Category Archives: Будущее

Будущее: зачем и как

Зачем и Как?Психологическая теория уровней толкования (construal level theory) говорит о зависимости абстрактного или конкретного мышления от психологического расстояния до происходящего. Чем дальше отстоит по времени, в пространстве или социально событие, тем более абстрактно мы о нем думаем. Битва при Фермопилах абстрактнее, чем недавние сражения на Майдане. Планы каникул через год заметно отличаются от планов отпуска через неделю. Мы можем думать о жизни крестьян африканской деревушки только абстрактно, и, напротив, город, в котором мы живем, вызывает у нас чаще только конкретные мысли.

Одно исследование показало (Kanten, 2011), что чем дальше в будущем находится какое-то дело, тем больше времени, по нашему мнению, оно займет. Гипотетическая задача также занимает больше времени, чем конкретная. Было выдвинуто предположение, что мы представляем время состоящим из блоков, и когда мы начинаем думать абстрактно, эти блоки времени воспринимаются меньшими по размеру, и, соответственно, их требуется больше для выполнения задачи.

В одном из экспериментов был использован весьма остроумный ход, чтобы это продемонстрировать. Участникам дали лист со следующим текстом:

Восприятие времени – субъективная вещь, и может варьироваться у разных людей. Один час может показаться долгим одному, и кратким для другого. Иногда длительность времени иллюстрируется стрелкой, направленной слева направо, так называемой временной линией. Ниже вы видите такую линию и можете заметить, что на ней нет никаких делений. Насколько долгим кажется 1 час для вас? Пожалуйста, поставьте крестик на линии, так, чтобы расстоянии от начала до этого крестика соответствовало вашему представлению об одном часе.

И ниже была такая линия:
стрелкаЛюди, которых незаметно для них самих переводили на абстрактный уровень мышления, отмечали длительность одного часа существенно короче, чем люди с вмененным конкретным мышлением!

как долго длится час
Линейка была 140 миллиметров, и абстрактно мыслящие отмечали один час в среднем как 30,2 мм, а конкретно мыслящие – 54,5 мм.

Как исследователи вменяли образ мышления?
Они просили заполнять диаграммы, отвечая на вопросы «зачем?» для установки абстрактного, высшего уровня мышления, и на вопросы «как?» — для конкретного мышления. Например, листок был озаглавлен «Улучшение и поддержка здоровья», и четыре квадратика со стрелками, от одного к другому. Стрелки были названы либо «Зачем», либо «Как». Этого было достаточно, чтобы заставить человека думать иначе.

В следующий раз, думая о делах, которые вам предстоит сделать в будущем, попробуйте думать об этом как абстрактно, так и конкретно, и вы получите хорошо сбалансированный результат.

Kanten, A. B. (2011). The effect of construal level on predictions of task duration. Journal of Experimental Social Psychology, 47(6), 1037-1047.


Воображая будущее

будущееХочу пригласить желающих к участию в эксперименте. Идея родилась при подведении первоначальных итогов применения метода R3, который я стал применять с нового года.

Итоги таковы: четыре человека воспользовались возможностью попробовать этот метод на себе. Сложно сказать насчет видимых признаков омоложения, во всяком случае, пока. Посмотрим, есть данные «до», будем ждать момента «после. Кажется очевидным, что необходимы повторные сессии.

А вот со здоровьем картина замечательная – у всех улучшилось самочувствие и здоровье (как минимум, исчезли симптомы, у некоторых довольно серьезные). Что интересно, все стали замечать это улучшение только через 2 недели после сессии.
Между тем, анализ других исследований показал, что помимо гарантированных улучшений работы иммунной системы, должно происходить и удлинение теломеров. Это я не замерял, но судя по всему, вероятность этого очень высока, и готов на это поставить. Удлинение теломеров считается сегодня одним из показателей работы препаратов, нацеленных на продление жизни, например, TA-65. Кроме этого, обнаружил еще пару интересных маркеров, на которые можно опираться.

Но цель заметки другая. В методе используется одна из техник, которая получает свое самостоятельное развитие, и мне хотелось бы посмотреть на ее возможности. Поэтому я хочу провести эксперимент, с вашим участием.

Брифинг, для тех, кто захочет участвовать:
Тема эксперимента:
Эффективное представление и воображение будущего. Звучит заманчиво, так и есть.

Почему вам стоит принять участие:
В благодарность за участие в эксперименте, на основании выполненных вами заданий, мы сможем дать вам весьма полезный анализ и рекомендации (если вы захотите). Во всяком случае, мы постараемся сделать это интересным для вас. Некоторые вещи вы не сможете узнать нигде более, серьезно.

Процедура:
Желающие участвовать могут заполнить форму ниже. В эти выходные прием заявок закончится, и все участники будут случайным образом распределены в одну из трех групп – контрольную и две экспериментальных. Ни вы, ни я этого знать не будем – это сделает человек, который не в курсе происходящего.
В течение следующей недели мы будем посылать вам несложные задания, время на выполнение которых не займет более 15 минут (в основном, всего несколько минут). Все общение будет происходить по почте. Дополнительные инструкции будут высланы уже по почте каждому участнику.

Оставляем за собой право отклонить участие добровольца в эксперименте без объяснения причин. Вы, в свою очередь, также можете покинуть эксперимент в любое время, без объяснения причин. Все ваши персональные данные после обработки будут удалены (включая email). Совокупные данные, без вашей личной информации, будут использованы для анализа результатов эксперимента.

Отправляя форму, вы соглашаетесь на добровольное участие в эксперименте и использование ваших данных в совокупном виде.

Апдейт от 24 февраля: Всем, кто откликнулся — спасибо!

 


Прочитай книжку, стань лучше

Антон ЧеховПредставьте себе, но после прочтения короткого рассказа, например, «Хамелеон» Антона Чехова, вы на какое-то время начинаете чуть лучше понимать людей. Таковы результаты исследования ученых из New School for Social Research в Нью-Йорке, опубликованного в журнале Science.

Способность понимать чувства другого и на основе этого строить социальные отношения в психологии описывается как теория разума. Теорией это называется потому, что у нас нет прямого доступа к психике другого человека, мы только предполагаем, что он может думать и чувствовать так же, как и мы. Исследователи различают два вида теории разума: эмоциональную – способность замечать и понимать эмоции других, и когнитивную, то есть предположения об убеждениях и намерениях других. Обычно это называют одним словом: эмпатия.

Родители интуитивно учат детей этой теории, когда спрашивают: «Как ты думаешь, ей понравилось то, как ты себя повела»? Человечество, впрочем, создало культурные практики для развития этих способностей, и одна из них – художественная литература.

В серии из пяти экспериментов психологи как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (по размеру как «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) как «серьезной» художественной литературы – классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы, так популярного чтения и научно-популярной тематики.

Сразу после прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Например, один из тестов, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий людей, но только региона с глазами, где  требуется правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Это тест кажется настолько простым, что непонятно, как можно не увидеть очевидную эмоцию девушки на фото, но результаты иногда разочаровывают.

Пример:

примеры из тестаСлова, описывающие состояние девушки: задумчивая (правильный ответ), раздраженная, ошеломленная, нетерпеливая

Другой тест был на узнаваемость писателей —  из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы, потому что даже если вы не читали какого-то писателя, то могли о нем слышать.

Результаты показали, что даже после краткого, 3-5 минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Причем она повышалась после текста с хорошей литературой, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.

Поразительный по своей убедительности факт: чем больше писателей из списка мог определять человек, тем лучше он различал эмоции!

Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьёзной литературе, что делает такие изменения за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов было в тексте, тем выше были оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе. Но это не главная характеристика, а указание на то, что есть что-то несравненно привлекательное, что мы ищем и находим в ней, несмотря даже на негативные слова.

Ученые задали вопрос, как долго длится эффект после столь короткого чтения, и почти ответили на него, обнаружив зависимость между лучшим узнаванием писателей и правильным определением эмоций.

Это отнюдь не первое исследование, обнаружившее связь между литературой и эмпатией. Широкое освещение его в прессе, — дело рук людей, которые сами много читают, в попытках объяснить другим и себе, что чтение – не простое времяпрепровождение, а полезное важное занятие.

Лаборатория Мара в Университете Йорка в Канаде уже на протяжение многих лет занимается этими вопросами. Работы показали, что, вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя», люди, которые много читают художественной литературы, имеют вполне достаточное количество социальных связей, с людьми, с которыми у них вполне здоровые отношения. Иными словами, они не страдают от одиночества. С социальным общением есть отчасти проблемы у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Лекарство для них простое – надо читать хорошую художественную литературу. Не все жанры одинаково хороши. Так, романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.

Свой вклад в понимание воздействия литературы продолжает вносить нейропсихология. Так, в одном исследовании испанских ученых было показано, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например, «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируется так, словно мы на самом деле почувствовали запах!

Метафоры, например, «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки» активируют осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.

Французские учёные показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно – если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.

Чтение хорошей литературы захватывает воображение и неизбежно вызывает мультимодальную симуляцию мозга. Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные, так, словно происходят на самом деле, с читателем. Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности, или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, — самая лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют «забраться» в голову другого человека, или посмотреть на мир «глазами бога», или пережить то, что в действительности невозможно. Как правильно заметил какой-то писатель, книги дают возможность прожить тысячи ситуаций и сотни жизней, а тот, кто не читает, ограничивает себя лишь одной.

Эта уникальная возможность уже осознана и применяется. Так, есть программы чтения для трудных подростков, или матерей-одиночек. Литература призывается для увеличения сочувствия у врачей и для заключенных. У людей развиваются социальные навыки, они легче начинают понимать других, и, как следствие, лучше адаптируются в мире.

В шести экспериментах американских ученых выяснились любопытные детали влияния литературы. Например, важным оказывается глубина погружения в историю. Иногда надо забыть про себя, про свою личность, чтобы это сделать, и выяснилось, например, что чтение книги перед зеркалом мешает полноценно погрузиться в произведение.

История от первого лица героя, который в чем-то похож на читателя, помогает лучше принять переживания героя. Это ведет к реальным изменениям в поведении – история про парня из вашего университета, который пошел на выборы, убеждала сделать то же самое, когда была написана от первого лица в 65% случаях, против 29% если герой был из другого университета. Еще один эксперимент показал, что после прочтения душевной истории эмпатия также проявилась в поведении: когда экспериментатор «случайно» ронял карандаши, люди после душевной рассказа помогали гораздо чаще,

Студентам предлагали тексты, где герой был черным или геем. Истории отличались только местом в тексте, когда это обнаруживалось. Если читатель узнавал о расе или ориентации героя ближе к концу, то уровень погружения и сопереживания был выше. Когда это выяснялось в самом начале, то возникало некое отторжение. То есть, если вы хотите, чтобы чтение увлекло вас так, что вы потеряете отсчет времени, то читайте книги, где герои одной с вами расы, пола и сексуальной ориентации. Но таким образом вы наверняка пропустите немало прекрасных книг, а читать о других, непохожих на нас людей – стоит. Задача писателя в этом случае писать о непохожих на читателя людях от третьего лица.

Она из причин, почему дети, попробовав читать, бросают, возможно, именно в этом – им попадались книжки с героями, не похожими на них, а повествование велось от первого лица. Одна-две такие книжки, и интерес пропадает.

Только сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, что есть такое – хорошая литература – феномен, который, на первый взгляд, с эволюционной точки зрения, выглядящий бесполезным и непрактичным.

Литература создает образ справедливого мира, где добро чаще всего побеждает. Но мы же знаем, что мир несправедлив, так почему мы позволяем себя обманывать, снова и снова? Хорошая литература продвигает общечеловеческие ценности, и помогает их понять и принять, и ей это всегда удается, вот уже тысячи лет. Ни у кого не возникает сомнений, кто герой, а кто злодей в книгах: даже самые закоренелые преступники считают злодеем профессора Мориарти, или индейца Джо, а героем — Шерлока Холмса, или Тома Сойера. Нам, конечно, могут нравиться герои типа Крестного отца, или Декстера, но мы знаем, что они никогда не будут счастливо жить до старости.

Достаточно посмотреть на список ста самых влиятельных на свете людей, которые никогда не жили, чтобы увидеть, сколько там литературных героев. Это они, Гамлет и Робин Гуд, Дон Кихот и Микки Маус, Робинзон Крузо и Карлсон, повлияли на жизни миллионов людей, причем только в лучшую сторону.

Поразительно, но именно художественная литература убеждает нас сильнее, нежели специально продуманные тексты с железными аргументами, призывами и мотивациями! Книга «Хижина дяди Тома» сыграла свою роль в убеждении множества американцев накануне Гражданской войны, что черные – тоже люди, а рабство – отвратительное явление.

Художественная литература – маркер социального класса. Человек, который прочитал хорошие произведения и наслаждался ими во время чтения – в самом деле, стал лучше и благороднее. Это отражается во всех сферах жизни: в семье и с друзьями, в карьере и общественной жизни. Было показано, что эмпатия, воспитываемая литературой, развивает креативность, увеличивает производительность труда.

Эмпатия, как это не покажется странным, чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Журнал Forbes периодически упоминает об эмпатии, как о необходимом качестве успешного предпринимателя.

А теперь — самое время выбрать хорошую книгу и начать ее читать, зная теперь, что получаешь не только удовольствие, но делаешь себя, а значит, и окружающий мир лучше, человечнее и добрее.


Почему нужен компьютер справедливости

компьютер и судейский молотокРаспространенная метафора «машина правосудия» говорит о том, что это механизм, который, по большей части, уверенно и безотказно работает, принимая во внимание все факты конфликтов и преступлений, представляя на выходе взвешенные и продуманные решения или приговоры. Но в том, что эта метафора эффектна лишь на уровне слов, не сомневается почти никто. Есть множество примеров, показывающих, как эта машина зависит от людей, и какие факторы на самом деле влияют на ее работу, факторы, о которых не знают, не хотят знать или игнорируют люди, занятые в судопроизводстве.

Мы не можем полагаться на древние инстинктивные решения, если идея справедливости хоть что-то значит, а научить присяжных или судей избегать ошибок мышления представляется утопичной. Возможно, в будущем мы неизбежно должны перейти к тому, что такие вопросы будут решать компьютеры. Как и другие вопросы, требующие безусловной объективности и справедливости.

Вот примеры, наглядно показывающие, почему «машину правосудия» должны заменить настоящие машины.

Предсказуемость ошибок

Даниэль Канеман в книге Thinking Fast and Slow приводит пример одной из ошибок мышления: эксперимент, проведенный Дэйлом Миллером и Кэти Макфаранд. Психологи давали студентам задачу определить компенсацию человеку, который получил серьёзные повреждения руки в результате огнестрельного ранения, потому что оказался в магазине в момент ограбления. Участники эксперимента узнали, что по соседству с потерпевшим находились два магазина: в один потерпевший ходил постоянно, а в другой – довольно редко. Одной группе говорили, что ограбление происходило в магазине, в котором потерпевший регулярно делал покупки. Другой группе сказали, что его привычный магазин был закрыт, и ему пришлось пойти в другой магазин, где его и подстрелили. Студентам сообщили, что компенсация может быть от нуля до миллиона долларов, но типичный размер суммы в таких случаях – полмиллиона долларов.

Казалось бы, какая разница, где человека подстрелили? Однако сумма компенсации оказывалась значительно больше, если человек попал под пулю в магазине, который посещал редко. Если переводить на деньги – в одном случае было 488 тысяч, а в другом — 411 тысяч долларов.

Можно возразить, что студенты не обладают знаниями и опытом судей для таких решений. Но ставшее уже классическим исследование 1994 года Ландсмана и Ракоса, профессоров права и психологии, показало, что судьям присущи те же ошибки мышления, как и любому человеку. Психологи создали три группы: в одной людям давали только относящуюся к делу информацию, во второй – инкриминирующую, но не относящуюся к делу информацию, а в третьей – оба набора информации, но говорили, чтобы люди не учитывали нерелевантную информации при вынесении решения. В эксперименте участвовали настоящие судьи, наряду с обычными людьми, и решения во второй и третьей группах были схожи, то есть, и судьи, и не-судьи учитывали нерелевантную и наносящую вред информацию, не относящуюся к делу, хотя им было ясно и определено сказано не принимать ее во внимание!

Психолог Мандип Дами из Университета Сити в Лондоне провел много время в магистральных судах в Великобритании, наблюдая за процессом принятия решений судей. Через какое-то время он обнаружил паттерны поведения судей, и мог с точностью в 96% случаях предсказывать решения судей по поводу меры пресечения подсудимого: под залог или под арест. Он смог нарисовать очень простое дерево принятия решения, которое описывало этот процесс.

Когда психолог показывал свои находки судьям, они возмущались и отвергали саму идею: они всегда принимают решение, основываясь на материалах дела, на личности конкретного подсудимого, и никогда не следуют каким-то паттернам. В каждом деле — сотни характеристик, и все они влияют на решение, говорили судьи.

Вкратце, решение зависело от первой инстанции. Последующие решения – по сути, перенос ответственности: если прокуратора решила держать человека под арестом или на свободе, то, с большой вероятностью, он там и останется. Проблема в том, что человека, с его уникальной ситуацией, в том дереве принятия решений нет.

Аргументы, что первая инстанция рассмотрела дело по существу, и поэтому можно полагаться на ее выводы, противоречат самой идее судопроизводства. Первая инстанция может думать точно так же: «вышестоящий суд рассмотрит дело поподробнее, а пока времени нет, и пусть человек посидит».

C расовыми предрассудками дело обстоит еще печальнее. Исследование белых и черных заключенных в тюрьмах Флориды показало, что черные получали сроки дольше, чем белые, если они выглядели как стереотипичные африканцы – толстые губы, широкий нос, темная кожа, и курчавые волосы. Другое исследование продемонстрировало, что эти же черты лица играли роль в вынесение высшей меры наказания: чем более черный был похож на прототипичного африканца, тем больше у него было шансов на электрический стул, и меньше – на пожизненное. Правда, касалось это только преступлений против белых. При тяжких преступлениях против таких же черных этот фактор роли не играл. Что характерно, мало роли играли и детали преступления и доказательная база, как это было показано в книге The Hidden Brain, рассматривающей конкретные случаи преступников, чьи дела использовались в исследовании.

Дэвид Мастард из Школы права Университета Джорджии рассмотрел дела 77,235 преступников, приговоренных в соответствии с федеральным законом о реформе приговоров 1984 года. Этот закон был направлен на снижение зависимости приговора от расовых, этнических, половых и социально-экономических характеристик преступников. Закон распространялся на все федеральные преступления после 1 ноября 1987 года. Ирония в том, что именно по этому закону белые преступники получали в среднем 32,1 месяц, латиносы – 54,1 месяц, а черные — 64,1 месяц заключения! Люди с годовым доходом до 25 тысяч долларов с большой вероятностью не получали снижения срока, а свыше 35 тысяч в год – получали. Преступник с гражданством США получал срок меньше, а без него – побольше. Средний срок для мужчин на 278% больше, чем для женщин (51,5 против 18,5 месяцев заключения).

Другие исследования подтверждают, что женщины, в целом, получают меньшие сроки за те же преступления, чем мужчины. Пол, хотя и не должен, в соответствии с идеей права, но играет роль при вынесении приговоров. Так, для имущественных, насильственных и преступлений, связанных с наркотиками, женщины менее вероятно получают сроки, а если получают, то существенно короче. Исследователи также обнаружили, что возраст и состояние здоровья подсудимого влияет на срок, который выносится судом: чем старше возраст и хуже здоровье, тем меньше сроки. Причем, есть даже дифференциация таких приговоров в зависимости от возраста преступника и тяжести преступления: она больше проявляется для серьезных преступлений и меньше проявляется для незначительных.

Нейл Видмар из Университета Дюка в обзорной статье отметил еще один возможный фактор работы таких предубеждений: акцент и манера говорить черных преступников. Это вполне справедливое замечание, тем более что психологи из университета Чикаго в оригинальном эксперименте показали, что чем сильнее акцент человека, говорящего о любых фактах, тем менее мы склонны верить тому, что он говорит; и наоборот – чем чище речь, тем больше веры.

Еще пример невероятных феноменов в правосудии: люди склонны назначать наказание мягче, если жертва преступления была застрахована! Причем, когда людей прямо спрашивали, думают ли они, что это играет какую-то толь, никто не соглашался, что мера наказания должна быть оценена в зависимости от страховки!

Подзащитные в очках вызывают больше симпатии у судей и присяжных – образ человека в очках до сих пор лучше ассоциируется со знаниями, нежели грабежами. Однако для беловоротничковых преступлений очки оказываются отягчающей чертой.

В поразительном случае преступник, в нацистских наколках на лице и шее, добился через адвоката оплаты косметолога, чтобы закрасить их перед судебным заседанием, чтобы «не создавать предвзятости у присяжных». Характерно, что преступления, которые он совершил – как раз на расовой почве, в соответствии с его мировоззрением и фашисткой свастикой на шее, но больше всего возмущение публики вызвал факт, что налогоплательщики были обязаны оплатить счет косметолога за запудривание его символики!

Адвокаты знают многие такие хитрости: одевать подзащитных в приличную одежду, по возможности, вместо тюремной робы, и одеваться в соответствии с уровнем суда. Так, высокопоставленному чиновнику, обвиняемому в кражах из бюджета, не рекомендуется надевать в суд Patek Philippe, а быть поскромнее, чтобы говорить своим видом, что он такой же, как все.

Красивые получают меньше сроки, чем некрасивые, а худые меньше, чем толстые. Конечно, не всегда и не везде, но даже если эти эффекты проявляются в 1% случаях, это всегда касается чьей-то жизни.

Впрочем, если спросить любого судью, он пожмет плечами и скажет, что он-то как раз совершенно неподвластен таким факторам. Опрос нескольких десятков судей во время конференции показал, что 97% из них занесли себя в верхнюю четверть людей, избегающих расовых и других предрассудков при принятии решений, в отличии от других судей, присутствовавших на конференции. Математически это невозможно, но попробуйте это им доказать. Уверенность в своей объективности, как показывает история психологии, еще чаще ведет к ошибкам мышления.

Израильские и американские ученые рассмотрели более 1000 судебных решений 8 израильских судей (средний судейский опыт 22 года) председательствующих в двух комиссиях по условно-досрочному освобождению. Эти две комиссии рассматривают около 40% всех дел такого характера. Состав комиссии, к примеру, таков: судья с 40 летним судейским стажем, два прокурора, два тюремных начальника, каждые с 10 летним стажем, независимо дуг от друга выносят решение по семи классам тяжести преступлений. Судья не в курсе деталей преступления, и выслушивает их от клерка только, когда преступника вводят в зал. Заседание длится, в среднем, 6 минут (максимум 40 минут), и за день комиссия решает от 14 до 35 дел. Психологи разделили решения дел на две категории: «прошение принято» и «в прошении отказано» и стали смотреть, когда эти решения принимаются.

Выяснилось, что решения о досрочном освобождении принимаются чаще всего в начале дня и после обеда, в 65%. К обеду и к концу дня вероятность таких решений падает до нуля! Интересно, что решение, когда будет перерыв, принимает судья, и время начало перерыва непостоянно и непредсказуемо. Ученые говорят, что расхожее мнение, что «правосудие зависит от того, что судья съел на завтрак», к сожалению, весьма похоже на правду.

Разумеется, когда судебная машина становится насквозь коррумпирована, как в некоторых странах, то все эффекты и феномены, указанные выше, могут и не работать. Это нормально, потому что это уже, собственно, не система правосудия, а произвол и беззаконие. Психология судебного произвола может быть более актуальна в таком случае, но это уже другая тема.

За последние несколько десятков лет психология исследовала процесс принятия решения и обнаружила множество ошибок, которые мы совершаем, когда думаем, как поступить. Тема эта стала популярной, в том числе благодаря книгам Даниэля Канемана и Дэна Ариели. Никто не знает, как их преодолевать, и можно ли это сделать, потому что, по большей части, они совершаются неосознанно и автоматически. Когда решения касаются мелочей, это не так уж и важно, но когда от этого зависит жизнь человека, становится тревожно. Возможно, в будущем мы сами отдадим меч правосудия и свою судьбу в руки машин, со сверкающей стальной логикой и свободой от предрассудков, жалости и уровня глюкозы в крови.


Где будущее — cлева или справа?

слева или справа?В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например, в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

Аналогичная история и с другими проекциями: будущее – вверху, прошлое – внизу, прошлое – слева, будущее – справа. Когда мы представляем действия или последовательность событий, предпочитаем их прохождение слева направо. Люди даже быстрее реагируют на действия, показанные слева направо. Теория полушарной обработки предполагает, что левое полушарие преобладает в этой специфической функции над правым и направляет пространственное внимание слева направо во время кодирования информации. Кодирование сохраняет и определяет эту же направленность и для воспоминания событий.
Можно проверить это самому: если вы станете вспоминать какие-то эпизоды из прошлого, события с большой вероятностью происходят слева направо, где главное лицо, производящее действие, – слева. Во всяком случае так происходит у подавляющего числа правшей.
Ученые полагают, что это связано с культурно-усвоенными ассоциациями, относящимися к чтению и письму. Те, кто читает и пишет на иврите или арабском, – с большей вероятностью будут вспоминать действия справа налево. Простой эксперимент подтверждает это: когда детей просили расставить по порядку картинки, изображающие завтрак, обед и ужин, американские школьники поставили их слева направо, а арабские – справа налево. С другой стороны, было показано, что взрослые, чей родной язык – иврит или немецкий, демонстрируют эту направленность, а их дети, еще не научившиеся читать, – нет.
Недавнее исследование в области рекламы показало, как это работает для товаров и услуг, в которых временной фактор является важным. Это относится не только к товарам, обещающим снижение веса и улучшение внешности (классическое «до и после»), но также антиквариата, вина, сыра, коллекционной или новой одежды, ювелирных украшений. Восприятие значительно улучшается, если прошлое (старое) будет слева, а будущее (новое) – справа. Так, старое вино воспринимается нами более конгруэнтно, если показано слева, а молодое вино – справа.
Несмотря на привязку к чтению или письму, это все же не лингвистический феномен. Так, в языках нет лексического эквивалента «прошлое – слева» или «будущее – справа». Такие фразы звучат необычно по сравнению с привычными «прошлое осталось позади» и «будущее ждет нас впереди».
Это странно, потому что мы не только читаем слева направо, но и страницы книг двигаются по этой же оси, когда мы знакомимся с содержанием. Мы также графически размещаем наши данные по этой оси. Согласитесь, вы, вероятно, никогда не видели графика, допустим, продаж компании, где слева стоит текущий год, а справа от него – года по убыванию. Попробуйте представить это в своей презентации коллегам в следующий раз: это точно привлечет внимание, а вам придется ответить на вопрос «почему?», который прозвучит со 100%-ной вероятностью.

Доминантный глаз и визуальное эго

Но как у нас работают две схемы представления времени: одна – «сзади-впереди», а другая – «слева-направо»? Это зависит от внимания в каждый конкретный момент: и когда одна схема раскрывается, вторая блокируется.
Восприятие оказалось зависимым и от доминанты глаза. Как и с руками и ногами, у нас есть доминирующий глаз. Об этом писал еще в XVI веке итальянский ученый Джованни Батиста дела Порта в своей книге «De refractione optices parte». Узнать это довольно просто – возьмите в руку карандаш или ручку и держите прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки. Соедините кончик ручки с какой-либо точкой на стене. Закройте один глаз – сдвинулся ли кончик относительно точки на стене? При закрытии одного из глаз точка сместится. Именно этот глаз и является доминантным для вас, потому что вы прицеливались именно им.
Статистика показывает, что около 65% людей полагаются на правый глаз, 32% – на левый, только 3% – амбикулярны (нет различий в доминировании между правым и левым глазом).
Было показано, что в 2/3 случая, объект, на который вы смотрите доминирующим глазом, кажется чуть больше, чем если смотреть на него недоминирующим. Другое исследование обнаружило, что объект перед доминирующим глазом кажется ближе. Кроме того, доминирующий глаз имеет больше силы произвольной мускулатуры, а значит, чаще используется как первоначальный источник информации о визуальных объектах. Он также имеет даже больше нейронных выходов, то есть сообщает больше информации мозгу. Это позволило ученым предположить существование так называемого визуального эго в доминантном глазе. Если предложить человеку поставить точку посередине линии, то люди чаще уводят ее в сторону доминантного глаза. То есть, для правоглазых людей правая сторона весомее и значительнее левой.
Значит ли это, что правши в культуре, где читают и пишут слева направо, лучше представляют себе будущее, что оно для них ближе, больше и значимей, чем для левшей? Это не доказано. Зато есть большое пространство для исследований – можно сравнить какие-то характеристики обществ (например число инноваций) с разными пространственными представлениями прошлого-будущего.

Смотреть на будущее одним глазом

Что же со всем этим делать с практической точки зрения? Можно пробовать смотреть на будущее одним глазом, по очереди. Нарисовать его ближе к настоящему или дальше, справа или слева, и отмечать, какие идеи приходят в голову. Если будущее кажется слишком абстрактным, можно попробовать задать себе несколько раз вопросы, начинающиеся с «как?». Недавнее исследование показало, что будущее сразу же становится конкретнее. Если конкретика не нужна, можно сделать его более абстрактным, задав подряд вопросы, начинающиеся с «зачем?» и «почему?».
Один из очевидных советов – пробовать представлять себе будущее по-разному, а не использовать только одну схему.
Один из фактов, который открылся в некоторых исследованиях: есть тип людей, для которых расположение объектов маловажно – это люди с низкой востребованностью к структуре окружающего мира, как правило, весьма креативные и независимые в суждениях. Так что такие манипуляции со временем могут, вероятно, как запутать в своих представлениях, так и помочь открыться новым идеям, увидеть и понять что-то, что лежит, так сказать, прямо перед глазами, справа.
У индейцев племени Тоба, упомянутых в начале статьи, ситуация со временем еще сложнее, чем просто будущее позади. Время двигается против часовой стрелки от правого плеча, где находится настоящее обозревателя, переходя прямо вперед, перед глазами, где расположено недавнее прошлое. Продолжает движение влево, где находится давнее прошлое, которое смешивается с далеким будущим, и заходит за спину, где живет ближайшее будущее. Это будущее стремительно подходит к правому плечу, где находится настоящее, – и так по кругу. Поэтому индеец, если хочет знать, что его ожидает в ближайшее время, оборачивается направо назад, а когда задумывается о далеком прошлом, то смотрит через левое плечо. Может, нам стоит иногда думать о будущем, как это делают Тоба?

Первоначально опубликовано на Slon.ru


Искусство не замечать главное

мгновенное исцелениеСлева – кадры из фильма Элизиум (2013), показывающие, как в течение нескольких секунд, человек излечивается от рака. Мне нравится, так и должно происходить,  и когда-то так и будет. Вышла хорошая статья в lenta.ru Сальто в иммортале на тему бессмертия и продления жизни, но снова меня поразило повсеместное игнорирование возможностей человеческого организма, и в частности, роли психологии.

Чаще всего упор делается на какой-то препарат, который будет менять поведение одной молекулы или одного блока, одной системы, и заранее известно, что это лишь крохотная часть процесса. Все понимают, это не решит проблем, и, с большой вероятностью, вызовет серьезные побочные эффекты (взять тот же рапамицин). Это, конечно, хорошо в любом случае – разведать неизвестное, и даже обнаружить тупики в исследованиях, ведь знания всегда лучше незнания.

Но почему обходят психологию? Иногда такое игнорирование выглядит как сущее презрение к возможностям человека – «на, вот тебе таблеточку, а то сам-то не справишься».

Я не слышал, чтобы кто-то серьезно копал сегодня удивительный феномен регенерации конечностей человека. Почти как магия, регенерация у саламандр, которые весьма похожи на человека в некоторых аспектах, — где новости и способы активации применительно к человеку?

Чем миллионные исследования препаратов для коррекции зрения лучше простой манипуляции, когда зрение значимо улучшается за пять минут только за счет психологических методов (Langer, et al., 2010)?

Чем опасные фармакологические игры с иммунной системой полезнее ручки и бумаги в методе экспрессивного письма, поразительно улучшающего здоровье (Как наши слова могут победить болезнь)?

Чем идея колоть натуральный компонент типа nicotinamide mononucleotide (NMN) разумнее поиска метода реактивации выработки этого компонента самим организмом (ведь когда-то он его производил в нужном количестве), коль скоро это лучше и дешевле?

Понятно, что деньги, безусловно, играют роль – что-то можно запатентовать и продавать, а что-то нельзя, но глупо же ослеплять себя жаждой наживы. Тем более, сегодня нет ни одного препарата, увеличивающего продолжительность жизни, специально созданного для такой цели. Они, конечно, появятся, но не завтра.

Может быть, психологию изрядно опошлили в глазах публики, которая считает, что психология — это НЛП, расстановки и телесно-ориентированные танцы, а в лучшем случае — бестолковые эксперименты британских психологов? Так, начав заниматься методом активации процессов омоложения и оздоровления R3,  я узнал от одного потенциального клиента, что я – идиот; так сказал его врач, профессор, доктор медицинских наук, и ярый сторонник акупунктуры. То есть чувак с медицинским образованием, который реально верит в то, что под кожей человека располагаются энергетические каналы, они снуют туда-сюда и образуют перекрестки, куда надо вставлять иголку, когда что-нибудь болит, и все будет прекрасно. Это он мне в носу запретил ковыряться? Мне, правда, дали шанс реабилитироваться, втиснувшись в его плотный график («уточните у секретарши») и хорошо подготовившись («у вас будет 10 минут»). Да, в принципе, без проблем, хоть и смысла мало, но неужели и впрямь психология так низко пала, что воспринимается как сестра гомеопатии, хиромантии и астрологии? И даже йогурт (см. статью) важнее, эффективнее и перспективнее всей психологии?!

Langer, E., Djikic, M., Pirson, M., Madenci, A., & Donohue, R. (2010). Believing is seeing: using mindlessness (mindfully) to improve visual acuity. Psycholjgical Science, 21(5), 661-666.


Хочешь получить больше времени – поделись им!

проводить время с другимиСегодня мы живем дольше, чем еще сто лет назад, и обладаем разнообразными штуками для экономии времени: интернет, телефоны, самолеты и прочее. Несмотря на это, времени катастрофически не хватает. Время – самый дорогой ресурс, и его нехватка ведет нас к нежеланию уделять время другим. Но правильно ли мы поступаем? Время – не только объективно измеряемая величина: то, как мы его воспринимаем, оказывает на нас огромное влияние.

150 участников эксперимента (Mogilner, Chance, & Norton, 2012) были случайным образом распределены на четыре группы, в зависимости от двух условий: потратить время на себя или на другого, в течение 10 минут или 30 минут. В субботнее утро все участники получили инструкции: Проведите 10/30 минут, сделав что-то для себя/для кого-то другого, то, что вы не планировали делать сегодня.

В конце дня их попросили оценить восприятие времени в будущем, ответив по шкале от 1 (совсем неверно) до 7 (очень верно) на вопросы вроде: «Моё будущее кажется мне бесконечным», «Большая часть моей жизни еще впереди».

На графике показаны результаты:
на кого мы тратим времяКак видите, когда люди уделяли время другим, ощущение большего времени в будущем только вырастало, причем оказалось неважным, сколько именно времени посвящалось другим.

В других экспериментах проверялось ощущение времени в настоящем, с таким же результатом. Когда мы посвящаем свое время другим, у нас растет ощущение полноты и количества времени, в настоящем и будущем, за счет чувства и веры в эффективность собственных действий.

Парадоксально, но факт: когда нам не хватает времени на все дела, надо выделить и посвятить часть его кому-то другому, и эффективность наших действий вырастет. Это приводит к другому восприятию нами времени, и мы фактически получаем больше времени.

Mogilner, C., Chance, Z., & Norton, M. I. (2012). Giving time gives you time. Psychological Science, 23(10), 1233-1238.