Кто были ваши родичи? Гордитесь ли вы ими? И почему вас это волнует?
Почему мы думаем о наших далеких родичах, ищем о них информацию, гордимся тем, чего они достигли? Люди тратят солидные деньги, чтобы построить свои генеалогические деревья, и узнать, откуда они произошли. Я и сам, например, когда сделал свой генетический анализ, посмотрел и на свое происхождение: материнская хаплогруппа — К1, отцовская хаплогруппа — R1a1a. И что с того?
Некоторые люди полагают, что, поскольку они — родственники какого-то значимого персонажа в прошлом, это делает их более значимыми, чем есть на самом деле. А вдруг это действительно дает нам какие-то психологические ресурсы, которые позволяют нам лучше функционировать?
Когда мы думаем о том, что нашим предкам пришлось пережить, через какие трудности и тяготы пройти, какой ценой заплатить за то, чтобы мы жили лучше, чем они, мы начинаем думать о своих проблемах гораздо позитивнее.
Психологи из Австрии и Германии (Fischer et al., 2010) выдвинули гипотезу, что именно так может происходить улучшение способности решать проблемы. В первом эксперименте студенты из Университета Кельна, в Германии, были разделены на три группы. Одна группа получила инструкцию подумать о своих предках, живших в 15 веке. Инструкция выглядела таким образом:
Пожалуйста, подумайте о своих предках, живших в 15 веке, о своих пра-пра-пра-пра-пра… предках. Представьте, чем они занимались в свое время, как они жили, какие у них были профессии, сколько у них было детей и так далее. Также представьте, что бы ваш предок сказал бы вам сегодня, если бы вы могли встретиться. Думайте обо всем этом, до тех пор, пока экспериментатор не подаст вам знак остановиться.
Вторая группа получила точно такую же инструкцию, только фраза о “своих предках, живших в 15 веке” была заменена на “о своих прапрародителях”. Контрольной группе предложили подумать о последнем визите супермаркета. Во всех случаях участники эксперимента думали на протяжении 5 минут. А затем всем задали следующие вопросы, на которые они должны были выставить оценку от 0 до 10. Поскольку участниками эксперимента были студенты психологии, то вопросы касались, в том числе, и их учебы.
Как хорошо, по вашему мнению, вы сдадите финальный экзамен своего обучения?
Как хорошо, по вашему мнению, вы вообще будете учиться?
Вы думаете, вы достигните целей своей карьеры?
Насколько, как вы думаете, вы контролируете свою судьбу?
Оказалось, что те, кто думал о своих предках (а разницы между прапрадедами и предками 15 века не выявилось), полагали, что с учебой у них все будет хорошо, и думали, что они более контролируют свою жизнь, чем те, кто думал о походе в супермаркет. Выяснив это, исследователи пошли дальше и во втором эксперименте людей просили нарисовать фамильное дерево, а в контрольном условии – подумать о последнем походе в супермаркет. Также как и ранее, на задания давалось 5 минут. После этого все выполняли задачу на измерение интеллектуальных способностей — на поиск аналогий. Зависимой переменной (что измерялось) являлось количество правильных ответов на этот тест. Замеряли и сами попытки решить задачи, вне зависимости от правильности. Кроме этого, измерялось чувство контроля следующими оценками по шкале от 0 до 10:
У меня полный контроль над своей жизнью.
У меня полный контроль над моей профессиональной карьерой.
Я контролирую все плохое, что происходит в моей жизни.
Я контролирую все хорошее, что происходит в моей жизни.
Результаты показали, что люди, нарисовавшие свое генеалогическое дерево, чуть-чуть, но статистически значимо, больше произвели правильных ответов. Значительно больше они пытались решить задачи. Они также полагали, что контроля в жизни у них значительно больше.
И еще одно исследование – теперь участникам предлагалось подумать либо а) о друзьях, б) о родичах, живших в 15 веке, или в) о родственниках, поныне живущих. И опять, как и в первом эксперименте, никакой существенной разницы между родственниками, живыми либо почившими столетия назад в оценке контроля над своей жизнью или качеством решения интеллектуальных задач выявлено не было. Зато куда превосходило показатели тех, кто думал о друзьях. Дизайн этого эксперимента ставил целью проверить, не возникает ли эффект как реакция на людей, которые нам нравятся. Мне было очень интересно узнать о существенной разнице в результатах между родственниками и друзьями. Воистину, каков бы ни был вам друг, родная кровь все таки существенно отлична в своих проявлениях.
А что, если мы думаем о родственниках не очень хорошо? Психологи предложили людям подумать и об этом: в одном случае, об их родственниках (в половине случаях – о положительных качествах, и в половине – об отрицательных), и точно также о себе самом. В результате, по итогам интеллектуальных тестов, родственники “победили” всех остальных – причем независимо от того, думали о них хорошо или плохо.
Напоминание нам о родственниках несет позитивный психологический эффект. Этот эффект не зависит ни о того, видели ли мы этого родственника, или нет, жил ли он триста либо двадцать лет назад, думаем мы о нем хорошо, или нет. Эффект проявляется в улучшении интеллектуальных способностей, что было показано в этих экспериментах. Остается еще выяснить, каков эффект в других сферах – в области творческого мышления, социального поведения, принятия решений, и других.
Как мы можем это практически применить? В условиях, когда требуется лучшее интеллектуальное функционирование – при решении каких-то задач, на экзаменах, при стрессе, в ситуациях, когда мы не очень уверенны и других, аналогичных случаях – надо подумать о нашем дедушке или бабушке.
Fischer, P., Sauer, A., Vogrincic, C., & Weisweiler, S. (2010). The ancestor effect: Thinking about our genetic origin enhances intellectual performance. European Journal of Social Psychology.
Фото с сайта The Lost Passport Photo Gallery.
Группа психологов (Ernest-Jones, Nettle, & Bateson, 2010) из университета в Ньюкасле, Великобритания, недавно опубликовала продолжение исследований, о которых я уже 

Это исследование имеет важное значение для разработки мер по предупреждению антисоциального или опасного поведения. Так, предполагается, что если на дорожных знаках, предупреждающих о камерах, помещать не изображение камеры, а изображение глаз, то необходимый эффект будет выше. Другой пример – поместить нечо подобное такому постеру в малолюдных местах, что может уменьшить вероятность антисоциального поведения, и, возможно, даже спасет чью-то жизнь.
Чтобы разобраться, желательно, окончательно, с этими феноменами, психологи (Hansen и Wänke, 2009) создали дизайн следующего эксперимента. Сначала участников эксперимента просили сжать ручной эспандер доминантной рукой, и как только они это делали, экспериментатор вставлял губку и засекал время. Как только губка падала (рука разжималась), секундомер останавливали. Разумеется, ожидалось, что люди будут отличаться по силе мускулов, и это требовалось, чтобы замерить разницу между длительностью до и после эксперимента.
Продолжая эксперименты, Hansen и Wänke (2009), сначала оценили стереотипы нескольких профессий, опрашивая студентов. Выяснилось, что уборщица считается наименее интеллектуальной профессией, в особенности, по сравнению с профессором университета. Неважно, что мы знаем весьма умную уборщицу и непроходимо тупого профессора – это же стереотипы, которые устойчивы и широко распространены.
Психологи предварительно отобрали, экспериментальным путем, из 100 вопросов 42 таких, которые были признаны не самыми сложными и не самыми легкими. Вопросы – фактически такие же, как мы можем видеть в бесчисленных телешоу – вопрос, и надо выбрать один из четырех ответов. И “скормили” эти вопросы участникам этого эксперимента. После каждого ответа человек должен был ответить, насколько он уверен в нем. Это так называемая калибровка. Хорошо иметь, например, 70% правильных ответов и 70% уверенности в них. Плохая калибровка, когда ответив правильно на 10% вопросов, люди выдают 100% уверенность. И также не очень здорово, когда ответив правильно на 90% вопросов, человек выдает 20% уверенности.
Смотрите, что получается: уверенность в своих силах приводит к лучшим результатам. Для некоторых людей, воспитанных всякими коучами, это кажется нормальным, однако причинно-следственная связь должна быть обратной – у человека с активированным высокоинтеллектуальным стереотипом возникают лучшие результаты, и следовательно, возникает больше уверенности в свои силы.
Верите ли вы в себя? Ключевое слово здесь – “верить”. Верить – это загадочная деятельность и способность нашего мозга, которая интересует лично меня на протяжении очень долгого времени. Помните, один персонаж жутких сказок говорил “если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице* сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас”. Однако ни эти сказки, ни многочисленные разговоры с фанатами этих сказок не дают ответа, как мы можем научиться верить именно так. Казалось бы, за пару тысяч лет, занимаясь этим профессионально, и потратив миллионы часов, можно было бы прийти к каким-то методам, не так ли? Увы, придется, как обычно, делать это самим.
Представьте, что вы решили выйти на работу в субботу, хотя это вам не свойственно. Вы думаете, что вы делаете это потому, что вы получите за это отгул, который вам пригодится. Однако представьте себе, что реальная причина, почему вы согласились, вам неизвестна. Именно неизвестна, и вы, вероятнее всего, никогда не догадаетесь, в чем она. Даже не та, что вы будете на работе одни с представителем другого пола, который/которая вам, как кажется, нравится. Это слишком очевидно. Причина, повторюсь, вам неизвестна, и если вы ее даже узнаете, вы сильно удивитесь. Но именно она повлияла на то, что вы проводите субботу на рабочем месте.
Экспериментаторы (Bateson, Nettle, & Roberts, 2006) сделали вот что: поверх листочка с рекомендуемыми взносами помещали один из многих постеров, на уровне глаз, размером А5, ровно на семь дней, в течение десяти недель. Психологи также записывали, сколько денег поступало каждую неделю, и сколько молока израсходовано. Молоко было выбрано как универсальный измеритель потребления и чая и кофе. С этим можно спорить, но суть ухвачена остроумно. Кроме того, расход молока было измерять легче, чем других ингредиентов.