Скоро Новый год, пора загадывать желания. Удивительно, но для многих людей, это – единственное время, когда они думают о своих желаниях. Причем, по классике, кто-то кричит: «О, осталась минута до Нового года, давайте быстрее загадывайте желания!» И ты лихорадочно пытаешься сформулировать самое важное, и уже некогда сравнивать и выбирать из пары вариантов, а то не успеешь. Будет вообще глупо, так пропустить момент, который бывает раз в год.
Сама церемония загадывания желания в таком виде — вполне себе правильная штука, так стоит делать. Вот с желаниями нехорошо получается. К этому моменту они должны быть готовы, горяченькие и тщательно продуманные. Вы должны знать их досконально, знать, какова вероятность у каждого, что оно осуществится, и что нужно сделать, чтобы ее повысить.
Справа – все известный Hyperloop One образца 2017 года.
А вот слева – рисунок художника автомобиля будущего, нарисованный 100 лет назад, в декабре 1917. Он был опубликован в журнале Scientific American, Vol. CXVIII, No. 1; January 5, 1918.
Аристотель частенько вспоминал историю Гомера о Гефесте, боге-кузнеце, который создал первых роботов. Они были настоящей мечтой: сделаны из золота, в виде женщин и изобретательно услужливы.
Было бы так здорово иметь таких, думал Аристотель, ведь он любил кушать под музыку, а ее часто играли рабы.
Зачем нам нужно думать о наших братьях, которые принадлежат к низшему классу? — спрашивал с досадой Аристотель. Он мечтал о том времени, когда музыка игралась сама собой, чтобы не пришлось принуждать других людей, людей низшего сословия, – не от того, что это тяжело для них, а чтобы просто не видеть и не вступать с ними в контакт.
«Рабство – недостойная вещь, но нам оно необходимо, чтобы кто-то играл музыку, без нее-то нам никак!»
Lanier, J. (2013). Who owns the future? New York : Simon & Schuster.
В будущем мы решим все проблемы человечества, или, как минимум, драматически улучшим существующее положение вещей. Если проблема не будет решена в самом ближайшем, то тогда уж точно — в 2035 году. Рак, социальное неравенство, ожирение, изменения климата, быстрая доставка пиццы – еще чуть-чуть, и от них не останется и следа. Кто в этом сомневается?
Есть простое упражнение — брать предсказания былых лет и смотреть, как все сложилось. Давайте возьмем сравнительно не очень сложную и не очень серьезную проблему. Зато она обладает характерными для таких проблем чарами: всем всегда кажется, что она будет вот-вот решена. Эта проблема – дорожные пробки.
В 1939 году Дженерал Моторс на Всемирной выставке в Нью-Йорке в своей Футураме показал всему миру, что люди в недалеком будущем, а именно в 1959 году, будут наслаждаться ездой без стресса и пробок. Надо просто построить красивые безопасные магистрали и развязки.
В 1956 году Дженерал Моторс опять показывает видео про будущее. Сначала мы видим идеальную американскую семью – супругов, с сыном и дочкой. Они стоят в пробке, и жалуются, что пока система магистралей не будет опять улучшена, этот кошмар будет продолжаться. Но сыну приходит гениальная идея: перенестись в 1976 год и посмотреть, как все будет выглядеть. Переносятся они, кстати, с помощью подкручивания ручки в радиоприемнике. Имейте в виду, если решите путешествовать в будущее.
В 1976 году, конечно, пробок совсем нет. И семья оказывается в футуристической машине с газотурбинным двигателем. Отец семейства по указаниям диспетчера настраивает автопилот. Настроив, и, довольный собой, он закуривает сигару, а женщинам сын предлагает мороженое и соки – это все есть в бардачке машины, разумеется.
Видео стоит посмотреть еще хотя бы и потому, что они выражают свои сильные эмоции пением!
Как мы знаем, ни в 1976, ни в 1996, ни в 2016 эта проблема не была решена. Люди проводят в пробках больше времени чем 30-40 лет назад.
Но вот приходит Arrivo – стартап, система «правильного» распределения дорожного движения. Инновация, и дисрапшен такой что ого-го! «Пробкам – конец!», говорит ролик.
Обратите внимание, как заметил автор статьи (Sachs, 2017) как никто в роликах не пристегивает ремни безопасности. Ладно в 1956 году – они только начинали появляться, но у Arrivo в ролике в машинах, несущихся на бешеной скорости, ни у кого из пассажиров нет ремня!
Все это похоже на иллюзию конца истории, когда в любой момент времени нам кажется, что наконец-то мы обладаем всеми знаниями, нам все понятно, и мы решим эту проблему. Теперь-то уж точно всё по другому, не то что раньше.
Мне кажется, что мы явно не решим проблему трафика за счет дополнительных полос и каких-то скользящих корыт. Само по себе будущее – не решение, и уж точно не панацея, и это хорошо, на самом деле, потому что тыкает нас носом в то, что проблемы, задачи и их решения совсем в другом.
Sachs, D. (2017). The Arrivo “End of Traffic” Video Looks a Lot Like 1956 General Motors Propaganda. Streetsblog.org, Ссылка.
Это — София, голова, которая может вести разговор, хотя и кажется, что за сценой сидит оператор. Но ее создатель Дэвид Хансон из Hanson Robotics считает ее настоящим роботом с искусственным интеллектом. Он также уверен, что она как две капли воды похожа на Одри Хепберн, и это странно вдвойне, потому что она совсем не похожа, а во-вторых, он ранее работал в диснеевской студии.
Недавно в Саудовской Аравии во время Future Investment Initiative ей пожаловали гражданство, первое гражданство в мире, выданное роботу. Это, конечно, пиар-ход, но с этическими кружевами. Она стояла на сцене и что-то говорила, а ее голова не была покрыта платком, и она вообще находилась там без сопровождения мужчины. Местные женщины возмутились, указывая, что у робота оказалось больше прав, чем у них. Им самим лишь накануне милостиво разрешили ездить за рулем, начиная с июля 2018 года.
Что появится раньше – равные права у женщин в той части мира, или продвинутые секс-куклы? В их разработке остаются финальные аккорды, и тогда они, безусловно, первыми получат и гражданство, и свободы. Их будут покупать, как сейчас покупают часы или машины, и так же отдавать в ремонт или менять на новые модели. У богатых будут гаражи (или гаремы) разных моделей, а у особо дорогих секс-кукол будет и своя охрана и слуги: разумеется, люди – они дешевле, и их не жалко.
The Future of Life Institute опубликовал короткометражку Slaughterbots в стиле Черного Зеркала про автономных миниатюрных роботов-убийц. Все это пока еще фантастика, но выглядит как наше будущее. Есть очень неплохие сцены.
В прошлом году, кстати, убийцу полицейских в Далласе, после долгих безуспешных переговоров подорвали взрывчаткой с помощью робота. В США у многих полицейских подразделений уже есть хотя бы один такой робот — он не летает, правда, а ползает, и пока не автономный, но убивает по-настоящему.