Продолжая вчерашнюю тему. Исследователи из Университета города Эксетер (the University of Exeter), Великобритания, задействовали 68 пожилых людей, (35 из них были женщинами), со средним возрастом 65 лет и средним временем обучения 12 лет. Сначала все участники прошли тестирование, включающее Mini Mental State Examination (MMSE; Folstein, Folstein, & McHugh, 1975). Это тест очень часто используется в исследованиях для оценки когнитивных способностей человека, потому что он чувствителен к ранним признакам деменции.
После этого началось самое интересное: создав две группы, экспериментаторы случайным образом распределили участников. Первой группе сказали, что исследование проводится с целью понимания самоопределения среди людей от 40 до 70 лет, и человек находится в более «старой» части этого интервала. Другим – что группа возрастом от 60 до 90 лет, и он находится в «молодой» части этого интервала.
Вторая манипуляция заключалась в том, что, разбив всех опять на две группы, одним предложили прочитать статью, которая якобы будет напечатана в журнале по проблемам старения. Статья называлась «Память и пожилой человек», и в ней говорилось, что с возрастом память ухудшается. В другом варианте статья называлась «Способности и пожилой человек», в которой говорилось об ухудшении мышления вообще, а именно о концентрации, принятии решений, решении проблем и прочее; о памяти не было ни слова.
Затем всем предложили себя оценить – чувствуют ли они себя моложе или старше других участников по шкале от 1 до 5 (1 – моложе, 5 – старше). И после этой оценки всех стали тестировать на память, и снова на когнитивные способности, но уже другим тестом – The Addenbrooke’s Cognitive Examination-Revised (ACE-R, Mioshi, Dawson, Mitchell, Arnold & Hodges, 2006), также чувствительным к признакам ухудшения когнитивных способностей.
И оказалось, что:
- Лучше всех результаты были в тестах у тех, кто был в «молодой» группе.
- Люди из группы «старых», кто читал статью про ухудшение памяти, сдали тест на память хуже всех.
- Те, кто оказался в «старой» группе и читал статью об общем ухудшении когнитивных способностей, в 70% случаях получили, по результатам теста ACE-R, признаки слабоумия, в сравнении с 14% людей из других групп.
Если человек самоопределяется как старый, риск определения у него признаков слабоумия вырастает значительно, на 400%. Говоря попросту, это феноменально значительный психологический эффект. Исследование показывает с такой очевидностью, что определение ухудшения когнитивных способностей и состояние самих способностей – вещи разные, и главным фактором является самоощущение человека. Это не значит, к сожалению, что наше самоощущение и есть наш возраст, но, как видите, рациональное зерно в использовании стратегий, о которых мы говорили вчера, все же есть. Таким образом, чувствовать себя моложе своих лет – весьма и весьма оптимальная стратегия, а не просто лукавство и самообман.
Haslam, C., Morton, T. A., Haslam, S. A., Varnes, L., Graham, R., & Gamaz, L. (2012).“When the age is in, the wit is out”: Age-related self-categorization and deficit expectations reduce performance on clinical tests used in dementia assessment. Psychology and Aging. Advance online publication. doi: 10.1037/a0027754.
Folstein, M. F., Folstein, S. E., & McHugh, S. H. 1975). “Mini-mental state.” A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. Journal of Psychiatric Research, 12, 189–198. doi:10.1016/0022-3956(75)90026-6.
Mioshi, E., Dawson, K., Mitchell, J., Arnold, R., & Hodges, J. R. (2006). The Addenbrooke’s Cognitive Examination Revised (ACE-R): A brief cognitive test battery for dementia screening. International Journal of Geriatric Psychiatry, 21, 1078–1085. doi:10.1002/gps.1610.
Мой главный интерес — исследования и разработка когнитивных методов омоложения. Это безумно интересная тема, которой я занимаюсь на протяжении всех последних лет и чем буду заниматься, уже, очевидно, всегда. А если методы будут работать, как и задумано, то и вечно :)
Этот серьезный вопрос часто или недостаточно часто встает перед каждым. Он волнует как смотрящих и выбирающих, так и осматриваемых и выбираемых. Ведь, в самом деле – ну как выбрать, и не ошибиться? Мы, по идее, должны оправдывать свой выбор: одно дело решить, что нам нравится попа А, потому что нравится и все, но на каком основании мы должны отвергнуть другие попы?! Это момент истины, ведь мы понимаем, что дело тут не только в попах, ведь они — символы и метафоры нашей жизни и выбора, который мы делаем каждый день. Мы достаточно долго живем в одной и той же жопе, чтобы научиться, наконец, выбирать себе нормальные и попы, и судьбу. И это как раз тот случай, когда наука спешит на помощь.
Тут изображены три зоны — на каждую девушку, с числом взглядов всех участников в каждой зоне. Как вы видите, большее число у центральной девушки, 94, за ней следует та, что слева с 51 взглядом и замыкает правая девушка с 38 взглядами. Различие – статистически значимое.
А вот, собственно, полное время длительности фиксаций:
Здесь разница статистически значимая, и центральная попа лидирует с большим отрывом – только за счет числа взглядов. Центральная попа занимает более 50% внимания, слева от нее – около 30% и правая – около 20%.
И еще одна:
Из этого анализа видно, что все же главное внимание зрителей было на попы, а не на траву, скажем, и это радует. Значительный объем внимания на спину центральной девушки, предположительно объясняется: а) руками девушек, которые как мы знаем, привлекают внимание не хуже, чем попы. б) некой динамикой, которую создают эти руки, поднимающие юбочку, потому что движение привлекает наше внимание; в) просто центральностью положения спины, г) еще чем-то.
Как и предсказывалось, руки получили довольно много внимания. Мы также знаем, что украшения привлекают внимание. Однако обратите внимание – руки на периферии картинки не удостоились вообще ни одного взгляда, даже несмотря на то, что левая рука центральной девушки — с браслетом. Даже грудь левой девушки не особо пользовалась вниманием. Снижение внимания на периферии возвращает нас к гипотезе центрального положения.
Вот и закончилось омнибус-исследование с использование прибора для слежения за движениями глаз, ай-трекинг (eye-tracking), которое началось в феврале (
Пояснение: это так называемая тепловая карта внимания. «Горячие» (красные и желтые) цвета означают наибольшее количество фиксаций глаз. Фиксации глаз коррелируют со вниманием человека на том или ином элементе. Иными словами, на что вы смотрите, то и привлекает ваше внимание.
Не только посмотрели на главные узловые элементы ситуации, но успели и пошарить глазами по всей картинке. Интересно, правда? И, казалось бы, ожидаемо, но у них оказался еще один отличный от других людей паттерн, который я, правда, не могу проиллюстрировать, потому что он проявился на картинках, которые являлись заказами, а их я показывать не могу. Но описать его можно так: в некоторых ситуациях у телохранителей взгляд привлекало что-то одно, и все фиксации происходили в этом месте, тогда как обычный паттерн просмотра таких ситуаций включал три-четыре места.
Много исследований экспериментальной психологии касаются спорта, и в течение нескольких дней я буду писать о некоторых из них. Они могут быть интересны не только спортсменам, а всем, кто овладевает новыми навыками или хочет добиться улучшения уже существующих.
Парочка похожих по тематике статей из последних журналов:
Группа психологов (Ernest-Jones, Nettle, & Bateson, 2010) из университета в Ньюкасле, Великобритания, недавно опубликовала продолжение исследований, о которых я уже 

Это исследование имеет важное значение для разработки мер по предупреждению антисоциального или опасного поведения. Так, предполагается, что если на дорожных знаках, предупреждающих о камерах, помещать не изображение камеры, а изображение глаз, то необходимый эффект будет выше. Другой пример – поместить нечо подобное такому постеру в малолюдных местах, что может уменьшить вероятность антисоциального поведения, и, возможно, даже спасет чью-то жизнь.