Tag Archives: романтические отношения

Что Шелдон Купер читает в туалете

Шелдон говорит о недавнем исследованииВ одном из эпизодов нынешнего сезона Теории Большого Взрыва, Шелдон говорит об исследовании, что люди, вступая в романтические отношения, теряют одного-двух друзей. Зная нелюбовь Шелдона к социальным наукам, я задался вопросом, как и Говард, с чего вдруг он читает статьи по психологии. На что тот ответил, что он сидит в туалете, как и все нормальные люди. Что же именно он там читает?

Robin DunbarАвтор исследования (слева на фото) – Робин Данбар (Robin Dunbar), тот самый автор числа Данбара – когнитивный лимит числа людей, с которыми у человека могут быть стабильные социальные отношения, равное 150 (от 100 до 230).
Опросив по интернету 540 человек (428 женщин и 112 мужчин), команда Данбара сравнивала число друзей у одиноких людей и людей с романтическим партнером. Оказалось, что число друзей у одиноких – 5,8, а у людей в отношениях – 5 (но это включая романтического партнера). Фактически, вступая в отношения, человек теряет двух друзей. Данбар объясняет это тем, что интенсивность и объем общения физически ограничены, и каким-то друзьям его попросту не достается, из-за того, что их друг теперь занят своим романтическим партнером.

Результаты исследования были озвучены на Британском фестивале науки осенью четыре года назад в 2010 году, и именно тогда появились заголовки в газетах (вроде Falling in love cost you friends) и статьи в интернете. Само исследование должно было появиться в журнале Personal Relationship. Но не появилось, равно как и в других журналах: в списке публикаций Данбара, как и соавтора исследования Макса Бартона-Челью (Max Burton-Chellew) такой статьи нет. Это можно объяснить тем, что на фестивале науки выступающих ученых просят делиться самыми любопытными и вызывающими интерес новостями – пресса и публика ждет именно этого. Это делается для улучшения образа науки в обществе. До научной публикации дело могло и не дойти. тем не менее, выводы, вероятнее всего, верные.

Итак, Шелдон не мог читать в туалете специализированные журналы по психологии, а, весьма вероятно, читает какие-то женские журналы (мы же знаем, что он читает Космо). И читает он эти материалы либо невнимательно, либо сами материалы невысокого качества. Смешно же слышать от него в 2014 году его слова по поводу исследования, которое было озвучено четыре года назад: «Согласно недавнему исследованию Оксфордского университета…»


Вам нужна помощь?

Парочка, держащаяся за руки122 студента были приглашены принять участие в эксперименте (Rubin, 2011); они были случайным образом распределены в две группы. Всем им показывали фотографии двух людей. Только для одной группы люди на фотографии просто стояли или шли рядом, а на другой – держались за руки. Посмотрев на фотографии, студенты должны были ответить на несколько вопросов. Суть их сводилась к тому, чтобы узнать насколько они были склонны просить помощи у других, для выполнения, например, курсовой работы. Те, кто смотрел на держащихся за руки, были значительно более склонны просить помощи.

Марк Рубин, старший преподаватель факультета психологии Университета Ньюкасла в Австралии, проводивший этот эксперимент, обнаружил, что эффект присутствовал вне зависимости от того, подозревали ли что-то подобное участники эксперимента, или того, насколько участники вообще склонны просить кого-либо о помощи. Кем были держащиеся за руку на фотографии – романтической парой или дочка с мамой – также не имело значения.

Ниже – одна из пар фотографий, использованных в эксперименте:

Фотографии, использованные в экспериментеОднако, следует заметить, что участники эксперимента лишь выражали свое намерение просить о помощи, и из этого эксперимента неясно, будет ли это выражаться так же и в поведении. Однако, вероятнее всего, будет – во всяком случае, другой эксперимент, проведенный два года назад, продемонстрировал немедленное поведение, хотя и в другом направлении – в желании помочь другим.

Шестьдесят полуторагодовалых детей приняли участие в этом эксперименте (Over & Carpenter, 2009). Их разделили на четыре группы и детям в каждой группе показывали по одной фотографии: на одной были игрушечные кирпичики, на другой – две куклы, “отвернувшиеся” друг от друга, на третьей – одинокая кукла, а на четвертой – куклы, стоящие рядышком.

После этого мимо ребенка проходил как бы случайно экспериментатор, и как бы случайно ронял палочки. Ребенок зачастую спонтанно наклонялся и поднимал одну или несколько палочек и вручал дяде. Так вот, те дети, которые видели фотографию двух кукол, стоящих рядышком, в три раза более часто поднимали палочки, чем видевшие любые другие фотографии.

Образ людей стоящих рядом, по всей видимости, рождает просоциальное поведение. А когда эти люди еще и держатся за руки – это усиливает такое поведение. Обратите внимание, что разница в фотографиях минимальная – ну стоят люди, и держатся за руки. Казалось бы, что такого? Но даже эти, едва заметные изменения в нашей социальной среде могут продвигать просоциальное поведение. Или, наоборот, какие-то другие могут его уменьшать. Что-то мы уже знаем, а о чем-то пока даже не догадываемся.

Over, H., & Carpenter, M. (2009). Eighteen-Month-Old Infants Show Increased Helping Following Priming With Affiliation. Psychological Science, 20 (10), 1189-1193 DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02419.x.

Rubin, M. (2011). Social affiliation cues prime help-seeking intentions. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 43(2), 138-141. Doi:10.1037/a0022246.

Фото с сайта автора исследования.


Ты мне нравишься, хотя я не понимаю, почему

Barak-BushЕсли лицо незнакомого нам человека слегка напоминает нам лицо любимого человека, это положительно влияет на наше суждение об этом незнакомце. И происходит это неосознанно. Психологи Корнелльского университета (Günaydin et al., 2011) пригласили парочки влюбленных и дали им задание оценить новые лица. 24 лица показывались на мониторе компьютера по полсекунды каждое. Участники должны были оценить, понравилось ли им лицо или нет. Между тем, неведомо для участников, психологи, используя техники морфинга (например, такой, как здесь ), половину лиц незнакомцев сделали чуть похожими на партнера. Таким образом, когда девушка (или парень) смотрела на новые лица, 12 лиц были похожи на ее парня (или девушку). Выяснилось, что девушки оценивали незнакомого мужчину чаще положительно, если черты лица его были похожи на ее парня. Парни же, в свою очередь, не делали различий – похожа незнакомая девушка на его подружку, или нет. Также, было обнаружено, что чем сильнее и крепче романтические отношения в паре, тем лучше девушки оценивали незнакомцев, похожих на ее партнера. Это, что называется, активация образа партнера, которая отличается от всего другого.

Günaydin, G., Zayas, V., Selcuk, E., & Hazan, C. (2011). I like you but I don’t know why: Objective facial resemblance to significant others influences snap judgments. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.001.