Tag Archives: физическая привлекательность

Amour

Francis Cabrel

Francis Cabrel

Слова и музыка песен оказывает на нас влияние. Вот почему не надо слушать шансон! Как я уже писал, романтическая музыка помогает продаже и покупке цветов. Агрессивная музыка вызывает у нас аналогичные чувства.

Психологи из Парижского университета и университета Южной Бретани во Франции (Guéguen, Jacob, & Lamy, 2010) сначала выбрали путем нескольких опросов песню с романтической темой и одну нейтральную. Если хотите знать, то романтической песней была выбрана “Je l’aime à mourir” Фрэнсиса Кабреля (Francis Cabrel).  Вы, конечно, хотите сразу же узнать, как она звучит. Что ж, это легко. Вот смотрите. В youtube есть много и других версий, и песню скачать можно.

Затем отобрали студенток, у которых на время эксперимента не было романтического партнера. У лаборатории их встретила женщина-экспериментатор, которая рассказала, что цель исследования – обсудить органик-продукты с другим участником. Но пока тот участник не прибыл, ей можно подождать в этой комнате. Участница ждала на диване в этой комнате, где негромко играла какая-то песня. Случайным образом выбиралась либо романтическая песня, либо нейтральная. Ровно через три минуты входила экспериментатор, и говорила, что другой участник пришел, и провожала девушку в лабораторию. Там уже сидел 20-ти летний парень, помощник психологов. Парень был выбран из 12 других, путем опросов и рейтингов, сделанных ранее – у него были самые средние показатели физической привлекательности. Понятно, что это было сделано для того, чтобы минимизировать влияние привлекательности. Парень, кстати, был не в курсе цели и методов исследования.

Им была дана инструкция попробовать два вида печенья – одно “органик”, то есть содержащее какие-то органические ингредиенты, а другое – такое же, но уже без таких ингредиентов, и обсудить разницу между ними. Помощнику дали инструкцию говорить всегда то же самое, те же самые аргументы. Для нас, как вы уже понимаете, и для эксперимента – неважно какие.

После пяти минут обсуждения экспериментатор входила и объявляла об окончании дискуссии и, собственно, эксперимента. Она говорила, что ей нужно пару минут на завершение дел, и просила подождать тут, пока она вернется. Когда она выходила, помощник, следуя инструкциям, говорил девушке с улыбкой: “Меня зовут Антуан, как вы знаете, и я нахожу вас очень привлекательной. Я подумал, вы не дадите мне номер своего телефона? Я позвоню, и мы можем встретиться на следующей неделе?”. Сказав это, помощник должен был десять секунд смотреть в глаза девушке и улыбаться. Если девушка давала номер телефона, он его записывал и благодарил ее. Если нет, он говорил: “Печально, ну ладно, без проблем”. И тут входила экспериментатор. Позже девушку осторожно выспрашивали, догадались ли они о цели эксперимента. Ни одна не показала знания какой-то связи между песней и тем, что происходило.

Результаты вы можете видеть на таблице.

Влияние музыки на романтические отношения
Разница между двумя условиями была статистически значимая (p = .02). Как вы увидели, музыка – великая вещь, а романтическая музыка – страшная сила. Выводы делайте сами.

Guéguen, N., Jacob, C., & Lamy, L. (2010). ‘Love is in the air’: Effects of songs with romantic lyrics on compliance with a courtship request. Psychology of Music, 38(3), 303-307.


Красивее – значит лучше

Голосование по критерию привлекательностиКогда мы оцениваем людей при приеме на работу, или сами участвуем в роли кандидата, нам может быть интересно, какие процессы принятия решения работают в этой ситуации. Вообще, человек старается использовать наиболее простые эвристики (правила) принятия решений. Одна из таких эвристик звучит так: “Красивее – значит лучше”. Она предписывает нам оценивать только физическую привлекательность и, на основе этого, выносить суждения и решения. Мы делаем это, в основном, неосознанно, и очень быстро. Затем, уже сознательно мы можем обосновать свое решение, и вовсе не обязательно, что мы скажем себе, или другим, что мы основывали свой выбор на факторе привлекательности. Разумеется, такая эвристика несовершенна, зато она не требует от нас большой когнитивной нагрузки, что мозг вполне устраивает, и, в реальности, мы пользуемся чаще ей, нежели тщательным логическим размышлениям о всех сторонах человека.

Так, например, в одном эксперименте (Chiao, Bowman, & Gill, 2008) участникам предлагалось смотреть и оценивать лица политических кандидатов на выборах, в США. Никакой информации, кроме фото им не предоставлялось. Физическая привлекательность играла одну из главных ролей. Самое интересное, что привлекательность кандидатов, оцененная в этом эксперименте, хорошо коррелировала с последующими реальными результатами выборов этих кандидатов.

Другое исследование, проведенное психологами университета Флориды и университета Мюнхена (Agthe, Spörrle, & Maner, 2010), показало, что при приеме на работу мы отдаем предпочтение красивым людям – и чем они красивее, тем больше у них шансов. Однако, только тогда, когда они противоположного пола. Вероятнее всего, мы рассматриваем однополого красавца/красавицу как угрозу своей ситуации. И это находит подтверждение. Так, эксперимент (Hazlett, & Hoehn-Saric, 2000) использовал электромиографию, технику для оценки и записи электрической активности в клетках скелетных мускулов. Женщинам-участницам эксперимента, показывали лица людей различной степени привлекательности. Когда они видели привлекательные лица женщин, то регистрировалась активность в мышце, хмурящей брови и определенное возбуждение. В сравнении с реакциями на другие лица (мужчин и менее привлекательных женщин), привлекательная соперница действительно воспринимается как конкурент.

Картинка адаптирована из Chiao, Bowman, & Gill, 2008.

Agthe, M., Spörrle, M., & Maner, J. K. (2010). Don’t hate me because I’m beautiful: Anti-attractiveness bias in organizational evaluation and decision making. Journal of Experimental Social Psychology, 46(6), 1151-1154.

Chiao, J., Bowman, N., & Gill, H. (2008). The political gender gap: gender bias in facial inferences that predict voting behavior. PLoS ONE, 3 (10).

Hazlett, R. L., & Hoehn-Saric, R. (2000). Effects of perceived physical attractiveness on females’ facial displays and affect. Evolution and Human Behavior, 21(1), 49-57.