В исследовании канадских учёных (Heisz, Pottruff, & Shore, 2013) был поставлен вопрос, почему женщины, в целом, узнают лица лучше, чем мужчины. Учёные показывали большое количество фотографий, как мужчинам, так и женщинам, регистрируя движения и фиксации глаз с помощью ай-трекера.
Выяснилось, что женщины делают количественно больше фиксаций глаз, чем мужчины, и это является критичным для запоминания лица. Когда учёные контролировали это количество фиксаций, то разница между полами исчезала. Также удалось установить, что разница между мужчинами и женщинами происходит на стадии кодирования информации, то есть, когда лицо незнакомое и рассматривается впервые. Именно в момент знакомства с незнакомцем женщины буквально видят больше, чем мужчины.
Если показ лица повторяется, то и мужчины и женщины уменьшают количество фиксаций, потому что информация, в целом, уже закодирована в мозге. Мужчины догоняют женщин в распознавании лиц именно с увеличением количества показов незнакомого лица.
Фото из исследования. Слева – как видят мужчины, справа – как видят женщины:

Совместно с журналом Наша Психология мы решили повторить (хоть и не буквально) это исследование. Для материала взяли обложки журналов, а качестве респондентов – участников маркетинговой конференции, где автору довелось побывать. Каждая обложка рассматривалась 15 мужчинами и 15 женщинами, в течение 5 секунд, причём никаких задач на запоминание не ставилось, да и лица могли быть хорошо знакомы всем участникам. Тем не менее, как вы видите, разница ощущается. Как смотрели мужчины – слева, как женщины – справа (простигосподи за показ одного персонажа).


Стратегия для мужчин, чтобы лучше запоминать лица – научиться смотреть на людей так, как это делают женщины. Как это делать: Женщины смотрят чуть меньше на нос человека, чем мужчины, и чуть больше на рот (и практически одинаково с мужчинами на глаза).
Итак, если вы мужчина, вам надо смотреть на лицо незнакомца энергичнее, стараясь ухватить как можно больше информации, обратив своё внимание на область рта. На глаза и нос вы и так посмотрите.
Кто знает, может так мужчины станут лучше понимать женщин? :)
Heisz, J. J., Pottruff, M. M., & Shore, D. I. (2013). Females scan more than males: A potential mechanism for sex differences in recognition memory. Psychological Science. doi: 10.1177/0956797612468281.









В тестировании приняло участие 15 человек (5 мужчин и 10 женщин), возрастом от 23 до 49 лет, (средний возраст 33 года). Меньше на пять человек, чем в предыдущем, но это не так важно. Все остальные условия просмотра, в том числе, разрешение изображений и размер экрана монитора, были одинаковы.

Для сравнения, тепловая карта оригинала (справа) и модифицированной фотографии:
Теперь наша девушка уже вовсе не так привлекательна для глаз. Внимание уходит чуть ниже, на другую женщину с бантом. Новая женщина, с кисловатым выражением лица и с фиолетовым бантом, привлекает внимание, хотя и не так много, как первая – возможно, из-за темного по цвету банта и расположения подальше от центра. Это вновь подтверждает тезис о том, что если женщина хочет быть привлекательной для глаз, в буквальном смысле, стоит озаботиться яркими/контрастными аксессуарами, и располагаться максимально близко к центру.
Как видите, ему удается оставаться почти незамеченным, даже если смотреть на него в упор – центр одного из очагов внимания рядом с ним, но не на нем! Никто из респондентов его не замечал и не отмечал ничего необычного. Конечно, кто-то скажет, что это просто отражение света или неба в очках, но мы же не настолько наивны, чтобы поверить в эту версию! Перед нами, очевидно, на выбор: либо сверхчеловек, который по неосторожности не затушил свои суперглаза-лазеры, либо северокорейский аналог гугл-очков. Другие мужчины, если посмотреть, были более предусмотрительны. Мы видим, как мужчина отшатнулся, в последний момент осознав, что его сфотографировали, но сохранил самообладание, чтобы не смутиться.
Первая часть 
Может быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Отличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Неожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.
За 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Если бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.

Окна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Как вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.
Может ли такая карта движений глаз показать нечто, что объяснит, почему эта фотография так хороша (если она хороша)?







Почему молодая женщина с зеленым бантом в традиционной праздничной одежде (чосон-от, если не ошибаюсь) привлекла так много внимания?
Число фиксаций взглядов:
Может быть её лицо выглядит как-то необычно или это уже придумывание причин, и мне это кажется?
Недавно вспомнил и доделал то, что давно лежало в папке. На верхней картинке вы видите фрагмент топологии интегральной микросхемы. Как-то давно уже я показывал ее среди прочих в ходе ай-трекингового исследования. Люди, которые смотрели на нее были, в основном, офисные работники и студенты. При анализе я разбил участников случайным образом на три группы по 6 человек и для каждой создал тепловую карту внимания:
Куда смотрят люди, которые имеют смутное представление, что видят что-то из области электроники? Они, будучи людьми, смотрят сначала в центр, а будучи грамотными людьми, тут же находят текст, читают его и пытаются понять, ну а затем изучают картинку вдоль и поперек. Чем «горячее» пятно – тем больше фиксаций взглядов делали люди.
Что-то они там видели на схеме своими профессиональными взглядами, мне невдомек. Надпись они тоже посмотрели, но не с таким вниманием.
А насколько быстро вы увидите опасность на снимке ниже (происходи это в реальности) будет зависеть и ваша жизнь. Картинка кликабельна.