Функциональные и анатомические изменения мозга, вызванные упражнениями.

Жонглер с тремя шариками

James Jay. Publicity photos.

Японские исследователи (Harada, Okagawa & Kubota, 2004) из университета Нихон-Хукуши изучали эффект бега трусцой на производительность работы фронтальных частей мозга. Они замерли когнитивные функции участников эксперимента, а затем разделили их на две группы. Одна группа ничего не делала, а вторая занималась бегом 2-3 раза в неделю на протяжении 30 минут, в течение 12 недель. Кроме того, замерялось максимальное потребление кислорода. В группе, которая занималась бегом, было зарегистрировано статистически значимое улучшение когнитивных функций, выразившееся в  лучших показателях психологических тестов. После эксперимента, и с прекращением пробежек, через несколько месяцев, когнитивные функции, однако, вернулись к исходным параметрам.

В Германии, в двух сериях экспериментов, как с молодыми (Draganski et al., 2004), так и с пожилыми людьми, 60-летнего возраста, в среднем,  (Boyke et al., 2008) было изучено влияние новых умений на мозг человека. Участникам предлагалось научиться жонглировать тремя шариками, так, чтобы они легко и непринужденно делать это в течение одной минуты. Жонглирование – сложный сенсомоторный навык, который, однако, можно освоить довольно быстро. Была проведена структурная томография мозга до начала занятий, через три месяца, в пик их умений, и через три месяца после окончания занятий, когда никто из участников уже не практиковал жонглирование. Были обнаружены анатомические изменения, выразившиеся в росте объема серого вещества в зонах мозга, отвечающих за память и приобретение знаний, вознаграждение, понимание, зрение и моторные функции. Однако, к моменту последнего сканирования, все эти изменения исчезли, и объемы серого вещества вернулись в начальный уровень, также как и способность людей жонглировать.

Если мы хотим, чтобы какие-то позитивные изменения сохранялись в нашем мозге, нам надо практиковать и поддерживать то, что мы освоили.

Boyke, J., Driemeyer, J., Gaser, C., Büchel, C., & May, A. (2008). Training-Induced Brain Structure Changes in the Elderly. Journal of Neuroscience, 28(28), 7031-7035.

Draganski, B., Gaser, C., Busch, V., Schuierer, G., Bogdahn, U., & May, A. (2004). Neuroplasticity: Changes in grey matter induced by training. Nature, 427(6972), 311-312.

Harada, T., Okagawa, S., & Kubota, K. (2004). Jogging improved performance of a behavioral branching task: implications for prefrontal activation. Neuroscience Research, 49(3), 325-337.


Смысл жизни может спасти вашу жизнь.

Женщина рисует на природеМножество психологических факторов и воздействие окружающей среды, образа и стиля жизни имеют отношение к риску возникновения и развития болезни Альцгеймера, но роль большинства из них неизвестна. Одно исследование решило взглянуть на роль осмысленности жизни как одного из таких факторов.

Более 950 пожилых людей из домов престарелых в Чикаго и его пригородах участвовали в исследовании, которое длилось семь лет (Boyle etal., 2010). Участников исследования проверяли на многие факторы, одним из которых был «цель в жизни». В течение этих семи лет исследования у 16% из участников развилась болезнь Альцгеймера.  Выяснилось, что, невзирая на другие факторы, такие как депрессивные состояния, невротизм, размер социального окружения и число хронических заболеваний, люди с высоким значением смысла жизни имели меньший шанс заболевания. Кроме того, этот же фактор играл роль в замедлении падения когнитивных функций.

Люди, которые оценили смысл в жизни в 4.2 по пятибалльной шкале, имели в 2.5 раза меньше шансов развития болезни Альцгеймера, чем те, кто оценили это только в 3.

Осмысленная жизнь – это такая жизнь, которая извлекает смысл из жизненного опыта и имеет чувство намерения и целей, которые управляют поведением. Например, когда человек согласен с утверждениями: «Я чувствую себя прекрасно, когда я думаю о том, что я совершил в прошлом и что я надеюсь сделать в будущем» и «У меня есть чувство направления и цели в жизни», этот человек будет оценен как имеющий высокий уровень осмысленности жизни.

Boyle, P. A., Buchman, A. S., Barnes, L. L., & Bennett, D. A. (2010). Effect of a Purpose in Life on Risk of Incident Alzheimer Disease and Mild Cognitive Impairment in Community-Dwelling Older Persons. Archives of General Psychiatry, 67(3), 304-310.


Иметь или делать? Вот в чем вопрос.

Путешествие лучше предметов!

Совместное путешествие лучше обмена материальными подарками.

События и опыт формируют сильные, долговременные и важные воспоминания, которые, собственно, и формируют личность.

Люди, в целом, более удовлетворяются, испытав что-то, нежели владея чем-то. Первоначальная радость владения новой машиной или очками, или компьютером и курткой, со временем утихает, а действия, такие как путешествия или ужин в ресторане, рыбалка или охота, продолжают снабжать нас приятными воспоминаниями даже по прошествии времени (van Boven & Gilovich, 2003).

Кроме того, когда вы покупаете опыт и действия – путевку на курорт или поход в зоопарк, другие радуются за вас больше, чем если вы покупаете телевизор или машину.

van Boven, L., & Gilovich, T. (2003). To Do or to Have? That Is the Question. Journal of Personality & Social Psychology, 85(6), 1193-1202.


Определение сотрясения мозга

King-Devick testВ контактных видах спорта получить сотрясение мозга – дело нехитрое. Определить же состояние спортсмена, быстро и точно и решить, стоит ли ему продолжать соревноваться или лучше отправиться сразу же к врачу – дело не простое, и требует времени. Поэтому существует спрос на экспресс-методы определения контузии. И таких методов довольно много – например, тренер, по сигналу, выпускает из руки что-то типа гирьки, она падает, а спортсмен должен ее поймать до того, как она коснется земли. Однако многие такие тесты оставляют желать лучшего в точности определения.

Недавнее исследование (Galetta etal., 2011) было посвящено изучению возможностей одного из таких тестов – теста King-Devick (K-D). Исследователи сравнивали состояние по MilitaryAcuteConcussionEvaluation (MACE) – Оценкой острой контузии в боевых условиях – тестом надежным, но требующим времени.

Исследователи замеряли скорость выполнения теста у боксеров и бойцов смешанных боевых искусств, до боя и после. K-D тест показал высокую корреляцию с MACE, и точность. Он состоит в замерах до соревнования и после, в особенности, после травмы головы, скорости прочтения вслух цифр, распложенных на листке бумаге. Замеряется произнесение цифр на трех карточках, одна за другой. Стрелки показывают, какая следующая цифра должна быть произнесена. В случае сотрясения мозга могут и обычно нарушаются моторные движения глаз, очень незначительно, чтобы заметить это, просто наблюдая, но достаточно, чтобы тест это определил.

В целом, те, кто получил удары в голову, показывали худшее время, по сравнению со временем до боя. Ухудшение времени даже на 5 секунд была замечена только у людей с травмой головы.

На картинке – демокарточка этого теста (по клику открывается в полный размер). Вы, если захотите, сами можете сделать три таких карточки, изменив, разумеется цифры на каждой, проверить себя, и идти заниматься экстремальными видами спорта! :)

Galetta, K. M., Barrett, J., Allen, M., Madda, F., Delicata, D., Tennant, A. T., Branas, C. C., Maguire, M. G., Messner, L. V., Devick, S., Galetta, S. L., & Balcer, L. J. (2011). The King-Devick test as a determinant of head trauma and concussion in boxers and MMA fighters. Neurology. Published online before print February 2, 2011, doi: 10.1212/WNL.0b013e31821184c9.


Чутье кинолога и собаки

Кинолог с собакойВсе чаще на транспорте мы можем видеть патрули с собаками, задача которых – обнаружить взрывчатку, или наркотики. Недавнее исследование (Lit, Schweitzer, &  Oberbauer, 2011) в журнале  Animal Cognition показало, что поведение и убеждения человека (кинолога) влияет на работу собаки-ищейки. Восемнадцать команд, состоящих из кинолога с собакой, обученных и сертифицированных на поиски взрывчатых и/или наркотических веществ, выполнили четыре коротких сценария, по одному в каждом помещении. В первой комнате исследователи ничего не делали, и позволили командам “найти” что-то подозрительное. Во втором помещении листок красной бумаги, размером чуть меньше А4 был прикреплен к шкафу, в третьей комнате – вкусные копченые сосиски были спрятаны (чтобы привлечь/отвлечь собаку), в четвертой – в двух разных местах были спрятаны сосиски, и в одном месте к ним была прикреплена красная бумага.

Кинологам сказали, что в каждом помещении будут находиться как минимум три места, помеченные запахом – таким, на который натренированы их собаки. Эти запахи могут быть маркированы листом красной бумаги, также было сказано им. Однако, на самом деле, никаких веществ, содержащих взрывчатку или наркотики (и соответствующие запахи) исследователи не использовали. Команды совершили 225 ложных тревог – и чаще всего реакция была на красную бумагу, вне зависимости от того, были вместе с ней сосиски или нет. Наименьшее число ложных тревог было совершено в первой комнате, где ничего привлекающего внимания не было.

Это означает, как вы понимаете, то, что чаще всего собака чуяла что-то подозрительное тогда, когда что-то подозрительное “чуял” ее кинолог. И, как всякий человек, он ошибался, очень часто. Иными словами, поиск собакой ищейкой был в больше степени под влиянием кинолога, чем собаки. Его ошибочное убеждение определяло и результаты поиска.

Lit, L., Schweitzer, J.B. &  Oberbauer, A. M. (2011). Handler beliefs affect scent detection dog outcomes. Animal Cognition. Published online: 12 January 2011.


Дух предков

Старые фотографии предковКто были ваши родичи? Гордитесь ли вы ими? И почему вас это волнует?

Почему мы думаем о наших далеких родичах, ищем о них информацию, гордимся тем, чего они достигли? Люди тратят солидные деньги, чтобы построить свои генеалогические деревья, и узнать, откуда они произошли. Я и сам, например, когда сделал свой генетический анализ, посмотрел и на свое происхождение: материнская хаплогруппа – К1, отцовская хаплогруппа – R1a1a. И что с того?

Некоторые люди полагают, что, поскольку они – родственники какого-то значимого персонажа в прошлом, это делает их более значимыми, чем есть на самом деле. А вдруг это действительно дает нам какие-то психологические ресурсы, которые позволяют нам лучше функционировать?

Когда мы думаем о том, что нашим предкам пришлось пережить, через какие трудности и тяготы пройти, какой ценой заплатить за то, чтобы мы жили лучше, чем они, мы начинаем думать о своих проблемах гораздо позитивнее.

Психологи из Австрии и Германии (Fischer et al., 2010) выдвинули гипотезу, что именно так может происходить улучшение способности решать проблемы. В первом эксперименте студенты из Университета Кельна, в Германии, были разделены на три группы. Одна группа получила инструкцию подумать о своих предках, живших в 15 веке. Инструкция выглядела таким образом:

Пожалуйста, подумайте о своих предках, живших в 15 веке, о своих пра-пра-пра-пра-пра… предках. Представьте, чем они занимались в свое время, как они жили, какие у них были профессии, сколько у них было детей и так далее. Также представьте, что бы ваш предок сказал бы вам сегодня, если бы вы могли встретиться. Думайте обо всем этом, до тех пор, пока экспериментатор не подаст вам знак остановиться.

Вторая группа получила точно такую же инструкцию, только фраза о “своих предках, живших в 15 веке” была заменена на “о своих прапрародителях”. Контрольной группе предложили подумать о последнем визите супермаркета. Во всех случаях участники эксперимента думали на протяжении 5 минут. А затем всем задали следующие вопросы, на которые они должны были выставить оценку от 0 до 10. Поскольку участниками эксперимента были студенты психологии, то вопросы касались, в том числе, и их учебы.

Как хорошо, по вашему мнению, вы сдадите финальный экзамен своего обучения?
Как хорошо, по вашему мнению, вы вообще будете учиться?
Вы думаете, вы достигните целей своей карьеры?
Насколько, как вы думаете, вы контролируете свою судьбу?

Оказалось, что те, кто думал о своих предках (а разницы между прапрадедами и предками 15 века не выявилось), полагали, что с учебой у них все будет хорошо, и думали, что они более контролируют свою жизнь, чем те, кто думал о походе в супермаркет. Выяснив это, исследователи пошли дальше и во втором эксперименте людей просили нарисовать фамильное дерево,  а в контрольном условии – подумать о последнем походе в супермаркет. Также как и ранее, на задания давалось 5 минут. После этого все выполняли задачу на измерение интеллектуальных способностей  – на поиск аналогий. Зависимой переменной (что измерялось) являлось количество правильных ответов на этот тест. Замеряли и сами попытки решить задачи, вне зависимости от правильности. Кроме этого, измерялось чувство контроля следующими оценками по шкале от 0 до 10:

У меня полный контроль над своей жизнью.
У меня полный контроль над моей профессиональной карьерой.
Я контролирую все плохое, что происходит в моей жизни.
Я контролирую все хорошее, что происходит в моей жизни.

Результаты показали, что люди, нарисовавшие свое генеалогическое дерево, чуть-чуть, но статистически значимо, больше произвели правильных ответов. Значительно больше они пытались решить задачи. Они также полагали, что контроля в жизни у них значительно больше.

И еще одно исследование – теперь участникам предлагалось подумать либо а) о друзьях, б) о родичах, живших в 15 веке, или в) о родственниках, поныне живущих. И опять, как и в первом эксперименте, никакой существенной разницы между родственниками, живыми либо почившими столетия назад в оценке контроля над своей жизнью или качеством решения интеллектуальных задач выявлено не было. Зато куда превосходило показатели тех, кто думал о друзьях. Дизайн этого эксперимента ставил целью проверить, не возникает ли эффект как реакция на людей, которые нам нравятся. Мне было очень интересно узнать о существенной разнице в результатах между родственниками и друзьями. Воистину, каков бы ни был вам друг, родная кровь все таки существенно отлична в своих проявлениях.

А что, если мы думаем о родственниках не очень хорошо? Психологи предложили людям подумать и об этом: в одном случае, об их родственниках (в половине случаях – о положительных качествах, и в половине – об отрицательных), и точно также о себе самом.  В результате, по итогам интеллектуальных тестов, родственники “победили” всех остальных – причем независимо от того, думали о них хорошо или плохо.

Напоминание нам о родственниках несет позитивный психологический эффект. Этот эффект не зависит ни о того, видели ли мы этого родственника, или нет, жил ли он триста либо двадцать лет назад,  думаем мы о нем хорошо, или нет. Эффект проявляется в улучшении интеллектуальных способностей, что было показано в этих экспериментах. Остается еще выяснить, каков эффект в других сферах – в области творческого мышления, социального поведения, принятия решений, и других.

Как мы можем это практически применить? В условиях, когда требуется лучшее интеллектуальное функционирование – при решении каких-то задач, на экзаменах, при стрессе, в ситуациях, когда мы не очень уверенны и других, аналогичных случаях – надо подумать о нашем дедушке или бабушке.

Fischer, P., Sauer, A., Vogrincic, C., & Weisweiler, S. (2010). The ancestor effect: Thinking about our genetic origin enhances intellectual performance. European Journal of Social Psychology.

Фото с сайта The Lost Passport Photo Gallery.


Ключ к себе

Хасай Алиев. Открой свой мир! Включи внутрение резервы.Пару дней назад познакомился с интересным человеком, первую книгу которого прочитал еще в 1990 году. И с тех пор у меня были пару вопросов, которые я с удовольствием разрешил. Зовут этого доброго, гостеприимного и с большим сердцем человека Хасай Алиев. Он автор метода “Ключ” и за последние 30 лет обучил простым и эффективным методам управления своим самочувствием тысячи людей. Сейчас доктор Алиев обучает работников Нижнего Новгорода и области приемам простой, быстрой и эффективной саморегуляции. Узнайте больше на сайте его Центра защиты от стресса.

Мне также было приятно узнать его здравое отношение к парапсихологам, экстрасенсам и прочей нечисти. Довольно редкое явление в наши дни, увы.