Невидимое существо, что зовётся «Доброе имя»,
суть дыхание всех тех, кто хорошо о нас говорит.
Джордж Савил Галифакс
Интересное исследование и еще более интересная дискуссия результатов этого исследования, проведенного учеными из Калтеха (California Institute of Technology) и японского университета Тамагава (Tamagawa) в Токио (Izuma et al., 2011).
Люди обычно ведут себя лучше по отношению к другим, когда они знают, что на них смотрят. Ранее я писал об этом: в заметке Эти глаза напротив показано, что мы ведем себя чуточку честнее, когда чувствуем, что на нас смотрят.
Считается, что это обусловлено нашей способностью представлять, что другие думают о нас. Это так называемая теория разума (Theory of mind). Работы Пиаже показали, что дети начинают только в определенном возрасте разделять две вещи: что известно только им, и что может быть известно только другим. Понимая, как другие могут о нас подумать, мы стараемся, в эволюционных целях, улучшить свою социальную репутацию. Ученые решили проверить гипотезу, что у людей с аутизмом механизм такого поведения нарушен. Две группы участников, хорошо функционирующих людей с аутизмом и без аутизма, просили играть в одну из версий диктаторской игры. Вкратце, суть игры: получив деньги, решить, сколько оставить себе, а сколько пожертвовать фонду UNICEF. Обе группы, оставшись без наблюдения, давали, в среднем, одинаковую сумму на благотворительность. Однако когда за людьми стали наблюдать экспериментаторы, люди без аутизма начали давать значительно больше. Особенно интересно, что те из них, кто давал наименьшую сумму на благотворительность, без наблюдения, стали давать больше всех, – словно хотели искупить свое поведение в чужих глазах. Еще любопытный факт: под наблюдением люди принимали решение о выделение суммы на благотворительность быстрее, чем без наблюдения.
Но ни размер суммы, ни скорость принятия решения — ничего не менялось у аутистов, смотрел на них кто-то или нет.
Казалось бы, а что вы хотите от аутистов? Они просто не замечали, что на них кто-то смотрит. Но это не так, ведь экспериментаторы тоже не дураки: всем участникам были предложены другие задачи, имеющие несоциальный характер, и обе группы выполняли их лучше при наблюдателях, то есть аутисты видели и отдавали себе отчет, что за ними наблюдают. Выходит, что у аутистов нарушена только способность принимать во внимание и представлять себе, что другие могут о нас подумать.
Что же это: они не могут понять, как другие могут формировать представление о них на основе такого поведения, или они не видят ценности в социальной репутации вообще?
Однако, заметка об этом исследовании, появившись на веб-странице Discover Magazine (Ross, 2011), привлекла внимание хорошо функционирующих аутистов, которые прокомментировали обнаруженный феномен совершенно другим способом, нежели ученые. И, если хотите, чем люди в норме, без аутизма.
Несколько человек, называющих себя хорошо функционирующими аутистами, говорят о честности, и о том, что их репутация зарабатывалась именно так, честным образом, вне зависимости от мнения окружающих. Аутисты не хотят позитивного увеличения социальной репутации, если она основывается на лжи.
Вот что говорит один аутист: “Как хорошо функционирующий программист с синдромом Аспергера, я могу сказать, что изменение моего поведения исключительно из-за того, что кто-то смотрит на тебя – бесчестно. Меня крайне раздражает, когда другие так поступают. Я – тот, кто я есть, смотрят на меня или нет”.
Другой аутист вторит ему, говоря, что название статьи Unlike the rest of us, autistics don’t act like angels when someone’s watching – В отличие о нас, аутисты не ведут себя как ангелы, когда кто-то наблюдает, вводит в заблуждение. Лучшее название звучало бы так: Аутисты ведут себя честно, вне зависимости от того, наблюдает за ними кто-то или нет.
Это поразительно, потому что дает представление об очень различающихся программах поведения. Во время чтения одного комментария меня охватило ощущение, что я слушаю инопланетянина – настолько он был разумнее меня и настолько же отличен от привычного для меня мышления. Мне даже захотелось стать чуточку аутистом.
Izuma, K., Matsumoto, K., Camerer, C. F., & Adolphs, R. (2011). Insensitivity to social reputation in autism. Proceedings of the National Academy of Sciences. Published online before print October 10, 2011, doi: 10.1073/pnas.1107038108.
Ross, V. (2011). Unlike the rest of us, autistics don’t act like angels when someone’s watching. Discover Magazine. October 17th. Retrieved from http://blogs.discovermagazine.com/80beats/2011/10/17/unlike-the-rest-of-us-autistics-dont-act-like-angels-when-someones-watching/

В предыдущей заметке я упоминал новую программу Discovery Chanel Penn & Teller Tell a Lie, в которой Пенн Джилетт и Теллер демонстрируют несколько фактов, только один из которых является ложью, и предлагают зрителям догадаться, какой именно. Так, например, в первом эпизоде, они показывают, как двум каскадерам удается посадить самолет, у которого специально был заклинен руль поворота на хвосте. Для поворотов они использовали двери, открывая их то с левой, то с правой сторон. Любопытно было увидеть, как ревет крокодил, демонстрируя свою силу, как самцам, так и самкам, частично в инфразвуковом спектре, что видно по “вскипающей” вокруг него воде. И странное предположение, бытующее в узких кругах, что нота си-бемоль возбуждает крокодилов к сексу, оказывается правдой. Там было еще несколько любопытных фактов, однако мы коснемся лишь одного, относящегося к психологии.
В среднем люди выдерживали 1 минуту 43 секунды. Затем им предложили повторить, только в этот раз разрешили материться. И средний результат достиг 2 минут 7 секунд. Психолог Марджори Кон (Marjory Cohn) говорит, что исследования показывают, что когда мы начинаем ругаться, это может активировать ответную реакцию бегства-боя (fight or flight response), специфическое состояние симпатического отдела автономной нервной системы. Организм начинает интенсивно вырабатывать энкефалины (еnkephalin), которые уменьшают чувство боли. Не удивительно – энкефалин прикрепляется к опиоидным рецепторам. Так что, случись вам попасть молотком по пальцу, уронить что-то на ногу, или схватить что-то горячее, не стесняйтесь в выражениях.
Социальная изоляция – неприятное и крайне неполезное явление, ведущее к целому ряду проблем со здоровьем, в том числе, с психическим. Недавний эксперимент международной команды психологов показал (Aydin et al., 2011), что когда человек чувствует себя социально исключенным, то присутствие рядом собаки снижает последствия социальной изоляции. Выражение “собака – друг человека” наполняется ещё большим смыслом.
Дизайн с использованием эмпирических данных психологии, становится более популярным и понятным для пользователей. Конечно, практикующие такой дизайн часто сами не понимают, что они делают. Так, например, одно исследование говорит о том, что расположение объектов на большом расстоянии рождает у человека, находящегося в комнате, ощущение отдаленности, отстраненности. Это то, что называется активацией категории удаленности. А близко расположенные объекты – активацию категории близости. Помните, в фильмах, изображающих огромную обеденную залу в каком-нибудь замке, с длинным столом, с высокими потолками, свои ощущения от гипотетического нахождения там? Атмосфера абсолютно не рождает близости и тепла. А защитники фен-шуй, псевдоискусства дизайна помещений для достижения каких-то результатов, видят в этом научное подтверждение своей занятия. Однако это не так. Теоретическая концепция фен-шуй заключается в энергии, ее потоках, жизненной силе и прочих невидимых силах. Здесь же мы говорим о процессах, происходящих в головном мозге человека, и отражающихся в его поведении.
Многие люди боятся публичных выступлений. Это рождает крайне неприятные ощущения в теле. Организм погружается в стресс и начинает готовить наше тело к выживанию. Мы понимаем, что это ненужная, избыточная реакция, потому что никто нас не собирается съесть, и тем не менее, люди тратят много лет для того, чтобы научиться управлять собой в таких ситуациях.
Мы все теряем волосы на голове, но все с разной скоростью. Андрогинная алопеция – нарушение, приводящее к быстрой потере волос в молодом возрасте. Исследование 160 студентов, возрастом от 18 до 30 лет, с различной степенью потери волос по шкале Норвуда-Гамильтона (Norwood–Hamilton Scale) показало (Dirk, 2011), что люди относятся к облысению по-разному: компенсирующим образом, используя парик, особые методы зачесывания волос и прочее; избеганием этого факта, и принятием этого факта. Психологический стресс и переживания не зависят ни от того, насколько мало волос осталось на голове или возраста человека, когда это начинает происходить, а исключительно от отношения человека к происходящему. Только принятие этого как факта не приводит к стрессу, особенно и даже если потеря волос идет очень быстрыми темпами, и/или в раннем возрасте. Признание, правда, ведет к избеганию консультаций с врачами по этому поводу. В общем, если волосы у вас начинают редеть, выбирайте – принять это как прозу жизни и забить, или пытаться как-то это исправить, правда, неминуемо приобретая вместе с этим стресс и переживания.
Говорили о Стиве Джобсе сегодня, и разговор зашел о его лечении, и о пересадке печени, с которой связана морально-сомнительная история. Он получил орган в штате Теннесси, хотя проживал в Калифорнии. Кроме того, он проходил операцию по лечению рака поджелудочной железы, и, по идее, не мог бы получить разрешения комиссии на пересадку, по существующей в США системе распределения донорских органов. Но он переиграл систему, и смог это сделать исключительно только потому, что был миллиардером. Будь он обычным человеком, печени ему было бы не видать. В связи с этим, я вспомнил историю, которая входит в мой курс по психологии принятия решений.
Это иллюстрация очень мощного правила в проблеме принятия решений. Оно называется правило «по умолчанию». В странах, где мало доноров, по умолчанию никто не донор, а если ты хочешь им быть, то надо зарегистрироваться. В таких странах, как Франция и Австрия – ты по умолчанию донор, а если хочешь отказаться – надо пойти и отказаться. Это лениво, требует времени, и морального решения — ведь надо сознательно решить отказаться от помощи другим людям. Именно поэтому в Америке 28% вошли в число доноров, а во Франции вышли только 0,1%. Не делать что-то эмоционально гораздо легче, чем что-то делать.