И правая рука твоя не ведает, что делает левая

Euro монетыМотивация обычно определяется как движущая сила желания добиться цели. В 2007 году группа ученых из Франции установила (Pessiglione et al., 2007), что мотивация может быть подсознательной и неосознаваемой, и тем не менее, быть сильной. Сегодня мы рассмотрим эксперимент, который продолжил эту находку. Вопрос, который они поставили, — а может она быть еще и субперсональной – то есть, присутствовать только в части нашего мозга?

Сначала исследователи измерили, как сильно могут сжать кистевой эспандер участники эксперимента. Затем люди видели на экране компьютера только в одном (левом или правом) поле зрения либо монетку в один цент, либо в один евро. Монетка показывалась лишь на очень короткое время, ниже порога сознательного восприятия. После этого им надо было сжимать эспандер опять – от того, насколько сильно они его сжимали, зависел выигрыш части номинала монеты.

Каждый участник эксперимента попробовал все возможные комбинации рук и глаз – сжатие, например, правой рукой, когда монета в левом зрительном поле, или в правом, и так далее. Люди не могли знать наверняка, что за монетку они видели – 17 миллисекунд  — весьма короткое время, чтобы это увидеть сознательно. Однако, они сжимали эспандер сильнее, когда видели одно евро, если видели ее в том же зрительном поле, что и рука – то есть видели справа, жали правой – видели слева – жали левой.

Мотивационный эффект присутствовал только при стимуляции одного полушария. Левый глаз стимулирует правое полушарие, а оно, в свою очередь, управляет левой рукой. Таким образом, еще раз было показано, что мотивация может быть подсознательной, а кроме того – еще и субперсональной – то есть, может присутствовать только в части человека. То есть нас движет что-то, о чем мы не знаем, и кроме этого, правая рука не знает, что делает (и хочет) левая.

Pessiglione, M., Schmidt, L., Draganski, B., Kalisch, R., Lau, H., Dolan, R.J., & Frith, C.D. (2007). How the brain translates money into force: A neuroimaging study of subliminal motivation. Science, 316, 904–906.

Schmidt, L., Palminteri, S., Lafargue, G., & Pessiglione, M. (2010). Splitting motivation. Psychological Science, 21(7), 977-983.


Эквадорские карлики и ключ к долголетию

Джейме Гевара-Агурре с эквадорскими карликами.

Джейме Гевара-Агурре с эквадорскими карликами.

В небольшой горной деревушке в Эквадоре среди населения передается генетическое заболевание, синдром Ларона. Это довольно редкое заболевание (в мире всего насчитывается всего около 300 человек) характеризуется ненормальным метаболизмом гормона роста, что приводит к карликовости. В течение 22 лет группа исследователей под руководством Джейме Гевара-Агурре (Jaime Guevara-Aguirre) изучала группу в 100 человек с этим синдромом (Naik, 2011).

Главная находка – люди, пораженные этим синдромом, практически никогда не болеют раком и диабетом. За все 22 года среди этих ста человек лишь один случай не летального рака и ни одного – диабета. За то же самое время среди 1600 родственников, живущих в той же самой местности, но без этого синдрома, 5% заболели диабетом, и 17% — раком, что статистически нормально для жителей Эквадора в целом (Guevara-Aguirre et al., 2011).

Джейме Гевара-Агурре с пациентами в 1987 году

Джейме Гевара-Агурре с пациентами в 1987 году

Что удивительно в этом исследовании – это то, что существует мнение, что гормон роста нам чрезвычайно необходим. Вы слушали, наверное, о том, что инъекции гормона роста, хотя и не вполне легальны во многих странах, пользуются огромным спросом, и в мире насчитывается, по разным оценкам несколько миллионов людей (только в США – около миллиона), их применяющих. Считается, что это ведет к увеличению сил и долголетию. Люди, употребляющие гормон роста, полагают, что короткий курс гормона обращает вспять старческие изменения, улучшает состояние кожи и убирает морщины, увеличивает мускулатуру и плотность костей. В целом, пожилой человек, приняв краткий курс терапии, чувствует себя на 10-20 лет моложе. Ну, а многие бодибилдеры пользуют его как витаминки.

Однако исследования с дрожжами, червями и мышами показали что,  блокирование производства гормона роста приводит к увеличению продолжительности жизни на 40%. Не было известно, однако, до этого исследования в Эквадоре, применимо ли это к людям.

Люди с синдромом Ларона имеют низкий уровень инсулиноподобного фактора роста 1 (insulin-like growth factor 1, IGF-1). Он очень важен для роста в детстве, но низкое содержание этого фактора и низкая концентрация инсулина приводит, в частности, к уменьшению повреждений ДНК.

Уровень IGF-1 уменьшается, когда мы голодаем, или уменьшаем потребление белков. Голодание, как заметил один из авторов исследования, довольно быстро ведет к изменениям, схожим с картиной, наблюдаемой у карликов Эквадора. Однако, не спешите отодвигать тарелку с сочным бифштексом – голодание также ведет к ослаблению иммунной системы и понижению давления. Здесь, как и везде и всегда, нужен разумный баланс.

Ученые полагают, что сейчас можно испытывать какие-то средства уменьшения содержания гормона роста у взрослого человека, особенно если это уровень повышен. Такое лекарство, собственно, есть уже сегодня – Somavert, производимое Pfizer. Лекарство применяется для лечения акромегалии – заболевания, характеризующегося чрезвычайно высоким уровнем гормона роста и, соответственно, гигантизмом.

Ирония судьбы эквадорских карликов – хотя природа дала им шансы жить до 120 лет, живут они столько же, сколько и их соседи. Почему? Они пьют, и чаще всего погибают по пьянке (ну и от других болезней).

Guevara-Aguirre, J., Balasubramanian, P., Guevara-Aguirre, M., Wei, M., Madia, F., Cheng, C.-W., Hwang, D., Martin-Montalvo, A., Saavedra, J., Ingles, S., de Cabo, R., Cohen, P., & Longo, V. D. (2011). Growth hormone receptor deficiency is associated with a major reduction in pro-aging signaling, cancer, and diabetes in humans. Science Translational Medicine, 3(70), 70ra13.

Naik, G. (2011). Dwarfism offers longevity clues. The Wall Street Journal. Published onlune February 17, 2011. Retrieved from http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703961104576148422547757048.html

Wade, N. (2011). Ecuadorean villagers may hold secret to longevity. The New York Times. February 16, 2011.

Фото в начале — отсюда. Второе фото — Wall Street Journal.


Про принцессу, проглотившую рояль

принцесса Александра Амели БаварскаяСовершенно удивительная история, которая была рассказана в радиопьесе Би-Би-Си  Glass Piano о принцессе Александре Амели Баварской (1826 – 1875). Слева ее портрет работы Joseph Karl Stieler.

В 23 года у нее появилось наваждение, что в детстве она случайно проглотила стеклянный концертный рояль (!). Выяснилось это после того, как ее родители, король и королева Баварии, обеспокоенные, спросили ее, почему она ходит по коридорам дворца осторожно и исключительно бочком.

Разумеется, ей было трудно ходить иначе, ведь она не хотела разбить свой стеклянный рояль – могла порезаться. У нее были очень мягкие тапочки, и для равновесия приходилось при ходьбе шире раздвигать ноги. В передаче Би-Би-Си принимала участие психоаналитик Сьюзи Орбах (Susie Orbach), которая предположила фрейдистское толкование широкого раздвигания ног. Представьте ощущения такого существования – чему мог бы служить такой симптом, чего хотела достичь принцесса – занять пространство? Оградить себя от других своей хрупкостью? Быть заметнее?

Интересно, что такое наваждение было весьма популярно в 17 веке — так, история психиатрии упоминает о людях, убежденных в том, что у них стеклянные руки, сердце, кости и прочее. В основном, это были мужчины. В 19 веке это было уже довольно редкое явление, а сегодня, к сожалению, это практически не встречается.

Мигель Сервантес даже написал повесть El licenciado Vidriera – “Юрист из стекла”, опубликованную в 1613 году – про человека, который после отравления стал полагать, что он сделан целиком из стекла: он ходил по дороге, опасаясь падающей черепицы, избегал контактов как мог, и спал исключительно на соломе, боясь разбить себя.

А у одного важного господина возникла уверенность в том, что его попа – целиком из стекла, поэтому он отказывался садиться, или делал это крайне осторожно, привязывая на пятую точку подушку. Про то, как доктора лечили таких людей, практически неизвестно. Кроме одного случая, и именно исцеления господина со стеклянной попой:  доктор без предупреждения стал бить палкой по его «стеклянной» заднице. Когда господин закричал, доктор сказал ему: во-первых, ты бы ничего не почувствовал, если бы там было стекло, а во-вторых, оно бы уже разбилось. Это шокировало, но убедило пациента, и стеклянная попа пропала.

В передаче было сделано даже остроумное замечание, что принцесса была этаким ранним киборгом – существом, сделанным из плоти и материала.

Передача с сайта Би-Би-Си снята, но ее можно послушать или скачать здесь.


Марш шлюх и современный феминизм

SlutWalkSlutwalkПосмотрел передачу Slut Walks and Modern Feminism канадского телевидения TVO. Некоторые феминистки берут себе слово “шлюха”, чтобы разоружить мужчин, которые используют это слово для унижения. По всему миру прокатились эти марши (slutwalk), которые ставили целью показать, что если женщина одевается так, как она хочет, это не дает оправдания мужчинам утверждать, что она была одета и вела себя как шлюха, и поэтому он совершил что-то сексуально оскорбительное или насильственное по отношению к ней. Это случается в судах во многих странах, и зачастую суд принимает это как смягчающее обстоятельство. Если забрать это слово у мужчин, и обезоружить его этим самым, то станет больше равноправия, полагают эти шлюхи :). Если кто-то хочет назвать даже хоть одну женщину шлюхой, то пусть знает, что все женщины зовутся шлюхами (и значит, никто). Сторонники slutwalk считают, что общество учит сегодня женщину стараться не становиться жертвой сексуального насилия, вместо того, чтобы не допускать насилия, или не искать оправдания такого насилия в манере одеваться.

SlutwalkДругие участники телемоста не считали, что это разумно или итак важно. Профессор социологии Гэйл Дайнз (Gail Dines) колледжа Уилок (Wheelock College), сторонница ограничения порноиндустрии и ее продуктов, и исследования которой показывают нам мир чрезмерной сексуализации культуры, считает, что ярлык “шлюха”, которые некоторые девушки получают от окружающих, опасен и приносит реальные страдания. У тех, кого так называют, чаще случаи самоубийств, насилия, нанесения самой себе вреда, ожирения, алкоголизма и проч. Другие говорят, что это, в общем-то, неплохо, хотя и нет ничего нового – тоже самое случилось со словом “сука” и “стерва” – считается, что эти слова сегодня несут гораздо меньше негативного или оскорбительного нежели 20-40 лет назад.

Slutwalk poster LondonБольше инфы:
http://www.slutwalktoronto.com/
http://en.wikipedia.org/wiki/SlutWalk
http://www.guardian.co.uk/world/2011/may/09/slutwalking-phenomenon-comes-to-uk


Демократия и паразиты

Giardia

Giardia

Жизнь в обществе других людей приносит человеку огромное количество преимуществ (в сравнении с жизнью в одиночку), но и определенные недостатки. Одним из них является риск заражения инфекционным заболеванием. Мы, как и любые другие животные, защищаемся от инфекций – у нас есть для этого иммунная система. Она, безусловно, мощное оружие, но физиологически весьма дорогое. Гораздо экономнее для организма использовать изменение поведения, как первую линию обороны, то, что называется  поведенческая иммунная система (Schaller & Park, 2011).

Она состоит из арсенала психологических инструментов, которые:
а) определяют признаки присутствия инфекционных патогенов в нашем непосредственном окружении;
б) запускают ответную реакцию – как эмоциональную, так и когнитивную, специфично угрозе;
с) обеспечивают поведенческий уход от патогена.

Разумеется, система работает грубовато, и реагирует на наборы очевидных стимулов, что приводит к ложноположительным реакциям на людей, предметы, и ситуации, которые на самом деле угрозы не представляют. Она работает сильнее, когда пользователь слаб, или, по тем или иным причинам, более склонен к тому инфекционному патогену, который есть в окружении.

Так, нам не нравятся люди с физическими уродствами – мы реагируем крайне отрицательно на людей с лицевыми аномалиями, мы избегаем сидеть рядом с людьми, страдающими ожирением, или старыми, или на инвалидной коляске. Нам нравятся больше свои, чем иностранцы. И это все примеры работы поведенческой иммунной системы (Schaller, 2011).

Согласитесь, есть смысл в отвращении к человеку с инфекционным заболеванием, которое явно видно на его коже, но почему такое отвращение может возникать к совершенно здоровым людям? Может быть потому, что невозможно четко определить наличие инфекционного заболевания, и мы вынуждены руководствоваться внешними, визуальными признаками и некими культурными обычаями. Отвращение – эмоция, на самом деле, отражающая потенциальную опасность заражения. Когда люди испытывают отвращение, в слюне увеличивается число маркеров иммунной системы для начала воспалительного процесса, в частности, цитокина инерлюкина-6 (cytokine interleukin-6 (IL-6). Тело начинает готовиться к борьбе с патогенами (Schaller et al., 2010).

Пара остроумных экспериментов показала (Rozin, Millman, & Nemeroff, 1986), что у нас есть устойчивые культурные представления: в одном, исследователи взяли мертвого таракана, простерилизовали его, бросили в напиток, и предлагали людям. Разумеется, никто в восторг от такого предложения не приходил, и пить отказывался. В другом случае ученые предлагали шоколадное пирожное в форме какашки, с таким же результатом. Такие объекты в природе заражены вирусами и инфекциями, и если что-то просто похоже на них, наш организм старается их избегать, автоматически и подсознательно. Рационально мы понимаем, что видим пирожное, и опасности заразиться нет, но есть мы такое все же не хотим.

И поскольку существует много видов инфекций и их последствий, наш разум ищет что-то аномальное во внешности или поведении человека, отличное от нашего субъективного представления о норме. И таким образом складываются наши предубеждения против пожилых, инвалидов, страдающих ожирением, а также людей других рас или национальностей. Так, например, исследование в США (Navarrete, Fessler, & Eng, 2007) изучало поведение беременных женщин в течение первого триместра. Это период, когда женщина наиболее чувствительна к инфекциям, ввиду того, что иммунная система, в целях беременности, подавлена. Удалось обнаружить склонность беременных к этноцентризму — провозглашение преимуществ какого-либо этноса, возвеличивание его достоинств и заслуг; формами этноцентризма являются американоцентризм, афроцентризм, востокоцентризм, европоцентризм и т. д., – или иными словами, к национализму. Во втором и третьем триместрах такая склонность пропадала.

Множество исследований показало, что люди предпочитают симметричные лица в потенциальных партнерах – так, женщины предпочтут мужественное и симметричное лицо, а мужчины – женственное и симметричное. Симметрия – биологический показатель отсутствия некоторых паразитарных заболеваний и предсказатель хорошей наследственности. Группа исследователей (Little, DeBruine, & Jones, 2010) показывала испытуемым картинки различных паразитов и признаков инфекционных заболеваний,  и выяснилось, что после такого просмотра люди еще сильнее выражают предпочтение к симметрии в лицах противоположного пола.

Участникам экспериментов показывали картинки с признаками инфекционных заболеваний, и просили оценить свой уровень экстравертности. И он уменьшался: люди не хотят общаться в среде, где опасность заражения высока. Исследователи следили за движениями рук, когда участники эксперимента рассматривали такие изображения – и фиксировали уход рук подальше от фото (Mortensen et al.,2010).

В странах, где опасность заразиться паразитами высока, люди в целом менее экстравертированы и менее открыты новому опыту, меньше проявляют сексуальное поведение в обществе, и в таких культурах гораздо больше давления конформизма друг на друга (Schaller & Murray, 2008). Специфические проявления коллективизма – этноцентризм и конформизм, по своей природе, препятствуют распространению патогенных инфекций (Fincher et al., 2008).

Страны различаются по формам правления – и считается, что причиной являются ресурсы, и их распределение. Группа исследователей (Thornhill, Fincher, & Aran, 2009) выдвинула паразитарную гипотезу демократизации (!), которая говорит, что психологическая адаптация к условиям проживания производит ценности и поведение, которые наиболее подходят к локальному уровню инфекционных заболеваний. Авторы взяли данные по уровню демократизации, половой дискриминации, отношения коллективизма-индивидуализма, права частной собственности, сексуальной свободе поведения и распространения паразитарных заболеваний.

Коллективизм, автократия, подчиненная роль женщины, ограничение сексуальной свободы женщин — это ценности, которые позитивно коррелируют с высоким уровнем инфекционных заболеваний. Такое поведение позволяет их избегать. И наоборот – сексуальная свобода женщин, феминизм, индивидуализм, демократия позитивно коррелируют с низким уровнем паразитарных инфекций. А где такое происходит? – в северных широтах, где паразитов мало. Даже сексуальная революция 60-х годов прошлого века связывается с уменьшением инфекционных заболеваний на Западе (благодаря распространению антибиотиков, вакцинации, качества питьевой воды и санитарии). Даже уровень инноваций и модернизаций в регионе позитивно коррелируют с паразитарной гипотезой.

Хотите демократических изменений, инноваций и свобод – улучшайте санитарию, гигиену и борьбу с инфекционными заболеваниями – люди станут здоровые, красивые, свободные и веселые, и все будет хорошо.

Кстати, обратите внимание на предыдущие посты по аналогичной теме: К воде скакал кузнечик… и Про паразитов, но уже не только о них.

Fincher, C. L., Thornhill, R., Murray, D. R., & Schaller, M. (2008). Pathogen prevalence predicts human cross-cultural variability in individualism/collectivism. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 275(1640), 1279-1285.

Little, A. C., DeBruine, L. M., & Jones, B. C. (2011). Exposure to visual cues of pathogen contagion changes preferences for masculinity and symmetry in opposite-sex faces. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 278(1714):2032-9.

Mortensen, C. R., Becker, D. V., Ackerman, J. M., Neuberg, S. L., & Kenrick, D. T. (2010). Infection breeds reticence. The effects of disease salience on self-perceptions of personality and behavioral avoidance tendencies. Psychological Science, 21(3), 440-447.

Navarrete, C. D., Fessler, D. M. T., & Eng, S. J. (2007). Elevated ethnocentrism in the first trimester of pregnancy. Evolution & Human Behavior, 28(1), 60-65.

Rozin, P., Millman, L., & Nemeroff, C. (1986). Operation of the laws of sympathetic magic in disgust and other domains. Journal of Personality and Social Psychology, 50(4), 703-712. Doi: 10.1037/0022-3514.50.4.703.

Schaller, M. (2011). The behavioral immune system. How unconscious fears of infection shape many aspects of our psychology. Scientific American. Published online on June 14, 2011.

Schaller, M., & Murray, D. R. (2008). Pathogens, personality, and culture: Disease prevalence predicts worldwide variability in sociosexuality, extraversion, and openness to experience. Journal of Personality and Social Psychology, 95(1), 212-221. Doi: 10.1037/0022-3514.95.1.212.

Schaller, M., & Park, J. H. (2011). The behavioral immune system (and why it matters). Current Directions in Psychological Science, 20(2), 99-103.

Schaller, M., Miller, G. E., Gervais, W. M., Yager, S., & Chen, E. (2010). Mere visual perception of other people’s disease symptoms facilitates a more aggressive immune response. Psychological Science, 21(5), 649-652.

Stevenson, R. J., Hodgson, D., Oaten, M. J., Barouei, J., & Case, T. I. (2011). The effect of disgust on oral immune function. Psychophysiology, 48(7), 900-907.

Thornhill, R., Fincher, C. L., & Aran, D. (2009). Parasites, democratization, and the liberalization of values across contemporary countries. Biological Reviews, 84(1), 113-131.


Хотите узнать, кто вы – смотрите на тех, кто сидит рядом

зал ожидания в аэропортеПсихологи (Mackinnon, Jordan, & Wilson, 2011) из Университета Уилфрид Лурье (Wilfrid Laurier University), в Ватерлоо, Канада, задались вопросом, насколько “рыбак рыбака видит издалека”. Оказалось, что, действительно, люди предпочитают садиться рядом с похожими на них людьми. В первом эксперименте предпочтение отдавалось двум различимым и видимым признакам – очкам и полу. Второй эксперимент усложнил задачу, добавив расу, длину и цвет волос, и показал, что люди предпочитают следовать физическому сходству, нежели более широким социальным категориям.

Таким образом, если вы бессознательно сели ближе к кому-то, например, в аэропорту (не потому, что это было единственное место, а вам нестерпимо хотелось присесть) – то посмотрите, что это за люди, и почему вы похожи на них. И конечно, посмотрите на тех, кто садится ближе к вам, а не к другому человеку при наличии выбора. Вы можете увидеть себя гораздо точнее, чем в зеркале – именно так, как нас видят другие. И все же — почему мы стремимся быть ближе к похожим на нас? Одну из возможных версий мы посмотрим в следующий раз.

Mackinnon, S. P., Jordan, C. H., & Wilson, A. E. (2011). Birds of a feather sit together: Physical similarity predicts seating choice. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 879-892.