В лекционном зале Университета Вайоминга в 1899 году профессор химии Эдвин Э. Слоссон разыграл один из своих классов. Он объяснил, что хотел продемонстрировать распространение запаха в воздухе. Он налил немного жидкости из бутылки на комок ваты, демонстративно отворачиваясь, чтобы это было подальше от носа. Он включил секундомер и сказал ученикам поднять руку, как только они что-то почувствуют. Вот что он сообщает:
«Ожидая результатов, я объяснил, что совершенно уверен, что никто из присутствующих никогда не ощущал запаха химического соединения, которое я вылил, и выразил надежду, что, хотя они найдут запах сильным и своеобразным, он не будет слишком неприятным. Через пятнадцать секунд большинство из тех, кто был в первом ряду, подняли руки, а через сорок секунд «запах» распространился по задней части зала, сохраняя довольно регулярный «волновой фронт» по мере его распространения. Около трех четвертей аудитории заявили, что ощущают запах, причем не чувствовали «запах» в большинстве своем мужчины, в среднем по всей аудитории. Больше, вероятно, поддалось бы предложению, но через минуту я был вынужден прекратить эксперимент, так как некоторые из сидящих на передних сиденьях были уже чрезмерно раздражены запахом и собирались покинуть комнату».
Психолог Дебра Зеллнер проделывала такой фокус, фактически, иллюзию, обманывающую как обоняние, так и зрение: она наливала прозрачную, пахнущую жидкость в два прозрачных стаканчика, и добавляла краситель в один из них. Она предлагала понюхать жидкости людям с повязкой на глазах, и для них жидкости пахли одинаково. Однако, когда те же самые стаканчики люди нюхали без повязки, подкрашенная жидкость пахла сильнее.
Она изменяла этот эксперимент, добавляя иллюзию вкуса: чтобы исключить обоняние носом, стаканчики закрывались крышкой, и люди пили воду из стаканчиков из прозрачных трубочек. Теперь эффект становился обратным – подкрашенная жидкость казалась пахнущей меньше.
Gilbert, A. N. (2008). What the nose knows: the science of scent in everyday life. New York: Crown Publishers.