Был сегодня на VIII Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения -2012», которая проходила в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).
Ну, так или иначе, было неплохо. Узнал, например, что некоторые психологи занимаются арт-терапией с футболистами, и футболисты соглашаются! Узнал о существовании таких вещей как рекреативный психокатализ. Грустно, что есть чрезмерная зацикленность на опросниках и психодиагностике: народ знает все эти заумные тесты, но еще и плодовито изобретает свои в бесчисленном количестве. Узнал, что есть еще психологи, до сих думающие, что тест Люшера что-то там измеряет (кроме отсутствия критического мышления). Было интересно узнать от белорусов их находку, что спортсмены в их исследовании интересовались больше психологией личности, нежели, как предполагалось психорегуляцией или другими спортивно-ориентированными дисциплинами. Вывод: спортсмены, похоже, такие же люди, как и мы :)
Всех порадовал Хасай Алиев своим показательным выступлением. Он демонстрировал свой метод саморегуляции «Ключ». Его вы и видите на фотографии.
Когда вам кажется, что вы пьяны, вам кажется, что вы обаятельны. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Шестая
Международная команда психологов из Канады, Нидерландов, Франции и США поставили замечательные эксперименты, отталкиваясь от предыдущих исследований по теме опьянения (Bègue et al., 2012). Да, действительно, когда мы пьяны, другие люди действительно кажутся нам более привлекательными.
Первый эксперимент психологи провели в условиях реальной жизни: в баре в Гренобле, Франция. 19 клиентов бара попросили оценить свои привлекательность, ум, оригинальность и чувство юмора, до первой рюмки. После свободной программы по выпивке, у них собирались данные алкогольного опьянения, посредством анализатора дыхания. Результат подтвердил гипотезу, что чем больше выпивают люди, тем симпатичнее они себе кажутся.
Второй эксперимент был тщательнее и скрупулезнее подготовлен. Около ста французов участвовали в нем, которым сказали, что они будут тестировать новый напиток одной компании. Им и в самом деле предлагали холодный коктейль из грейпфрута, лимонного сока, гранатового сиропа и мяты. Половине людей в коктейль добавляли почти 60 грамм чистого спирта, чтобы достигать показания алкоголя в крови на уровне 1 промилле. Это 1 грамм на литр и классифицируется как лёгкая степень опьянения. Каждую группу – с алкоголем и без, разделили условно еще пополам – одним сказали, что в напитке есть алкоголь, другим – что нет. Вообще, эксперименты с алкоголем и плацебо-алкоголем делать крайне сложно, потому что люди – не дураки, и чувствуют, есть алкоголь или нет, и ученые предприняли множество мер, чтобы этого избежать. Кроме того, данные тех, кто догадался, не стали учитывать в подсчеты результатов.
Людям давали 10 минут чтобы выпить напиток, затем 5 минут – чтобы написать рекламный текст для компании, производящей этот напиток, потом еще 15 минут – на оценку напитка. Время давалось, кроме прочего, и на то, чтобы алкоголь, у кого он был в напитке, мог достичь эффекта. Затем участник эксперимента выходил на сцену и сообщал свою рекламу, и его в это время снимали на видео. Видео ему тут же показывали, и он оценивал, насколько привлекательный, умный, оригинальный и смешной он был.
Позже все видео были оценены независимой группой из 22 человек, которые, разумеется, не знали, что сказали человеку и был ли в его напитке алкоголь.
И вот что выяснилось:
Люди, которые думали, что пили алкогольный напиток, казались себе гораздо более обаятельными, чем те, кто думал, что алкоголя не пил.
Самое интересное, что был ли алкоголь в напитке или нет, роли существенной не играло. Группа судей, анализировавших видео, не нашла отличий в обаянии в зависимости от алкоголя.
Иными словами – чувство, что после алкоголя мы становимся остроумнее, обаятельнее, смешнее и умнее – иллюзия. И мы попадаем в эту иллюзию даже тогда, когда нам кажется, что мы пьяны. Вполне вероятно, что некоторые и пьют, чтобы почувствовать себя лучшим человеком, чем на самом деле. Но, как видите, для этого, даже не нужно пить!
Bègue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2012). ‘Beauty is in the eye of the beer holder’: People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology. Article first published online: 15 May 2012. DOI: 10.1111/j.2044-8295.2012.02114.x.
Еще один повод поехать на шашлыки
Когортное исследование (что это такое) в Тайване, длилось 10 лет, и задействовало 1888 человек, возрастом 65 лет и более, живущих отдельно (Chen et al., 2012).
Ученые собирали и анализировали массу данных: демографические, социально-экономические, по питания, по физическим упражнениям, по диетическим знаниям, привычкам питания и пр.
В течение 10-ти летнего срока исследования 695 участников покинули сей мир. Выяснилась зависимость между смертностью и частотой самостоятельной готовки еды. Если человек готовил более 5 раз в неделю, то можно было предсказать меньшую смертность. С учетом физической активности, интеллектуальной активности и диетических знаний, риск смертности снижался еще больше. У женщин эффект проявлялся сильнее чем у мужчин.
А я знал, что готовка шашлыков – это нереально полезно, а теперь и наука подтвердила это. Но имейте в виду, что заливание кипятком доширака или разогревание в микроволновке котлет из кулинарии за готовку еды не считается.
Chen, R. C.-Y., Lee, M.-S., Chang, Y.-H., & Wahlqvist, M. L. (2012). Cooking frequency may enhance survival in Taiwanese elderly. Public Health Nutrition, FirstView, 1-8.
Новый тип зрительной иллюзии
Смотреть надо на крестик в центре экрана. Вы увидите нечто особенное, и даже захочется проверить, нет ли тут фокуса, настолько круто это выглядит.
Иллюзия выиграла второе место в конкурсе лучших иллюзий 2012 года.
Иллюзия была обнаружена случайно австралийскими учеными из университета Куинслэнд (The University of Queensland) и опубликована в журнале Perception (Tangen, Murphy, & Thompson, 2011).
Эффект окарикатуривания лиц возникает из-за парной презентации отличных по внешним характеристикам лиц, представленных по обеим сторонам крестика, а также последующей парой лиц. Например, загорелое лицо делает следующее за ним лицо карикатурно бледным, а сближенные глаза на лице на одной фотографии делают последующие нормальные глаза чрезмерно широко расставленными, и так далее. И вот еще:
Tangen, J. M., Murphy, S. C., & Thompson, M. B. (2011). Flashed face distortion effect: Grotesque faces from relative spaces. Perception, 40, 628-630 doi:10.1068/p6968.
Работа в кафе может быть креативной
В серии 5 экспериментов группа ученых из Канады и США показала, что умеренной громкости шум способствует креативности (Ravi, Zhu, & Cheema, 2012).
Любой нежелательный звук – это шум. Он отвлекает и затрудняет концентрацию на текущей задаче. Это отвлечение зависит от уровня шума – чем он выше, тем сильнее отвлечение. Ученые записали различные шума – в кафетерии, отдаленный шум стройки, движения в слоне машины в городе, и представляли их участникам экспериментов на уровне 85 dB, 70 dB и 50 dB. В то время как те должны были решать задачи, требующие креативного мышления. Например, Remote Associates Test , тест на отдаленные ассоциации: человеку дают три-четыре слова, и он должен назвать слово, которое их объединяет. Скажем: пиво, телевизор, гол или стекло, футляр, зрение. В другом эксперименте участников просили придумать спальный матрас с новыми характеристиками или вообще нового типа. И вот что выяснилось:
Уровень в 85 dB, эквивалентный шуму машин на оживленной трассе оказался губителен для креативности. Такой шум производит слишком много отвлечения и вмешательства в мыслительные процессы, когда течение мыслей постоянно прерывается, не завершаясь.
Уровень в 50 dB – шум спокойного офиса, оказался также не особенно плодотворен для творчества.
А вот 70 dB – оказалось то, что надо. Такой шум производит достаточно отвлечения, и прерываний в мышлении. Этого оказывается достаточно, чтобы сбиваться с мыслей и начинать мыслить, вероятно, более абстрактно, и значит, креативно.
Сейчас можно скачать и поставить себе на телефон измеритель шума, и проверить, подходит ли то место, где вы пытаетесь творить, и надо ли уменьшить или увеличить шум. Удачного творчества!
Ravi, M., Zhu, R., & Cheema, A. (2012). Is noise always bad? Exploring the effects of ambient noise on creative cognition. Journal of Consumer Research, 39, December 2012.
Фото отсюда.
Анбоксинг. Волшебная ягода.
Вот дошли руки распечатать таблетки, которые сейчас буду пробовать. Покупал для одного эксперимента, который так и не сделал.Волшебная ягода (Synsepalum dulcificum) была впервые открыта европейским путешественником шевалье де Марше (Chevalier des Marchais) в Западной Африке в 1725 году. Он обратил внимание, что многие племена забрасывают в рот какие-то красные ягоды, перед тем как есть свои традиционные блюда — кукурузный хлеб, пальмовое вино, и прочие, не особо вкусные, кушанья. Шевалье попробовал эту ягоду и узнал, что она меняет вкус, делая все сладким! Позже, в 1852 году, британский хирург доктор Уильям Фриман Дэниелл (William Freeman Daniell), описал их как волшебные ягоды в фармацевтическом журнале. Еще позже, в 1919 году, американский ботаник Дэвид Фейрчайлд (David Fairchild), привез саженцы в Штаты. Уже в 50 годах прошлого года ягоды стали популярны во Флориде, Пуэрто Рико и Панаме.
Update 6 июня: пока непонтяно — то ли все, что я и другие участники опытов пробовали, вкусно и так, то ли таблетки все же работают. Опробовано: селедка, лук маринованный, кофе без сахара, пиво, крекеры, хлеб, апельсин. Все было прекрасно! Эксперименты продолжаются!
私はこれを行うか?
Опять о фрейминге, и не только о нем. Международная группа психологов (Keysar, Hayakawa, & An, 2012) решила посмотреть, как будут решать задачи люди, которые говорят на двух языках. Иными словами, примем ли мы те же самые решения, если их решаем на родном языке, или на втором языке?
Они предлагали задачи, которые были представлены в фрейминговом виде, и, соответственно, можно было предсказать, как люди будут их решать. Например, люди с большей вероятностью будут рисковать, когда им представлена задача в терминах потери. И менее готовы рисковать, когда задача представлена в терминах приобретения. Например, если предложить человеку выбор: 50% шансов, что он потеряет 100 долларов, или 100% шансов, что он потеряет 50 долларов, то человек, с большой вероятностью выберет первый вариант, где есть риск. Однако если выбор структурирован в терминах приобретения, то он будет звучать так: 50% шансов выиграть 100 долларов, или 100% шансов выиграть 50 долларов, то люди выберут последний вариант, как наименее рискованный.
Однако когда такие задачи даются человеку на иностранном языке, когда кореец начинает рассуждать на английском, а русский – на немецком языке, тогда предопределенность решений пропадает. Иными словами, мы начинаем рассуждать более рационально. На графике слева показаны результаты эксперимента, как вели себя корейцы, решая задачу со ставками, типа той, которая описана выше. Когда ставки велики, то разница в решениях становится очевидно значительной.
Посему, когда надо подумать о чем-то важном, попробуйте подумать об этом и на другом языке.
Keysar, B., Hayakawa, S. L., & An, S. G. (2012). The foreign-language effect. Psychological Science. First published on April 18, 2012 doi:10.1177/0956797611432178.