии решения о покупке (Graham & Jeffery, 2011).

8) Простота сообщений в составе играет значительную роль.

9) Люди особенно смотрят на содержание следующих компонентов: жир, калории, сода и сахар. Последовательность размещения должна диктоваться именно озабоченностью покупателей в том или ином компоненте.

10) Предположительно, только первые 5 строчек информации о содержимом прочитывается, в лучшем случае.

Graham, D. J., & Jeffery, R. W. (2011). Location, Location, Location: Eye-Tracking Evidence that Consumers Preferentially View Prominently Positioned Nutrition Information. [doi: 10.1016/j.jada.2011.08.005]. Journal of the American Dietetic Association, 111(11), 1704-1711.

Graham, D. J., Orquin, J. L., & Visschers, V. H. M. (2012). Eye tracking and nutrition label use: A review of the literature and recommendations for label enhancement. [doi: 10.1016/j.foodpol.2012.03.004]. Food Policy, 37(4), 378-382.


Когда вам кажется, что вы пьяны, вам кажется, что вы обаятельны. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Шестая

плакат против женского пьянстваМеждународная команда психологов из Канады, Нидерландов, Франции и США поставили замечательные эксперименты, отталкиваясь от предыдущих исследований по теме опьянения (Bègue et al., 2012). Да, действительно, когда мы пьяны, другие люди действительно кажутся нам более привлекательными.

Первый эксперимент психологи провели в условиях реальной жизни: в баре в Гренобле, Франция. 19 клиентов бара попросили оценить свои привлекательность, ум, оригинальность и чувство юмора, до первой рюмки. После свободной программы по выпивке, у них собирались данные алкогольного опьянения, посредством анализатора дыхания. Результат подтвердил гипотезу, что чем больше выпивают люди, тем симпатичнее они себе кажутся.

Второй эксперимент был тщательнее и скрупулезнее подготовлен. Около ста французов участвовали в нем, которым сказали, что они будут тестировать новый напиток одной компании. Им и в самом деле предлагали холодный коктейль из грейпфрута, лимонного сока, гранатового сиропа и мяты. Половине людей в коктейль добавляли почти 60 грамм чистого спирта, чтобы достигать показания алкоголя в крови на уровне 1 промилле. Это 1 грамм на литр и классифицируется как лёгкая степень опьянения. Каждую группу – с алкоголем и без, разделили условно еще пополам – одним сказали, что в напитке есть алкоголь, другим – что нет. Вообще, эксперименты с алкоголем и плацебо-алкоголем делать крайне сложно, потому что люди – не дураки, и чувствуют, есть алкоголь или нет, и ученые предприняли множество мер, чтобы этого избежать. Кроме того, данные тех, кто догадался, не стали учитывать в подсчеты результатов.

Людям давали 10 минут чтобы выпить напиток, затем 5 минут – чтобы написать рекламный текст для компании, производящей этот напиток, потом еще 15 минут – на оценку напитка. Время давалось, кроме прочего, и на то, чтобы алкоголь, у кого он был в напитке, мог достичь эффекта. Затем участник эксперимента выходил на сцену и сообщал свою рекламу, и его в это время снимали на видео. Видео ему тут же показывали, и он оценивал, насколько привлекательный, умный, оригинальный и смешной он был.

Позже все видео были оценены независимой группой из 22 человек, которые, разумеется, не знали, что сказали человеку и был ли в его напитке алкоголь.

И вот что выяснилось:

Люди, которые думали, что пили алкогольный напиток, казались себе гораздо более обаятельными, чем те, кто думал, что алкоголя не пил.
Самое интересное, что был ли алкоголь в напитке или нет, роли существенной не играло. Группа судей, анализировавших видео, не нашла отличий в обаянии в зависимости от алкоголя.

Иными словами – чувство, что после алкоголя мы становимся остроумнее, обаятельнее, смешнее и умнее – иллюзия. И мы попадаем в эту иллюзию даже тогда, когда нам кажется, что мы пьяны. Вполне вероятно, что некоторые и пьют, чтобы почувствовать себя лучшим человеком, чем на самом деле. Но, как видите, для этого, даже не нужно пить!

Bègue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2012). ‘Beauty is in the eye of the beer holder’: People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology. Article first published online: 15 May 2012. DOI: 10.1111/j.2044-8295.2012.02114.x.