Семантические иллюзии

стюардессаПосле авиакатастрофы, где должны быть похоронены выжившие?
а) дома, б) на месте катастрофы.

В четырех экспериментах ученые (Sanford et al., 2012) исследовали, как наш мозг реагирует на подобные семантические аномалии, или иллюзии, с помощью ЭЭГ. Было выяснено, что мозг часто не замечает этих аномалий.

Такие конструкции не вызывали вызванного потенциала N400, в отличие от явных и легких аномалий. Потенциал N400 чувствителен к подсознательной семантической обработке,  и его можно обнаружить еще до того момента, когда мы сознательно понимаем, о чем идет речь. Таким образом, отсутствие потенциала говорит о том, что даже бессознательно мы не видим подвоха в сложных семантических иллюзиях.  Другие данные позволили сделать вывод, что мы можем пропускать такие речевые аномалии в условиях когнитивной загрузки, то есть, когда наш мозг выполняет много других операций. Происходит этого от того, вероятно, что сложная для определения иллюзия возникает только тогда, когда слово подходит по контексту, из группы слов, описывающих ситуацию. Оба слова — «жертвы» и «выжившие» очень часто употребляются даже в одном предложении, при описании трагических ситуаций.

Результаты показали, что поверхностная обработка информации неэффективна. Если вы ведете машину и говорите по телефону, или дома смотрите одним глазом телевизор, обмениваетесь смс-ками и ведете разговор с домочадцем, что-то из этого или всё вы будете делать недостаточно хорошо.

Зная этот феномен, вы можете его использовать. Когда вы пишите текст и хотите, чтобы важные элементы его были увидены и поняты, делайте следующие вещи:

  • Используйте активный залог. Не «квартира была убрана», а «я убрал квартиру»;
  • Ставьте сказуемое как можно ближе к подлежащему. Например: «Собака выбежала из комнаты, опрокинув по пути свою миску» — это лучше чем «Собака, опрокинув по пути свою миску, выбежала из комнаты»;
  • Используйте курсив, выделения и подчеркивания;
  • Не вставляйте картинки девушек в текст — они отвлекают!

Внимательно ли вы читали? Ответьте как можно быстрее на вопрос, чтобы узнать: может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?

Sanford, A.J., Leuthold, H., Bohan, J. & Sanford, A.J.S. (2011). Anomalies at the borderline of awareness: An ERP study. Journal of Cognitive Neuroscience, 23, 514-523.


Партийность на лице

Мишель Бакман (Michele.Bachmann)Исследователи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (Carpinella & Johnson, 2012) взяли фотографии каждого конгрессмена США (111-го созыва). Всего было 434 человека, из них 74 женщины. У республиканской партии оказалось 17 женщин, а у демократов – 57.

Используя программу FaceGen Modeller, которая оценивает характеристики лица на основе большой базы данных, ученые оценили мужественность и женственность каждого лица. Затем эти данные сравнили с партийной принадлежностью. Самой сильной находкой явилось то, что женщины Республиканской партии более женственны.

Типичность мужских и женских черт в зависимости от политической принадлежностиДругой эксперимент показал, что люди могут по лицу человека определять его партийную принадлежность, с вероятностью выше случайности аккуратности, особенно женщин, конгрессменов от Республиканской партии.

Ну и как такое можно объяснить?! Однако объяснение у авторов есть – демократическая партия США ассоциируется с социально-либеральной политикой, направленной на уравнивание прав полов. Республиканцы – консерваторы и поддерживают традиционные роли мужчин и женщин. Вероятно, определенная политика притягивает соответствующих ей внешне людей.

Carpinella, C. M., & Johnson, K. L. (2012). Appearance-based politics: Sex-typed facial cues communicate political party affiliation. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.009]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 10 September 2012.


Лаборатория мозга в Сколково

Лаборатория мозга в СколковоВ субботу, 6 октября, прошло интеллектуальное шоу Вынос Мозга от Лаборатории Мозга. Я мало видел, что вокруг происходило, а говорят, было много интересного. Мне довелось посетить только туалет. Зато я от души позанимался ай-трекингом, 10 часов подряд, и мне  понравилось, как, надеюсь, и всем, кто познакомился с этим методом.

Буду анализировать и опубликую здесь результаты исследования Демонстрация работы ай-трекинганекоторых визуальных объектов, которые использовались на этой демонстрации. Как обычно бывает в таких случаях, родилось много оригинальных идей и выявились любопытные феномены. Например, такой: по движениям и фиксациям глаз человека, рассматривающего произведение исскуства, можно предсказать, как он опишет, скажем, бутылку с водой, и насколько он способен эффективно справляться со стрессом и планировать свое будущее. Но это надо проверять.

Больше фотографий – на странице Лаборатории Мозга в фейсбуке.

Фотографии здесь от mozgonavt.


Hjernevask

Hjernevask (Промывка мозгов)Рекомендую посмотреть норвежский научно-популярный телевизионный фильм 2010 года, в семи частях, под названием Hjernevask (Промывка мозгов). Фильм снят норвежским ТВ-комедиантом Харальд Эйя (Harald Eia), который решил заняться научной журналистикой. Фильм наделал в свое время много шума в Норвегии, а Харальд получил за него престижную премию. Раньше я не мог посмотреть фильм из-за отсутствия перевода, а вот теперь появились субтитры (хотя и не супер качества). Теперь понятно, почему была такая реакция: известные британские и американские ученые были просто ошарашены,  узнав о представлениях некоторых норвежских коллег. Но фильм не только про науку, и вы узнаете еще много удивительного и поразительного.

В фильме можно увидеть очень известных в науке личностей, включая Стивена Пинкера (Steven Pinker), Саймона Барона-Коэна (Simon Baron-Cohen), Анн Кэмпбелл (Anne Campbell), Дэвида Басса (David Buss).

С удивлением узнал, что Саша Барон-Коэн, более известный как Борат, Али Джи и Бруно – кузен Саймона Барона-Коэна!

Еще пара причин посмотреть фильм: послушать невероятно притягательный норвежский язык и глянуть на очень красивых норвежских девушек.

Cathrine Egeland, норвежская исследовательница половых различийSimon Baron-Cohen, британский ученый, известный исследованиями в области аутизмаАnne Сampbell, эволюционный психологDavid Buss, эволюционый психологНорвежские девушки


Нейроэкономика, парочка фактов

Университеты, активно занимающиеся нейроэкономикойНеплохая статья о нейроэкономике (Fischman, 2012). Мне понравились и данные о работах – я, например, не знал, что японцы так активно этим занимаются, а французы – отстают.

Это же прекрасно, когда знания в области нейронауки могут использоваться в области, например, недвижимости, приводя к созданию более человечных домов и более разумных методов их приобретения и использования.

Рост активности диалога экономики и нейронаукFischman, J. (2012). The Marketplace in your brain. The Chronicle Review. September 24, 2012. Ссылка на статью.


Лаборатория мозга, 6 октября, Сколково

сколковоОчень интересное мероприятие, 6 октября, в субботу. Демонстрация передовых технологий в области нейроисследования, нейромаркетинга и др. Там сможете попробовать себя на детекторе лжи, пройти психолингвистическое исследование, поучаствовать в ай-трекинговом исследовании, позаниматься нейрофидбаком (нейронной обратной связью) и многое другое. Пройдет в Московской школе управления Сколково. Ссылка на мероприятие в фейсбуке. Бесплатно. Картинка кликабельна, смотрите подробности.
Я там буду тоже кое-что демонстрировать :)


Разные цвета торга

Аукционный дом Sotheby'sЦвета и их влияние на поведение продолжают меня удивлять, и сегодня мы посмотрим на еще одно любопытное исследование. Ранее я уже много писал о красном и других, и найти статьи можно здесь.

В целом, сегодня понятно, что красный цвет, в сравнении с другими, вызывает в нас агрессивность, немного, но измеримо. Авторы исследования (Bagchi & Cheema, 2012) проанализировали влияние двух цветов – красного и синего в ситуации торгов.

В первом, они взяли реальные данные торгов игровой приставки Nintendo Wii на ebay, датируемые 2008 годом. 28 торгов, идентичных по товару, и разнящихся только фоновым цветом, было взято для анализа. Было обнаружено, что товар на красном фоне получал более высокие прыжки в ставках, чем на синем фоне. Чтобы исключить побочные факторы, ученые провели эксперимент с аналогичными условиями. 78 студентов приняли участие в торгах, и результаты оказались даже еще более значительными: в среднем прыжки ставок при красном фоне составили 63.17 доллара против 35.13 долларов при синем фоне.

Приставка Nintendo Wii, как она была представлена в эксперименте

Но аукцион – это специфическая ситуация, там покупатели сражаются за товар друг с другом, и агрессивность может быть направлена именно на конкурентов. А что происходит при торговле один на один?

Во втором эксперименте ученые представляли четырехдневный тур во Флориде 89 людям среднего возраста, онлайн. Их просили представить себе, что они видят реальное предложение, стоимостью 790 долларов, перелет, гостиница и питание включено. Картинка представляет, как видели участники эксперимента одно из этих предложений. Люди могли сделать только одно предложение цены предполагаемому туроператору.

Представление тура на красном и синем фонахПредложение на красном фоне получило более агрессивное предложение в среднем — 684 доллара, против 712 долларов на синем фоне.

Мораль такова: если вы продаете товар на аукционе, неплохо задействовать красный фон – ставки потенциальных покупателей будут выше, и, вероятно, конечная цена поднимется. А вот если вы продаете что-то в процессе переговоров, то фон для товара лучше использовать синий – покупатель будет предлагать более разумную, по вашему мнению, цену.

Я писал и о некоторых других моментах различия этими двумя механизмами продажи здесь.

Фото в начале статьи из New-York Times:
Продажа картины Поля Сезанна 1895 года Натюрморт с фруктами и горшочком имбиря (Nature morte aux fruits et pot de gingembre), которая была продана почти за 37 миллионов долларов в ноябре 2006 года на аукционе Сотбис. Обратите внимание на цвет стен. Будь они красными, Сезанн мог уйти и подороже.

Bagchi, R., & Cheema, A. (2012). The effect of red background color on willingness-to-pay: The moderating role of selling mechanism. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/666466.