.. и она к тебе не раз еще вернется

Счастливая женщинаКогда мы делимся с другими своими хорошими новостями, достижениями и радостями, мы начинаем наслаждаться этими радостями еще больше и чувствуем больше близости к человеку, которому ведаем об этом.

В эксперименте (Reis et al., 2010), психологи просили участников эксперимента вспомнить какое-нибудь радостное событие, произошедшее в их жизни за последние несколько лет, и рассказать его другому участнику (который на самом деле был помощником экспериментатора). И, как помощник, он имел две разные задачи, в зависимости от условий эксперимента: показывать безразличие к рассказанному, или проявлять живой интерес и энтузиазм. После этого экспериментаторы оценивали с помощью вопросников настроение участника, его отношение к событию, которое он вспомнил, и чувства к помощнику.

Неудивительно, что когда помощник реагировал позитивно, говоря слова одобрения типа “О, я так рад за тебя!” или “Ну, здорово!”, люди лучше оценивали свое радостное событие, свое настроение вообще, и также испытывали больше чувства близости и доверия к такому слушателю. Интересно что, в конце эксперимента им было положено получить доллар, но, по “ошибке” экспериментатора, они получали два. Те, кого слушали одобрительно, были склонны вернуть лишний доллар, по сравнению с теми, кого слушали без интереса.

Поэтому, если мы хотим более теплых отношений с человеком, надо попросить его поделиться радостными событиями в его жизни. Улыбнитесь, поздравьте человека, выразите свою радость за него и вам отвалится кусочек счастья чужого счастья! Научно доказано.

Reis, H. T., Smith, S. M., Carmichael, C. L., Caprariello, P. A., Tsai, F., Rodrigues, A., & Maniaci, M. R. (2010). Are you happy for me? How sharing positive events with others provides personal and interpersonal benefits. Journal of Personality and Social Psychology, 99(2), 311-329.



Тем, кто пишет, не страшны тревоги

Задача по математикеИнтересная находка психологов, которая может помочь вам хоть завтра. Если у вас на носу важный экзамен, или собеседование, или публичное выступление, и вы волнуетесь и переживаете, то на это есть средство – интересный результат экспериментов, опубликованных в журнале Science (Ramirez & Beilock, 2011).

Все что нужно – найти немного времени, сесть и написать о том, что вас беспокоит. Именно так, потому что вариант с писанием чего угодно не помог. Только по делу, по беспокойству, и в течение 10 минут.

Экспериментаторы реально нагнетали обстановку перед тестом у участников эксперимента, создавая чувство ответственности не только за себя, но и за гипотетического напарника, который уже справился, и находился теперь в полной зависимости от успеха этого участника.

А вот инструкция, которую давали людям, и которая должна помочь и вам:

“Пожалуйста, в течение следующих 10 минут, пишите, как можно открыто и откровенно о своих мыслях и чувствах относительно тех математических задач, которые вам предстоит решать. Мы хотели бы, что бы вы действительно выразили себя в своем сочинении, открыли свои эмоции и мысли, по поводу того, что вы начнете вторую часть задания по решению математических задач. Вы можете сравнить ваши мысли с теми, которые были у вас в похожих ситуациях, например, в школе. Пожалуйста, постарайтесь быть как можно более открытыми самому себе”.

Разница между успехами одной группы, которая просто приступила к выполнению заданий, и группой, которая сначала писала такое короткое эссе, составляла, в среднем, 20%.

Ramirez, G., & Beilock, S. L. (2011). Writing About Testing Worries Boosts Exam Performance in the Classroom. Science, 331(6014), 211-213.


Никуда не денешься от этих глаз

Бистро в Университете Ньюкасл, где проходил экспериментГруппа психологов (Ernest-Jones, Nettle, & Bateson, 2010) из университета в Ньюкасле, Великобритания, недавно опубликовала продолжение исследований, о которых я уже писал. Там они размещали небольшие постеры на кухне, чтобы увидеть, какой эффект возникает при разных изображениях. И человеческие глаза, смотрящие прямо на вас, оказывали солидный и значимый эффект на честность.

Экспериментальный постер

Экспериментальный постер

В этот раз они меняли постеры с изображением человеческого лица с глазами, смотрящими прямо на зрителя и постеры с цветами на стене в университетском кафе самообслуживания (на фото вверху). В кафе и так уже висел постер о просьбе убирать посуду со стола за собой. В кафе – 35 столиков, и несколько сотен человек ежедневно посещают его. На постере было написано “Пожалуйста, после того как вы закончили есть, соберите посуду на поднос и отнесите к стойке с подносами”. Постеры были размером А4.

В течение 32 дней экспериментаторы каждый день меняли постеры. Всего их было четыре – два конгруэнтных – с просьбой убрать за собой с картинкой либо глаз либо цветов, и неконгруэнтные – опять же с картинкой либо глаз либо цветов. Неконгруэнтными назывались постеры, где текст был следующий: “Пожалуйста, потребляйте в кафе только те напитки и продукты, которые приобретены здесь”.

И вот какие результаты получились:

Результаты эксперимента

Эксперимент также показал, что такой постер работал лучше, когда людей в кафе было немного. Конечно, присутствие людей действует сильнее их изображения.

Изображение человеческих глаз, возможно, создает ощущение того, что за нами наблюдают. А поскольку нам не все равно, что о нас думают люди, то тогда, когда мы думаем, что за нами наблюдают, мы стараемся вести себя лучше.

Дорожная камераЭто исследование имеет важное значение для разработки мер по предупреждению антисоциального или опасного поведения. Так, предполагается, что если на дорожных знаках, предупреждающих о камерах, помещать не изображение камеры, а изображение глаз, то необходимый эффект будет выше. Другой пример – поместить нечо подобное такому постеру в малолюдных местах, что может уменьшить вероятность антисоциального поведения, и, возможно, даже спасет чью-то жизнь.

Ernest-Jones, M., Nettle, D., & Bateson, M. (2010). Effects of eye images on everyday cooperative behavior: a field experiment. Evolution and Human Behavior, In Press, Corrected Proof.

Фото кафетерия отсюда.


Привлекательность средних значений

Генератор лицСлева — лицо девушки, сгенерированное компьютерной программой, на основе десятка лиц реальных людей. Программа, так сказать, усреднила значения и создала собирательный образ. Что интересно, так это то, что такое лицо практически всеми считается привлекательнее, чем лица, его составляющие.
Вы можете поэкспериментировать сами, здесь, и убить приятным образом несколько минуток. Итак, справа выбираете лица (а там есть весьма необычные лица), они становятся обведенными желтой рамкой, слева — Average, а выше этой кнопки — результат.


Nudge национального уровня

David Halpern

David Halpern

За решениями кабинета Министров в Великобритании стоят сегодня и идеи Подразделения Поведенческого Инсайта (Behavioural Insight Team). Это подразделение создано в июле 2010 года, состоит из семи специалистов, и возглавляется доктором Дэвидом Халперн, бывшим лектором по социальной психологии Кембриджского Университета (Hickman, 2011).

Идеи, например, такие: людям, снимающим деньги в банкомате, может быть предложено в меню перевести небольшую сумму на благотворительные нужды. Или при обращении за водительскими правами предлагать людям подписать соглашение о посмертном донорстве органов, или создание лотереи для людей бросающих курить.

Другая идея, которая уже была воплощена в жизнь, с момента основания: подразделение перефразировало текст писем, отправляемых налогоплательщикам Налоговой и Таможенной службой Великобритании. В частности, появилась такая фраза в новой редакции письма-напоминания об уплате налогов: “94% людей платят налоги вовремя. Даже если один человек не платит вовремя, это производит значительный эффект”. Норма своевременной уплаты поднялась с 50% до 85,% и собираемость налогов увеличилась на 200 миллионов фунтов.

Принципы, которыми руководствуется подразделение, и составляют концепцию Nudge, о которой я уже писал здесь, здесь и здесь. Это — так называемая архитектура выбора, которая делает предпочтительный вариант более привлекательным, чем “плохой”. Если мы заинтересованы в изменении поведения людей для их блага или блага общества, законодательные акты зачастую – недостаточный инструмент для этого. Ориентирами в работе служат уменьшение объема регулирования общества со стороны государства и затрат на такое регулирование, посредством методов изменения поведения.

До этого назначения доктор Халперн занимался стратегическими вопросами при Тони Блэре. Его задача заключалась в повышении счастья англичан, которое, вопреки привычной логике, не росло вместе с финансовым благосостоянием. Доктор Халперн выражает свой подход аббревиатурой Mindspace.

  • Messenger (Коммуникатор) – тот, кто передает информацию, влияет на эффект, производимый ею. Когда об здоровье говорит главный врач страны, эффект выше, чем когда это делает какой-нибудь очередной тролль из передачи “Битва экстрасенсов”.
  • Insentive (Вознаграждение) – полезное поведение должно вознаграждаться и поощряться.
  • Norms (Нормы) – что делают другие, влияет на нас.
  • Defaults (По умолчанию) – вариант по умолчанию выбирается чаще всего.
  • Salience (Особенность) – соответствие ожиданиям и новизна привлекает внимание.
  • Priming (Прайминг) – подсознательные стимулы. Ничего сверхъестественного, однако, стимул, предъявленный нам подсознательно, менее подвержен сознательной критике и может произвести больший эффект.
  • Affect (Эмоциональность) – сила эмоциональных ассоциаций. Сообщение, создающее в человеке эмоциональную вовлеченность, становится сильнее и более запоминающееся.
  • Commitments (Приверженность) – выполнение публичных обещаний.
  • Ego(Эго) – похвала увеличивает вероятность позитивных действий.

Было бы прекрасно создать хорошо звучащую аббревиатуру на русском.

Перед подразделением стоят поистине масштабные задачи: британцы имеют одни из самых плохих показателей в Европе  по ожирению, употреблению наркотиков и венерическим заболеваниям.

Сегодня в Великобритании половина бюджета на здравоохранение тратится на лечение заболеваний, вызванных нездоровым образом жизни – последствиями употребления алкоголя, курения и незащищенного секса. И только полпроцента бюджета тратится на продвижение здорового образа жизни. Изменения в этой области могут, как мы видели на примере налогов, драматически снизить затраты и двинуть здравоохранение на более высокий уровень.

Англичанин, в среднем, в неделю тратит 16 часов, глядя в телевизор, и только один час на общественно-полезную работу. Увеличение объема просоциального поведения должно привести как к увеличению удовлетворенности жизнью, так и созданию материальных и нематериальных благ в обществе.

Что касается счастья, то сейчас взоры психологов обращены на Данию, жители которой считаются наиболее счастливыми в Европе. Психологи пытаются понять, что делает их такими. Для датчан очень важно понятие любовь, которое фигурирует в их разговорах и текстах чаще, чем у кого-то еще. Наиболее несчастливые люди в Европе – болгары, у которых вместо слова “любовь” встречаются “работа” и “деньги”.

Hickman, M. (2011). Nudge, nudge, wink wink… How the Government wants to change the way we think. The Independent, 3 January 2011. Retrieved from here.