Все вокруг бросает нам вызов: Купи сейчас, ведь такой скидки не будет больше никогда. Отдохни дорого, ты этого достоин. Возьми кредит, ведь всем нужны подарки. Русалки соблазняют пойти купаться. «Съешь меня немедленно!» кричит с рекламы картошечка, только сегодня всего за 29 рублей.
Отсутствие денег помогает сопротивляться таким соблазнам, но не всегда. Слава богу, у нас есть самоконтроль, один из главных бойцов с соблазнами во многих сферах жизни человека.
Знаменитый эксперимент Уолтера Мишеля (Walter Mischel) с маршмэллоу (Mischel, Shoda, & Rodriguez, 1989) показал, что способность воздержаться от немедленного вознаграждения в пользу большего вознаграждения в будущем приносит пользу в жизни: лучшие оценки в школе, хорошую работу и образование в будущем. Тест простой – перед ребенком ставят тарелку с его любимым десертом и говорят: «Пожалуйста, не ешь, а я сейчас уйду и вернусь через пять минут. Если ты ничего не съешь, я дам тебе две таких». Дети применяют разные стратегии: садятся на свои руки, закрывают глаза, отворачиваются, впадают в транс, напевают что-то, пытаясь заглушить внутренний голос. Некоторые самоотверженно смотрят на сладость, но не сдаются соблазну. Считается, что это показатель хорошего самоконтроля. А вот ребята, которые сразу или чуть позже сдаются, и начинают есть, обладают низким уровнем самоконтроля.
Большая группа исследователей из США, Новой Зеландии. Канады и Великобритании (Moffitt et al., 2011) отследила жизнь одной тысячи детей от рождения до возраста в 32 года, тех, что прошли это тест. Оказалось, что уровень самоконтроля в детстве оказывал влияние на будущее физическое здоровье (например, частоту венерических заболеваний), зависимость от наркотиков, финансовое состояние, вероятность иметь неполную семью, и склонность к преступному поведению. Все эти «прелести» оказались необъяснимы интеллектом (IQ) и социально-экономическим статусом.
Хорошая новость в том, что самоконтроль можно тренировать и усилить. То, что делали дети, закрывая глаза или садясь на свои руки – отличная стратегия. Она известна тысячи лет: Одиссей просил товарищей привязать себя к мачте и залить уши воском, потому что понимал, что не устоит перед чарами сирен.
В недавнем исследовании ученые из Швейцарии и Германии (Soutschek et al., 2016) открыли кое-что интересное.
Считается, что самоконтроль управляется регионами в лобных долях мозга. Однако оказалось, что это не совсем так. С помощью транскраниальной магнитной стимуляции, которая временно нарушает работу мозга в том месте, куда направлено устройство, ученые воздействовали на височно-теменной узел. Это место, где встречаются височная и теменная регионы коры мозга – чуть выше и за ушами. Зона занимается многими вещами, например, в принятии моральных решений, в различении себя от других людей и многом другом.
Оказалось, что временнее выключение этого региона приводило к нарушениям в самоконтроле, а также в понимании точки зрения других людей, и свои перспектив в будущем.
Самоконтроль – это и способность увидеть себя в будущем, или посмотреть на что-то глазами других. Импульсивное поведение, как производное слабого самоконтроля – неспособность посмотреть на ситуацию глазами будущего себя, или глазами других людей.
В эксперименте, например, показывались картинки, на которых стоит человек в комнате и перед ним на стене два или три пятна и задача была быстро назвать, сколько пятен видит тот человек.
Получается, что игры, которые тренируют контроль импульсивного поведения, типа Food Game могут не только увеличивать силу самоконтроля, но и тренировать лучшее восприятие будущего.
Суть игры основана на классической психологической задаче Go – No Go – как можно быстрее реагировать на какие-то стимулы и не реагировать на другие. Картинки-стимулы появляются на экране в случайном порядке и требуют быстрого решения. Если вы тысячи раз выбрали «хорошую» еду и тысячи раз воздержались от «плохой» еды, это уж поверьте чему-то да и научит ваш мозг. Это тренирует самоконтроль и ведет к снижению импульсивного поведения по отношению к нежелательным стимулам. Вам будет легко удержать себя от вкуснейшего круассана (второго по счету, ибо зачем отказывать первому?) и вы станете круче Одиссея.
Mischel, W., Shoda, Y., & Rodriguez, M. (1989). Delay of gratification in children. Science, 244(4907), 933-938.
Moffitt, T. E., Arseneault, L., Belsky, D., Dickson, N., Hancox, R. J., Harrington, H., Houts, R., Poulton, R., Roberts, B. W., Ross, S., Sears, M. R., Thomson, W.M., & Caspi, A. (2011). A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(7), 2693-2698.
Caruso, C. (2016). Scientists “switch off” self-control using brain stimulation. Scientific American. Ссылка.
Soutschek, A., Ruff, C. C., Strombach, T., Kalenscher, T., & Tobler, P. N. (2016). Brain stimulation reveals crucial role of overcoming self-centeredness in self-control. Science Advances, 2(10).