Глазастые телохранители

Человек играет в шахматы с кошкойВот и закончилось омнибус-исследование с использование прибора для слежения за движениями глаз, ай-трекинг (eye-tracking), которое началось в феврале (В омнибусе вместе с Софи Лорен).
Сейчас подводятся итоги, и пишутся отчеты. Интересно, что тут, как, впрочем, всегда в исследованиях, появились побочные результаты. Об одном из них сегодня: вот, например, картинка наверху служила своего рода «наполнителем» при просмотре, но также и была интересна для понимания, как при такой диспозиции складывается зрительный паттерн. И так сложилось, что среди участников исследования оказались трое телохранителей (двое действующих и один бывший). И вот смотрите: таков паттерн просмотра обычного человека:

Обычный паттер просмотра фотографииПояснение: это так называемая тепловая карта внимания. «Горячие» (красные и желтые) цвета означают наибольшее количество фиксаций глаз. Фиксации глаз коррелируют со вниманием человека на том или ином элементе. Иными словами, на что вы смотрите, то и привлекает ваше внимание.

А вот как посмотрели на ту же картинку телохранители:

Просмотр картинки тренированными людьмиНе только посмотрели на главные узловые элементы ситуации, но успели и пошарить глазами по всей картинке. Интересно, правда? И, казалось бы, ожидаемо, но у них оказался еще один отличный от других людей паттерн, который я, правда, не могу проиллюстрировать, потому что он проявился на картинках, которые являлись заказами, а их я показывать не могу. Но описать его можно так: в некоторых ситуациях у телохранителей взгляд привлекало что-то одно, и все фиксации происходили в этом месте, тогда как обычный паттерн просмотра таких ситуаций включал три-четыре места.

NB. Автора фото я не знаю, увидел на ленте в вконтакте. Если кто-то знает, сообщите, я укажу авторство.


За кого выйти замуж?

Мужчины- моделиЕсть такой род задач в статистике, теории принятия решений и смежных областях, как Проблема секретаря (Secretary problem). В русской литературе она более известна как Задача о разборчивой невесте.

Она может быть сформулирована следующим образом:

  1. Невеста ищет себе жениха (существует единственное вакантное место).
  2. Есть известное число n претендентов.
  3. Невеста общается с претендентами в случайном порядке, с каждым не более одного раза.
  4. О каждом текущем претенденте известно, лучше он или хуже любого из предыдущих кандидатов.
  5. В результате общения с текущим претендентом невеста должна ему отказать либо принять его предложение. Решение окончательное и изменению не подлежит. Если предложение принято, процесс останавливается.
  6. Решение должно основываться только на сравнении текущего кандидата с предыдущими.
  7. Цель: выбрать лучшего претендента, с самой высокой вероятностью.

Было обнаружено элегантное решение, названное правилом остановки, а именно: отвергнуть первых n/e кандидатов (n – число кандидатов, e – основание натурального логарифма, равное 2,718281828), а затем выбрать первого, кто будет лучше всех предыдущих. Когда число кандидатов увеличивается, выбор стремится к 37%.

В жизни нам часто попадаются такие задачи, но они, конечно, замаскированы и не так очевидно разложены по полочкам. Ну, например: выбор партнера, учебного заведения, работы, джинсов, машины или квартиры, и секретарши, в конце концов!

Когнитивная психология давно изучает депрессию, и характеристики, которые она создает. Недавнее исследование (von Helversen et al., 2011) показало, что человек, находящийся в депрессии, лучше решает подобный тип задач У человека, переживающего суровую депрессию, вероятно, поднимается порог принятия доступных вариантов, отличный как от людей, уже вышедших из депрессии, так и от людей без депрессии. В результате такой человек делает лучший выбор.

Так что если у вас стоит задача, за кого выйти замуж, и претендентов около сотни, срочно ищите друга в депрессии, который вам подскажет, кого выбрать.

PS. Следует иметь в виду, что мы говорим только о такого типа задачах, потому что исследования с другими типами показывали противоречивые результаты. Иными словами, с другими видами задач ваш депрессивный друг вам не советчик.

von Helversen, B., Wilke, A., Johnson, T., Schmid, G., & Klapp, B. (2011). Performance benefits of depression: Sequential decision making in a healthy sample and a clinically depressed sample. Journal of Abnormal Psychology, 120 (4), 962-968. doi:10.1037/a0023238.


Необычная оптическая иллюзия

Carme Chacon, оптическая иллюзияНа снимке – Карме Чаком Пикерас (Carme Chacón Piqueras), на момент съемки — министр обороны Испании, а сегодня – лидер Социалистической партии, и, вполне возможно, будущий премьер-министр страны. И этот снимок – пример удивительной оптической иллюзии. Не поленитесь увидеть что-то странное сами, прежде чем читать ниже.

Заметили, «откуда ноги растут»? Посмотрите внимательно на ее правую ногу — такое ощущение, что ее правая нога идет из левого бока, а левая – из правого. И это не фотошоп, а оптическая иллюзия. Вот как один пользователь ( фото ниже) продемонстрировал работу тени, создающую эту иллюзию, убрав руку с коленки.

Разгадка иллюзии


Как появляются шедевры

What makes a masterpiece? By Channel 4Channel 4 в январе 2012 года показывал программу What makes a masterpiece?, состоящую из трех частей, о том, как современная нейронаука может измерять происходящее в человеческом мозге, когда мы смотрим на живопись, слушаем музыку или смотрим кино. Фильм о том, как мы, обладая сегодняшними знаниями, можем создавать шедевры.
Судя по описанию на сайте, программа очень интересная, да супер просто как интересная, но, к сожалению, просмотр на сайте не работает. И я никак и нигде не могу ее найти. Может кто-нибудь помочь? Плиззззз.



Когда вам вместе по пути

когда вам вместе по путиУдовлетворение семейными отношениями может зависеть и от того, по пути ли вам с супругом/супругой на работу. Два исследования, одно в Китае, а другое в Америке, было проведено психологами (Huang et al., 2012) из Университета в Гонконге (The Chinese University of Hong Kong). Оба исследования показали, что удовлетворение от семейной жизни было больше у пар, которые оправлялись в дорогу в одинаковом направлении, по сравнению с парами, которые ехали на работу в разные стороны. Это не зависит даже тогда, когда партнеры отправлялись на работу в разное время. Даже случайно созданные пары, в лабораторных условиях, которые начинали двигаться в одну сторону, становились  ближе друг другу.
Одно из объяснений: когда вам с кем-то по пути к цели, даже такой, как работа, это подразумевает близость целей вообще, в том числе более важных. Практический совет: чаще гуляйте или ездите со своим партнером (в одну сторону и вместе, разумеется).

Huang, X., Dong, P., Dai, X., & Wyer Jr, R. S. Going my way? (2012). The benefits of travelling in the same direction. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.02.021]. Journal of Experimental Social Psychology. Published online 6 March 2012.


Подростковая беременность

подростковая беременностьМеня попросили написать что-то реально важное. Действительно, есть ситуации, когда нам жизненно необходимы идеи, варианты, и правильные  решения. Поговорим о детях – что может быть важнее?  Существуют, общепризнанно, три главных страха родителей и реальные опасности для детей: беременность, наркотики (или алкоголь) и насилие. Сегодня мы говорим о беременности.

Ничего особенно хорошего в подростковой беременности и мамах-тинейджерах, прямо скажем, нет (Stein & St. George, 2009).

Мамы-подростки вероятнее всего:
1) бросят школу и перестанут учиться,
2) их заработок в будущем, и, в целом, на протяжении всей жизни, будет ниже других сверстников,
3) останутся матерями-одиночками,
4) дополнительно плюс в 25% случаях родят еще одного ребенка до достижения двадцатилетнего возраста.

Дети матерей-подростков, вероятнее всего (Terry-Humen, Manlove, & Moore, 2005):
1) станут жертвами насилия в семье,
2) отправятся в детский дом,
3) будут развиты хуже сверстников,
4) бросят школу до окончания,
5) отправятся в тюрьму подростками, или молодыми людьми.

Эти вероятности учитывают социально-экономический статус и другие характеристики. Иными словами, это все очень серьезно, независимо от того, девочка из бедной или богатой семьи.

Какой именно подросток имеет больше шансов стать слишком молодой матерью? Исследования (Bonell et al., 2005, Fletcher et al., 2007, Harden et al., 2006) показывают, что это девочки-подростки, занимающиеся незащищенным сексом, а это, в свою очередь, связано с тем, с какой компанией они водятся, есть ли у них более-менее ясные планы на будущее. А это зависит от того, насколько они интегрированы в общество. Иными словами, если девочка чувствует себя чужаком в школе и во дворе, социально-исключенной, оторвана от общества, то она, вероятнее всего, будет водиться с плохими ребятами, плевать на будущее, и иметь склонность к рискованному поведению. Один из видов такого рискованного поведения – незащищенный секс.

Социальная изоляция, — нешуточное дело. По ощущениям, это — как реальная физическая боль. Социальная изоляция ведет к отказу от важнейших вещей в жизни в обмен на немедленное удовольствие. Смотрите больше здесь: И снова о деньгах.

Я как-то писал о том, что является показателем и одновременно средством против социальной изоляции здесь: Про собак, Достоевского и сопереживание  и здесь: Одиночество, теплая ванна и плюшевый мишка. Это прекрасно, но одной собакой и ванной дело не решишь, когда вопрос стоит о таком серьезном деле, как беременность подростка.

Ужасное заключается в том, что большинство советов, которые получают родители, не меняют ситуации. Эффективность практически всех государственных программ по предотвращению подростковой беременности — неизвестна, в лучшем случае они не работают, а зачастую – приводят к ухудшению ситуации.

Что же делать в таком случае? Надо изменить вербализацию себя подростком. Уйти от описания себя вроде: «я – никому не нужный здесь человек», «меня здесь никто не любит», и т.п., и превратить в: «я – любимый и популярный ученик в своей школе», «меня в школе любят и уважают» и т.п.

А самый лучший способ изменить видение себя – сначала поменять поведение. И видение изменится соответственно, например: «поступай хорошо – станешь хорошим», и даже, если угодно: «поступай как богач, станешь богачом».

Одно из реально действующих решений – занять такого подростка общественно-полезной добровольной работой. Звучит, может быть, пафосно, но это, вероятнее всего, самое эффективное средство (Klerman, 2004; Teen Pregnancy, 2008). Это означает – привести его и увлечь благотворительной работой, социальными мероприятиями и прочими, в таком же духе. Хотя бы 20 часов в год, поставьте себе цель, это доказала программа – это работает. Подростки втягиваются и проводят гораздо больше времени. Добровольная работа – это поведение, и оно изменит видение самой себя подростком. Девочка, практически сразу, сможет сказать, что она кому-то нужна, что ее любят, и что она – ценный член общества. Ее реально где-то ждут и ей рады каждый раз, когда она приходит. И риски покорежить свою жизнь начинают стремительно уменьшаться. Это приводит, в частности, (в сравнении с обычным подростком) к увеличению возраста, когда девочка-подросток занимается сексом в первый раз, уменьшению частоты занятий сексом, снижает риск подростковой беременности на 50%, и увеличивает успеваемость (O’Donnell et al., 2002; Wilson, 2011).

Смысл этой статьи – помочь родителям предотвратить подростковую беременность, прежде всего. Было бы наивно предполагать, что это должно вызывать интерес у местных или национальных властей.  А пока в школах занимаются программами, которые не работают, это подростки и их родители, кто платит за это цену.

Bonell, C., Allen, E., Strange, V., Copas, A., Oakley, A., Sephenson, J., & Johnson, A. (2005). The effect of dislike of school on risk of teenage pregnancy: Testing of hypotheses using longitudinal data from a randomised trial of sex education. Journal of Epidemiology and Community Health, 60, 502–506.

Fletcher, A., Harden, A., Brunton, G., Oakley, A., & Bonell, C. (2007). Interventions addressing the social determinants of teenage pregnancy. Health Education, 106, 29–39.

Harden, A., Brunton, G., Fletcher, A., Oakley, A., Burchett, H., & Backhans, M. (2006). Young people, pregnancy and social exclusion: A systematic synthesis of research evidence to identify effective, appropriate and promising approaches for prevention and support. London: EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

Klerman, L. V. (2004). Another chance: Preventing additional births to teen mothers. The National Campaign to Prevent Teen and Unplanned Pregnancy. Retrieved from http://www.thenationalcampaign.org/default.aspx

O’Donnell, L., Stueve, A., O’Donnell, C., Duran, R., Doval, A. S., Wilson, R. F., Haber, D., Perry, E., & Pleck, J. H. (2002). Long-term reductions in sexual initiation and sexual activity among urban middle schoolers in the Reach for Health Service Learning Program. Journal of Adolescent Health, 31, 93–100.

Stein, R., & St. George, D. (2009, March 19). Teenage birth rate increases for second consecutive year. Washington Post, pp. A1, A4.

Teen Pregnancy (2008). Centers for Disease Control and Prevention. Retrieved July 3, 2008, from http://www.cdc.gov/reproductivehealth/AdolescentReproHealth/

Terry-Humen, E., Manlove, J., & Moore, K. A. (2005). Playing catch-up: How children born to teen mothers fare. National Campaign to Prevent Teen Pregnancy. Retrieved from http://www.teenpregnancy.org/works/pdf/PlayingCatchUp.pdf

Wilson, T. D. (2011). Redirect : the surprising new science of psychological change (1st ed.). New York, NY: Little, Brown and Company.