Как макияж женщины влияет на то, как её оценят? Этим вопросом и озадачились экспериментаторы из нескольких университетов в США (Etcoff et al., 2011). Макияж служит увеличению привлекательности женщины уже тысячи лет, и работает для этих целей всегда предсказуемо позитивно. Но, в самом деле, его влияние досконально не изучено. Например, одно исследование показало, что увеличение контраста между частями лица, например, глазами и окружающей их кожей делает лицо более женственным, а снижение такого контраста – более мужественным.
Фотографии 25 моделей участвовали в эксперименте. Фотографировали их последовательно: сначала без макияжа, затем с макияжем, сделанным профессиональным визажистом; кроме того, фотографии были профессионально подретушированы на компьютере. Разница между макияжами заключалась в растущем контрасте яркости характерных черт лица (глаз, век, бровей, губ) и окружающей их кожей – от натурального к гламурному (т.н. вечернему). Каждая модель была представлена на четырех фотографиях, и участникам показывали, в общей сложности, 100 фотографий, в случайном порядке, на компьютерном мониторе с хорошим разрешением.
На фото: модели, слева направо – без макияжа, с естественным, с профессиональным и гламурным макияжами. Фотография кликабельна.
В одном эксперименте лица моделей показывали в течение 250 миллисекунд 149 участникам, во втором – неограниченное количество времени 119 участникам. Участникам предлагалось оценить по 7-ми балльной шкале (от 0 «категорически нет» до 7 «категорически да») следующие характеристики моделей: привлекательность, приятность, надежность, и способности (компетенция). Если вас смущает компетенция в этом списке, то она поставлена там не случайно. Одно исследование (Mobius & Rosenblat, 2006) показало, что для работы, в которой физическая привлекательность работника не играет никакой роли в производительности труда, работодатели, тем не менее, ожидают бóльших успехов и способностей именно от физически привлекательных!
Предыдущие исследования показали, что красивая женщина кажется нам честнее, а честная – красивее. Этот феномен называется «что красиво – то и хорошо». Жаль, что экспериментаторы не добавили и этот параметр, было бы интересно посмотреть его приключения.
Вот что получилось:
Результаты показали много интеракций времени просмотра и характеристик моделей, но вот самые значимые:
- Привлекательность лица с макияжем выше, чем без него.
- Чем драматичней макияж (больше контраст) тем выше привлекательность.
- Но больше всего макияж повлиял именно на восприятие компетенции женщины! Чем больше на женщине макияжа, тем больше от нее ожидают в профессиональном плане, и тем способнее она выглядит.
- Надежность и приятность слишком варьировали, но лицо без макияжа, вопреки бытующим представлениям людей, не вызывает чувства естественности и надежности.
- Обратите внимание, что кратковременный просмотр был ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем длительный по времени. 250 миллисекунд – это чуть меньше времени моргания, довольно мало, но, как видите, достаточно, чтобы оценить женщину по многим характеристикам.
Главные выводы: если вы женщина, пользуйтесь макияжем, это очень хорошо. Если вы не верили в любовь с первого взгляда, вы были правы: она может возникнуть даже еще быстрее, не успеете и глазом моргнуть.
Etcoff, N. L., Stock, S., Haley, L. E., Vickery, S. A., & House, D. M. (2011). Cosmetics as a feature of the extended human phenotype: Modulation of the perception of biologically important facial signals. [doi:10.1371/journal.pone.0025656]. PLoS ONE, 6(10), e25656.
Mobius, M., & Rosenblat, T. (2006). Why beauty matters. American Economic Review, 96(1):222–235.
Как вы думаете, почему женщины носят высокие каблуки? Каким образом меняет, и меняет ли, такая обувь прекрасную половину человечества? Если вы ответите на вопрос сейчас, вам интереснее будет узнать неожиданную находку психологов.
озможностях конкурировать с придворными дамами, и, в особенности, с любовницей герцога,
Существует множество объяснений, почему женщины их носят, невзирая на большую вероятность травмы и повреждения суставов, на более высокую цену в сравнении с туфлями на плоской подошве, и меньшую долговечность.
Они пригласили 12 девушек (среднего возраста в 21,6 лет) и попросили их пройтись на беговой дорожке в туфлях на плоской подошве и с шестисантиметровыми каблуками, по 2 минуты. На девушек прикрепили маркеры в разных частях тела и снимали особой камерой, чтобы получить видео, содержащее только движущиеся световые точки (как слева). Пример подобного результата можно посмотреть на
Во втором эксперименте исследователи привлекли уже 120 человек. Дизайн был другой: половина участников видела клипы женщин только на высоких каблуках, другая половина – на плоской подошве. Участников также просили указать, чью походку они видят — мужскую или женскую.
Но главное: высокие каблуки – конгруэнтная эволюционной модели адаптационный трюк. Так, в 80 годы прошлого века в моде были накладные плечи в женской одежде
(как на фото выше), что делало женщин широкоплечими и снижало их женственность. Как результат, они канули в Лету. Сегодняшняя мода на штаны, как на картинке слева – такой же глюк моды, который обязательно исчезнет (и девушке слева даже не помогут высокие каблуки). Мода, по большей части, эфемерна, но мода, которая держится веками, означает что-то действительно важное.
Почему-то люди очень интересуются, когда другие говорят правду, а когда лгут. Изучено и изобретено множество техник и методов, и, тем не менее, мы, по большей части, неспособны отделить одно от другого. Сегодня мы познакомимся с одним интересным феноменом языка, имеющим отношение к этой теме.
Прекрасный образчик перформатива – в цитате из фильма Убить Билла, когда Невеста передает сообщение для Билла через Софию Фатале:
Например, я беру в руки вилку и говорю: Я хочу, чтобы вы знали, что сейчас у меня в руке ложка. Я хочу, чтобы вы отметили это и запомнили. Вы понимаете, что это не ложка. Но правду ли я вам сказал или нет? В самом деле, как ни странно и необычно это может прозвучать, отчасти, это правда. Первая часть «Я хочу, чтобы вы знали» — правда. «Я держу ложку» – неправда. Это очевидно, потому что все факты у вас перед глазами. Когда дело касается вещей, которые не столь очевидны, перформатив начинает нас дурачить.
Недавнее исследование (Forde et al., 2012) изучало, как мы едим, анализируя видеозаписи с помощью компьютерных программ и независимых оценщиков. Людям давали пробовать тридцать пять разных продуктов, готовых к употреблению, различных по консистенции, сенсорным характеристикам и ожидаемой сытости.
Американский раввин Хайман Иуда Шахтель в 1954 году в своей книге высказал фразу, которую вы наверняка слышали: «Счастье – это не иметь то, что ты хочешь, а хотеть то, что имеешь». Звучит мудро и заставляет задуматься, на первый взгляд. Но так ли это?
Хотеть – совокупность вещей, которые индивидуум хотел бы иметь. Общее пространство – те объекты, которые человек и имеет и хочет иметь. Размеры кругов в диаграмме, конечно, не имеют значения. В пилотном проекте ученые получили список из полсотни слов, означающих разнообразные вещи, которые можно иметь и хотеть, например такие как: квартира, машина, микроволновка, кроссовки, кровать, мобильный телефон, и т.п. Интересно, что нематериальные объекты, такие как работа, подружка и прочие собрали недостаточно баллов, чтобы попасть в список. Таким образом, в списке оказались только материальные объекты.
В целом оказалось, что хорошо и то, и другое. Выяснилась пара любопытных нюансов:
Иногда, вспоминая события прошлого, мы делаем это настолько хорошо, что вызываем к жизни эмоциональные реакции, которые тогда происходили. Так, приятные воспоминания производят позитивное настроение и зарождают чувство счастья. Как обнаружили исследования, наше ощущение счастья в настоящий момент в большей мере основывается именно на приятном прошлом.
Для большинства людей вождение — хорошо отработанная способность, как правило, не требующая серьезной умственной деятельности. Но есть некоторые отвлекающие моменты, например, разговор с пассажиром или изменения в обстановке, которые создают нагрузку на процессуальные возможности мозга и увеличивают риск аварии.
В недавнем эксперименте исследователи (Schweizer et al., 2013) попросили участников поездить на симуляторе, и давали им разнообразные отвлекающие задачи, снимая изменения активации регионов мозга в магнитно-резонансном томографе.
Дело в том, что увеличение внимания к звуковой информации приводит к активации ответственных за это регионов мозга, снижая активацию регионов по обработке зрительной информации. Ресурсы мозга в каждый конкретный момент – ограничены и если они направляются в один регион, значит, в другом они уменьшаются. Иными словами, разговор уменьшает наше зрительное внимание, именно тогда когда оно нам наиболее необходимо.