Запах мужчины

мужчина ест мясоВ психологии запаха очень часто участников экспериментов заставляют что-то есть, пить или делать, прикрепив при этом ватный тампон в область подмышки. Затем эти тампоны собирают и дают нюхать другим людям, проверяя ту или иную гипотезу.

В одном из таких экспериментов 17 мужчин разбили на две группы: одна в течение двух недель ела мясо (по 200 грамм в день), а другая воздерживалась от него. В последние 24 часа такой диеты они носили подмышечные тампоны для сбора пота. Через месяц мужчины поменялись диетами, опять на две недели. Затем женщины нюхали и оценивали собранные тампоны на приятность, привлекательность, интенсивность и мужественность запаха (Havlicek & Lenochova, 2006).

Интуитивно, эволюционная психология сказала бы, что мужчина, который ест мясо – хороший добытчик, и, соответственно, надежный компаньон, который прокормит и потомство, и мать своих детей. Однако женщинам не понравился запах мужчины на мясной диете: он был неприятным и слишком резким.

Психологи предположили, что загадка может крыться в алифатической кислоте. Секреция пота не имеет запаха по мере выделения из тела, но очень быстро его обретает за счет бактерий на поверхности кожи. Одна из бактерий, corynobacteria A, превращает жирные кислоты в алифатические кислоты. Три из них: капроновая, каприловая и каприновая кислоты известны химикам как «козлиные кислоты», именно из-за своего запаха! Чем больше жира в пище, тем больше алифатических кислот производится из пота человека.

Результаты, тем не менее, кажутся парадоксальными. Одно недавнее исследование показало, что еда мяса важна для мужчин: несмотря на то, что выращивание мяса в промышленных масштабах наносит серьезный урон экологии, приносит страдания животным, мужчины оправдывают это разнообразными причинами. Несмотря на разнообразие этих объяснений, они прямо связаны с понятием мужественности, с чувством того, что он – мужчина (Rothgerber, 2012). Если мясо не делает запах мужчины привлекательным, то что?

В двух недавних экспериментах (Fialová, Roberts, & Havlíček, 2012) 26 мужчин были поделены на две группы: одна ела бутерброды с обычным сыром, другая – с сыром, смешанным с чесноком (от 2 до 4 зубчиков свежего чеснока в день), в течение недели.  Потом мужчины менялись диетой. В последние 12 часов они опять же носили ватные тампоны под мышкой.

Затем все тампоны начали оцениваться 54 женщинами. Они оценивали опять же приятность запаха, его привлекательность, интенсивность и мужественность, по 7-ми бальной шкале.

Вот что выяснилось:

•      Потребление двух зубчиков чеснока, около 6 грамм, не приводило к различиям в запахе.

•      Потребление 12-ти грамм чеснока (4 зубчика) делало запах мужчины, который потреблял его более приятным и привлекательным, и, парадоксально, менее резким!

сравнение привлекательности запаха человека в зависимости от диетыКак можно объяснить такие результаты? Чеснок непрямо действует на запах: благодаря своим бактерицидным свойствам, он может убивать бактерии, которые и создают запах у пота. Если это так, то чеснок – самый полезный дезодорант! Другая возможность: чеснок – мощный антиоксидант, и может уменьшать оксидативный стресс, улучшая характеристики здоровья, и создавая запах здорового человека.

Fialová, J., Roberts, S. C., & Havlíček, J. (2012). Is the perception of odour cues to diet linked to sexual selection in humans? Chemical Signals in Vertebrates XII.

Havlicek, J., & Lenochova, P. (2006) The effect of meat consumption on body odor attractiveness. Chemical Senses, 31, 747-752.

Rothgerber, H. (2012). Real men don’t eat (vegetable) quiche: Masculinity and the justification of meat consumption. Psychology of Men & Masculinity, doi: 10.1037/a0030379.


Неделя мозга. 15 марта 2013 г. Третья сессия.

Алексей ГрошевСегодня, в 19:00 по московскому времени:

Как нейронаука может улучшить жизнь? Алексей Грошев, mozgonavt.ru.

Фармакологические препараты могут повысить производительность работы мозга, но не могут вывести на новый качественный уровень осознания и комфортного существования. Они лишь отодвигают и устраняют симптомы, не разрешая проблему отсутствия осознанности, творческого подхода, мотивации и эффективного мышления. Выходом является изучение активизации творческого мышления у взрослых и детей.
Алексей расскажет о своем опыте работы с Emotiv, и других поисках методов того, как нейронаука помогает в жизни.

Мы знаем о периодических проблемах сервиса со звуком, поэтому некоторые ресурсы Алексей разместил в другом месте, куда вас пригласит.

Гостевой вход (без регистрации)


Неделя мозга. 14 марта 2013 г. Вторая сессия.

Олег КлепиковСегодня, в 20:00 по московскому времени:

Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.

Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основатель портала www.neweconomist.ru.

Мы часто обращаемся к нейронаукам, когда изучаем поведение человека, его восприятие и пытаемся ответить на вопрос о том, что же это такое – наше сознание? Интуиция?

Мы используем достижения этих исследований для робототехники, создания все более расширенной среды, ищем оптимальные вычислительные алгоритмы, создаем медицинскую технику и новые виды интерфейсов…

А как все наши знания из области нейронаук отражаются на нашем социуме? Влияет ли это на экономику? На наш стиль управления организацией или коллективом? Как все эти знания меняют наше восприятие маркетинга и его инструментария? Что ждет нас с Вами в самом неотдаленном будущем? И есть ли действительно новые знания, которые нейронауки могут дать практикам управления или как сказал в свое время еще Иоанн Златоуст: “Все уже сказано”?


Неделя мозга. 12 марта 2013 г. Первая сессия.

Денис Полтавец и Роман ХимичСегодня в 19:00 по московскому времени:

Инженерный подход к развитию психики. Денис Полтавец и Роман Химич, Self Engineering Lab, Киев.

1. Краткая информация о группе Self Engineering Lab: профессиональный опыт участников, специфика интереса к теме.
2. Суть «инженерного подхода» к личности и ее развитию.
3. Краткое описание предпринятых до сих пор действий: психонетический тренинг и терапия, самоанализ; исследование и практика работы с нейроцифровыми (нейрокомпьютерными) интерфейсами (НЦИ).
4. Наиболее перспективные направления будущей работы: брейн-фитнес, алгоритмы и приложения для НЦИ.
5. Анализ типичных проблем: технические проблемы, проблемы популяризации нового знания и навыков, методы регистрации изменений личности.

В 20:00 по московскому времени:

Борис ЗубковРазвитие способностей: сегодня или никогда. Борис Зубков, Mindware Lab, Москва.

Нужны ли вам новые способности, на самом деле? Пока вы думаете об этом, вопрос может исчезнуть, не давая шанса ответить. На протяжении последних лет были проведены поразительные эксперименты по сенсорному замещению или сенсорному подкреплению чувств: люди учатся видеть кожей или ушами, чувствовать магнитное поле земли и проч. Мы научились добавлять принципиально новые, поистине нечеловеческие ощущения, каких раньше не могли испытывать.

Станем ли мы их развивать таким же образом, как мы учим языки, рисование или осваиваем новую программу на компьютере, или мы пойдем по пути технологического оснащения своего тела и мозга, становясь киборгами?

В ходе дискуссии мы поговорим об исследованиях в области развития новых способностей, о том, как это повлияет на ваше будущее, и что мы можем делать сегодня.


Программа мероприятий недели мозга с 11 по 17 марта 2013

Brain Awareness WeekПрограмма еще формируется, но пока, на этой неделе вас ждут следующие темы и дискуссии:

  • Инженерный подход к развитию психики. Денис Полтавец и Роман Химич, Self Engineering Lab, Киев.
  • Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.
    Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основателя портала neweconomist.ru.
  • Как нейронаука может улучшить жизнь? Алексей Грошев, mozgonavt.ru Москва.
  • Развитие способностей: сегодня или никогда. Борис Зубков, Mindware Lab, Москва.

Программа изменяется и уточняется по мере подтверждения участников, здесь.


Неделя мозга с 11 по 17 марта

Неделя мозгаА знаете ли вы, что каждую третью неделю марта проходит неделя мозга (Brain Awareness Week)? В этом году она пройдет с 11 по 17 марта. Это прекрасная возможность представить свои работы и интересы для широкой публики и узнать, что делают другие.

Я предлагаю читателям этого блога и коллегам отпраздновать следующую неделю мозга таким образом:

На какой-нибудь площадке для вебинаров создать конференцию, и выступить с докладами, сообщениями и короткими лекциями, развить дискуссии и обмен мнениями по исследованиям мозга, практическому применению и кооперации в этой области. Это может происходить в течение нескольких дней. Я знаю, например, что многим интересно узнать больше о нейронной обратной связи с использованием ЭЭГ: что это дает, какими инструментами пользоваться и проч.

Я постараюсь в ближайшие дни пообщаться с максимальным количеством людей, которых я знаю, и привлечь их к этому празднеству. Да, времени на подготовку не так уж много, и это нормально, это так всегда.

Первое – есть ли у кого-то площадка, проверенная на практике и удобная для такой конференции? В свое время я пользовался Mirapolis virtual room, и мне очень понравились ее функциональность и возможности.

Второй вопрос – с названием этой конференции и помощью в раскрутке в соцсетях, с тем, чтобы это было массовое мероприятие.


Пейте молоко, получайте Нобелевскую премию

молокоВ недавнем исследовании Франца Мессерли было показано, как потребление шоколада коррелирует с числом Нобелевских премий (я писал об этом: Ешьте шоколад, получайте Нобелевскую премию).

Ученый, отдавая отчет, что корреляция не означает причинно-следственной связи, высказал предположение, что флавоноиды, содержащиеся в шоколаде, влияют на улучшение когнитивных функций человека.

Рассуждая аналогичным образом, двое ученых (Linthwaite & Fuller, 2013), используя  данные ООН и этого «шоколадного» исследования, обнаружили еще одну корреляцию, на сей раз молока и Нобелевских премий.

корреляция потребления молока и числом Нобелевских премийАвторы предполагают, что дело может быть в витамине D, содержащемся в молоке, что также ведет к улучшению когнитивных функций. Что любопытно, Швеция в этом списке уже не выбивается из строя, как в предыдущем исследовании. Хотя обнаруживаются странности с другими странами – посмотрите на Грецию, или Финляндию — они там что, пьют не то молоко?

Вероятно, стране, которая нацеливается стать лидером в науке, стоит выдавать бесплатно своим жителям горячий молочный шоколад.

Linthwaite, S., & Fuller, G. N. (2013). Milk, chocolate and Nobel prizes. Practical Neurology, 13 (1): 63. DOI: 10.1136/practneurol-2012-000471.