Tag Archives: вера

Парочка лафхаков для учебы, и не только для нее

лайфхаки для учебыДля тех, кто любит учиться, есть хорошая новость – кажется, ученые (Wilson et al., 2019) нашли самое удачное сочетание успеха и ошибок, которое требуется для обучения чему-то новому.

Они назвали это правилом 85%. Суть его простая: когда мы обучаемся чему-то новому, и нам это дается чрезвычайно легко и мы даем правильные ответы или поведение в 100% случаях – то что тут интересного и нового? Когда новое дается тяжело и мы редко даем правильный ответ, то это тоже и потеря времени, и мотивации. Самый лучший вариант оказывается в 85% аккуратности  и 15% ошибок – и это соотношение подтверждается в обучении как людей, так и животных.  Так и мозгу будет интересно, и больше вероятности довести обучение до конца, и время на обучение потратится меньше.

Джо Болер, в своей новой книге «Безграничный разум» также говорит о том, что учеба – это преимущественно, работа с ошибками (Boaler, 2019). Их не надо бояться, их надо делать, и чем больше, тем лучше. Ошибки и трудности – самый лучший путь к познанию нового. Она приводит пример, что такой подход распространен в Японии и Китае. Учитель сознательно стремится, чтобы студент испытывал трудности – возвращая его к ошибкам, акцентируя внимание на них, с тем, чтобы понять главные идеи материала. В США и Англии она никогда не видела ничего подобного. Напротив, когда ученик просит помочь ему, учитель старается разложить все «по полочкам», чтобы было легко понять, чтобы ученик не мучился, изучая материал. Из-за этого полного понимания не происходит, и ученик может потерять интерес, зато приобрести излишнюю уверенность в своих знаниях.

Но иногда интервенции могут быть настолько же простыми, насколько и эффективным. Исследователи (Yeager et al., 2014) попросили старшеклассников написать сочинение, которое затем проверил учитель и оставил комментарии в конце. Но ровно половине учеников он дописал всего одно предложение. Те, кто получили это предложение, существенно улучшили свои оценки на следующий год. Что же это за волшебное предложение? Вот оно:
«Я пишу тебе эти замечания, потому что я верю в тебя».

Чудеса начинаются, когда кто-то в тебя верит, и ты об этом знаешь.

Boaler, J. (2019). Limitless mind: Learn, lead, and live without barriers. HarperOne : New York.

Wilson, R. C., Shenhav, A., Straccia, M., & Cohen, J. D. (2019). The Eighty Five Percent Rule for optimal learning. Nature Communications, 10(1), 4646.

Yeager, D. S., Purdie-Vaughns, V., Garcia, J., Apfel, N., Brzustoski, P., Master, A., . . . Cohen, G. L. (2014). Breaking the cycle of mistrust: wise interventions to provide critical feedback across the racial divide. Journal of  Experimental Psychology General, 143(2), 804-824.


Что мы думаем о своем будущем

довериеКанадские исследователи (Fry & Debats, 2011) опросили 440 мужчин и женщин возрастом от 65 до 87 лет о целом ряде представлений и убеждений, восприятии будущего и личности, для того, чтобы понять, какие из этих психологических факторов могут оказывать влияние на продолжительность жизни.

Один из вопросов, который учёные задавали, был такой: «Думаете ли вы, что впереди вас ждёт долгая жизнь»? Если вы верите в то, что через пятнадцать лет вы будете жить, полны здоровья и радости, как и сейчас, то вы правильно делаете. В исследовании 33,3% людей оказались уверенно убеждёнными в этом. Одна треть менее всего верила в такую концепцию.

Через шесть с половиной лет учёные вновь встретились с этими же людьми, хотя уже не со всеми. Выжили 79,6% убеждённых в своей долгой жизни, и 70,7% сомневающихся. Таким образом, вера в то, что вы будете также ходить по земле и радовать себя и своих близких через 10 -15 лет, снижает риск смерти на 36%.

Другой фактор, который изучался – доверие. Вопрос простой: «Доверяете и вы людям вокруг себя»? В этом исследовании, люди, которые не доверяли другим, на 27,6% увеличили свою смертность в сравнении с людьми с позитивным и доверительным отношением к окружающим.

Fry, P. S., & Debats, D. L. (2011). Cognitive beliefs and future time perspectives: predictors of mortality and longevity. Journal of Aging Research, 367902(10), 3.


Людям можно продать все

Santuario de ChimayoПосмотрел канадский фильм Dirt, 2008 года, фильм о грязи, в буквальном и переносном смысле. Я думал, там будет что-то о психологии эмоции отвращения, но фильм не об этом. Довольно депрессивная, и, в общем-то, не очень сильная картина. Мое внимание, впрочем, привлек эпизод о El Santuario de Chimayo, католической церкви в штате Нью-Мексико, США, которое, оказывается, одно из популярных мест паломничества.  el pocito Основная цель у 300,000 посетителей со всего мира ежегодно – приобрести «святую грязь» (tierra bendita): в небольшой комнате под названием el pocito (маленький колодец) есть углубление в земле, откуда желающие зачерпывают в прозрачные контейнеры немного земли. Эта грязь, разумеется, обладает целительной силой. Способы применения – просто хранить, растирать по телу или даже принимать внутрь. святая грязьДаже церковь, впрочем, не утверждает, что эта грязь обладает какой-то чудотворной силой. Более того, священник Касимиро Рока, которого вы видите в кадре, прямо говорит, что эта грязь никакого смысла, кроме символического, не имеет, а сила, конечно же, в боге. Откуда же берется земля в той комнате? Церковь ежегодно покупает 25-30 тонн земли в карьерах поблизости, и работники каждый день подсыпают в ямку «свежую» грязь. Она даже разного цвета и консистенции каждый раз, в зависимости, откуда подвезут. Воистину, holy shit!Касимиро Рока


Умирать за веру легко, но есть идеи получше. Технология веры в ста томах

китайский зодиакПродолжение цикла статей. Другие здесь.

То, во что мы верим, может, к сожалению, нас убивать, в буквальном смысле, и делать это незаметно и невзначай. Если вы самозабвенно верите в китайскую астрологию сейчас, или склонны поверить в нее в ходе чтения, то чтение статьи может существенно сократить вам жизнь.

В 1993 году было проведено обширное исследование (Phillips et al.), изучившее смерть 28,169 американцев китайского происхождения и почти полмиллиона белых американцев, проживающих в Калифорнии.

Оказалось, что американцы китайского происхождения умирали раньше других (на 1,3 – 4,9 года) при двух условиях: 1) если они родились в год, который китайская астрология считает неблагоприятным, и 2) если у них было соответствующее этому году заболевание.

Например, из 3,041 китайцев, умерших от рака лимфатической системы, те, кто родились в год Земли, согласно китайской медицине, подвержены заболеваниям, связанным именно с этой системой, умирали в среднем в возрасте 59,7 лет. Рожденные в другие года – в возрасте 63,6 лет.
Респираторная система и легкие – год Металла. Заболевания легких (эмфизема, пневмония, астма) и год Металла в совокупности давали возраст смерти в 66,9 лет. Такие же заболевания в другой год – 71,9 лет, на 5 лет больше!

Такого эффекта не наблюдалось у белых американцев, и это можно объяснить только приверженности китайцев своим родным культурным традициям и нормам. Это не китайские гены, но китайские идеи. Ученые использовали один из методов проверки таких убеждений: например, строгая китайская традиция против аутопсии (посмертного вскрытия), и статистические данные по аутопсии показали, что, конечно, китайцы в разной степени следуют традициям. Чем точнее человек следовал китайским традициям в этом аспекте, тем быстрее он умирал от комбинации заболевания и года рождения.

Но ведь интересно, что нельзя сказать, что они тратили на эти культурные традиции время и силы, они просто подспудно знали традиционное соответствие болезней и года рождения: кусок информации меньше по объему и смыслу, чем таблица умножения. Но, чтобы вы прониклись, как я – этого было достаточно, чтобы существенно сократить свою жизнь (или продлить ее, в случае если человеку повезло не проникнуться идеями).

Зловещие, неприятные, и смертельно опасные идеи – их наш мир породил достаточно. Есть ли позитивные идеи, которые продлевают нашу жизни и молодость, также не требуя взамен фанатичной веры и огромных затрат? Они, конечно, есть, и их можно исследовать, но не это даже кажется мне важным сегодня. Зачем нам отыскивать какие-то представления, и пытаться выжать из них позитивное, порой в случайных и неконтролируемых дозах? Что мешает создавать категории и концепции с заранее продуманным эффектом? То есть, без аллегорий и метафор проектировать концептуальное будущее так, в соответствии с нашими желаниями. Концептуальное будущее тем и хорошо, что не требует воплощения в реальность, или соответствия реальности, само по себе: ведь понятно, что земля, воздух или металлы никак не привязаны к хронологическим датам, также и как системы организма не имеют отношения к поэтическим стихиям. Концептуальное будущее живет в мире идей, но его эффект и проекция на реальную жизнь могут быть столь же измеримы и ощутимы.

Phillips, D. P., Ruth, T. E., & Wagner, L. M. (1993). Psychology and survival. Lancet, 342(8880), 1142-1145.


Вера в экстраординарное

Extraordinary Beliefs: A Historical Approach to a Psychological ProblemВышла книга иллюзиониста, историка и старшего лектора Университета в Эдинбурге Питера Ламонта (Peter Lamont) под названием Extraordinary Beliefs: A Historical Approach to a Psychological Problem.

Издательство Cambridge University Press так описало книгу (вольный перевод, с сокращениями): «С начала девятнадцатого века, гипнотизеры, медиумы и экстрасенсы демонстрировали экстраординарные феномены. Эта книга приглашает в историческое путешествие, в поисках ответа, почему люди верят в необычные явления. Автор утверждает, что мы не сможем понять экстраординарные явления до тех пор, пока не рассмотрим события, вызывающие такую веру и не узнаем детально, во что именно люди верят. Автор показывает, что создавая и поддерживая те или иные убеждения в необычные явления, мы формируем и сами себя».

В книге, надо полагать, должно быть достаточно интересных исторических историй, судя по отрывкам в google books. Так,  Джордж Комб (George Combe), адвокат из Эдинбурга, став видным защитником френологии, хотел прочитать лекцию в университете Эдинбурга, но ему отказали, потому что френология уже считалась псевдонаукой. Комб, тем не менее, завещал все свое состояние этому учебному заведению, и именно из его денег была оплачена первая лекция по психологии. Его портрет украшает стены университета, взирая на студентов, понятия не имеющих, кто он такой и какие у него были взгляды.

Надо почитать, когда она появится в цифровом виде.

Автор книги, Питер Ламонт, является также членом подразделения по изучению паранормального (Koestler Parapsychology Unit), основанного в 1986 году при университете Эдинбурга. Кстати говоря, 8 апреля начнется онлайн курс «Введение в парапсихологию», проводимый этим подразделением. Курс продлится 10 недель. Стоимость 250 фунтов стерлингов. Курс ведет доктор Каролин Уотт (Caroline Watt), основательница подразделения.


Глухие черепахи

черепахаМенять стиль жизни, когда это действительно рекомендуется – трудная необходимость. Мы знаем, что надо сбрасывать избыточный вес, бросать вредные привычки, больше заниматься физической активностью, но это рациональное понимание часто не приводит к поступкам. Психологи продолжают изучать, как сделать переход к смене образа жизни наиболее вероятным и легким.

Исследователи набрали 901 участника онлайн (средний возраст 27,2 года), собрали у них антропометрические, демографические данные, и информацию об уровне физической активности. Затем им показывали вебстраницу с информацией о подкожном и внутребрюшном жирах, о связи последнего с сердечнососудистыми заболеваниями, и предполагаемый риск для каждого участника индивидуально. Этот риск оценивался, на самом деле, исходя из уровня физической активности человека, но участникам говорилось, что были учтены все их данные. Половина участников в дополнение к тексту видела изображение, как показано внизу.

результаты оценки риска здоровья

Затем были показана информация о том, как именно внутребрюшной жир способствует заболеваниям, и рекомендации по физической активности.

В конце участников попросили оценить свою обеспокоенность наличием жира и намерения заниматься физической активностью.

Выяснилось, что дополнение информации персонализированной картинкой увеличивает
1) веру в сообщение и
2) намерения совершить рекомендованные шаги.

Когда информацию подавали в таком виде, большее число людей с большей вероятностью были готовы изменить образ жизни, и меняли его. Этот эффект тем сильнее, чем выше риск для здоровья.

Вы обратили внимание на то, что картинка, в самом деле, не была, собственно, персонализирована? В другом исследовании курильщикам показывали ультразвуковое изображение атеросклеротической бляшки в их сосудах, и это значительно увеличивало вероятность бросания курить (Bovet et al., 2002). И хотя исследователи показывали людям их настоящие, собственные снимки, они с таким же успехом могли бы показывать и чужие.

Это действительно не важно: здесь работает феномен усиления веры визуальным стимулом. Исследователи из Университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, показали (Newman et al., 2002), что фотография, иллюстрирующая текст, делает его более правдивым. Особенно это характерно для случаев, когда человек, читающий текст, не имеет точных сведений о правдивости информации. Так, в одном эксперименте, текст гласил, что «черепахи глухи». В половине случаев текст сопровождался фотографией черепахи, что никоим образом не могло подтвердить или опровергнуть вышеуказанное утверждение. Однако люди верили больше тексту с фотографией, нежели без нее. В другом остроумном эксперименте, научные работы с фотографиями сканов мозга признавались более правдоподобными, нежели без таких иллюстраций, причем эти сканы даже не имели ничего общего с текстом.

Bovet, P., Perret, F., Cornuz, J., Quilindo, J., & Paccaud, F. (2002). Improved smoking cessation in smokers given ultrasound photographs of their own atherosclerotic plaques. Preventive Medicine, 34(2), 215–220. doi:10.1006/pmed.2001.0976.

Hollands, G. J., & Marteau, T. M. (2012). The impact of using visual images of the body within a personalized health risk assessment: An experimental study. British Journal of Health Psychology, DOI: 10.1111/bjhp.12016.

Newman, E., Garry, M., Bernstein, D., Kantner, J., & Lindsay, D. (2012). Nonprobative photographs (or words) inflate truthiness. Psychonomic Bulletin & Review, 19(5), 969-974.


Волшебная клюшка. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Десятая

Бен Куртис. Ben Curtis

Бен Куртис

Философ Юджин Херриджел (Eugen Herrigel) писал о своём опыте постижения искусства стрельбы из лука (1953): “Когда я долго стрелял мимо цели, Мастер брал мой лук и делал из него несколько выстрелов. И моя стрельба тотчас же улучшалась: словно мой лук изменялся, становился понятливым и послушным. И такое происходило не только со мной”.

Замечательно исследование, на мой взгляд, увидело свет в PLoS ONE не так давно. Группа американских и немецких психологов исследовали суеверие молодых спортсменов о том, что использование снаряжения выдающегося спортсмена может улучшить их выступление (Lee et al., 2011). Есть такое понятие, как положительное заражение (positive contagion), заключающееся в вере в то, что полезные, нужные качества от одного, чаще всего живого существа, могут передаться другому, в результате даже мимолетного контакта. Ну, знаете, если съесть сердце храбреца, то и сам станешь храбрее.

Одной группе участников эксперимента говорили, что паттер, короткая клюшка для гольфа (putter), раньше принадлежала профессиональному гольфисту Бену Куртису (Ben Curtis). Экспериментатор уточнял у них: “Вы слышали о Бене Куртисе?” и “Не правда ли, это круто – поиграть его клюшкой?”. Участникам контрольной группы просто давали клюшку и не говорили ничего. Все участники эксперимента имели опыт игры в гольф и понимали, что нужно делать. Они должны были загнать мяч в лунку, в лаборатории, на искусственном поле для тренировки паттов, с расстояния в 2,13 метра. Каждому игроку разрешали сделать 10 ударов.

Как видно на графиках, люди, во-первых, воспринимали лунку для гольфа больше по размеру. Напомню, что размер лунки составляет 10,8 сантиметров в диаметре. 

Восприятие размера лунки

Во-вторых, они улучшили свою игру, загнав больше мячиков в лунку за 10 ударов, чем участники контрольной группы:

Качество игры в зависимости от клюшкиНаше восприятие реально может быть изменено, если мы даже не верим в такие вещи, как перенос полезных качеств от предмета. И происходит это, на мой взгляд, благодаря праймингу. Прайминг, в данном случае – активация стереотипов, вызывающих соответствующее поведение. Прайминг человека известным гольфистом должен улучшить игру, активируя имеющийся стереотип профессиональной игры. И вы лучше сдадите экзамен, если будете писать ручкой известного вам профессора; лучше будете играть в баскетбол в кроссовках Майкла Джордана (как в фильме Как Майк, 2002 года) и так далее.

Herrigel, E. (1953). Zen in the Art of Archery. New York: Vintage Books.

Lee, C., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., Joy-Gaba, J. A., & Profitt, D. R. (2011). Putting like a pro: The role of positive contagion in golf performance and perception. PLoS ONE, 6(10), e26016. Doi:10.1371/journal.pone.0026016.