Category Archives: Поведение

А вы думали, отчего ученые такие ученые? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Четвертая

одежествленные способности«Дайте девушке правильные туфли, и она завоюет весь мир».
Мэрилин Монро.

Помните о том, что, помыв руки, мы становимся не только людьми с чистыми руками, но и морально чище? (Мойте руки!). И разнообразие факторов, которые влияют на наше поведение и мысли, продолжает поражать воображение. Вот и недавнее исследование развило понимание удивительного феномена влияния одежды на наше поведение (Adam & Galinsky, 2012).

Они назвали это enclothed cognition — одежествленные (от слова одежда) способности (перевод мой). Чтобы такие способности проявились, необходимо два условия: 1) одежда должна иметь для вас символическое значение (иметь значение на самом деле, даже если вы об этом и не догадываетесь), и 2) вы должны эту одежду носить. А условия эти выявились в ходе нескольких экспериментов.

В первом эксперименте, участникам, разбитым на две группы предлагалось выполнить тест Струпа (Stroop Test) Одна группа выполняла его в своей одежде, а вторая – в белом лабораторном халате. Экспериментаторы полагали, что халат активирует категорию ученого, с присущим ему вниманием к деталям и лучшей работой мозга. Но они не говорили этого участникам эксперимента. И, тем не менее, те, кто надевал халат «ученого», сделали в два раза меньше ошибок в тесте, чем те, кто был в своей одежде.

В другом эксперименте было уже три группы. Задача была простая, и всем хорошо знакомая – найти различия между двумя практически идентичными картинками. Такая задача требует удержания внимания, и хороша для сравнения – надо просто фиксировать время ее выполнения. Так вот, люди в одной группе надевали лабораторные халаты, в другой – точно такие же халаты, но им было сказано, что это халат маляра, и в последней группе люди лишь видели халат, лежащий на столе.

Лучше всех справились с задачей те, кто был в халате «ученого», затем те, кто лишь видел этот халат, и, на последнем месте — те, кто был в халате «маляра». Этот эксперимент был повторен, с небольшими изменениями: вместо халата на столе, группа писала короткое эссе о том, как они видят себя в лабораторном халате. Результаты были такие же, как и в предыдущем эксперименте.

Следующие эксперименты, которые планируют психологи, должны ответить на вопросы – сделает ли человека униформа пожарника более смелым, а одежды священника – более этичным? Вы можете предположить ответ прямо сейчас — ведь для этого вам нужно лишь знать, символизирует ли для вас одежда попа какие-то моральные принципы, или нет.

Adam, H., & Galinsky, A. (2012). Enclothed сognition. Journal of Experimental Social Psychology, DOI: 10.1016/j.jesp.2012.02.008.


Хороший ли сегодня денек для собеседования?

дождливая погода и ее влияние на наше поведениеПоступить  в престижное учебное заведение или устроиться на хорошую работу всегда непросто, и зачастую это решение принимается по итогам собеседования. А собеседование, в свою очередь – сложный клубок психологических процессов, зависящих от множества мелочей. И многие из этих мелочей никак от нас не зависят, но от внешних факторов, и мы можем даже о них не подозревать.

Канадские ученые проанализировали результаты собеседований поступающих на медицинский факультет Университета Торонто за период с 2004 по 2009 годы (Redelmeier & Baxter, 2009). Практически все собеседования происходили весной, и на них выставлялись оценки интервьюерами, от 0 до 20 баллов. 10 баллов означали «неподходящий кандидат», 12 – «на грани допустимого», 14 – «неплохо», 16 – «хорошо», 18 – «отлично», а 20 – «выдающийся кандидат». Всего за эти шесть лет было проведено собеседований с 2926 абитуриентами. Параллельно сбору таких данных, исследователи собрали показания погоды за эти года в дни, когда происходили собеседования.

И выяснилось, что те, с кем было собеседование в дождливый день, получали оценку на 1% ниже (16,31 против 16,49). Другие (кроме погоды) возможные факторы влияния были проверены: связей между демографическими данными абитуриентов и погодой не было обнаружено. Оценки зависели от погоды, но не зависели от возраста и опыта интервьюера.

Каждый год Университет Торонто имеет дело с порядка сотней абитуриентов, чей прием в университет зависит именно от 1% в приемном балле. И это, разумеется, всего лишь один крохотный фактор.

Redelmeier, D. A., & Baxter, S. D. (2009). Rainy weather and medical school admission interviews. Canadian Medical Association Journal, 181(12), 933.


Секретное оружие учителей

правка работы ручкой с красными черниламиНаткнулся на интересное исследование, двухлетней давности. Не знаю, как сейчас, но когда я учился в школе, учителя правили наши работы в тетрадях ручкой с красными чернилами.

И вот это исследование (Rutchick,  Slepian, & Ferris, 2010) показало , что когда учителя проверяют работы с ручкой, в которой синие чернила, оценки могут быть существенно выше! Оказывается, когда учителя правят работы красными чернилами, они более критичны в оценке. А кроме критичности, или благодаря ей, учителя замечают больше ошибок. Три эксперимента показали, что учителя, выбирая красный цвет, при правке работ, подсознательно относятся критически и с определенным предубеждением в ожидании ошибок.

Так, в одном эксперименте, участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и  дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.

51 человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1).

В другом эксперименте 129 студентов оценивали сочинение, написанное якобы школьником. В этом сочинении не было ошибок, но выбор слов был не очень хорош. Студенты должны были поставить оценку от 0 до 100. И опять же, те, кто брал в руки красную ручку в руки, оценили сочинение ниже (76,2 в среднем), чем те, кто брал синюю (80,0).

Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что породит немножко агрессивности. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим – ну, вот, например, с домашней работой ученика. Понятно, что приемлемого объяснения еще не найдено.

Тем не менее, некоторые школы, руководствуясь именно такой логикой, перешли на пурпурный цвет при правке работ школьников. Об этом писала Boston Globe еще в 2004 году (Aoki, 2004). Смешно – а разве они исследовали влияние пурпурного цвета?!

Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004. Ссылка.

Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.


Ах вот почему некоторые люди ходят в спортзал! :)

человек в костюме отжимаетсяГруппа американских ученых, исследующих расизм, проверяла одну из гипотез о том, что мужчины, испытывающие расизм по отношению к себе, могут воспринимать это как угрозу своей мужественности (Goff, Di Leone, & Kahn, 2012).

И оказалось, что те, кто испытывает расовую дискриминацию, более чувствительны к угрозам их мужественности и более вовлечены в соблюдение мужских норм поведения. И это может выражаться даже в повышенном внимании к своему телу – так, в эксперименте, черные, не осознавая этого, делали тем больше отжиманий, чем сильнее воспринимали предполагаемую угрозу их мужественности. Исследование также показало, что высокий социальный статус человека или группы, к которой он принадлежит, снимает необходимость такого доказывания.

Goff, P. A., Di Leone, B. A. L., & Kahn, K. B. (2012). Racism leads to pushups: How racial discrimination threatens subordinate men’s masculinity. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.03.015]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 1 April 2012.

Photo by  Diego Cervo/Blend


Запах чистоты

Голландская междугородняя электричкаНедавно команда голландских психологов из Университета Радбауд (Radboud University Nijmegen), в городе Нимаген, провела полевой эксперимент.  Они спрятали несколько небольших контейнеров с чистящим средством, с цитрусовым запахом, на верхних багажных полках двух вагонов электрички между двумя голландскими городами. Цель заключалась в том, чтобы эти контейнеры наполняли пространство вагона легким запахом. Поездка в одну сторону между городами составляла 1 час 45 минут.

По окончании поездки команда собирала мусор на полу и на сиденьях в этих вагонах, равно как и в контрольных двух вагонах, не парфюмированных. Всего 18 поездок было включено в данные. Оказалось, что в парфюмированных вагонах мусора в среднем было почти в три раза меньше, чем в контрольных (11,7 грамм против 35,6 грамм). В другом измерении, в среднем, в пахнущем чистящим средством с цитрусовым ароматом вагоне по окончании поездки валялось 2,7 предметов мусора, против 5,1 предмета в обычном вагоне.

Данные показали, кстати, что вовремя каникул, или спортивных матчей производство мусора в вагонах увеличивается. Но запах чистящего средства с цитрусовым ароматом работает безотказно даже в таких случаях. Что интересно, другие замеры показали, что люди не замечали запахов, как в контрольных вагонах, так и в парфюмированных. Этот эффект исследователи и ожидали — еще в 2005 году они провели аналогичные исследования в лабораторных условиях. Участникам эксперимента невзначай давали в ходе эксперимента вкусное рассыпчатое печенье и подсчитывали, сколько крошек люди уберут за собой. В комнате, где был легкий запах чистящего средства с лимонным оттенком, люди чаще и больше убирали за собой, в сравнении с комнатой без запаха (Holland, Hendriks, & Aarts, 2005).

Как видите, проблему мусора можно решить таким простым и дешевым способом. Если это кому-то надо, разумеется.

Почему это происходит? Вероятно, запах активирует категорию чистоты, нацеливает человека на задачи по очищению и уборке? А может быть, это делает представление человека о себе самом чище, а став чище, негоже вести себя по-свински.

Жаль, что команда не обратила внимания на другой ряд работ из этой же области. Например, я писал ранее про Распылитель добродетели. Там было показано, что запах чистоты не только ведет к чистоте помыслов, но также увеличивает доверие и желание помочь ближнему.

de Lange, M., Debets, L., Ruitenburg, K., and Holland, R. (2012). Making less of a mess: Scent exposure as a tool for behavioral change. Social Influence, 7 (2), 90-97. DOI: 10.1080/15534510.2012.659509.

Holland, R. W., Hendriks, M., & Aarts, H. (2005). Smells like clean spirit: Nonconscious effects of scent on cognition and behavior. Psychological Science, 16, 689–693.


Одна из тайн сновидений

женщина спит и видит сныИнтересный вывод сделали ученые из Университета Кейптауна, в ЮАР (Malcolm-Smith et al., 2012). Одна из психологических теорий, теория симуляции угрозы, говорит о том, что наши сновидения обеспечивают нам преимущество в реальной жизни, создавая инсценировку событий угрожающего характера, когда мы можем потренироваться.  Инсценировка, как вы сами знаете, нешуточная – вы же не подозреваете, что вы спите, и вам кажется, что все реально и серьезно. По расчетам этих психологов, такого рода сновидения составляют около 20% всех снов. Из них удачный выход из ситуации угрозы составляет тоже около 20%. Иными словами 16% таких тренировочных снов заканчивается для нас неприятными моментами.

Однако команда обнаружила, что и теория, и люди сами слишком преувеличивают частоту таких снов. Скорее всего, нами движет не только страх, но и поиск вознаграждения. И, по подсчетам команды, сновидений, где мы стремимся к чему-то желанному, гораздо больше, чем когда мы убегаем от чего-то угрожающего.

Таким образом, по аналогии, можно предположить, что мы тренируемся получать желанное во сне. И если вам приснится что-то подобное, вы можете узнать что-то, что вы желаете, даже не подозревая об этом сознательно.

Malcolm-Smith, S., Koopowitz, S., Pantelis, E., & Solms, M. (2012). Approach/avoidance in dreams. doi: 10.1016/j.concog.2011.11.004. Consciousness and Cognition, 21(1), 408-412.


Чем бы вы стали заниматься, зная, что у вас все получится?

Радиоуправляемый колибри

Ну, это видео уже везде. И его надо посмотреть. В ted.com в марте 2012 выступает Регина Даган (Regina Dugan), директор DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), Агентства по перспективным военным исследовательским проектам, при Министерстве Обороны США.

Очень мотивирующее видео. Кроме того, вы увидите просто обалденные творения, созданные этим агентством. Регина хорошо сказала, ближе к концу, отвечая на вопрос о потенциальном использовании некоторых творений DARPA, что «было бы немыслимо для нас в нашей работе, если бы мы не создавали то, что восхищает людей и пугает их одновременно.» Не забываем, что DARPA делает все свои проекты, что уж там кокетничать, чтобы эффективно убивать людей. Понятно, что по ходу изобретаются и полезные вещи, как интернет, например, или средства против болезней.

Но видео стоит посмотреть хотя бы просто из-за выступающей. Как написали в статье в New York Times  в 2010 году, есть четыре стадии знакомства с Региной Даган — испытывать немного страха, реально бояться ее, разочароваться в ней, а затем стать свободным и бесстрашным.

Это же видео на сайте ted.com.