Наказание за преступление или проступок – необходимая деятельность любого человеческого общества. Психологические эксперименты показали, что когда проступки остаются безнаказанными, преступники начинают процветать (Gürerk, Irlenbusch, & Rockenbach, 2006). Процесс наказания, впрочем, тоже стоит ресурсов: поиск нарушителей, организация следствия, судебного процесса, заключения, и другие затраты для общества.
Религиозное мировоззрение отвечает, или должно отвечать, этим вызовам. Религия предполагает, что людьми управляет божество, определяющее моральные принципы, и наказывающее или вознаграждающее соответствующее поведение. И это была бы идеальная ситуация, согласитесь – мы могли быть уверены, что «бог накажет», и не беспокоиться о справедливом возмездии. Божество, по определению, — идеальный агент для такой деятельности: оно вездесуще, и ничего не скроется от его внимания, оно – источник моральных норм и непревзойденный арбитр в вопросах справедливости, и оно обеспечивает неотвратимость и адекватность наказания. Это позволило бы нам тратить меньше общественных ресурсов на наказания, и относиться к преступникам спокойнее, помня, что есть кому их наказать.
Предположение, которое возникает в этой связи, такое: если религиозные люди так думают, то они должны быть более снисходительны и мягче к нарушителям. Вот группа канадских и американских психологов (Laurin et al., 2012) решила это выяснить в ходе пяти экспериментов.
Вот какие результаты и выводы:
- Удивительно, но религиозные люди склонны называть за проступки жестче и больше, чем нерелигиозные;
- Религиозные люди имеют мировоззрения в широком спектре, и концепция о карающем боге, может быть неизвестна или казаться не очень существенной для некоторых. Однако, когда им такая концепция объясняется или напоминается, явно или скрыто, люди начинают относиться к проступкам мягче, справедливо уступая эту роль божеству;
- Эксперименты подтвердили исторические данные, что большие по размерам общества (где сложнее определять нарушителя норм) и/или бедные в ресурсах общества, больше верят в карающего бога, потому что это может решить эти сложные и дорогие проблемы, снижая нагрузку на общество.
Gürerk, Ő., Irlenbusch, B., & Rockenbach, B. (2006). The competitive advantage of sanctioning institutions. Science, 312, 108–111. doi:10.1126/science.1123633.
Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., & Kay, A. C. (2012). Outsourcing punishment to God: beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279(1741), 3272-3281.
Любопытное онлайн исследование, в котором можно принять участие, не сходя с места.
Еще одно исследование, подтверждающее эффект центральности выбора, о котором я уже писал (
Психологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре (Ma-Kellams & Blascovich, 2012) обогатили наши знания о еще одном феномене денег (другие мои
Предыдущие эксперименты показали, что у людей, послушных по характеру, религиозная атрибутика активирует мысли о покорности, смирении и послушании, а также увеличивает вероятность согласия на акты возмездия, к которым призывают авторитетные для них фигуры (Saroglou, Corneille, & Van Cappellen, 2009).
Еще одно исследование по красному цвету, которое хотело ответить на вопрос об универсальности его восприятия. Ведь если это не культурный, и эволюционный феномен, то он должен наблюдаться во всех культурах. В поисках ответа группу канадских и американских психологов (Elliot et al., 2012) занесло в Буркина-Фасо, в небольшую деревню, заселенную семьями, занятыми в сельском хозяйстве и живущими в глиняных домиках без электричества и водопровода. Деревня имеет немного связей с внешним миром, из-за непроходимой бедности.
Никогда раньше не видел такой шкалы, а ведь, в самом деле, народ там особо не рефлексирует, и «пальцем покажи» работает лучше всего.
Довольно много недавних исследований показали, что красный цвет на женщинах и даже как фон для женщин увеличивает их сексуальную привлекательность для мужчин. Я писал об одном таком (