Tag Archives: эксперимент

Никогда не поздно

Пожилой человек с компьютеромМой главный интерес – исследования и разработка когнитивных методов омоложения. Это безумно интересная тема, которой я занимаюсь на протяжении всех последних лет и чем буду заниматься, уже, очевидно, всегда. А если методы будут работать, как и задумано, то и вечно :)

Конечно, было бы здорово заниматься только этим и ничем иным, потому что работы – безграничные просторы. Однако, к сожалению, это не всегда удается.

Тем не менее, как только появляется время и возможность, исследования продолжаются. И вот недавно я начал серию пилотных экспериментов с пожилыми людьми старше 80 лет. Исключительно сложная, но и интересная группа. Честно признаюсь, я не ожидал вообще никакого эффекта, потом что участники экспериментов имеют довольно богатый букет различных заболеваний, в том числе нейродегенеративных. Но выяснились интересные вещи. Например:

1) Даже 10 минутное воздействие принесло сравнительно быстрый эффект. Это красота – видеть человека, который оживает у тебя на глазах. Измерения строились по многим параметрам, в том числе, по времени физической активности. Увеличилась средняя скорость ходьбы. Замерялось и среднее время, которое человек проводит на ногах в течение дня, и вот эти краткие упражнения в первый день увеличили это время в полтора раза! Скорость наступления изменений была гораздо выше, чем у молодых людей, а эффект – заметнее. А длительность эффекта, – сравнима с молодыми.

2) В отличие от критического, любознательного и порой недоверчивого отношения людей молодого и среднего возраста, с этой группой манипулятивные воздействия можно проводить просто внаглую, не скрывая (иногда это необходимо) целей упражнения. Это объясняется, вероятно, тем, что емкость и скорость сознательных процессов снижена значительно, в сравнении с более молодыми людьми. А объемы подсознания, хоть и снижены, все равно огромны.

3) Разумеется, проявились все факторы, которые присутствуют в любом исследовании с пожилыми людьми – время дня для проведения упражнений (дообеденное время лучше всего), укороченный спан внимания и повышенная утомляемость. Это и сниженный слух, и плохое зрение и все остальное. Это значительно ограничивает объем работы, который можно проделать с человеком.

4) Участники эксперимента, давая оценку происходящему, сообщают поразительные вещи, о которых не услышишь от более молодых людей. Не представляю, как о таком можно было бы догадаться, не делая таких экспериментов. Я обогатил свое представление о том, что я делаю, и с десяток потенциально мощных идей родились и ожидают своего воплощения. Например, выясняется, что концепции воли к жизни и желание жить могут быть основными целями начальной работы, потому что, не активировав их, все остальное будет работать малоэффективно. И это, парадоксально, касается, прежде всего, молодых людей. Они, в отличие от пожилых, могут не вербализовывать эти концепции, а мы будем полагать, что такая воля к жизни и стремление жить у них присутствует в здоровом, активированном состоянии. А это может оказаться вовсе не так.

5) Это, к сожалению, довольно большой возраст, и спан внимания значительно снижен, и я так и не ответил пока на вопрос, насколько возможны ощутимые долговременные позитивные изменения. Но даже, если всё, что можно достигнуть – это временные улучшения, оно того стоит.

В общем, мы люди – поразительные создания, а жизнь прекрасна и удивительна. Берегите себя, цените жизнь и занимайтесь тем, от чего у вас захватывает дух!


Как полюбить козла, даже не подозревая об этом

криминальный репортерВ эксперименте, который мы сегодня расмотрим (Bargh, Green, & Fitzsimons, 2008), студентов просили посмотреть короткое видео, в котором разговаривают два человека.  Одной группе сказали, что на видео происходит знакомство между Дэвидом и господином Моссом. Дэвид только что закончил колледж и знакомый порекомендовал его поговорить с г-ном Моссом. Второй группе сказали, что г-н Мосс интервьюирует Дэвида по поводу работы официантом, а третьей – по поводу работы репортером криминальной хроники.

Видео длилось 10 минут, и г-н Мосс задавал вопросы, типичные для любого интервью. На видео показано, как в ходе собеседования, в комнату заходит секретарша с факсом, рассыльный, принесший почту, и третий человек, Майк, который имел договоренность с г-ном Моссом насчет совместного обеда. Было две версии видео, отличающиеся только тем, что в одном случае Майк был вежливым – когда он увидел, что г-н Мосс занят, он извинился несколько раз и сказал, что подождет за дверью. Во втором варианте Майк был раздражен, у него тоже масса дел и поэтому обед переносится на другой день.

Итак, как вы понимаете, получилось 6 групп разных условий. Всем было сказано, что им надо будет оценить Дэвида как потенциального работника – официанта, в одном случае, или репортера, в другом. Однако когда просмотр закончился, экспериментаторы сказали, что на самом деле их интересует Майк, и надо оценить, насколько он им понравился, по шкале от 1 (совсем не понравился) до 9  (очень понравился).

И вот что получилось:

Грубость и вежливость, в зависимости от условийКак вы видите, людям понравился больше грубый Майк в условии собеседования на должность репортера криминальной хроники. Но почему? Мы понимаем, что такая профессия накладывает отпечаток на поведение и требует наглости и решительности, иначе он не добудет тех новостей, за которые получает деньги. Официанта же мы все хотели бы видеть вежливым и обходительным. Но при чем здесь Майк? Собеседование-то проходило с Дэвидом.

Ответ кому-то может показаться парадоксальным, но, тем не менее, именно такая была гипотеза, так прекрасно подтвердившаяся в этом эксперименте: активная, сознательно сформулированная цель будет работать по всей поступающей релевантной информации, даже такой, которая не является задачей или фокусом этой цели. У людей была цель – оценить Дэвида как подходящего для какой-то профессии. Цель предполагала поиск у него соответствующих характеристик. Характеристики в фильме показались, но были они у случайного персонажа Майка, и, соответственно, этому было сформировано отношение к нему, хотя он и не являлся фокусом. Но он нравился людям больше, когда соответствовал характеристикам репортера или официанта.

Но в остатке что получается – людям понравился напористый грубиян, причем они даже не подозревали, почему. Но вы-то теперь знаете, и не позволите подобному случиться, так ведь?

Bargh, J. A., Green, M., & Fitzsimons, G. (2008). The selfish goal: Unintended consequences of intended goal pursuits. Social Cognition, 26(5), 534-554.

Иллюстрация Daniel Zakroczemski


Когда вам кажется, что вы пьяны, вам кажется, что вы обаятельны. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Шестая

плакат против женского пьянстваМеждународная команда психологов из Канады, Нидерландов, Франции и США поставили замечательные эксперименты, отталкиваясь от предыдущих исследований по теме опьянения (Bègue et al., 2012). Да, действительно, когда мы пьяны, другие люди действительно кажутся нам более привлекательными.

Первый эксперимент психологи провели в условиях реальной жизни: в баре в Гренобле, Франция. 19 клиентов бара попросили оценить свои привлекательность, ум, оригинальность и чувство юмора, до первой рюмки. После свободной программы по выпивке, у них собирались данные алкогольного опьянения, посредством анализатора дыхания. Результат подтвердил гипотезу, что чем больше выпивают люди, тем симпатичнее они себе кажутся.

Второй эксперимент был тщательнее и скрупулезнее подготовлен. Около ста французов участвовали в нем, которым сказали, что они будут тестировать новый напиток одной компании. Им и в самом деле предлагали холодный коктейль из грейпфрута, лимонного сока, гранатового сиропа и мяты. Половине людей в коктейль добавляли почти 60 грамм чистого спирта, чтобы достигать показания алкоголя в крови на уровне 1 промилле. Это 1 грамм на литр и классифицируется как лёгкая степень опьянения. Каждую группу – с алкоголем и без, разделили условно еще пополам – одним сказали, что в напитке есть алкоголь, другим – что нет. Вообще, эксперименты с алкоголем и плацебо-алкоголем делать крайне сложно, потому что люди – не дураки, и чувствуют, есть алкоголь или нет, и ученые предприняли множество мер, чтобы этого избежать. Кроме того, данные тех, кто догадался, не стали учитывать в подсчеты результатов.

Людям давали 10 минут чтобы выпить напиток, затем 5 минут – чтобы написать рекламный текст для компании, производящей этот напиток, потом еще 15 минут – на оценку напитка. Время давалось, кроме прочего, и на то, чтобы алкоголь, у кого он был в напитке, мог достичь эффекта. Затем участник эксперимента выходил на сцену и сообщал свою рекламу, и его в это время снимали на видео. Видео ему тут же показывали, и он оценивал, насколько привлекательный, умный, оригинальный и смешной он был.

Позже все видео были оценены независимой группой из 22 человек, которые, разумеется, не знали, что сказали человеку и был ли в его напитке алкоголь.

И вот что выяснилось:

Люди, которые думали, что пили алкогольный напиток, казались себе гораздо более обаятельными, чем те, кто думал, что алкоголя не пил.
Самое интересное, что был ли алкоголь в напитке или нет, роли существенной не играло. Группа судей, анализировавших видео, не нашла отличий в обаянии в зависимости от алкоголя.

Иными словами – чувство, что после алкоголя мы становимся остроумнее, обаятельнее, смешнее и умнее – иллюзия. И мы попадаем в эту иллюзию даже тогда, когда нам кажется, что мы пьяны. Вполне вероятно, что некоторые и пьют, чтобы почувствовать себя лучшим человеком, чем на самом деле. Но, как видите, для этого, даже не нужно пить!

Bègue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2012). ‘Beauty is in the eye of the beer holder’: People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology. Article first published online: 15 May 2012. DOI: 10.1111/j.2044-8295.2012.02114.x.


Аж слюни текут

Мужчина-продавец смотрит на девушкуКогда мужчина смотрит на дорогую машину или на красивую женщину, у него как говорится, «слюни текут». Эта метафора находит свое отражение во многих языках. Эксперименты, проведенные в Школе управления Келлога (Kellog School of Management) Северо-западного Университета (Northwestern University) в городе Эванстон, штат Иллинойс, показали, что это не только метафора (Gal, 2011).

169 студентов приняли участие в первом эксперименте, где им было сказано, что исследование нацелено на понимание реакции на еду. Их сажали за стол, и они смотрели на крестик на мониторе компьютера в течение 2 минут. До начала этого их просили вставить за щеку ватный тампон, аналогичный тому, которым пользуются стоматологи. Это было сделано для сбора слюни и определения базовой нормы слюноотделения у человека.

После этого в течение 10 минут они писали сочинения: половина студентов – о том времени и ощущениях, когда они чувствовали себя полными сил и власти, половина – о ситуациях, когда они чувствовали себя полностью бессильными. И, после сочинения, уже несколько уже ватных тампонов были вставлены в рот и им, кроме картинок с едой, на мониторе компьютера, показывали фотографии либо канцелярских принадлежностей, либо денег.  Как можно догадаться, мы обычно не пускаем слюни, когда видим канцелярские принадлежности, но очень обильно делаем это, когда видим деньги. И особенно те из нас, кто был предварительно экспериментально настроен на бессилие.

Второй эксперимент включил около сотни молодых мужчин. Половине показали фотографии трех красивых девушек и попросили выбрать одну, а затем – описать идеальное свидание с ней. Другая половина увидела фотографии трех парикмахерских и тоже должна была выбрать одну, и описать свой поход в это заведение.

Затем первая группа увидела картинки спортивных машин, а другая половина – наборы автомобильных ключей. Как вы догадались, те, кто мысленно провел свидание с девушкой, а потом увидел машину своей мечты, несоразмерно больше выделяли слюну.

Фотография Norman Breslow, около 1999 года.

Когда увеличите фото, станет видно, как рот мужчины буквально вывалился изо рта, так ему понравилось что-то в девушке.

Gal, D. (2011). A mouth-watering prospect: Salivation to material reward. Journal of Consumer Research, doi:10.1086/661766.


Одна из конспиративных теорий чипсов

PringlesЗанятные исследования (Geier, Rozin & Wansink, 2012) провели в лаборатории Брендов и Питания Корнельского университета (Cornell University Food and Brand Lab). Участники экспериментов ели чипсы из тубусов, типа Pringles, одновременно смотря фильм. Половина участников ела обычные чипсы, а другая половина – с периодически попадающимися чипсами с измененным цветом. Такие вставленные чипсы были красноваты по цвету, и были на каждом 5 или 7, или 10 или 14 местах, в зависимости от условий экспериментов. Психологи замеряли количество съеденных чипсов и оценку участниками количества съеденных чипсов, по их мнению. Во всех экспериментах, потребление чипсов сократилось на 50%, когда попадались красноватые чипсы через определенные интервалы. В этих же условиях вырастала и точность догадки, сколько чипсов было съедено.

Исследователи выдвинули несколько причин, по которым это может происходить, но самой убедительной из них показалась та, что сегментация чипсов привлекает внимание человека и заставляет его следить за количеством съеденного.

Мне интересно, вот когда это исследование прочитали ученые Procter & Gamble, производителя Pringles, какие они могли сделать выводы? С одной стороны, надо обратить внимание на то, чтобы чипсы были строго одного цвета, чтобы ускорить бессознательное потребление чипсов. Это соответствует задаче – употребить упаковку как можно скорее и купить новую. С другой стороны, если внести такие сегментационные чипсы, то это уменьшит их потребление, зато тубус с брендом будет находиться дольше в доме, в зоне видимости потребителя.  В первом случае человек может обнаружить, что он слишком много ест чипсов, ему станет стыдно, и даст себе зарок не покупать их какое-то время, а во втором случае – наоборот, увидит, что ест он их, в общем-то, немного, и их можно покупать и иметь дома всегда. О, как непросто быть ученым – разработчиком чипсов!

Geier, A., Rozin, P., & Wansink, B. (2012). Red potato chips: Segmentation cues can substantially decrease food intake, Health Psychology, Feb 6, 2012, doi: 10.1037/a0027221.


Проблема картотеки

картотечный шкафПросматривая на днях литературу по праймингу, наткнулся на целый массив статей, которые пытались повторить оригинальные исследования, и не могли подтвердить находки. Это важная литература, потому что ее очень трудно достать.

Допустим, мы выдвигаем гипотезу, например: «существует увеличение скорости реакции у людей после приема  пендохлорпропинола (вымышленное название лекарства), в сравнении с контрольной группой». Эксперимент должен ее либо подтвердить, либо отвергнуть. Одновременно и автоматически, согласно канонам дизайна эксперимента, создается так называемая «нулевая гипотеза», которая говорит, что никакой «разницы в скорости реакции между людьми, принявшими пендохлорпропинол, и контрольной группой не существует».

Когда исследователь получает подтверждение гипотезе, то это позитивный результат, который можно опубликовать. Это интересно – теперь мы знаем, что при приеме пендохлорпропинола можно ожидать статистически значимого увеличения скорости реакции. Когда исследователь не получает подтверждения гипотезы, то есть, нулевая гипотеза оправдывается, то это, что называется, негативный результат. Ну и что, что пендохлорпропинол не увеличивает реакции – вон, аспирин тоже ее не увеличивает, да мало ли что еще ее не увеличивает! Поскольку это не так уж важно, смысла печать такую работу вроде как мало. И работа, проделанная исследователями, отправляется вместо журнала в шкаф. У меня самого есть такой, условно, «шкаф», как, наверное, у любого, кто хоть несколько раз проводил эксперименты.

Так вот и возник термин «Проблема картотеки». Этот термин был придуман Робертом Розенталем (Robert Rosenthal) в 1979 году, и относится к предубеждению в научной литературе публиковать только позитивные результаты. Исследования, которые отвергают ранее обнаруженный феномен или говорят о невозможности повторить какие-то находки, весьма редко попадают на страницы научных журналов.
Так вот, проблема картотеки говорит о том, что исследования, подтверждающие нулевую гипотезу, имеют очень мало шансов быть опубликованными. И теперь представим себе, что 5% исследований подтверждают какую-то гипотезу, и публикуются, а 95% исследований – отвергают рабочую гипотезу, и не публикуются, а хранятся в картотеке. И мы, размеется, знаем только о 5% работ, и получаем такую ситуацию, когда мы верим в феномен, а он, на самом деле, мягко говоря, сильно искажен, или не существует вообще.

Больше почитать по этой теме:

Scargle, J. D. (2000). Publication bias: The “file-drawer problem” in scientific inference. Journal of Scientific Exploration, 14 (2): 94–106. Полный текст.

Publication bias.

Сайт, собирающий психологические исследования, которые не смогли повторить оригинальный эксперимент: http://www.psychfiledrawer.org


В омнибусе вместе с Софи Лорен

Sophia Loren и Jane Mansfield

Знаменитая фотография Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд (фотограф Joe Shere, 1957 год).  Мы видим, куда смотрит Софи Лорен, а куда посмотрите вы?

Омнибус (Omnibus) – метод исследования, используемый в маркетинге и социальных науках, который позволяет быстро и сравнительно дешево получать ответы путем включения вопросов и материалов в комплексное исследование целевой группы. Например, если запланировано исследование какого-то предмета, и целевая группа неизбежно будет собрана для этого, то включение в дизайн еще одного вопроса, или еще одного эксперимента не займет много времени у организаторов и участников, но позволит получить ответы на вопрос гораздо и дешевле, и быстрее.

Мы проводим исследование визуальных материалов методом ай-трекинга (eye-tracking), когда на просмотр единицы статичного материала выделяется от 5 до 20 секунд, и поэтому один участник эксперимента может за несколько минут посмотреть на множество материала, а мы – собрать большое количество данных. Мы собрали уже несколько «пассажиров» в наш омнибус, который отправится в дорогу в конце января, но еще есть места.

Итак, каждый визуальный объект получит:

30 респондентов, сбалансированных в группы по возрасту и полу.
Тепловую карту визуального внимания.
Характеристики просмотра.
Статистку ключевых данных: визуальное восприятие, сообщение, бренд, и призыв к действию.
Сравнение с критериями, проверенными успешными рекламными образцами.
Стандартный опрос по привлекательности рекламы, ее запоминанию, и желанию купить рекламируемый продукт.
Анализ с заключением и специфические рекомендации по улучшению.

Вот куда, например, смотрит 22-х летний мужчина (тепловая карта с 20 секундной экспозицией), а казалось бы!

Eye-tracking и нейромаркетинг
Узнайте и вы, куда смотрит человек, когда глядит на вашу рекламу: [email protected].