Tag Archives: счастье


Мудрые изречения. Проверка

Wisdom, работа Robert Lewis ReidАмериканский раввин Хайман Иуда Шахтель в 1954 году в своей книге высказал фразу, которую вы наверняка слышали: «Счастье – это не иметь то, что ты хочешь, а хотеть то, что имеешь». Звучит мудро и заставляет задуматься, на первый взгляд. Но так ли это?

Два психолога (Larsen & McKibban, 2008) решили это проверить, и вот как они это сделали:

Сначала они построили диаграмму, вроде той, что изображена ниже, для того, чтобы представить высказывание раввина в измеряемой форме. Иметь означает совокупность вещей (в широком смысле слова), которые человек имеет. Диаграмма - иметь и хотетьХотеть – совокупность вещей, которые индивидуум хотел бы иметь. Общее пространство – те объекты, которые человек и имеет и хочет иметь. Размеры кругов в диаграмме, конечно, не имеют значения. В пилотном проекте ученые получили список из полсотни слов, означающих разнообразные вещи, которые можно иметь и хотеть, например такие как: квартира, машина, микроволновка, кроссовки, кровать, мобильный телефон, и т.п. Интересно, что нематериальные объекты, такие как работа, подружка и прочие собрали недостаточно баллов, чтобы попасть в список. Таким образом, в списке оказались только материальные объекты.

Студентам предложили ответить на вопросы: У вас есть ХХХ? Если он отвечал «Да», то надо было ответить на следующий: «Насколько вы хотите ХХХ, которое у вас есть?» Если отвечал «Нет», то ответить на вопрос: «Насколько вы хотите иметь ХХХ?». Оценить предлагалось по шкале от 1 (вообще не хочу) до 9 (очень хочу). Кроме этого студенты заполнили анкету, измеряющую их удовлетворенность жизнью.

На графике — результаты:

Результаты экспериментовВ целом оказалось, что хорошо и то, и другое. Выяснилась пара любопытных нюансов:

  • Те, кто хотел, то, что имел, в большей степени, чем другие, оказывались чуть счастливее.
  • Те, кто имел больше вещей, из того, что хотел, чем другие, также оказывались чуть счастливее.

Насчет мудрости фразы мы разобрались – не обнаружено. Интересно учитывать и то, что сказал ее религиозный деятель. В 1995 году Миллер, в своей книге How to want what you have, заметил, что все религии учат своих последователей ценить и хотеть лишь то, что имеют. Это очень предусмотрительно и характерно для религии: сохраняйте, ребята, всё как есть, и не алкайте ничего больше, чем дано вам.

Счастье — это иметь то, что хочешь, и хотеть то, что имеешь.

Larsen, J. T., & McKibban, A. R. (2008). Is happiness having what you want, wanting what you have, or both? Psychological Science, 19(4), 371-377.

Miller T. (1995). How to want what you have. New York: Holt.

В начале статьи — Wisdom, работа Robert Lewis Reid.


Несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы счастьяИногда, вспоминая события прошлого, мы делаем это настолько хорошо, что вызываем к жизни эмоциональные реакции, которые тогда происходили. Так, приятные воспоминания производят позитивное настроение и зарождают чувство счастья. Как обнаружили исследования, наше ощущение счастья в настоящий момент в большей мере основывается именно на приятном прошлом.

В одном исследовании участникам давали описания событий, описанные либо в глаголах совершенного вида (он разжег костер), либо несовершенного (он разжигал костер). Происходило это ненавязчиво, и люди не догадывались о сути происходящего. Позже им предлагали выбирать картинки, которые иллюстрировали либо совершаемые либо совершенные события. Люди выбирали соответственно тому, какие глаголы они перед этим читали (Madden & Zwaan, 2003). Кажется тривиальным, но это говорит о том, как мы формируем память и можем ее использовать. Например, если вы на экзамене напомните себе, что вы читали учебник, то вы с большей вероятностью вспомните связанные с этим процессом факты и знания. Этого не произойдет, если вы напомните себе, что вы прочитали учебник. Кроме знаний, вы можете возродить тенденцию повторить поведение, которое вы вспомнили в несовершенном виде.

Описание действий глаголами несовершенного вида улучшает память знаний, связанных с действиями, и повышает вероятность и желание повторения действий в будущем. В экспериментах (Hart & Albarracín, 2009), участники, используя описание стратегии действий в несовершенном виде, были более склонны опять применить эту стратегию, в сравнении с теми, кто описывал это глаголами соверешнного вида.

Hart, W., & Albarracín D. (2009). What I was doing versus what I did: verb aspect influences memory and future actions. Psychological Science, 20 (2).

Madden, C. J., & Zwaan, R. A. (2003). How does verb aspect constrain event representations? Memory & Cognition, 31, 663–672.


Редакция Истории Жизни. Бесплатный вебинар, 9 августа, четверг

Редакция истории жизни9 августа 2012 года, четверг.
Начало:
в 20:00 по московскому времени. Длительность: 1,5 часа.

Жизнь – это история. История, которая происходит с нами каждый день, каждое мгновение. У этой истории есть прочитанные главы, есть то, что происходит прямо здесь и сейчас, и есть еще ненаписанные страницы.
Это наша история, и мы не простые герои, и мы можем ее редактировать. Возможно, мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить свое отношение к нему. У нас есть все возможности менять то, что происходит с нами в настоящий момент. И мы можем написать свою будущую жизнь, написать ее так, как мы хотели бы ее прожить.

Программа вебинара:
История создания метода.
Суть метода. Случаи из практики.
Применение при травматических переживаниях.
Применение для дизайна будущего.
Немного о счастье и как его достичь.
Кроме этого:
Как говорят мужчины и женщины,
Язык любви и счастливой семьи,
Как определять ложь,
Язык социального статуса.

Вебинар прошел. Всем участникам спасибо!


Распознавание эмоций

Замечательно работает программа FaceReader. Вот как я просматриваю ленту Вконтакте (картинки кликабельны). Графики показывают, что то, что я вижу, мне нравится.
Распознавание эмоций программой FaceReader от NoldusА это я успешно попытался изобразить удивление:
Распознавание эмоции удивления программой FaceReader от NoldusКомпания-производитель Noldus, утверждает, что аккуратность распознавания — в районе 89%, причем для эмоции радости/счастья/удовольствия — доходит до 97%, а для злости/гнева — 80%. Субъективно, выглядит это все здорово — ловит и распознает на лету.


Печально, но факт

Распознавание эмоциональных лицОдин из известных экспериментов в области восприятия – распознавание лиц: В серии экспериментов участникам показывали разброс человеческих лиц, в графическом символическом исполнении (Hansen & Hansen, 1988). Показывали, например, одно счастливое лицо среди нейтральных, или среди остальных злых, или одно злое среди нейтральных, или кучи счастливых – как на фото вверху.  Задача состояла в нахождении такого лица как можно быстрее. И выяснилось, что сердитые/злые лица мы находим быстрее, чем счастливые. Злые лица бросались в глаза.

Скорость и аккуратность распознавания эмоциональных лицПричем скорость обнаружения их оставалась одной и той же, независимо от увеличения счастливых лиц вокруг, тогда как поиск позитивного лица замедлялся по времени с увеличением сердитых лиц вокруг. Эксперимент много раз повторялся, и одно время были проблемы в методологии его повторения с реальными человеческими лицами. Эффект все же был подтвержден на реальных лицах людей – злые лица мы находим быстрее, чем все остальные, среди множества разнообразных лиц и эмоций (Pinkham et al., 2010).

Связано это, вероятнее всего, с тем, что для выживания нам надо быстрее определить опасность, нежели радость. Лучше увидеть злыдня раньше, чем он убьет тебя, а уж потом можно и побыть счастливым.

Hansen, C.H., & Hansen, R.D. (1988). Finding the face in the crowd: An anger superiority effect. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 917–924.

Pinkham, A. E., Griffin, M., Baron, R., Sasson, N. J., & Gur, R. C. (2010). The face in the crowd effect: anger superiority when using real faces and multiple identities. Emotion Washington Dc, 10(1), 141-146. American Psychological Association.

Фото и график из Pinkham et al., 2010.


Иметь или делать? Вот в чем вопрос.

Путешествие лучше предметов!

Совместное путешествие лучше обмена материальными подарками.

События и опыт формируют сильные, долговременные и важные воспоминания, которые, собственно, и формируют личность.

Люди, в целом, более удовлетворяются, испытав что-то, нежели владея чем-то. Первоначальная радость владения новой машиной или очками, или компьютером и курткой, со временем утихает, а действия, такие как путешествия или ужин в ресторане, рыбалка или охота, продолжают снабжать нас приятными воспоминаниями даже по прошествии времени (van Boven & Gilovich, 2003).

Кроме того, когда вы покупаете опыт и действия — путевку на курорт или поход в зоопарк, другие радуются за вас больше, чем если вы покупаете телевизор или машину.

van Boven, L., & Gilovich, T. (2003). To Do or to Have? That Is the Question. Journal of Personality & Social Psychology, 85(6), 1193-1202.