IQ можно увеличить

N-back task

Одно из упражнений на тренировку рабочей памяти, n-back task (Jaeggi et al., 2008).

Еще 40 лет назад Артур Дженсен (Jensen, 1969) пришел к выводу, что как бы мы не пытались, мы не в состоянии изменить свой коэффициент интеллекта (IQ). Дженсен – почетный профессор образовательной психологии Калифорнийского Университета в Беркли, — пожалуй, один из самых известных личностей в области психометрии и дифференциальной психологии, науки, изучающей причины различий между людьми. Он — сторонник наследственного фактора в объяснении особенностей личности и интеллекта, и считается одним из 50 самых выдающихся психологов двадцатого века.

За прошедшие годы было много попыток опровергнуть его постулат, однако он оставался стоять, как неприступная крепость. Разумеется, если тренировать одну и ту же задачу, то эффект тренировок увеличит точность и скорость выполнения задачи решения, однако, эта способность не переносится на способности решать другие, не тренируемые задачи. С другой стороны, исследования показывали, что IQ действительно носит наследственный характер, и генетические данные говорили, что это довольно фиксированная величина.

IQ – композитная переменная, включающая в себя множество элементов. Эти элементы разделяются в теориях интеллекта на две главные категории: гибкий интеллект и кристаллизованный интеллект. Гибкий интеллект включает в себя способности, работающие в новых средах, особенно в абстрактном мышлении, логическом мышлении и способности решать проблемы. Кристаллизованный интеллект – продукт использования этих процессов. Гибкий интеллект измеряют тестами на аналогии, классификации и категоризации, а кристаллизованный – тестами на словарный запас и общие знания (Sternberg, 2008).

Однако, недавнее исследование психологов из Университета Мичигана в Энн Арбор (Jaeggi et al., 2008), показало, что тренировки могут улучшить гибкий интеллект. Это, без преувеличения, знаменательное исследование. Участники  эксперимента делали 25 минутные тренировки на память, и чем больше таких сессий они выполняли, тем лучше у них становились показатели гибкого интеллекта. Иными словами, они лучше справлялись с другими задачами, которые являлись составляющими гибкого интеллекта. Вот, например, реальные данные исследования (Bower, 2008):

8 дней тренировок – рост на 4-5%,
12 дней – 15%
17 дней – 33%
19 дней – 50%

Почему же только сегодня, через 40 лет, мы узнаем об этом? Потому что только недавно психология подошла к более ясному пониманию ключевой роли рабочей памяти в гибком интеллекте. Ранее я писал о роли рабочей памяти в  академической успеваемости. Хорошими измерителями рабочей памяти служат воспроизведение ряда цифр в обратном порядке, или последовательности событий. Все современные программы по брейнфитнесу имеют такие упражнения на тренировку рабочей памяти.

Итак: вы можете повысить свой IQ и довольно значительно, если будете заниматься структурированными тренировками рабочей памяти. И это будет иметь значение для вашей жизни – в учебе, на работе и в личной жизни.

Bower, B. (2008). Mental fluidity. Science News, 173(17), 7-7.

Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Perrig, W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6829-6833.

Jensen, A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Education Review, 39(1),123.

Sternberg, R. J. (2008). Increasing fluid intelligence is possible after all. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105(19), 6791-6792.


Студентам на заметку

девушка спит, положив голову на столВ последнем номере журнала Британского Психологического Общества The Psychologist, была опубликована заметка с девятью советами (Jarrett, 2010), основанными на экспериментальных данных, касающихся обучения в высшем учебном заведении. В связи с началом учебного года это весьма кстати. Итак,

1) Поверьте в развитие способностей. Те, кто верит, что все, на что он способен на данный момент – все и есть, хуже справляются с учебой. Те же, кто верит в свое развитие, учатся целенаправленно, усиленно и действительно растут академически.

2) Хорошо спите. Недостаток сна довольно быстро сказывается на памяти.

3) Прощайте себя за откладывание дел на самый последний момент. Во-первых, не вы один такой, это случается со всеми. Во-вторых, если вы себя будете укорять, ситуация не изменится. Когда человек прощает себя и двигается дальше, как оказывается, он начинает меньше откладывать и иногда своершает что-то уже не только в последний момент.

4) Проверяйте свои знания. Если у вас есть возможность проверить свои знания до экзамена, делайте это. Одно предупреждение – не делайте этого сразу после того как вы изучили что-то. Так вы заработаете не знание, а излишнюю самоуверенность в своих знаниях.

5) Учитесь регулярно. Оказывается, оптимальное время, которое должно пройти после того как вы изучили материал, — от 10% до 30% от того времени, через сколько этот материал вам понадобится. Если у вас экзамен через 5 месяцев – лучшее время повторить первый раз – через 2-6 недель.

6) Яркие примеры для понимания и запоминания не всегда хороши. Иногда абстрактные концепции лучше всего запоминаются, когда мы используем абстрактные же символы.

7) Учитесь дремать. Даже 10-ти минутный сон освежает и увеличивает концентрацию внимания. Даже если вы поспите, как на фотографии, 20 минут, вы улучшите свою производительность по пробуждении. Разумеется, спать в кровати гораздо лучше.

8 ) Когда студенты получают записи и раздаточный материал до лекции, они записывают меньше, но, как показывают данные, запоминают не хуже.

9) Будьте самоэффективны.  Самоэффективность — ваша убежденность в том, что в сложной ситуации вы сможете активно действовать; это ваша вера в эффективность собственных действий.

Jarrett, C. (2010). The rough guide to studying psychology. The Psychologist, 23 (9), 717.



НЛО

Leslie Kean

Leslie Kean. Скриншот из Colbert Report 23 Августа 2010

Лесли Кин (Leslie Kean), автор книги UFOs: Generals, Pilots and Government Officials Go On the Record (НЛО: Генералы, пилоты и государственные служащие рассказывают для печати) в программе Стивена Колбера (The Colbert Report) от 23 августа 2010 года, рассказывает о своей книге.

Рецензии на книгу весьма благожелательные. Так, например, Мичио Каку говорит, что это “наконец-то, серьезная и вдумчивая книга об этом спорном вопросе. Скептики и верующие в НЛО найдут в книге захватывающую и открытую информацию”.

Лесли Кин является скептиком, но ее работа как журналиста впечатляет. Она пытается заинтересовать нас, почему 5% случаев появления (потому что остальные 95% можно объяснить) действительно странных случаев, тщательно расследованных государственными комиссиями, остаются без анализа и привлечения общественного внимания. Книга, как кажется, дает, как и верящим в НЛО, так и скептикам, материал, который заставляет задуматься.

Лесли Кин говорит, что своей книгой, материал для которой она собирала в течение 10 лет, и которую писала два года, хотела бы поднять вопрос открытости информации и достичь того, чтобы американские военные, которые обладают фактическим материалом, были бы вынуждены поделиться, тем, что знают. Она имеет право на такое надеяться – ее книга, в отличие от привычной мукулатуры по тематике НЛО, не содержит никаких анонимных источников, предположений и фантастических гипотез, а только свидетельства официальных лиц, дающих свое имя, и осознающих, что они сообщают информацию для печати. Кроме того, автор – очень здравомыслящая и приятная женщина. И она не верит в то, что это инопланетяне, иначе бы я про это и не написал :)

Kean, L. (2010). UFOs: Generals, Pilots and Government Officials Go On the Record. New York: Crown.



Сила воли

Женщина, вынимающая печенье из духовкиСаморегуляция, или, как ее еще называют в популярной психологии, сила воли – концепция, описывающая нашу способность преодолевать соблазны, блокировать импульсы и мысли, и  регулировать наше поведение. Мы в состоянии просыпаться и идти на работу, не набрасываться на оппонента в ходе обмена мнениями, или человека другого пола для достижения своих сиюминутных желаний, не думать о желтых обезьянах, и не ковыряться в носу в присутствии других. В этом, мы, безусловно, превосходим всех других животных, однако ресурсы такого саморегулирования у нас весьма ограничены. Так, мы не в состоянии зачастую поддаваться соблазнам, которые рационально рассуждая, имеют весьма плохие последствия. Многие из нас находятся в зависимости от вредных, разрушающих нас привычек, даже отдавая себе в этом отчет.

В современной психологии существуют три теории саморегуляции (Baumeister, 2003). Первая, самая известная, говорит как раз о силе воли, практически в буквальном смысле. Какой-то импульс имеет определенную силу, и чтобы его прекратить, нужно обладать силой такой же или больше величины. Вторая теория, когнитивная, говорит о том, что у нас есть определенные знания о мире, о себе, и, основываясь на этом, мы анализируем ситуацию, и решаем, как поступить. То есть все импульсы – всего лишь информация, а наши решения – рациональны, невзирая ни на что. Третья теория определяет саморегуляцию как навык, который мы развиваем, начиная с детства, учась пониманию процессов вокруг себя, управлению собой и другими.

Все эти теории мне не особо нравятся, потому что мы не понимаем, где эти ресурсы размещаются, и что они из себя представляют. Объясняющая сторона этих теорий не очень хороша, но предсказательная сторона выглядит вполне впечатляюще. Посудите сами. Экспериментально эти теории обычно проверяются в четырех областях – контролирование эмоций, мыслей, импульсов и выполнения задач.

Как это происходит в лаборатории: например, участникам эксперимента (Muraven, Tice, & Baumeister, 1998) показывают видео весьма возмущающего характера, и одна группа должна сдерживать свои эмоции, другая – наоборот, усиливать то, что они чувствуют, а третья группа – просто смотреть, не регулируя свои эмоции. Затем всем дают кистевой эспандер и просят удерживать его в сжатом состоянии как можно дольше. И возникает статистически значимая разница во времени: те, кто что-то делал со своими эмоциями (сдерживал или усиливал их), показывают меньшее время, чем те, кто ничего не тратил.

В другом эксперименте людей просили контролировать запрещенные мысли («не думать о белом медведе»), а затем – решать задачу, которая, неведомо для участников, была неразрешима. Люди, которые контролировали свои мысли, сдавались раньше.

Еще одно исследование (Baumeister et al., 1998): участникам предложили воздержаться от еды до эксперимента. В самой лаборатории, в духовке, наполнив всю комнату божественными запахами, испекли печенье, которое и поставили на стол, вместе с шоколадом, но есть не предложили. Предложили им есть редиску, как можно больше, оставив даже на 5 минут одних, чтобы увеличить соблазн. Все смогли его выдержать, однако сдались гораздо раньше, решая неразрешимые геометрические задачи, чем люди, которым разрешали есть печенье или не предлагали никакой еды вообще.

Это пример работы так называемой силовой модели саморегуляции. Эта модель говорит о том, что мы физически имеем ограниченные ресурсы. И когда мы их тратим, истощаем, последующие задачи уже не получают всей полноты сил. Такие траты называют истощением Эго (Muraven, Tice, & Baumeister, 1998). Психологи полагают, что наша саморегуляция работает по аналогии с мускулами. Несмотря на то, что мы обладаем этим превосходным качеством, не наблюдаемым у других животных, ресурсы саморегулирования лимитированы. Этим можно объяснить традиционную мудрость закалки характера путем принуждения себя делать то, что нам не нравится и нашу неспособность достигать целей вопреки соблазнам, импульсам и желаниям, противоречащим этим целям.

На сегодняшний день можно говорить, что это солидный, проверенный феномен, и знать о нем полезно для практических целей.

Наши способности сидеть на диете, бросить курить, экономить деньги, держать обещания, управлять своими эмоциями, удерживаться от соблазнов, безусловно, важны в нашей жизни. Поэтому, когда мы решаем что-то подобное делать, нужно знать, что ресурсы наши ограничены, и не следует стараться делать много вещей подобного рода одновременно. Листок новогодних обещаний — миссия невыполнима, согласно этой модели. Если вы собрались бросать курить, стоит обратить внимание только на это, не добавляя еще и прочие радикальные изменения и улучшения. Это объясняет и действие стресса: когда жизнь преподносит нам массу требований, наши соблазны, удерживаемые саморегуляцией, могут прорвать плотину нашей силы воли.

Хорошая новость заключается в том, что мы можем влиять на объем силы саморегуляции. Один из способов восполнить ресурсы – поспать. Вообще, любой отдых, когда мы не тратим силы на борьбу с искушениями, восполняет ресурсы. Недостаток сна, напротив, не восполняет наши ресурсы в полном объеме. Положительные эмоции также ускоряют восполнение ресурсов. Кроме того, мы можем тренироваться, увеличивая объем внутренних ресурсов. Возможные методы, опробованные экспериментально, например, такие: в течение дня, на протяжении двух недель, следить за своей осанкой, отмечать и записывать, что вы едите. Положительно работает метод использования для записей своей недоминантной руки, говорить законченными предложениями, избегать слов-паразитов и прочее (Baumeister, 2003). Вы могли бы придумать по аналогии еще много таких упражнений. Достаточно ли у вас силы воли их делать – вот в чем вопрос:)

Baumeister, R. (2003). Ego depletion and self-regulation failure: a resource model of self-control. Alcoholism: clinical and experimental research, 27(2), 281-284.

Baumeister, R., Bratslavsky, E., Muraven, M., & Tice, D. (1998). Ego depletion: Is the active self a limited resource?. Journal of Personality and Social Psychology, 74(5), 1252-1265.

Muraven, M., Tice, D. M., & Baumeister, R. F. (1998). Self-control as limited resource: Regulatory depletion patterns. Journal of Personality and Social Psychology, 74(3), 774-789.