Tag Archives: восприятие времени

Подкаст по четвергам. Воображаемые встречи, ток против тревожности, а детский сад – против депрессии

Подкаст Бориса Зубкова

[powerpress url=”https://mindware.ru/blog/wp-content/uploads/2019/05/podcast-23-05-2019.mp3″]

Скачать mp3 27 минут, 26 Mb

Привет! С вами Борис Зубков и это подкаст по четвергам – о психологии, управлении собой, майндхаках, будущем, цифровой терапевтике, про новые эксперименты в области психологии, которые привлекли внимание, а также про свои исследования, которые планируются и те, что уже проведены.

+++

Исследование из серии которые я люблю. Тут тебе и будущее и воображение, и практическая польза. Итак, участников попросили назвать несколько человек, которых они любят и тех, которых не любят. Затем из попросили назвать несколько нейтральных мест.

Так, один описал как он в воображении, со своей дочерью катались по зданию на лифте, потом поднялись на крышу. В общем дурачились как могли и весело проводили время.

Томография показала затем, что бывшее нейтральное место теперь вызывало позитивные эмоции. Просто представляя общение с нравящимся или любимым человеком превращает нейтральное место в позитивно-заряженое место. И для этого даже не надо реальный опыт – ни этого общения, ни места.

«С милым рай и в шалаше» – смотрится по иному: представив себя в шалаше с милой, можно делать его весьма позитивным.

Вентромедиальная префронтальная кора играет определяющую роль в том процесс. Она занимается обработкой как отдельных личностей, так и мест, а также важностью этих людей и этих мест, в общем создает одну картинку из всего этого. Как только вы начинаетет представлять важного для вас человека – как звучит его голос, как он пахнет, как смеется. Эта кора становится активна. И как только вы представляете этого человека на скамейке во парке, как позитивные эмоции переносятся на ту скамейку.

Ну а какой в этом практический смысл? Он заключается в понимании того, как мы можем воображать и переносить свои воображаемые позитивные эмоции на реальные места. А также понимать последствия негативных представлений и мыслей для понимания реальности.

Я считаю, что польза есть, и не хватает даже идей как это использовать, а я уверен есть вариант. Ну один например – вы раскрашиваете своими воображаемыми сценками с хорошими людьми все объекты, которые вам встречаются по обычной вашей дороге. Это все занимает по пять минут на объект. И потом, едете вы по своему маршруту и эти места вызывают у вас отличное настроение. Как идея?

Я думаю, что процесс должен работать и в обратную сторону – хорошие места могут придавать нейтральным людям позитивные свойства.

https://www.eurekalert.org/pub_releases/2019-05/mpif–o051719.php

+++

Недавнее исследование показало, что если укачивать взрослого человека на кресле-качалке или гамаке, то он уснет и будет спать крепче. Эффект объяснялся воздействием на вестибулярный аппарат. И вот еще одно исследование решило проверить, что раз вестибулярный аппарат помог вызвать сон, может он поможет и побороть тревожность?

И исследователи решили бить людей током. Техника называется гальваническая вестибулярная стимуляция – в точке за ухом крепится электрод, на который подается 1 миллиампер постоянного тока. Выяснилось, что 38 минутная стимуляция работает, снижая уровень тревожности на четверть баллов по шкале оценки. Более длительная сессия не работа, вероятно потому что вызывала укачивание. Во мне интересно почему нельзя просто сегодня почесать спину кому-то, но нужно обязательно придумтаь стартап и робо-руку, которая это будет делать, докладывая на специальное приложение на смартфоне, и только так на это можно получить миллион долларов и, впрочем, их благополучно профукать. Гораздо более сильный эффект можно достичь, просто выполняя упражнения на балансировку и тренировку вестибулярного аппарата. И мне стало понятно, почему калибровка карты тела снимает тревожность.

https://digest.bps.org.uk/2019/02/01/rock-a-bye-adult-study-shows-grown-ups-enjoy-better-sleep-and-memory-consolidation-in-a-rocking-bed/

https://digest.bps.org.uk/2019/05/08/exploratory-research-identifies-a-novel-way-to-beat-anxiety-zapping-the-vestibular-system/

++++

По карте тела. Вообще любопытная штука выясняется. В прошлый раз я говорил, что при калибровке карты тела может происходить исправление нарушений речи, да, но причины этого заключались в активации языка.

Мне попались исследования, которые показали любопытное: зона Вернике, которая отвечает за грамматическую гибкость речи, находится а необычном месте в мозге. Прямо непосредственно рядом с рукой и ртом – теми частями, которые мы используем для речи, ведь есть гипотеза, что первым языком Homo Sapiens был язык жестов,  сопровождаемый не очень широким диапазоном звуков. При повреждении зоны Вернике речь приобретает телеграфный стиль: простые предложения из существительных и глаголов.

Можно предположить, что хорошая карта рук и рта, хорошая моторика рук и рта должна вести к лучшей речи, в плане ее лексического богатства. Позвольте мне предположить и то, что это может играть непосредственно на риск неродегенеративных заболеваний в старости, и даже длительности жизни. Мы видели это на примере плотности мысли и исследовании монахинь.

+++

Мне попалось исследование, в котором исследователи давали участникам ключевые слова типа «детский сад», «елка» и прочее, чтобы активировать воспоминания детства, автобиографическую память. И участники по этим словам генерировали какие-то воспоминания. Какая-то часть – позитивные, какая-то – нейтральные. До упражнение я у них замерялись уровни депрессии и уровень кортизола. И следующий раз с ними встретились через год! И те из участников, кто вспоминал что-то позитивное – у них уровень стрессоустойчивости (вычисляемой по уровню кортизола) и склонности к депрессии был гораздо ниже, чем у тез, кто вспоминал что-то негативное.

И вот уже две независимые группы в Кембридже работают над этой темой, в желании создать терапию которая бы работала с автобиографической памятью для борьбы с депрессией.

И я тут с имплантацией позитивных воспоминаний детства – получается, что правильной дорогой идем, товарищи.  Исследование кстати продолжается, и получается что те, кто в нем участвовали, уже оградили себя от депрессий и прочей гадости как минимум на год – сделав уже полдесятка упражнений.

+++

Erik Hoel – нейробиолог из Университета Тафта пишет одно эссе в год, тщательно его готовя. И это хорошее чтение.

Очень рекомендую:
https://thebaffler.com/salvos/enter-the-supersensorium-hoel

+++

По Комнате – на прошлой неделе состоялось очередное испытание, в котором участник провел 48 часов в изоляции и преимущественно в темноте, перемежающейся письменными заданиями и упражнениями на мониторе компьютера.

Итак я не могу говорить все, но в общем – расширяется круг применяемых техник, и это делает пребывание в комнате не только не скучным, но вполне себе занятым. Еще даже не включались интерактивные упражнения.

Проверялась, кстати, диета имитирующая голодание, прямо по рецептам Уолтера Лонго. И все отлично – как и предполагалось, комната – идеальное место для диеты, по многим параметрам. Чувство голода оказалось ассоциируется с воспринимаемой длительностью коротких промежутков времени, но наоборот чем логично можно представить. Аппетит в таких условиях не то чтобы слабый, а скорее он нормализуется. Сами подумайте – когда вы в последний раз ели что-то из чувства голода, такого что прям «ахрр»? Еда стала чем-то вроде социального обряда, а вот осознанность чувства голода, наверное, нормализует и его и аппетит. В общем, Комната – прекрасное место для игр с едой, для переписывания предпочтений.

Готовится следующее погружение. Если я успею, будут применяться уже более жесткие техники оздоровления.

На этом все. Спасибо за внимание! Удачи во всем и до новых встреч!


Знакомство с Чужими

проект КомнатаС начала апреля начал эксперименты по проекту Ко3мната, как и планировал. Кратко напомню суть проекта: я исхожу из предположения, что человеческий мозг может проводить оздоровление и омоложение эффективнее, безопаснее и мощнее, чем все что угодно из существующих сегодня средств. Далее, я создаю особые компьютерные упражнения и игры, цель которых – убедить, уговорить или обмануть мозг проделать такие изменения. Все эти упражнения и игры основаны на когнитивных психологических методах и техниках. Но “по-хорошему” делать ничего подобного мозг не хочет. Для усиления воздействия необходимо создать благоприятные условия. Так появилась комната как среда для производства четко заданных параметров, определенного стресса или сенсорной депривации.

Каждый раз, когда я закрываюсь в комнате, происходит следующее:

Восприятие времени начинает сразу искажаться. Уже через 10 минут начинает казаться, что прошло существенно больше. В дальнейшем это продолжается, но принимает непредсказуемо разные формы. Каждый раз думаю, что надо почитать про это побольше и подумать как следует. Ведь восприятие времени является в некоторых случаях (например, при определенных заболеваниях) значимой характерной чертой; к восприятию времени привязаны многие биологические процессы. Та беспечная легкость, с которой это восприятие меняется – неслучайная особенность.

Галлюцинации также приходят довольно быстро. Зрительные пока редки и почему-то спокойно воспринимаются, а вот слуховые – настораживают и пугают. Так часто кажется, что за спиной тихо шевельнулся монстр, что, кажется, когда он появится там по-настоящему, я не придам этому значения. Слуховые пугали, впрочем, только до момента, когда меня, сидящего спиной к стене почти вплотную, кто-то тронул за плечо. Это было жутко.

В целом, как только я начинаю эксперимент – первое же желание, которое растет и усиливается: все это немедленно прекратить. Поводы следуют один за другим, перемежаясь отвлекающими мыслями о еде, сексе, кино, вине и сне. Сон не возбраняется, поэтому это удовлетворяется легко. Потом идут эшелоны сомнений, один а одним, без перерывов.

На все эти искажения, галлюцинации и сомнения ответ один – продолжать полет по курсу, и по ходу разбираться. Мозг сопротивляется изменениям как только может. Кстати, хорошая иллюстрация того, что мы не знаем, на что мы способны и на что неспособны, окажись в сильном поле ситуации. Не поверишь, как сильно можешь измениться уже через 15 минут.

Есть и другие, скорее позитивные стороны этого ситуативного фона. Это фонтан креативности: количество идей и их качество существенно выше, чем в обычных состояниях. Креативность просто можно намазывать на хлеб.

Неожиданно, мои исследования по дизайну личного будущего получают как бы вторую жизнь. Это реально, без преувеличения, жизненно необходимый инструмент – искусство воображать будущее. Возможно, именно в нем и найду ответы.

Еще: мощная фокусировка на ценностях, ловишь моменты истины один за другим. По выходу смотришь на мир иначе, и видишь без сомнений, что нужно, а что нет, и это, если не притворяться, вызывает вопросы у окружающих.

В итоге, того, что хочу достичь, я пока не достиг, но это нормально, ведь я только начал. Но уже то, что было, порезало и забраковало множество техник и упражнений, с которыми я спускался на эксперимент. Пару часов в комнате стоят недели снаружи. Я знаю, что делать дальше и процесс продолжается. Еще не все техники и условия успел протестировать и испробовать, поэтому уверен: меня ждут неожиданности. Не нужна никакая мистика, восточная мудрость и арома-мать-ее-терапия. Мир самопознания, в самом правильном его понимании – вот здесь, рядом, стоит лишь создать незамысловатые условия: богатый, почти неисследованный, таящий множество загадок и открытий.

Дельфийский оракул Греции призывал «Познай самого себя», но мы по-прежнему «Незнакомцы для самих себя» (название книги известного психолога Тимоти Уилсона). Ко мне в ходе экспериментов прицепилась метафора хитрого ускользающего Чужого, с которым только предстоит познакомиться. Он уже хлопает сзади по плечу :)


Маленькие истории. Весна

день кукушкиДавным-давно жители деревни Марсден в графстве Йоркшир заметили причинно-следственную связь, что когда прилетает кукушка и начинает куковать, то приходит весна, с теплом и солнышком. «Ах, если бы она никуда не улетала», вздыхали они. И вот они решили быстро построить каменные стены вокруг дерева, на котором сидела кукушка, чтобы заключить ее в башню и остаться в состоянии вечной весны. По легенде, им оставалось положить последние камни на самом верху башни, как кукушка улетела. В 1821 году такую же попытку предприняли крестьяне деревни Тюрон, в том же Йоркшире (бросить все и уехать в Йоркшир), но так же безуспешно.

Теперь эти слабаки, вместо того, чтобы пытаться поймать ее снова, просто устраивают каждый год фестиваль Кукушки (на фото). А за солнышком уже сами летают на юга.

Другие Маленькие истории.


Самое время

восприятие времениВремя определяет нашу жизнь и поведение. Восприятие времени – странный и загадочный феномен: в отличие от объективного времени, психологическое время субъективно и подвластно самым разнообразным изменениям. Каждый из нас знает чувство, когда время то тянется бесконечно, то пролетает невероятно быстро. Вы сидите на лекции и думаете, что она вот-вот закончится, вы смотрите на часы и не верите своим глазам – еще осталось полчаса! Или наоборот – вы сидите с друзьями, и потом кто-то говорит: уже два часа ночи. Как?! Вы думали что, ну, максимум, 11 часов вечера!

Восприятие времени имеет множество сторон: ощущение течения времени, длительность происходящего в настоящем, прошлом и будущем, и скорость движения времени. Ученые, глядя на результаты исследований, говорят о биологических часах в мозге человека, но никто еще не нашел этих часов в мозге, хотя известны несколько регионов, устанавливающих ход временных процессов. Может быть, это связано с электрическими сигналами между нейронами во всем мозге, и такие часы физически не существуют.

Мы так мало знаем о восприятии времени, потому что это никогда не было зоной повышенного внимания науки и бизнеса. Большинство исследований было проведено на животных. Это странно, ведь, казалось бы, разгадать тайну времени – значит управлять им. Тем не менее, кое-что нам уже известно, и наука продолжает скрывать покровы тайны времени.

Течение времени – иллюзия

В одной работе (Gruber & Block, 2013) описывается эксперимент: людям показывали кадры двух видео: одно – идущего человека, другое – поджариваемого тоста. Каждый кадр показывался на 100 миллисекунд, а между кадрами были интервалы различной длительности: полсекунды, три или семь секунд. Участники должны были решить, видят ли они течение времени или нет. Восприятие течения времени терялось при 6,1 секунде интервала для изменений движения (ходьба) и 4,7 секунд для изменения цвета (поджаривание хлеба). Ученые заключают, что течение времени – лишь иллюзия нашего восприятия. Если бы течение времени было физической характеристикой мира, оно бы не зависело от происходящего, будь то цвет или движение. Если же это исключительно субъективное восприятие, то оно будет изменяться от качественно различимого стимула, что и произошло.

Другой эксперимент также показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно. Так, например, вам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд, и вы, в течение минуты нажимаете клавишу, с любой периодичностью, как вам удобно. Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, вы нажимаете на клавишу, загорается свет, и вам кажется, вы готовы поклясться, что он зажегся еще до вашего прикосновения к клавише!

Отношение ко времени

Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос:

У вас назначена встреча на среду, но она была перенесена на два дня. Не задумываясь долго, на какой день она перенесена?
Ответ – в конце статьи.

Филип Зимбардо, автор одного из самых известных исследований, Стэндфордского тюремного эксперимента, уже давно занимается психологией времени. Он обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. Как показал классический эксперимент, когда десятилетним детям предлагали одну сладость, но говорили, что если они подождут пять минут, они получат две. Две трети детей поддались искушению, а остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем. Через 14 лет этих детей нашли и стали анализировать их жизнь: между двумя группами детей оказалась невероятно большая разница. Те, кто ждал, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучше работу и зарабатывали больше.

Зимбардо описал шесть типов отношения ко времени, и нашел подтверждение влияния это отношения на все аспекты жизни, даже в политике. Почему, например, северные итальянцы не понимают южных? Потому что северяне ориентированы на будущее в большей мере, тогда как южане хотят получать удовольствие здесь и сейчас, меньше заботясь о том, что будет завтра.

Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: очень позитивно относиться к своему прошлому, быть чуть больше среднего ориентированным в будущее, и умеренно относиться к наслаждениям в настоящем. При этом негативное отношение к прошлому должно практически отсутствовать, так же как и фатализм к настоящему.

Что же нам известно о факторах, которые влияют на восприятие времени?

Возраст и наполненность жизни:

Известно, что в детстве лето длится бесконечно долго. Ученые объясняют это и относительной длительностью промежутка по отношению к возрасту: так, для пятилетнего ребенка один год – одна пятая часть жизни. Тот же самый год для пятидесятилетнего человека – всего лишь 2%. Другое объяснение: в детстве и юности каждый лень наполнен новым опытом, переживаниями и ощущениями, и плотность этого создает ощущение насыщенности и длительности. Мы взрослеем, и нового для нас становится все меньше, и редкий день отмечается чем-то особенным. Это феномен работает, даже если мы его не осознаем: в одном эксперименте людям показывали фотографии людей разного возраста и обнаружили, что лица пожилых замедляют время, а молодых – ускоряют.

Влияние плотности переживаний на время подтверждается простым экспериментом, когда людям показывают два видеоролика одинаковой продолжительности. В одном они видят спокойное течение реки, а в другом – сцену вооруженного ограбления. И ограбление кажется более длительным, потому что происходит много быстрых и эмоционально насыщенных событий. Психологи полагают, что насыщенные или новые, никогда прежде не переживаемые события запоминаются нами интенсивнее. Мы не то чтобы запоминаем больше деталей происходящего, но делаем больше копий в памяти этих событиях.

Один из тестов, предложенный еще в 1975 году заключается в том, что участникам дают посмотреть на геометрические фигуры и запомнить их в течение одинакового периода времени. Одни смотрят на довольно простую фигуру, а другие – на сложную. Те, кто видел простую фигуру, оценивали период времени просмотра короче, чем те, кто смотрел на сложную фигуру. Объясняется это разницей между объемом информации, которую необходимо сохранить в памяти, что искажает восприятие длительности.

Это объяснение хорошо тем, что предлагает нам простой способ вернуться в детство! Необходимо каждый день находить и пробовать новое, и это делается просто: можно носить часы на другой руке, отвечать на звонок, используя другое ухо, ехать на работу другой дорогой, расставить иначе мебель и тому подобное. Мозг оживится, так же, как в юности, и вы заметите, как растягивается время. Именно поэтому отпуск кажется долгим, но только, если вы испробовали много нового и необычного. Так что если вы хотите, чтобы выходные казались вам длинными и интересными, не сидите у телевизора, а займитесь чем-то, что вы еще никогда не делали.

Эмоции, опасность, стресс:

Сильные эмоции изменяют восприятие времени. В одном исследовании выяснилось, что лица людей, выражающих какие-то эмоции, ускоряют время, в сравнении с нейтральным выражением лица.

Многие свидетельствуют, что во время автомобильной аварии у некоторых людей время замедляется. Этот феномен был хорошо изучен в боевых условиях. Так, исследования показали, что во время перестрелок, в 65% случаях у полицейских возникало ощущение замедления времени. Было обнаружено, что землетрясения ощущаются гораздо более длительным по времени, чем в реальности.

Алан Джонсон, журналист Би-Би-Си, которого держала в заложниках радикальная группа исламистов в течение четырех месяцев, рассказывает, что однажды ночью ему удалось услышать по радио новость, что его казнили! Он подумал, что, наверное, его захватчики сообщили новость раньше, чем сделали и скоро придут за ним исполнить приговор. Время драматически замедлилось, и та ночь показалась ему вечностью.

Психолог Дэвид Иглман решил проверить, правда ли, что внезапный острый стресс и страх вызывают замедление времени. Он набрал добровольцев, которые согласились спрыгнуть с 30-ти метровой вышки на сетку, закрепленную внизу: это было безопасно, но очень страшно. На руку им прикрепили часы, на которых менялись с огромной скоростью цифры, которые невозможно увидеть в нормальном состоянии. Он полагал, что если время замедлится, добровольцы смогут увидеть эти цифры. Ничего этого не произошло, и, вероятнее всего, замедление субъективного времени – тоже иллюзия.

Один известный эксперимент показал, как социальные отношения меняют восприятие времени. Участников эксперимента собрали в комнате, где они познакомились и поговорили на обычные темы. Затем ученые предложили каждому выбрать двух людей, с которыми они будут выполнять определенные задачи. Людей незаметно для них и случайным образом разделили на две группы – одним сказали: «извините, такого раньше никогда не случалось, но вас никто не выбрал и вам придется работать одному». Другим сказали, что они настолько популярны, что все выбрали их, и будет только справедливо, если они будут работать в одиночестве. Затем их просили оценить длительность одной минуты, и для отвергнутых всеми минута длилась очень долго, а для популярных и любимых – пролетала быстро.

Боль, вещества, болезни:

Время замедляется, когда мы чувствуем боль, потому что время становится важным фактором, и человек следит за ним. Алкоголь в больших дозах ускоряет время, также как и кокаин и метамфетамин. Марихуана чаще всего замедляет время.

Американский психолог Хадсон Хогланд случайно обратил внимание на то, что его больная жена жаловалась на то, что он долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал всего минуту. Он заинтересовался, и попросил ее отмерить мысленно одну минуту. Она подала знак на 37 секунде. Хогланд проделал несколько десятков экспериментов, установив, чем выше температура, тем длиннее казалась для нее минута.

Другой психолог, Баддли, исследовал противоположный феномен, попросив испытателей поплавать в холодном море. Он обнаружил, что субъективная длительность минуты для пловцов составляла две минуты реального времени.

Депрессия и самоубийственные мысли приводят к субъективному замедлению времени. У шизофреников время изменяется в самых разных направлениях. Люди с синдромом Туретта, неврологическим нарушением, характеризующимся непроизвольными моторными тиками и компульсивными выкриками грубостей, невероятно точны в определении длительности времени, и особенно те, которые научились подавлять свои тики. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, время течет очень медленно. Когда учитель требует спокойно посидеть такого ребенка хотя бы пять минут, для него это кажется невыносимо долго.

Для одной пациентки с повреждением височно-затылочной области мозга, течение времени принимало гротескные изменения. Когда она, например, наливала чай в чашку, она не могла видеть движения струи, и не знала, когда остановится – все казалось застывшим как скульптура.

У другого пациента была опухоль мозга в передней части фронтальной коры левого полушария. Для него симптомы иногда наступали неожиданно – например, он мог вести машину, и вдруг время начинало ускоряться в несколько раз пять, так, словно видео поставили на перемотку вперед или как будто машина развила скоростью в 300 км в час. Он был вынужден останавливаться. Когда его просили отмерить одну минуту, его 60 секунд оказывались пятью минутами реального времени! Он и телевизор не мог смотреть.

Привычная деятельность:

Люди очень часто неверно оценивают продолжительность времени, которое у них займет выполнение какой-то работы. Психологи обнаружили, что особенно это касается тех задач, которые очень хорошо известны человеку – сколько займет у него знакомая дорога от одного места до другого, или привычная рутинная задача на работе – люди чаще недооценивает их длительность.

Возвращение домой кажется короче по времени. Это связано с тем, что когда мы отправляемся куда-то, мы, как правило, стараемся не опоздать. Кроме того, мы видим больше нового, а возвращение, если не связано жестко со временем, – привычно и известно нам, мы не следим за временем, и наше внимание отвлекается на другие вещи.

У животных:

У разных животных восприятие времени тоже должно быть разное. Для мыши, которая живет 3 года, вероятно, они кажутся такими же длинными, как для нас наши 70 лет. Для черепахи, живущей 300 лет, время, должно быть, течет невероятно медленно, в сравнении с нашим.

Две улитки ограбили слизняка. Полицейский спрашивает его:
– Расскажите, как это случилось.
– Я не могу ничего вспомнить, офицер, всё было так быстро!

Другие факты:

Немецкий ученый 19 века Карл фон Верордт (Vierordt) сделал основательные вклад в психологию восприятия времени своей книгой 1868 года Der Zeitsinn nach Versuchen, (Экспериментальные исследования чувства времени). В ней он описал много экспериментов, и один из выводов сегодня известен как закон Верордта: когда люди оценивают длительность коротких промежутков времени, они обычно переоценивают их длительность, а когда длинные промежутки – то недооценивают. Между этим двумя величинами находится точка безразличия, когда ощущение длительности прошедшего времени точно соответствует физическому времени.

Психологи включали метроном со скоростью пять ударов в секунду, а затем просили людей оценить длительность какого-то стимула – звука или света. Люди переоценивали эту длительность в среднем на 10%. Экспериментаторы рассудили, что если это действительно приводит к искажению времени, то это можно использовать – и под это быстрое кликание люди решали арифметические задачи и запоминали слова. И оказались правы – это кликанье увеличило субъективную длительность времени у людей, и они решали задачи на 10-20% быстрее!

Ответ на вопрос о переносе встречи. Если вы ответили, что встреча перенесена на пятницу, вы «движетесь» по линии времени. Это некая эгоцентричное отношение ко времени. Лежит абстрактная линия времени и вы по ней двигаетесь. «Мы уедем на праздники» или «я пропустил сроки сдачи проекта». Вы словно не подвластны времени.

Если вы ответили «понедельник», то вы воспринимаете время как движущееся к вам навстречу. Словно вы стоите на месте, а оно идет к вам и сквозь вас. «Каникулы приближаются!», скажете вы, или «лето пролетело». Вы, в отличие с «пятничными» людьми, словно меньше контролируете происходящее и более подвластны ходу времени.

Ну, и конечно, правильного или неправильного отношения ко времени в этом нет, и, в зависимости от ситуации, вы можете вести себя по-разному. В одном эксперименте (Margulies & Crawford, 2008) людей просили представлять либо что-то неприятное (поход к врачу) либо приятное (вечеринку). Если люди ожидали будущее событие с удовольствием, они чаще видели себя двигающимися к событию, но если событие было неприятным, то видели как оно надвигается на них.

Gruber, R. P., & Block, R. A. (2013). The flow of time as a perceptual illusion. Journal of Mind and Behavior, 34, 91-100.

Hammond, C. (2012). Time warped: unlocking the mysteries of time perception. Canongate: Edinburgh.

Margulies, S.O. & Crawford, L.E. (2008). Event valence and spatial metaphors of time. Cognition & Emotion, 22(7), 1401–1414.


Исследуя Зазеркалье

mirror-reversedПространство и время связано у нас в голове в причудливой форме. Мы знаем, например, что для человека, читающего слева направо, прошлое – слева, а будущее обычно справа, и впереди, но многое мы еще не представляем.

Так, например, думать о времени и говорить о нём – разные вещи. Прошлое, в нашем воображении – слева, но понедельник идет до вторника, а не слева от него. Для меня, например, понедельник «выше» вторника в левой части поля зрения – эту дурацкую (или прекрасную) схему мне вдолбил в голову дневник средней школы. В этой схеме, кстати, не существует воскресенья! Но, да, признаюсь, я никогда не говорил: «давай встретимся справа вверху», имея в виду четверг, хотя представить четверг именно в том месте я могу вполне. Могу и допустить, что человек, прошедший школу в те же года, меня поймет.

В классическом уже эксперименте Тверски с коллегами (Tversky, Kugelmass, & Winter, 1991) давали детям и взрослым картинки, изображающие завтрак, обед и ужин и просили их разложить, «по порядку». Вы читаете это текст по-русски, и думаю, разложили бы их так же, как и те англоязычные участники: завтрак слева, ужин справа, и обед посередине. Арабские участники сделали наоборот, с завтраком справа. Направление чтения и письма реально определяет восприятие течения времени.

Недавнее исследование голландских психологов (Casasanto & Bottini, 2014) подтвердило течение времени слева направо в восприятии фраз, таких как «неделей позже», «годом ранее», «столетием после». Эксперимент был тщательно продуманным, и подробно описанным: на экран подавались инструкции и фразы, и участники реагировали на них соответствующими клавишами, находящимися слева или справа на клавиатуре. Создав таким образом результат, красноречиво свидетельствующий о восприятии течения времени, они приступили ко второму эксперименту. Он был в точности такой же, как и первый, только все – и инструкции и фразы были написано в зеркальном отображении, перевернутым по горизонтальной оси (как на картинке в начале статьи).

восприятие течения времениСлева на графике показаны результаты, при этом Block 2 – повторный показ. Чем меньше столбик – тем быстрее реакция, тем натуральнее кажется концепция.

Длительность всего эксперимента была около 15 минут, и, как видно, повторная экспозиция привела к кардинальному изменению восприятия хода времени. Исследователи отмечают, что показатели реакции голландцев при чтении зеркальных фраз аналогичны показателям людей с родным ивритом, на котором пишут и читают справа налево.

Таким образом, даже небольшого времени хватает, чтобы восприятие течения времени изменилось. Правда, эффект этот не будет долговременным, но если мы вдруг окажемся в Зазеркалье, то адаптироваться там сможем очень быстро, ну а жителям России даже и привыкать не придется.

Вы можете отзеркалить текст, распечатать или читать его на мониторе, и сами убедитесь, что освоитесь вы довольно быстро, но теперь вы будете знать, что ваше представление о времени изменилось. Это должно повлиять на понимание ваших планов на  будущее, и, с большой вероятностью, подарит вам пару интересных идей. Впрочем, изменяется не только восприятие течения времени, но и другие любопытные вещи, но об этом завтра.

Casasanto, D., & Bottini, R. (2014). Mirror reading can reverse the flow of time. Journal of Experimental Psychology: General, 143(2), 473-479.

Tversky, B., Kugelmass, S., & Winter, A. (1991). Crosscultural and developmental trends in graphic productions. Cognitive Psychology, 23, 515-557.


Будущее: зачем и как

Зачем и Как?Психологическая теория уровней толкования (construal level theory) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
стрелкаЛюди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!

как долго длится час
Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» – для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology, 47(6), 1037-1047.


Где будущее – cлева или справа?

слева или справа?В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например, в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

Аналогичная история и с другими проекциями: будущее – вверху, прошлое – внизу, прошлое – слева, будущее – справа. Когда мы представляем действия или последовательность событий, предпочитаем их прохождение слева направо. Люди даже быстрее реагируют на действия, показанные слева направо. Теория полушарной обработки предполагает, что левое полушарие преобладает в этой специфической функции над правым и направляет пространственное внимание слева направо во время кодирования информации. Кодирование сохраняет и определяет эту же направленность и для воспоминания событий.
Можно проверить это самому: если вы станете вспоминать какие-то эпизоды из прошлого, события с большой вероятностью происходят слева направо, где главное лицо, производящее действие, – слева. Во всяком случае так происходит у подавляющего числа правшей.
Ученые полагают, что это связано с культурно-усвоенными ассоциациями, относящимися к чтению и письму. Те, кто читает и пишет на иврите или арабском, – с большей вероятностью будут вспоминать действия справа налево. Простой эксперимент подтверждает это: когда детей просили расставить по порядку картинки, изображающие завтрак, обед и ужин, американские школьники поставили их слева направо, а арабские – справа налево. С другой стороны, было показано, что взрослые, чей родной язык – иврит или немецкий, демонстрируют эту направленность, а их дети, еще не научившиеся читать, – нет.
Недавнее исследование в области рекламы показало, как это работает для товаров и услуг, в которых временной фактор является важным. Это относится не только к товарам, обещающим снижение веса и улучшение внешности (классическое «до и после»), но также антиквариата, вина, сыра, коллекционной или новой одежды, ювелирных украшений. Восприятие значительно улучшается, если прошлое (старое) будет слева, а будущее (новое) – справа. Так, старое вино воспринимается нами более конгруэнтно, если показано слева, а молодое вино – справа.
Несмотря на привязку к чтению или письму, это все же не лингвистический феномен. Так, в языках нет лексического эквивалента «прошлое – слева» или «будущее – справа». Такие фразы звучат необычно по сравнению с привычными «прошлое осталось позади» и «будущее ждет нас впереди».
Это странно, потому что мы не только читаем слева направо, но и страницы книг двигаются по этой же оси, когда мы знакомимся с содержанием. Мы также графически размещаем наши данные по этой оси. Согласитесь, вы, вероятно, никогда не видели графика, допустим, продаж компании, где слева стоит текущий год, а справа от него – года по убыванию. Попробуйте представить это в своей презентации коллегам в следующий раз: это точно привлечет внимание, а вам придется ответить на вопрос «почему?», который прозвучит со 100%-ной вероятностью.

Доминантный глаз и визуальное эго

Но как у нас работают две схемы представления времени: одна – «сзади-впереди», а другая – «слева-направо»? Это зависит от внимания в каждый конкретный момент: и когда одна схема раскрывается, вторая блокируется.
Восприятие оказалось зависимым и от доминанты глаза. Как и с руками и ногами, у нас есть доминирующий глаз. Об этом писал еще в XVI веке итальянский ученый Джованни Батиста дела Порта в своей книге «De refractione optices parte». Узнать это довольно просто – возьмите в руку карандаш или ручку и держите прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки. Соедините кончик ручки с какой-либо точкой на стене. Закройте один глаз – сдвинулся ли кончик относительно точки на стене? При закрытии одного из глаз точка сместится. Именно этот глаз и является доминантным для вас, потому что вы прицеливались именно им.
Статистика показывает, что около 65% людей полагаются на правый глаз, 32% – на левый, только 3% – амбикулярны (нет различий в доминировании между правым и левым глазом).
Было показано, что в 2/3 случая, объект, на который вы смотрите доминирующим глазом, кажется чуть больше, чем если смотреть на него недоминирующим. Другое исследование обнаружило, что объект перед доминирующим глазом кажется ближе. Кроме того, доминирующий глаз имеет больше силы произвольной мускулатуры, а значит, чаще используется как первоначальный источник информации о визуальных объектах. Он также имеет даже больше нейронных выходов, то есть сообщает больше информации мозгу. Это позволило ученым предположить существование так называемого визуального эго в доминантном глазе. Если предложить человеку поставить точку посередине линии, то люди чаще уводят ее в сторону доминантного глаза. То есть, для правоглазых людей правая сторона весомее и значительнее левой.
Значит ли это, что правши в культуре, где читают и пишут слева направо, лучше представляют себе будущее, что оно для них ближе, больше и значимей, чем для левшей? Это не доказано. Зато есть большое пространство для исследований – можно сравнить какие-то характеристики обществ (например число инноваций) с разными пространственными представлениями прошлого-будущего.

Смотреть на будущее одним глазом

Что же со всем этим делать с практической точки зрения? Можно пробовать смотреть на будущее одним глазом, по очереди. Нарисовать его ближе к настоящему или дальше, справа или слева, и отмечать, какие идеи приходят в голову. Если будущее кажется слишком абстрактным, можно попробовать задать себе несколько раз вопросы, начинающиеся с «как?». Недавнее исследование показало, что будущее сразу же становится конкретнее. Если конкретика не нужна, можно сделать его более абстрактным, задав подряд вопросы, начинающиеся с «зачем?» и «почему?».
Один из очевидных советов – пробовать представлять себе будущее по-разному, а не использовать только одну схему.
Один из фактов, который открылся в некоторых исследованиях: есть тип людей, для которых расположение объектов маловажно – это люди с низкой востребованностью к структуре окружающего мира, как правило, весьма креативные и независимые в суждениях. Так что такие манипуляции со временем могут, вероятно, как запутать в своих представлениях, так и помочь открыться новым идеям, увидеть и понять что-то, что лежит, так сказать, прямо перед глазами, справа.
У индейцев племени Тоба, упомянутых в начале статьи, ситуация со временем еще сложнее, чем просто будущее позади. Время двигается против часовой стрелки от правого плеча, где находится настоящее обозревателя, переходя прямо вперед, перед глазами, где расположено недавнее прошлое. Продолжает движение влево, где находится давнее прошлое, которое смешивается с далеким будущим, и заходит за спину, где живет ближайшее будущее. Это будущее стремительно подходит к правому плечу, где находится настоящее, – и так по кругу. Поэтому индеец, если хочет знать, что его ожидает в ближайшее время, оборачивается направо назад, а когда задумывается о далеком прошлом, то смотрит через левое плечо. Может, нам стоит иногда думать о будущем, как это делают Тоба?

Первоначально опубликовано на Slon.ru