Запах и секс. Часть первая

феромоны и сексНекоторые женщины говорят, что познакомились или почувствовали влечение к своему мужчине, когда ощутили его запах, или что даже после многих лет брака этот запах продолжает их возбуждать. Обычно люди пытаются объяснить это действием феромонов. Однако, науке, изучающей феромоны в контексте поведения животных и насекомых, до сих пор точно неизвестно, как они работают и работают ли вообще, применительно к человеку. Но, по крайней мере, мы знаем, что точно работает.

Клаус Ведекинд, биолог Университета Лозанны в Швейцарии, в 1995 году проделал эксперимент, в котором попросил 44 мужчин носить майку, не снимая, в течение двух суток. Мужчинам выдали гигиенические средства без запаха, чтобы не маскировать естественный запах. После носки эти майки давали нюхать группе из 49 женщин. Они должны были оценить привлекательность запаха каждой майки. Выяснилось, что запах нравился тем сильнее, чем больше отличались иммунные системы мужчины и женщины! Различия были в системе генов тканевой совместимости человека. Эта система – сравнительно недавнее открытие, за которое вручили Нобелевскую премию по медицине в 1980 году.

Как работает система: группа генов отвечает за выработку белков, которые будут различать и атаковать чужеродные клетки в организме. Комбинация генов системы может иметь миллионы вариаций, и чем обширнее относительные вариации, тем лучше иммунная система готова к борьбе с патогенами. Таким образом, если наш организм хочет дать детям хорошую иммунную систему, её надо сделать как можно более вариабельной, то есть найти партнера с отличающейся иммунной системой. Иммунная система производит белки, которые так или иначе попадают на поверхность кожи, там попадают под действие бактерий, и, в зависимости от вариаций, создают уникальный для каждого человека запах. Так что, если нам нравится запах человека, это хороший знак.

Кристина Гарвер-Апгар из Университета в Нью-Мексико изучала особенности поведения семейных пар в зависимости от этой системы совместимости. Выяснилось, что чем более похожи эти системы у супругов, тем меньше было сексуальное влечение у женщины к мужу. Обнаружилась прямая корреляция между похожестью иммунной системы и вероятностью измены: так, если 70% генов похожи – 70% вероятность секса на стороне, 5% схожести – 5% вероятности измены.

Девендра Сингх из Университета Техаса в Остине давала носить майки женщинам. Они носили одну майку в течение 13-15 дней менструального цикла, а вторую майку – в течение 21-22 дней цикла. Затем их опять же давали оценивать по привлекательности запаха мужчинам и те чаще всего выбирали майки, ношенные на 13-15 дни цикла – именно в это время вероятность забеременеть сама высокая. Не случайно, когда женщины живут вместе, их менструальные циклы начинают синхронизироваться – с тем, чтобы, вероятно, создавать равные условия в великой эволюционной игре. Впрочем, сегодня эта гипотеза синхронизации циклов, не находит подтверждения.

Как видим, обоняние очень активно участвует в процессе отбора партнера – женщина ищет отца, который даст ребенку хорошую иммунную систему, а мужчина – женщину, которая готова рожать такого ребенка.

Однако, если бы было все так просто! Недавние исследования ставят под сомнения, что это так работает: статистика не показывает каких-то тенденций в образовании пар. То есть это не работает, судя по всему. Возможно, потому что мы сильно маскируем свой запах?

Продолжение следует


Может ли запах аллергена вызвать аллергию?

аллергия на арахисДаже если у вас есть аллергия к арахису, запах жареного арахиса или арахисового масла не вызовет реакцию. Химические компоненты, называемые паразинами, вызывают запах, а то время как аллергию вызывает белок, который совсем не летуч. В процессе готовки продукты выделяют огромное число частиц, которые способные вызвать аллергическую реакцию. Но это облако белков, а не молекул, вызывающих запах.


Запах женщины

запах женщиныНедавно было подтверждено, что гетеросексуальный мужчина может отличить запах беременной женщины от женщины в периоде овуляции. 18 мужчин участвовали в исследовании, в котором их помещали в магнитно-резонансный томограф и давали нюхать соответствующие запахи (Habel et al., 2021). Как оказалось, эти два запах активировали разные участки мозга, так что можно уверенно утверждать, что поведение мужчин зависит от запаха женщин. В случае беременности может активироваться эмпатия и социально-поддерживающее поведение, а в случае овуляции – сексуальное.

Habel, U., Regenbogen, C., Kammann, C., Stickel, S., & Chechko, N. (2021). Male brain processing of the body odor of ovulating women compared to that of pregnant women. NeuroImage, 229, 117733.


Как мозг формирует воспоминания, связывающие две несвязанные вещи

ассоциативная память и запахиИсследователи обнаружили особые типы нейронов в центре памяти мозга, которые отвечают за приобретение новых ассоциативных воспоминаний.

Возвращал ли вас когда-нибудь запах свежеиспеченного шоколадного печенья в прямиком в детство? А старая песня — воспоминания о первом свидании? Способность запоминать связи между несвязанными предметами (запах и место, песня и событие) называется ассоциативной памятью.

Мы пользуемся ассоциативной памятью в нашей повседневной жизни, и новое исследование является важным шагом в понимании детального механизма формирования этих типов памяти в мозге.

Психологи начали изучать ассоциативную память в 1800-х годах, а Уильям Джеймс описал это явление в своей классической книге «Принципы психологии» в 1890 году. Сегодня ученые согласны с тем, что структуры, ответственные за формирование ассоциативной памяти, находятся в медиальной височной доле, или знаменитом «центре памяти» мозга, но какие именно клетки участвуют в этом процессе и как эти клетки контролируются, до сих пор оставалось загадкой.

В новом исследовании впервые сообщается, что специфические клетки, называемые веерными клетками, необходимы для приобретения новых ассоциативных воспоминаний и что эти клетки контролируются дофамином, химическим веществом мозга, которое, как известно, участвует в получении удовольствия или вознаграждения.

В исследовании ученые использовали новейшие методы регистрации и контроля активности веерных клеток у мышей, когда они учились ассоциировать определенные запахи с вознаграждением. Этот подход позволил исследователям обнаружить, что веерные клетки вычисляют и представляют ассоциацию двух новых несвязанных предметов (запаха и награды). Эти веерные клетки необходимы для успешного приобретения новых ассоциативных воспоминаний. Без этих клеток можно восстановить предварительно выученные ассоциации, но новые ассоциации не могут быть приобретены. Кроме того, для приобретения новых ассоциаций также необходим дофамин.

«Мы никогда не ожидали, что дофамин участвует в цепи памяти. Однако, по мере накопления доказательств, постепенно стало ясно, что дофамин в этом участвует», — говорит Кей Игараши, один из авторов исследования.

Это открытие — важный фрагмент в головоломке понимания того, как формируются воспоминания в мозге, и закладывает фундамент, на котором другие исследователи могут продолжать строить свою работу. Известно, что способность к ассоциативной памяти снижается при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера. Понимание нейробиологического механизма формирования этих воспоминаний является первым шагом к разработке терапевтических средств для замедления потери способности к ассоциативной памяти при болезни Альцгеймера.

Исследование опубликовано в журнале Nature. В работе принимали участие исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине и Университета Фукуи, Япония.

Источник: Калифорнийский университет в Ирвине


Близость — это запахи

женщина запах мужчиныПотеря обоняния вследствие инфекции или по другой причине влияет на интимные отношения. Люди перестают чувствовать запах своих партнеров и детей. И только тогда понимают, насколько он важен. Что может быть хуже? Только паросмия, когда запах изменяется.

Люди пишут, что ранее запах партнера сводил их с ума, а теперь вызывает рвоту. И как такое сказать близкому человеку!?Мир начинает выглядеть предательски опасным, он сбивает с толку. Это вызывает тревожность и стресс.


Собака Фейсбука

женщина соцсети

Социальные сети каждый день учат нас снова и снова преувеличивать выражение своих эмоций, потому что именно это поощряется лайками и перепостами. Спокойные обсуждения просто не получают подкрепления ни в Твиттере, ни в Фейсбуке, ни где-то еще. Высказаться резко, перейти на личности, показать свое моральное превосходство – это путь к большей популярности в условиях соцсети. К таким выводам пришли ученые из Йельского университета (Brady et al., 2021), проанализировав поведение пользователей Твиттера.

Когда человек высказывается очень эмоционально и получает за это лайки, а когда спокойно – не получает, это учит его повторять «желаемое» поведение. «Желаемое поведение» для соцсетей – это такое поведение, которое ведет к большой вирусности сообщений, увеличению пользователей и их вовлеченности. В конечном итоге – к улучшению показателей рекламного бизнеса. Эту модель придумали маркетологи и программисты, и никто из них не заботился о том, как это влияет на поведение в целом. 

И вот мы узнаем, что нас тренируют высказываться более эмоционально. А что еще? Ведь через несколько месяцев те основания, по которым были внедрены алгоритмы, забудутся. В итоге модель любой соцсети сейчас нашпигована алгоритмами, природа которых уже и непонятна тем, кто работает там сегодня. К примеру, стоит алгоритм, который поощряет употребление определенных слов, что увеличивало популярность сообщения, но было это пять лет назад. Никто не нашел другой связи, что именно эта популярность позже приводила людей к уходу из соцсети. Но алгоритм стоит и продолжает работать. 

По итогу, соцсети тренируют нас на поведение в лучшем случае для улучшения прибыльности владельца сети, а в худшем – на поведение, которое неизвестно даже зачем и к чему ведет. 

Brady, W. J., McLoughlin, K., Doan, T. N., & Crockett, M. J. (2021). How social learning amplifies moral outrage expression in online social networks. Science Advances, 7(33), eabe5641.


Потеря обоняния может серьезно повлиять на ваш вес

женщина ест слишком многоКаково это жить с долгосрочными проблемами запаха? Недавнее исследование с участниками онлайн-группы AbScent, показало картину широкого воздействия нарушенного запаха после COVID-19. На момент проведения исследования в группе было более 9000 человек. Ученые стали задавать вопросы, и реакция была ошеломляющей. Люди действительно хотели, чтобы их опыт был услышан.

Для начала, давайте определим несколько ключевых терминов. Аносмия — это полная потеря обоняния. Паросмия — это искажение нормального запаха, обычно в сторону неприятного.

Самое поразительное — это то, насколько непредсказуемым и дезориентирующим может быть переживание потери сенсорного восприятия. Для некоторых эффект был абсолютным:

Это было похоже на выключатель света: со 100% до 0% за пару часов… Ни искаженных запахов, ни запахов, ничего. У меня как будто выключился нос.

Для других все было более плавно. Аносмия могла мутировать в паросмию. Еда, которая была хорошей в один день, могла стать отвратительной на следующий. С потерей запаха начинаются трудности, с которыми ранее человек не сталкивался. Возникает состояние, над которым нет контроля.

Влияние на аппетит также было непредсказуемым. Как и следовало ожидать, у людей были проблемы с приемом пищи, особенно при искажении обычных запахов. Некоторые действительно боролись, сообщая о недоедании и серьезной потере веса.

Менее очевидным оказалось то, что некоторые люди сообщали об увеличении веса. Обычно это были люди с аносмией, которые «погнались за вкусом» после потери обоняния. Вы сможете понять это, если поймете разницу между желанием и удовольствием в том, что психологи называют циклом удовольствия.

Желание — это когда вы гонитесь за тем, что собираетесь потреблять. Удовольствие — это когда вы это получили и смакуете. При аносмии вкусной части цикла больше нет, но это не останавливает желание:

Не хватает пищевого удовлетворения, и я вижу, что ем больше, чтобы попытаться получить это чувство удовлетворения … Я набираю вес из-за постоянного стремления удовлетворить то, что никогда не может быть удовлетворено.

Burges Watson, D. L., Campbell, M., Hopkins, C., Smith, B., Kelly, C., & Deary, V. (2021). Altered smell and taste: Anosmia, parosmia and the impact of long Covid-19. PLOS ONE, 16(9), e0256998.

Источник