Люди культивируют цветы вот уже на протяжении 5000 лет, и, казалось бы, без видимых материальных причин. Одни только эмоциональные причины, и рынок продажи цветов – десятки миллиардов долларов в год. Интересно, что мы слышали множество примеров, как цветы вступают во взаимовыгодные отношения с насекомыми, например, давая то, что нужно пчелам, и получая от них взамен опыление. Есть примеры такого сотрудничества и с птицами. Но с людьми?
И это правильный вопрос, и уводит нас в интересное направление. Цветы, вероятно, формируют положительные эмоции у человека. А это, уже достоверно, делает с нами следующее (Haviland-Jones et al., 2005):
1) Позитивные эмоции делают человека более привлекательным внешне, даже сексуально более привлекательным. К такому человеку с большей вероятностью потянутся люди.
2) Позитивное настроение улучшает работу памяти.
3) Предохраняет нас от стресса.
4) Улучшает работу иммунной системы, и, в целом, помогает от болезней.
5) Сокращает физическую дистанцию между людьми и улучшает социальное взаимодействие в целом, и с детьми, в частности.
Если так, то работает это все на подсознательном уровне, и это объясняет видимую бесполезность цветов на уровне сознательном. И тогда нам сложно представить объемы и ценность того, что они нам приносят, в обмен на то, что они процветают среди других растений, благодаря культивации их человеком.
Вот проверить это предприняло исследование американских психологов. Они неожиданно давали женщинам что-то одно: корзинку сладостей и фруктов, большую декоративную свечу или букет из роз и лилий. И регистрировали, как меняется лицо человека, которому это давалось. Экспериментаторы целенаправленно искали улыбку Дюшена или так называемую подлинную улыбку. В 100% случаях люди, получившие цветы проявили такую настоящую улыбку, против 90% — на фрукты и сладости, и 77% — на свечку. Измерения позитивного настроения и его длительности тоже выдвинули цветы на первое место.
Кстати, обнаружилось, что мы, люди, все же чаще, чем любые другие объекты, выставляем цветы на видное всем место. Цветы делают нас социально активными, а мы – самые общественные животные. А улыбка Дюшена, подлинная улыбка, кстати говоря, — признак реальных и измеримых мгновенных химических изменений в психофизиологии человека (Dimberg, Thunberg, & Elmehed, 2000). То есть, цветы не просто так заставляют нас улыбнуться, они нас действительно физически меняют, на какое-то время.
Второй и совершенно другой по натуре эксперимент показал, что мужчины не так уж и равнодушны к цветам, как это принято думать, хотя все же меньше, чем женщины. Также стало понятно, что наибольший эффект цветы дают человеку, когда их ему дарят, чем когда он их просто видит, но отношения к ним не имеет.
В третьем эксперименте цветы давали пожилым людям (средний возраст около 70 лет). Выяснилось, что цветы снижают депрессию, и улучшают настроение, а также увеличивает эпизодическую память. И когда некоторым людям давали цветы дважды, это еще увеличивало положительный эффект. То есть научно доказано, что цветов много не бывает.
Самое интересное, что ученые в конце статьи добавили, что тех, кто давал цветы, участники эксперимента благодарили, обнимали и целовали, а потом еще и присылали открытки. А этого никогда раньше не происходило в ходе и после многочисленных экспериментов, хотя обычно дают и конфетки, и деньги, и прочие мелочи.
Dimberg, U., Thunberg, M., & Elmehed, K. (2000). Unconscious facial reactions to emotional facial expressions. Psychological Science, 11(1): 86-89.
Haviland-Jones, J., Rosario, H. H., Wilson, P., & McGuire, T. R. (2005). An environmental approach to positive emotion: Flowers. Journal of volutionary Psychology, 3, 104–132.
*И если улыбки в ответ на цветы нет, то перед вами — не человек.
Как-то в 1988 году двое ученых из Университета Упсала сделали следующий эксперимент: они показывали студентам слайды – на одних были змеи, на других – цветы, и делали при этом различные замеры (Dimberg & Thell, 1988). Выяснилось, что изображение змей вызывают напряжение мышц, вызывающих сморщивание кожи (что происходит, когда мы чувствуем отвращение или страх), большую первоначальную реакцию сопротивления кожи и афазное замедление ритма сердца. В общем, все то, что ассоциируется с неприятными ощущениями. А цветы вызывали увеличение активности скуловой мышцы (что происходит, когда мы улыбаемся), увеличение проводимости кожи и увеличение ритма сердца – то, что ассоциируется с приятными ощущениями.
Этот серьезный вопрос часто или недостаточно часто встает перед каждым. Он волнует как смотрящих и выбирающих, так и осматриваемых и выбираемых. Ведь, в самом деле – ну как выбрать, и не ошибиться? Мы, по идее, должны оправдывать свой выбор: одно дело решить, что нам нравится попа А, потому что нравится и все, но на каком основании мы должны отвергнуть другие попы?! Это момент истины, ведь мы понимаем, что дело тут не только в попах, ведь они — символы и метафоры нашей жизни и выбора, который мы делаем каждый день. Мы достаточно долго живем в одной и той же жопе, чтобы научиться, наконец, выбирать себе нормальные и попы, и судьбу. И это как раз тот случай, когда наука спешит на помощь.
Тут изображены три зоны — на каждую девушку, с числом взглядов всех участников в каждой зоне. Как вы видите, большее число у центральной девушки, 94, за ней следует та, что слева с 51 взглядом и замыкает правая девушка с 38 взглядами. Различие – статистически значимое.
А вот, собственно, полное время длительности фиксаций:
Здесь разница статистически значимая, и центральная попа лидирует с большим отрывом – только за счет числа взглядов. Центральная попа занимает более 50% внимания, слева от нее – около 30% и правая – около 20%.
И еще одна:
Из этого анализа видно, что все же главное внимание зрителей было на попы, а не на траву, скажем, и это радует. Значительный объем внимания на спину центральной девушки, предположительно объясняется: а) руками девушек, которые как мы знаем, привлекают внимание не хуже, чем попы. б) некой динамикой, которую создают эти руки, поднимающие юбочку, потому что движение привлекает наше внимание; в) просто центральностью положения спины, г) еще чем-то.
Как и предсказывалось, руки получили довольно много внимания. Мы также знаем, что украшения привлекают внимание. Однако обратите внимание – руки на периферии картинки не удостоились вообще ни одного взгляда, даже несмотря на то, что левая рука центральной девушки — с браслетом. Даже грудь левой девушки не особо пользовалась вниманием. Снижение внимания на периферии возвращает нас к гипотезе центрального положения.
Я – скептик, но с пониманием отношусь к умеренной практике суеверий. Так, например, если человек забыл что-то дома, и вынужден вернуться, то одно из суеверий говорит ему посмотреть в зеркало. И я считаю, что это неплохой совет – ситуация показывает, что человек рассеян, не собран, и вполне может не быть готов к выходу на улицу. Возможно, взгляд на себя поможет ему немного собраться.
В первом эксперименте участникам давали задание закатить мячик для гольфа в лунку патером, короткой клюшкой для ударов накатом (putter). Участники были разделены на две группы. Одним говорили – «вот вам мячик, который все используют», а другим – «вот вам мячик, и он очень счастливый». Участники выполняли 10 ударов с расстояния в 1 метр. Экспериментаторы подсчитывали, сколько мячиков закатит в лунку каждый участник. И на графике слева видно, что получилось.
Второй эксперимент был таков: 50 студенткам давали головоломку вроде той, что в начале статьи. В кубике 36 металлических шариков, и манипулируя им, надо поставить их все в 36 лунок. Одной группе говорили, что за них будут «болеть» (по-немецки: den Daumen drücken), второй: «мы за тобой будем смотреть» (условие, похожее по звучанию, но лишенное смысла суеверия), а третьей — «по сигналу – начинай!». И смотрите, как суеверие помогло справиться с головоломкой гораздо быстрее.
Получив две половинки, их надо обработать, придав им анатомическую форму. Для этого надо вырезать по сторонам углубления, плавно и примеривая периодически. Попробуйте положить половинку на глаза – вам надо создать такую форму, чтобы глаз, будучи открытым, не видел ничего кроме молочной поверхности шарика, особенно по краям. Целлулоид хорошо поддается обработке напильником. В результате у вас должны получиться такие вот две половинки, как на фотографии.
Начните с 10 минут. Не ожидайте чего-то сверхъестественного, ибо галлюцинаций у вас точно не будет. Если вы что-то увидите, то формально это будет называться псевдогаллюцинация, потому что вы знаете, что вы занимаетесь ее производством. Если использовать риторику пресловутого кастанедовского дона хуана, увидите вы то, что вы готовы увидеть…
Организованные синхронные движения многих людей могут считаться культурной практикой. Это эмоционально объединяет людей вместе, делает их похожими друг на друга, частью одного целого. Одновременно такое поведение снижает самостоятельность в принятии решений. Как показали эксперименты (Wiltermuth, 2012), люди, выполняющие синхронные движения, гораздо легче могут соглашаться на призыв к агрессивным действиям против других групп людей.
Свет и темнота, как правило, ассоциируются у нас с добром и злом. И эта метафора, как и многие другие, находит свое отражение в реальности.
Что получилось – смотрите на графике слева.
Также их просили оценить яркость лампочки в комнате, в которой они сидели. И что получилось – на графике слева.