Category Archives: Мозг

Фактор удовольствия

химический заводЛюди вступают в случайные сексуальные связи, в секс без обязательств, по разным причинам. Причинами могут быть: удобный случай, алкоголь, скука, одиночество, внезапная страсть, ссора с партнером, и прочее.

После такого секса у людей возникают также разные эмоции: одиночество, тоска, обида, сожаление, уверенность, счастье, удовлетворение и прочее.

Ученые в одном исследовании (McKeen et al., 2022) пытались понять, какие факторы влияют на то, что случайный секс однозначно принесет позитивные эмоции. Из всевозможных переплетений мотиваций и эмоций, только один фактор точно предсказывал, что такой секс принесет удовольствие: быть мужчиной.

McKeen, B. E., Anderson, R. C., & Mitchell, D. A. (2022). Was it Good for You? Gender Differences in Motives and Emotional Outcomes Following Casual Sex. Sexuality & Culture. https://doi.org/10.1007/s12119-022-09946-w


Искусство убеждать

искусство убеждать

Представьте, что в вашем теле поселились черви-паразиты, поэтично называемые глистами. Вы знаете это точно: у вас на руках результаты анализов. Можете вы убедить их покинуть ваше тело, без таблеток, клизм и других методов, одними словами? Сказать им типа: “Граждане паразиты, вы полностью блокированы, предлагаю вам сдаться, по-хорошему!” А вам в ответ: “Ну, а если по-плохому?” А вы им: “У меня есть желание живыми вас не брать”. И тишина. А через минуту вы слышите тонкий голосок:  “Ладно, ладно, успокойся, не надо нервничать, сейчас выходим”.

Проблема, вероятно, в том, что черви, скорее всего, не говорят на русском, и не поймут, чего вы говорите. Я не уточнял, но, с большой веротяностью, у них и ушей-то нет.

А что если приберечь пафосом общения с братьями нашими меньшими, и попробовать убедить себя? Привлечь внимание организма, что в теле находятся паразиты, их надо просто активнее поискать и выгнать, или убить. Это кажется проще, не так ли? Но как это проделать? Например, сказать: “О мой мозг, у меня есть глисты. Пожалуйста выгони их или убей, и сделай это незамедлительно”. Лучше говорить это, когда рядом нет никого из людей, ну вы понимаете. Сработает ли такой подход?

А может он вообще работать, и почему? Ответ на этот вопрос, причем любой ответ, приведет к другому, и в конце концов мы придем к вопросу: а что мы вообще можем?

Мы знаем что у нашего организма есть механизм, когда клетки кишечника выделяют мукус, а затем мускулы начинают сокращаться и выдавливать увязших в мукусе паразитов. Это происходит, по всей видимости, когда иммунная система их распознает (Anthony et al., 2007). То есть, это возможно, и происходит под влияием некоторых факторов.

Этот пример – прекрасная точилка для навыка убеждения: как для понимания, что это такое, как оно создается и совершенствуется.

Anthony, R. M., Rutitzky, L. I., Urban, J. F., Jr, Stadecker, M. J., & Gause, W. C., (2007). Protective immune mechanisms in helminth infection, Nature Reviews Immunology 7, 975–9 (2007).


Фитнес для мозга

фитнес для мозгаЕсли мы будем тренировать свой мозг интеллектуальными упражнениями, он станет работать лучше. Он может стать объективно моложе и работать без проблем с памятью и вниманием. Заниматься компьютерными упражнениями, которые созданы специально для этого, кажется интуитивно верным и привлекательным. Но так ли это?

Достаточно много научных экспериментов показали, что это не совсем так. Вот и недавнее большое исследование сравнивало людей, которые интенсивно занимаются такими упражнениями, с теми, кто не занимается. Ученые не обнаружили никаких отличий между этими группами независимо от возраста, длительности занятий или типом упражнений. То есть результат таких упражнений – ноль. 

Но так же тоже не может быть! Мы знаем: когда мы что-то делаем, что угодно, наш мозг меняется, адаптируется к этой деятельности. Западные компании, которые предлагают людям такие тренажеры по развитию внимания и памяти, активно взаимодействуют с университетами и лабораториями. Есть исследования, подтверждающие полезный эффект. Так, компания на базе ведущего Каролинского университета в Швеции давно и успешно применяет мини-игры для детей с расстройствами внимания и гиперактивностью. Работы Майкла Мерзениха из Posit Science уже десятки лет показывают впечатляющие результаты. 

В общем, не надо выплескивать ребенка из ванны. Не все упражнения для мозга бесполезны, а некоторые – весьма эффективны. Но одно понятно точно – одними упражнениями снижение когнитивных функций мозга не исправишь. 

Приходите на курс «Фитнес для мозга». Там собрано все самое ценное и работающее, что я знаю из опыта работы в этой теме последние 12 лет.


Между мирами

проблемы сознания

Прошло пять месяцев с начала эксперимента по плацебо. Никто из тех, кто на него записался, не дошел даже до конца января, и это нормально. Поэтому я могу рассказать только про себя: эти пять месяцев были необычными. 

То, что открытое  плацебо, когда человек знает, что он принимает плацебо, работает – это уже банально. Почему оно работает в одних случаях и не работает в других, – пока непонятно. Так, я например, решил кое-какие проблемы со своим здоровьем, но не решил другие. И если раньше я считал, что плацебо – это, в большей мере, вопрос веры, и пытался понять, как ее создавать и культивировать, то сейчас я знаю, что вера – беспомощное, хотя и не лишенное изящества объяснение, которое ничего не дает. 

К сожалению, у нас нет достаточно глубоких исследований этих процессов. Возможно, потому, что стоит только чуть углубиться в лес вопросов, как оказываешься в области философии сознания, восприятия реальности, и эволюционной психологии. Эти области знаний переплетены так, что в мире есть немного мест, где готовы оплачивать такие исследования.

Зато у нас есть сознание. Мы вполне могли бы выполнять свои эволюционные цели без него. Как микробы или мухи, мы могли бы занимать теплое место в мире среди других, не особо сознательных существ: заниматься сексом, спать, и есть. Но у нас появилось сознание, функции которого нам до сих пор точно неизвестны. Сознание – пирог из бесконечных слоев иллюзий. Зная, что ничего эволюция просто так не делает, сознание нам для чего-то нужно.

Разбираться с этим увлекательно, но непросто. Легче всего начать с иллюзии свободы воли, но чуть погрузишься, и думать становится крайне сложно. Я, например, считал много лет, что свобода воли – иллюзия, и ты как зритель просто смотришь на происходящее, не имея на него никакого реального влияния. Но теперь я понимаю, что это тоже иллюзия, и никакого зрителя нет, как нет и личности, и то, что происходит – куда более странная штука. Казалось бы, какая разница? Но такие иллюзии создают мировоззрение и определяют все, что ты делаешь.

И так у нас возникают, как минимум,  две картины мира. Одна, где свободы воли не существует вообще, и мир детерминирован абсолютно, и все происходит, как и должно происходить. Вы должны были прочитать это предложение, ибо так было предопределено со времен Большого Взрыва. Если кто-то думает, что мог бы поступить иначе пять минут назад или двадцать лет назад, – то он в плену иллюзии. Мы не выбираем рождаться нам или нет, своих родителей, пол, цвет глаз и волос, рост, имя, место жительства, цвет стен в доме, форму кактуса на окне, ничего. Если кто-то думает, что он – источник мыслей и решений, то он также пребывает в иллюзии. Зачем эта иллюзия в мире, где все предопределено? Можно предположить, что она проявляется так же, как и все остальное, с большого взрыва и тоже детерминирована, и такова структура момента. Мы можем расслабиться и смотреть, что происходит. Но эта фраза обманчива, потому что расслабляться или нет, не мы решаем, так как в таком мире решать ничего невозможно.

Впрочем, есть другая картина мира. Хелен Биби, профессор философии из Университета Манчестера, как-то сказала, что «если мы посмотрим на последние миллион лет на молекулярном уровне, мы не увидим ни эволюционных процессов, ни поведения животных. Если мы посмотрим на мозг как на нейронную машину, мы не увидим там свободы воли, потому что это не тот уровень описания, на котором эта свобода появляется» (Crompton, 2015).

Поэтому мы нарушим идиллию детерминизма, и дадим себе хоть чуточку свободы воли. И как только мы так поступаем, все начинает обретать смысл. Сразу появляются хорошие новости: мы можем менять реальность, настоящую, хотя бы парочку ее видов. «Как именно» – не такой сложный вопрос, в самом деле, потому что вариантов не так много. Это вполне реализуемая задача на уровне техник изменения восприятия. Пределы изменений реальности наверняка есть, но конкретные границы надо проверять экспериментально. 

Другая хорошая новость: в нас много ресурсов, которые можно использовать для решения новых задач, даже таких, которые смело можно назвать нечеловеческими. И они настолько подозрительно легко могут становится частью нас, что мы явно не те, кем мы себе кажемся. Мы настолько адаптированы к жизни, что точно не используем весь свой потенциал. Но этот потенциал у большинства людей не вызывает интереса, потому что не имеет понятной связи с целями повседневной жизни. Эти цели – эволюционные, и они весьма просты, но на их выполнение заточено все наше тело, включая мозг. И только на эти цели, напрямую или опосредованно. Мы не меняемся так, как хотим, потому что у нас нет эволюционных программ для таких изменений. У нас есть программа выживания/оздоровления, и она прекрасна: посмотрите только на иммунную систему, но она несовершенна, и уже не удовлетворяет все наши интересы сегодня. Но программа выживания вторична к программе репликации и обеспечивает поддержание организма только в той мере, достаточной для размножения. 

Например: человек перенес инсульт и у него значительно ухудшились движения. Он знает, что если будет заниматься реабилитирующим упражнениями, то сможет восстановить моторные практически на 100%. У человека есть время и возможности заниматься, не надо ходить на работу и зарабатывать на жизнь. Но он не делает то, что необходимо делать: он хочет геймификации упражнений, потому что ему скучно, и он ищет мотивацию. Но, кажется, уже понятно, что и слова и концепции мотивации, лени, привычки – пустые. Эти концепции совершенно неверно описывают ситуации, с которыми мы сталкиваемся. 

У человека вообще плохо с адекватным описанием своего поведения. Поведение производится в одном месте, а объяснения – в другом, и между ними нет связи. Говорить о мотивации – почти тоже самое, что рассуждать об оттенках шерсти единорога. Причем о единороге скорее даже полезнее и практичнее, чем о мотивации: с единорогом не ошибешься, или ошибка не значит ничего важного. А вот объяснения нашего поведения всегда ложные, и не отражают истинных причин, и, зная это, пытаться найти новые объяснения – так же бессмысленно.

Мой пример: у меня разработаны около десяти программ для оздоровления. Это простые и легкие для выполнения упражнения, основанные на психологических методах. Но я их не делаю так, как надо бы делать. И не полезу в карман за словом, чтобы объяснить, почему я так поступаю. Но мне не пришлось бы ничего объяснять, если бы я делал это все с таким же упорством и энергией, с каким занимаюсь другими делами, которые имеют отношения к программам, которые я как мешок с биологической массой, состоящий в основном из воды, должен реализовывать.. 

Поэтому в планах на июнь – творческая передышка и подготовка, и с начала июля начнем инсталлировать программу, которая будет выдавать себя за эволюционно необходимую. 

Crompton, S. (2015). Free Will. The greatest illusion, BBC Focus, N 281, June 2015.


Больше актуальных изменений

51 день для изменений

В субботу стартует программа 51 день для изменений.

Программа усиливается, в виду ситуации:

  1. Будет больше упражнений по антистрессовой тренировке, в русле так называемой «прививка от стресса». Стресс – гениальная находка эволюции, возможность моментального переключения организма в наиболее оптимальную конфигурацию для выживания. А вот хронический стресс – уже совсем даже нехорош. Научиться понимать свои состояния и уметь переключаться – супернавык в современных условиях, и мы этому научимся.
  2. Добавляю больше материала по плацебо и добавляю то, что не планировал. Концептуально это будет «открытое плацебо», то есть вы будете знать, что это плацебо, принимать его и все равно получать необходимый результат. Честно, основано на доказательствах, и надеюсь, принесет реальную пользу вам и вашим близким.

Записывайтесь, я вас очень жду!


Психологическое искусство против вирусов

исцеление

Недавно был в гостях и увидел эту свою картину, написанную еще в 1987 году. Она называется Исцеление (79х138 см, масло, холст). Написал я ее именно как средство против лихорадки. Механизм исцеляющего влияния основывался на влиянии красного цвета, форме и распределении этих округлых объектов на ножках. Когда картина была у меня, и потом, по сообщениям, она трудилась и исцеляла на славу.  Смотрел на нее и думал, как интересно ее увидеть после стольких лет, как раз во время пандемии коронавируса. Она, в этом нет никаких сомнений, может работать и против него.

Сейчас я знаю куда больше, чем тогда, о том, как это все может работать, менять наше состояние, и влиять на наш организм: помимо всего прочего, я, как-никак, несколько лет исследовал картины и фотографии с помощью ай-трекера. 

И родилась у меня идея написать несколько картин, которые будут производить определенные психологические эффекты. Поскольку эта картина не у меня, то первой напишу как раз картину для укрепления здоровья, против коронаматьеговируса.