Tag Archives: предсказание будущего

И еще раз о предсказаниях

Бахыт ЖуматоваКак пишет газета  Экспресс-К, “Экстрасенс из Казахстана предсказала наводнение в США.

Всего один день остался в запасе у человечества. Апокалипсис наступит 21 мая 2011 года, то есть уже завтра. Миллионы людей во всем мире готовятся предстать перед Всевышним.

Однако финалист “Битвы экстрасенсов” экстрасенс из Уральска Бахыт Жуматова уверена, что дело ограничится малой кровью.

Пророчество о конце света сделал проповедник из США Гарольд Кемпинг, который утверждает, что апокалипсис наступит 21 мая 2011 года в восемь часов утра по времени Астаны. По его словам, только два процента человечества окажется в раю, остальные попадут в ад. Тем временем некоторые ученые подтверждают, что конец света мог произойти в апреле 2011 года, когда ожидалась остановка вращения земного ядра. В результате произошло бы рассеивание атмосферы планеты. Однако вместо этого произошло землетрясение в Японии, а ядро планеты начало вращаться в обратную сторону.

– Я не думаю, что конец света произойдет, – поставила точку финалист “Битвы экстрасенсов” Бахыт Жуматова, предсказавшая через нашу газету разрушительное землетрясение в Японии и Алматы. – Однако в моих видениях ко мне пришло откровение, что 21 мая будет сильное наводнение. Причем как раз в США, откуда звучит пророчество о конце света”.

Ставлю 1000 против одного, что завтра она не убьет себя об стену.


Поход в кондитерскую

Шоколадный торт

Мы не любим делать вещи, которые нам не нравятся, или представляются тяжелыми. Мы пытаемся отсрочить день, когда их делать все же приходится. Это нормально, потому что весьма по-человечески. Современная психология объясняет такое поведение тем, что цена вопроса, если делать что-то сейчас, сегодня, сию минуту, кажется гораздо больше, чем польза, которая, к тому же, находится в отдаленном будущем. А с будущим у нас вообще не простые отношения. Мы испытываем сложности обработки информации, связанной с будущим – потому что это что-то непредсказуемое и, что уж там скрывать, не существующее.

А вот зачем мы откладываем дела, которые нам нравятся, приятны и легки? Почему мы начинаем писать какие-то бумаги (не очень приятная деятельность) уже близко к окончательной дате сдачи, но также и идем на выставку (приятное занятие) ближе к дате закрытия, хотя мы ждали, и не могли дождаться, когда она откроется, узнав о ней 4 месяца назад?

Психологи из Калифорнийских университетов в Сан-Диего и Лос-Анджелеса решили посмотреть на этот феномен в экспериментах (Shu & Gneezy, 2010). Так, спрашивая людей в трех крупных городах – Лондоне, Чикаго и Далласе, психологи хотели понять, сколько достопримечательностей города эти люди посетили, имея практически неограниченное время для этого (если они были жителями этих городов) или ограниченное время (если они были только визитерами). Вот что выяснилось: в первые два года мы склонны посещать достопримечательности, затем следует плато – наша активность исследования города остается на одном уровне. 60% людей посещали интересные места города только тогда, когда с ними были гости, которым они и показывали город. Для гостей самым оптимальным оказывается двухнедельное пребывание в городе – по числу достопримечательностей схоже с тем числом, которое достигается людьми, живущими в городе около года, разумеется, первого года жизни в городе.

Ну, это мы всегда подозревали. Кто не слышал, как гости города говорят о том, где они успели побывать, а вы вспоминаете, что были в каком-то месте, которое они нашли просто восхитительным, десять лет назад. Сколько раз люди говорили мне – вот если б я жил около моря, я бы купался там каждый день по два раз. Ну да, мы все так думаем, а потом заставляем себя пойти туда хотя бы два раза в год.

А не пойти ли мне на массаж в спа-салон? Тем более бесплатно.Представьте, что я вам даю прямо сейчас подарочный сертификат на 45-ти минутный массаж в очень хорошем спа-салоне. Сертификат истечет через неделю.

Пойдете ли вы туда? Как заняты вы на этой неделе, чтобы реально найти время? Сколько вы готовы заплатить, чтобы продлить срок действия сертификата? Когда вы ответите на эти вопросы, попробуйте представить другую ситуацию:

Я дал вам этот же сертификат, а вы его положили и забыли. А теперь представьте, что прошел ровно месяц и вы случайно его обнаружили: “О! У меня сертификат на 45 минут массажа!”. Посмотрели внимательно и увидели, что он истекает через неделю.
И ответьте честно на те же вопросы.

Вот что происходило с людьми, такими же, как вы (графики слева) – если что-то приятное еще не очень скоро, мы склонны считать, что мы сможем это сделать, будем менее заняты, и суетиться по поводу продления не стоит.

Ну, допустим, это все фантазии. А вот что случилось в реальности. Участникам эксперимента действительно дали сертификаты в очень хорошую французскую кондитерскую. Сертификат позволял бесплатно заказать один кусочек торта и порцию напитка. Одна группа получила сертификат, срок действия который заканчивается через 3 недели, другая группа – через 2 месяца.

Участников просили предсказать, еще до того, как они получали сертификат, свои шансы на то, что они используют сертификат. В конце эксперимента психологи подсчитали, кто в реальности воспользовался сертификатом.

Вот график, наглядно демонстрирующий результаты:

Сравнение предсказания с реальностью

Сравнение предсказания с реальностью. Адаптировано из Shu & Gneezy, 2010

Еще несколько экспериментов с кинотеатрами также показали схожую картину.

Мы думаем, что у нас есть время, и в будущем будет иначе: у нас будет больше свободного времени, больше желания заниматься приятными делами, и больше радости. Но будущее окажется вероятнее всего таким же, как и сегодняшний день.  И мы теряем позитивный опыт, – ведь смотрите, как мало людей воспользовалось оплаченным походом в кондитерскую.

Для нас – независимо от роли, которую мы играем – потребителя или маркетолога, важно понимать, что чем ближе последний срок действия чего-то, дата сдачи отчетов, или приближение праздников, тем активнее мы становимся и уже не откладываем действия. Создавайте их для себя. Если у нас есть какие-то такие приятные действия, мы должны ставить себе срок реализации. Лучше всего работает один день.

С другой стороны, некоторые компании сознательно используют этот феномен – так, например BestBuy, выдавая за покупки подарочные сертификаты с длительным сроком их реализации, получает ситуацию, когда клиенты их не используют, что хорошо для компании. В 2006 году неиспользованые сертификаты были на сумму 46 миллионов долларов. Ирония в том, что потребительские общества сегодня пытаются в законном порядке продлить срок действия подарочных сертификатов, объясняя это тем, что клиенты не успевают их использовать. Но вы-то теперь понимаете, это только увеличит долю неиспользованного добра.

Shu, S., & Gneezy, A. (2010). Procrastination of enjoyable experiences. Journal of Marketing Research, 47(5), 933-944.

Фото отсюда.


Дочки-матери. Верьте в своих дочерей

мать и дочьОжидания матери относительно будущего дочери могут иметь весьма существенные   последствия: эти ожидания влияют на образование, и контроль над собственной жизнью ее дочери.

В 1980 году в Великобритании около тысячи матерей десятилетних дочерей спросили, когда, по их мнению, их дочь покинет школу: в 16, 17 или 18 лет?
В 1996 году женщины, (те самые дочери), чьи матери  полагали, что дочь будет учиться дольше, зарабатывали больше других дочерей из этого же исследования.

А в 2000 году, уже, будучи 30-ти летними, они считали, что у них больше контроля над собственной жизнью, в сравнении с женщинами, чьи матери двадцатью годами раньше предполагали их более раннее расставание с учебой.

Эта ассоциативная связь не зависит ни от общего развития ребенка, ни от национальности или расы. Что удивительно, ожидания матери относительно будущего сына не выявили никаких ассоциаций.

Flouri, E. & Hawkes, D. (2008). Ambitious mothers – successful daughters: Mothers’ early expectations for children’s education and children’s earnings and sense of control in adult life British Journal of Educational Psychology, 78 (3), 411-433


Рабочая память является лучшим предсказателем академической успеваемости чем IQ.

рабочая памятьРабочая память – это способность нашего мозга удерживать необходимую информацию на время выполнения какого-то процесса. Например, когда вам говорят, как проехать куда-то, а вы можете представлять себе маршрут без записи в блокноте, или когда вы складываете 24 и 56,  в уме, без использования калькулятора, или ручки и бумаги.

В исследовании, результаты которого опубликованы в феврале 2010 года (Alloway & Alloway, 2010), у детей замерялись тестами рабочая память и IQ, сначала в 5 лет, а затем в 11 лет. Также была проверена их академическая успеваемость в чтении, произношении и математике.

Результаты показали устойчивую связь между рабочей памятью и академической успеваемостью, независимо от IQ. Рабочая память также может являться точным предсказателем будущего академического успеха школьника. В свою очередь, IQ показал свою ненадежность как предсказатель.

Рабочая память растет с возрастом, хотя, в целом, остается довольно стабильной по объему.

Alloway, T., & Alloway, R. (2010). Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment. Journal of Experimental Child Psychology.