Улыбка как предсказатель семейной жизни

школьная фотография 1953 годаМы улыбаемся каждый по-своему, и по улыбке можно узнать наше будущее. Психологи (Hertenstein, et al., 2009) связались с более чем 1200 выпускниками психологических факультетов и попросили их принять участие в эксперименте. От них требовалось сообщить о своем семейном положении и отправить групповые фотографии, снятые во время обучения в университете.

Группа независимых экспертов смотрела на фотографию каждого бывшего студента и оценивала улыбку, по шкале от 1 до 10, по интенсивности. 10 баллов получала самая открытая и счастливая улыбка. 1 балл – едва заметная ухмылка.

Сравнив эти оценки с семейным положением бывших студентов, ученые установили, что люди в верхних 10% самых лучших улыбок гарантированно имели счастливую семейную жизнь. Нижние 10% качества улыбки предсказывали развод в 25% случаях.

Во втором эксперименте ученые связались с пожилыми людьми (от 65 лет и старше) и попросили их дать свои детские фотографии. В среднем возраст детей на фото оказался 10 лет. Психологи опять оценили улыбки и установили, что люди с большой улыбкой разводились только в 11% случаях, тогда как ухмылки приводили к 31% разводов. Слабые улыбки обещали в 5 раз больше шансов на развод, чем открытые широкие улыбки.

Точные причины неизвестны, но, вероятно, люди с большой улыбкой очень позитивно относятся к жизни и привлекают похожих по духу, и возникающие семейные проблемы они решают вместе, с надеждой и уверенностью в благоприятном исходе. Также возможно, что улыбка привлекает других и у широко улыбающихся людей больше друзей, что, в свою очередь, помогает браку. А может быть, когда ребенку говорят улыбаться для фотографии, и он послушно старается, это говорит о его конформизме, и в дальнейшей жизни это помогает идти навстречу партнеру в браке.

Hertenstein, M., Hansel, C., Butts, A., & Hile, S. (2009). Smile intensity in photographs predicts divorce later in life. Motivation and Emotion, 33(2), 99-105.

Фотография школьников отсюда.


Посмотри мне в глаз

девушка с веснушкамиКак-то пару недель назад за пивом с другом почему-то зашел разговор, есть ли разница, на какой именно глаз глядят люди, когда смотрят друг другу в глаза. Очевидно, что смотреть одновременно в оба глаза мы не умеем, поэтому отдаем предпочтение какому-то одному. Друг верит в лабуду с «правым и левым мозгом», и считает, что правое полушарие, «ведающее эмоциями» (что вовсе не так), выдаст и примет больше эмоционального контакта, если смотреть человеку в левый глаз. Это позволяет как установить лучший контакт, так и определить, не лжет ли человек. «Ну, допустим», согласился я, «тогда, если это так, то это выглядит как важный фактор для выживания, с точки зрения эволюции, и мы должны использовать это, даже если это дает лишь ничтожное преимущество перед взглядом в правый глаз человека. В таком случае мы должны видеть это феномен при просмотре с использованием ай-трекинга».

Вот недавно выдалась возможность поверить это с лицом девушки, которую вы видите в начале, а также нашлась подходящая картинка с предыдущих исследований. Поискал литературу в помощь, но оказалось, что ее особенно-то и нет, хотя я помню, что когда-то что-то где-то видел. Итак, на что смотрят люди:

Тепловая карта фиксаций глаз 10 респондентов при свободном просмотре в течение 5 секунд. Чем краснее или «горячее» цвет, тем дольше была фиксация глаз:
тепловая карта просмотра лица девушки

Ниже детализация: сверху вниз – число фиксаций, средняя длительность фиксаций и суммарное количество времени фиксаций. Разница во всех случаях статистически значимая:
детализация фиксаций

А вот фото малыша, которое было использовано в исследовании с 30 респондентами, также при свободном просмотре, в течение 5 секунд:
фото малыша
Тепловая карта:
тепловая карта просмотра

Даже таких данных достаточно, чтобы усомниться в гипотезе.

Но встает другой вопрос – а почему мы смотрим преимущественно в правый глаз человека? Рассмотрим одну гипотезу, которая была исследована в нескольких работах. Согласно ей, эмоциональные стимулы получают приоритет внимания в первую очередь. Смотря на ситуацию, мы затрачиваем сотню-другую миллисекунд на ориентацию, а затем находим и смотрим на что-то эмоциональное, позитивное или негативное (при этом у нас есть предпочтение быстрее увидеть негативное. См. статью Печально, но факт). Согласно одному исследованию (Calvo & Lang, 2004), в первые 500 миллисекунд мы смотрим на наиболее эмоционально-окрашенный стимул, неважно, приятный он или нет. Другое исследование (McSorley & van Reekum, 2013) нашло, что наш взгляд притягивается только неприятным эмоциональным объектом, но не позитивно-эмоциональны. В эксперименте людям давали инструкцию смотреть на крестик и не обращать внимания на картинки – тем не менее, движения глаз отклонялись в сторону эмоционально неприятной картинки, но не эмоционально приятной. Надо учесть, впрочем, что в этих экспериментах показывали две картинки одновременно, а не одну, как в данном случае.

Давайте посмотрим, где были фиксации в первые 500 миллисекунд с девушкой:
первые 500 миллисекунд просмотра

Малыш:
первые 500 миллисекунд просмотра картинки

Что это означает: что правый глаз человека — «эмоциональнее» левого? В правом глазу прежде всего отразится угроза, которую мы пытаемся различить как можно раньше? Или все это — просто артефакты?
Парочка гипотез и идей:

• Мы можем применять паттерн просмотра, знакомый нам по чтению, слева-направо. Таким образом, мы начинаем «читать» человека как книгу. Вот что происходит от 500 миллисекунд до 1 секунды просмотра — мы переходим на другой глаз:просмотр от 500 мс до 1 сек

В культурах, где чтение происходит справа-налево (арабский язык, иврит) должно наблюдаться обратное. Неграмотные люди не должны оказывать никакого предпочтения при просмотре?
• Мы можем начать смотреть на глаз, расположенный ближе к центру картинки, из-за эффекта центральности взгляда.
• Глаза могут действительно отличаться по привлекательности, а привлекательность, собственно, и есть проявление информативности. В правом глазу есть что-то действительно более важное, чем в левом, но что?

Calvo, M. G., & Lang, P. J. (2004). Gaze patterns when looking at emotional pictures: Motivationally biased attention. Motivation and Emotion, 28, 221–243.

McSorley, E., & van Reekum, C. M. (2013). The time course of implicit affective picture processing: an eye movement study. Emotion, 13(4), 769-773.

Эту красивую девушку, чью фотографию вы видите в начале статьи, зовут Jesse, фото отсюда.


Секрет женщин на высоких каблуках

высокие каблукиПредставьте себе, что вы делаете покупку в интернете, и сравниваете три варианта какого-то товара. Вы качаетесь на стуле, и в один момент начинаете балансировать на двух ножках. Потом ставите стул на все ножки и покупаете, на ваш взгляд, самый лучший вариант. Как вы думаете, качание на стуле повлияло на ваше решение?

Ученые (Larson & Billeter, 2013) предположили, что в таких ситуациях человек старается сохранить равновесие, и его внимания в большей мере занято поддержанием физического баланса. Это, в свою очередь, активирует категорию баланса вообще, и решения, которые принимает человек, становятся тоже более сбалансированными.

Метафоры отражают глубоко укоренившиеся ассоциации между когнитивными структурами, и множество исследований нашли подтверждение той гипотезе. Так, например физическая чистота приводит к проявлению морального поведения, а напоминание о плохих поступках – приводит к увеличению покупок чистящих средств.

В серии из шести экспериментов ученые просили людей принимать решения, качаясь на кресле, и в ходе фитнес видео игры (Wii Fit), и, воображая с закрытыми глазами, как они идут по гимнастическому бревну. Участникам предлагалось выбрать один из трёх вариантов при покупке компьютера, принтера, автомашины. Два варианта в каждом выборе были экстремально слабыми или сильными, и средний вариант – компромиссным, сбалансированным.

Во всех экспериментах, где требовался баланс, люди выбирали чаще именно компромиссный вариант. Активация категории баланса происходила даже тогда, когда людей просили написать короткое сочинение о времени, когда у него в жизни все было разбалансировано. Напоминая себе балансе в ходе сочинения, человек стремился к нему и выбирал соответствующий вариант.

Судя по всему, женщины на высоких каблуках должны принимать более сбалансированные решения! А также любой, кто идет по тротуару в гололед, или плывет на теплоходе по морю. Таких же результатов можно достичь, если принимать решения после классов йоги, езды на эскалаторе, или просто постояв на одной ноге.

Larson, J. S., & Billeter, D. M. (2013). Consumer behavior in “Equilibrium”: How experiencing physical balance increases compromise choice. Journal of Marketing Research, 50(4), 535-547. doi: 10.1509/jmr.11.0455.


Внимание, тренинги

учительница За время существования лаборатории приходилось заниматься многими любопытными вещами: были разные заказы на исследования, и интересы лаборатории тоже менялись.

Создалось большое количество материала, с котором надо делиться. В ближайшее время я собираюсь провести тренинги или семинары по Брейнфитнесу, Редакции истории жизни, Поведению человека в ситуациях конфронтации, Интуитивному принятию решений, что-то по Гипнозу, Нейромаркетингу, и Дизайну личного будущего.

Какой из них будет готов первым, я пока и сам не знаю, и если вам это интересно, то стоит подписаться ниже:

Подписка на лист



Отвлечение от задачи улучшает качество решения

отвлечение в офисеИсследование, проведенное учеными Университета Карнеги Меллон (Creswell, Bursley, & Satpute, 2013), обнаружило, что когда мы делаем сложный выбор или принимаем решения, регионы мозга, занятые этой работой, продолжают быть активными, даже когда мы отвлекаемся на другие дела. Это уже не первое исследование, подтверждающий знакомую нам всем совет отвлечься на время от решения трудного выбора, о том, что «утро вечера мудренее» или «с этим надо переспать».

В эксперименте участникам предложили выбрать лучшую автомашину из нескольких, указывая многочисленные и различные характеристики каждой, и одна из машин была объективно лучшим выбором. Первая группа должна была принять решение сразу, вторая – тщательно подумать в течение двух минут, а третью группу отвлекали довольно сложной задачей на память, на это же время.

отвлечение вниманияОтвлечение, даже на несколько минут, производило лучшее по качеству решение. Раньше ученые уже обнаруживали позитивный эффект при отвлечении от трудного выбора, но предполагали, что мозг может отдыхать от задачи, а затем возвращаться к ней, с новыми силами, но этот эксперимент показал, что он продолжает заниматься решением, даже когда занят другими делами.

Сканирование мозга с помощью томографа сначала показало у всех участников эксперимента активацию регионов, связанных с принятием решений. Но даже когда третья группа решала отвлекающую задачу, эти регионы продолжали быть активными. Остается непонятным, почему сознательное размышление о выборе уступает по качеству подсознательным процессам. Также неясно, насколько долго можно и нужно отвлекаться для улучшения качества решения, ну, а пока наука с этим разбирается, пользуйтесь краткими передышками – ваш мозг будет продолжать думать.

Creswell, J. D., Bursley, J. K., & Satpute, A. B. (2013). Neural Reactivation Links Unconscious Thought to Decision Making Performance. Social Cognitive and Affective Neuroscience.


Друзья уменьшают врагов

Али БехештиЗнакомьтесь, на фото выше – Али Бехешти, осуждённый за попытку поджога лондонского дома издателя, решившегося на выпуск художественной книги о жизни пророка The Jewel of Medina. Это он позирует, чтобы никто не сомневался в его крутости.

диаграммы для определения роста и телосложенияАли БехештиА теперь представьте, к вам подходят на улице психологи и просят принять участие в небольшом эксперименте о возможностях человека добывать информацию из визуальных источников. Вы соглашаетесь и вам показывают фотографию этого типа, только немного обрезанную, как показано слева. Вам говорят, что это фото террориста, как оно было опубликовано в газетах, и вас просят предположить его физические характеристики, указав рост и сложение тела на вот таких вот двух диаграммах (выше).

В двух экспериментах приняло участие, в общей сложности 207 мужчин на улице и набережной океана в городе Санта-Моника, Калифорния.

Были опрошены как мужчины, гуляющие в одиночку, так и мужчины в группах. В разных условиях, мужчин в группах по одному отводили в сторону на 4-5 метров, а иногда и на 100 метров, от остальных.

У тех, кто гулял в одиночку, представление о потенциальном агрессоре (террористе на фотографии) было совершенно другим, чем у тех, кто гулял в компании: для одиночки Али Бехешти представлялся опаснее, выше ростом и мускулистее!

Что касается людей в группах, то чем дальше отводили человека от своих компаньонов, тем выше и мускулистее становился Али (хотя разница и не дотягивала до статистически значимых показателей).

Когда мы с друзьями, враги представляются мельче и слабее. Возможно, и этим тоже объясняется поведение некоторых «храбрецов», которые так смелы, в окружении приятелей, и трусливы, когда остаются один на один.

Fessler, D. M. T., & Holbrook, C. (2013). Friends Shrink Foes: The Presence of Comrades Decreases the Envisioned Physical Formidability of an Opponent. Psychological Science, 24(5), 797-802. doi: 10.1177/0956797612461508.


Сон, который мы потеряли

как спали наши редкиТысячи исследователей на протяжении десятков лет изучают сон человека, но он по-прежнему хранит много тайн. Историки показывают, что наше отношение ко сну и сам сон в прошлом не были такими, как сегодня. Вы узнаете нечто весьма интересное, и, в следующий раз, когда вы проснётесь посреди ночи, вы будете чувствовать, как меняется ваша жизнь.

В недавнем интервью, Гарретт Салливан, профессор английской литературы Пенсильванского государственного университета, рассказывал о том, как в Шекспировские времена люди относились ко сну. В те времена сон оценивался чаще не с физиологической точки зрения, а с этической, причём довольно негативно. Сон противопоставлялся бдительности, насторожённости и готовности к действиям. Такое отношение восходит ещё к древнеримскому врачу Галену, показавшему, как четыре элемента (хумора), определяют характер человека. Сон, согласно этому представлению, вызывался флегмой, поднимающейся из желудка в голову. Флегматичный человек также оценивался этически негативно – он ближе к животным: ему лишь бы поспать да поесть, прям как собаке.

Сон лишает разума, сознания, и способности управлять своими желаниями. Подремать – значит проявить слабость. В Гамлете, короля, задремавшего после обеда, отравляет его брат, залив в ухо яд. Никто не спорит, кто злодей в этом акте, но король сам поступил опрометчиво, с точки зрения средневековой морали. Фальстаф, герой нескольких пьес Шекспира, проходимец и плут, часто спит в самые неподходящие моменты и это лишь подчёркивает его характер.

Для такого отношения были все основания – ночь всегда таила в себе больше опасностей, чем день, она скрывала темнотой всё, что было аморально или преступно. Ночная стража была необходима для безопасности поселения. Момент, когда стражники засыпают, очень часто был кульминационным во многих средневековых произведениях.

До сих пор этическая оценка сна носит следы такого отношения – заснуть на работе, в свою смену или за рулём – это, как минимум, некрасиво, а то и опасно, как для самого человека, так и для окружающих. «Проснись, сколько можно спать»? – можно услышать сегодня. Читая биографии известных людей, политиков или бизнесменов, мы, скорее всего, найдём там упоминания, что их успех и невероятная трудоспособность были возможны за счёт краткого по времени сна. Этическим идеалом было бы отсутствие сна вообще. У Шекспира Генрих IV и Генрих V преподаются как истинные монархи, которые не спят. Вспомним легенды о Сталине. Долг короля бодрствовать, думая о стране, а уж низкорождённые могут предаваться аморальному сну — практически готовая политическая теория сна.

Однако история хранит тайны куда более интересные.
Томас Вир, доктор клинической психологии при Национальном институте психического здоровья США, изучал влияние света и сна на сезонную депрессию, и понимал, что исследований недостаточно. В феврале 1991 года 15 мужчин были приглашены для эксперимента. Они должны были приходить в лабораторию к пяти часам вечера (солнце садилось в пол шестого вечера), где лаборанты увешивали их различными датчиками, а затем, в шесть часов вечера, отправляли спать в тёмные, без любых источников света, комнаты на 14 часов. Комната открывалась только в 8 утра, и так продолжалось каждую ночь в течение четырёх недель.

В первую ночь все спали около 11 часов, но в ходе последующих недель сон укорачивался. Помимо нормы в восемь часов, за месяц люди вернули себе дополнительно 17 часов недосыпа. Это показывает, что «сонный долг» невозможно отдать за пару выходных или даже за 10 дней отпуска. Люди спали, высыпались и были, в целом, вполне довольны. А в начале третьей недели начало происходить нечто неожиданное…

Американский историк Роджер Экирх из университета Вирджинии, который занимался темой ранних колонистов Америки, увлёкся одним вопросом: он хотел знать, как проводили ночи в прошлом. Поиск ответов увлёк его почти на 20 лет. Экирх проводил много времени в библиотеках, нанимал переводчиков для чтения старинных манускриптов на итальянском, немецком, японском и других языках.

Ночь в средние века оказывалась невероятно насыщенной культурной жизнью, отличной от дневной, со своими обычаями и ритуалами. Одна из тем, которую Экирх не хотел трогать – это сон. Но он не мог избавиться от странностей, которые то и дело попадались в старинных книгах, дневниках и записок: упоминаний о первом и втором снах! Примечательно, что авторы говорили об этом, как о нечто само собой разумеющемся, не вдаваясь в объяснения, что это такое.

Так, например, в стариной английской балладе (датируемой как минимум 17 веком) «Старик Робин из Портингейла» говорится: «От сна проснувшись первого, напиток тёплый выпей, и, пробудившись от второго, увидишь, как твои печали утолились» (перевод мой).

Роберт Луи Стивенсон, автор «Острова сокровищ», также описывает необычные ощущения единения с природой, когда спал таким сном на свежем воздухе в своих походах.

Уильям Уодд, английский хирург 19 века, писал: «Я знал людей, которые никогда не позволяли себе второго сна. Один джентльмен, считая, что второй сон вреден, вставал, как только просыпался, в любое время, зимой или летом».

Известный английский врач семнадцатого века Тобиас Венер советовал: «Студенты должны заниматься ночью, но только после первого сна, когда освежатся».

Экрих нашёл свидетельства такого сна даже в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а это восьмой век до нашей эры. После сотен таких ссылок в старинных документах у Экриха стала собираться картина обычной практики сна со давних времён до индустриальной революции. Люди засыпали обычно около девяти часов вечера, просыпались около полуночи, проводили пару-тройку часов, а затем засыпали вновь. Заснуть вечером и проснуться только утром было редкостью, свидетельством сильной усталости.

Промежуток между первым и вторым сном был занят делами не только у студентов. Для крестьянина это было единственное время, когда ему не надо было заниматься дневными делами, а знать полагала, что именно ночью все эти простолюдины творят свои преступления, козни и воровство. «У ночи нет стыда», гласила старинная пословица. Церковь видела в промежутке между первым и вторым сном возможность для дьявола завладеть умами и душой человека, требовала посвящать это время молитвам, и даже выпускала особые для такого времени молитвы.

Люди в это время часто ходили к соседям, делали небольшие дела по хозяйству, крестьяне действительно воровали с чужих полей и садов, но, в основном, даже не вставали с кровати, разве что сходить в туалет. Они поворачивались к супругам и занимались сексом. Французский доктор XVI века Лорен Жубер полагал, что именно этот период и позволял крестьянам рожать так много детей – после работы человек приходил предельно уставший, и первый сон освежал его и придавал силы. Считалось, что секс поле первого сна – самый лучший. Закончив, люди либо сразу засыпали, либо говорили друг с другом какое-то время. Другие учёные полагали, что люди в это время мечтали и строили планы, ибо для обычного человека это были единственные спокойные часы.

Эпоха просвещения принесла с собой чай и кофе, а позже — искусственное освещение, которого становилось с каждым годом все больше и доступнее, делая ночь ярче и ярче. Сначала это касалось только состоятельных людей, и некоторые из них уже знакомились с бессонницей: знаменитый писатель XVIII века, Сэмюэл Джонсон, по ночам читал и писал книги, пил крепкий чай, и не мог заснуть, о чем свидетельствуют его дневники. К середине XIX века крупные города уже отказывались от старого образа сна. Тысячи лет разделённого на две части сна в темноте и покое, в немалой степени повлиявшего на нашу культуру, в ходе всего лишь нескольких десятилетий уступили свету. Сделав ночь днём, технологии изменили нашу психику и культуру. Искусственный свет украл у нас часть фантазий и мечтаний.

Представьте удивление Экриха, когда в 1995 году, он случайно прочитал об эксперименте Томаса Уира в газете «Нью-Йорк Таймс»: 15 молодых мужчин на третьей неделе перешли именно на такой режим сна!

Джефф Уоррен, автор книги об изменённых состояниях сознания, посвятил одну главу такому сегментированному сну. Он отмечает, что сегодня такой паттерн считается нарушением сна, а вполне может быть, это наш организм случайно вспомнил выработанный тысячами лет привычный режим. Поразительно другое, как отмечает Уоррен, – закрытые на 14 часов, люди спали к третьей неделе около восьми часов, а шесть часов они проводили на кровати, глядя в потолок, и никто из них даже не пожаловался на скуку или бессонницу! Доктор Вир сказал ему, что, вероятно, эти часы не были бодрствованием в прямом смысле, а люди находились в необычном состоянии, что подтверждалось записями электроэнцефалографа. Пробуждение же показывало характеристики, схожие с теми, что возникают у медитирующего человека.

Джефф Уоррен решил испытать это на себе – у его родителей был домик в лесу, в двух часах езды от Торонто, и в ноябре, когда темнота длится 14 часов, было самое подводящее время. Он поехал в домик, начав трёхнедельный эксперимент. В первый же день солнце село в пять часов вечера, а в полшестого ужа была непроглядная тьма. Джефф решил лечь спать в семь вечера, а встать в семь утра. Он пользовался только свечкой, а её яркости в один люкс недостаточно, чтобы нарушить ход биологических часов. В первую ночь ему удалось сразу заснуть минут на 30, чтобы затем мучиться, не вставая до 11, когда он вновь уснул и проснулся в семь утра.

Днём Джефф рубил дрова для печки, ходил на озеро, делал пробежки и писал статьи. Погода ухудшалась: лил дождь или шёл снег, и порой ему приходилось проводить весь день внутри. У него появился голод на свет — ноябрьское солнце не слишком баловало его. Он стал замечать некоторые признаки сезонной депрессии: раздражение, подозрительность, и отчаяние. В первую неделю Джефф так и спал – засыпал с трудом в 11, а просыпался в семь, сразу после восхода солнца.

Начиная со второй недели, Джефф стал засыпать раньше, и просыпаться в три-четыре часа утра. Он лежал где-то около часа, перед тем как вновь погрузиться в небытие. Ничего особенного он не ощущал. Девятая ночь была совершенно другая – он понял, что проснулся, но не был точно уверен в этом: все казалось странным, тело было тяжёлое, мысли были о только что увиденном сне, прокручивая все его мельчайшие детали. Молодой человек смотрел на цифровые часы и наслаждался своими ощущениями, целых два часа, пока не погрузился в следующий сон.

К концу второй недели это стало нормой – сны, на которых он просыпался в середине ночи, словно продолжались, делая его зрителем и участником одновременно, а мысли и тело были в непривычной гармонии спокойствия и блаженства. Джефф также обнаружил, насколько хрупкое это состояние, если пытаться что-то делать: записать мысли на диктофон или строить планы на следующий день.
Третья неделя внесла новые изменения – теперь он просыпался чаще, и какие-то пробуждения длились секунды, и это было приятно, во всех смыслах. Ему снились сны, и он думал о них, и не мог различить одного от другого. Днём он ощущал необычную лёгкость, бодрость и ясность ума. Он пережил незабываемые впечатления, но город позвал его обратно и вовлёк в привычный ритм…

Режим сна невероятно пластичен. Каждый из нас проходит его разные стадии: когда мы рождаемся, наш сон многофазный – мы чередуем сон и бодрствование короткими интервалами. Становясь старше, наш сон ночью удлиняется, а день полон кратких «тихих часов». И только становясь взрослыми, мы переходим на один непрерывный ночной сон.

Для народов, которых цивилизация ещё не заключила в свои объятия, быть бдительным так же актуально, как и для средневекового европейца. Пидаха, племя индейцев из амазонских джунглей, желая спокойной ночи, часто говорят: “Не спи, тут змей полно». Темиары и Ибаны из Индонезии, Аче из Парагвая, !Кунг из Ботстваны, Эфе из Заира, и множество других племён, спят очень гибко, сегментированным сном. Они спят тогда, когда устали: в любое время дня и ночи, как минимум, десять процентов людей спят. Ночь в их селениях всегда живая – четверть племени не спит, люди готовят еду, смотрят на костёр, любуются звёздами, любят друг друга, разговаривают и смеются.

Как сказал один мудрец: «День учит нас тому, кем мы должны быть, а ночь – тому, кто мы есть». Доктор Вир говорил, что в режиме сегментированного сна, люди отмечали, что их дни стали насыщенными, цвета ярче, обоняние острее, а сознание – кристально ясным. Он задумчиво сказал, что может быть, никто из нас по-настоящему не знает, каково это быть полностью проснувшимся?

Аngier, N. (1995). Modern life suppresses an ancient body rhythm. The New York Times, Published: March 14, 1995.

Ekirch, A. R. (2001). Sleep we have lost: Pre-industrial slumber in the British isles. The American Historical Review, 106 (2), 343- 386.

Everett, D. L. (2008) Don’t Sleep, there are Snakes, Pantheon Books.

Friedman, R., A. (2006). Sleep disorder? Wake Up and Smell the Savanna. The New York Times, March 14, 2006.

Smolensky, M. H., & Lamberg, L. (2000). The body clock guide to better health (1st ed.). New York: H. Holt.

Stampi, C. (1992). Why we nap: evolution, chronobiology, and functions of polyphasic and ultrashort sleep. Boston: Birkhäuser.

Warren, J. (2007). The Head Trip: Adventures on the Wheel of Consciousness. Toronto: Random House Canada.

Лекция Роджера Экриха: источник