Category Archives: Нейромаркетинг

А у нас в квартире газ, а у вас?

David HalpernКак сообщает газета The Guardian (Wintour, 2013), Подразделение Поведенческого Инсайта (Behavioural Insight Team) или, как его еще называют, Nudge Unit, правительства Великобритании (я писал о нем: Nudge национального уровня) становится коммерческим предприятием. За три года, подразделение из десяти человек, под управлением Дэвида Халперна (David Halpern, на снимке в начале статьи), которое обходилось бюджету страны в 500 тысяч фунтов (но, по утверждениям правительства, сэкономило миллионы фунтов), проделало немало работы. Темы работ — изменение поведения граждан страны без применения законотворчества, в вопросах образа жизни и здоровья. Методы изменений: психологические, и те, что сегодня называют поведенческой экономикой, нейроэкономикой, и нейромаркетингом. В частности, это касается курения, ожирения, благотворительности и проч. Услугами пользовалось как само правительство Великобритании, зарубежные правительства, и частные компании.

Новый бизнес будет теперь лишь на 30% принадлежать государству, остальное разделят инвесторы и сама команда. Подразделение уверено, что использование уникальных экспертных знаний поможет расширить базу контрактов.

Нам остается только порадоваться за них, и пожелать им удачи. В России это не нужно — у нас самые лучшие чиновники, депутаты и попы, они и так все знают и делают все возможное, чтобы всем нам жилось здорово и весело.

Wintour, P. (2013). ‘Nudge unit’ to become profit-making. The Guardian, 1 May 2013.


Неделя мозга. 14 марта 2013 г. Вторая сессия.

Олег КлепиковСегодня, в 20:00 по московскому времени:

Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.

Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основатель портала www.neweconomist.ru.

Мы часто обращаемся к нейронаукам, когда изучаем поведение человека, его восприятие и пытаемся ответить на вопрос о том, что же это такое – наше сознание? Интуиция?

Мы используем достижения этих исследований для робототехники, создания все более расширенной среды, ищем оптимальные вычислительные алгоритмы, создаем медицинскую технику и новые виды интерфейсов…

А как все наши знания из области нейронаук отражаются на нашем социуме? Влияет ли это на экономику? На наш стиль управления организацией или коллективом? Как все эти знания меняют наше восприятие маркетинга и его инструментария? Что ждет нас с Вами в самом неотдаленном будущем? И есть ли действительно новые знания, которые нейронауки могут дать практикам управления или как сказал в свое время еще Иоанн Златоуст: “Все уже сказано”?


Ай-трекинг – в массы

Доступный ай-трекер PupilPupil – ай-трекинговые очки и программное обеспечение; проект, который начался как тезис студентов Массачусетского технологического института Морица Касснера (Moritz Philipp Kassner) и Уильяма Патера (William Rhoades Patera).

Pupil – проект, делающий технологию слежения за движениями и фиксациями глаз доступной и открытой.

Цель проекта – создать доступный по цене мобильный ай-трекер с модульными компонентами. Уже сейчас можно, прикупив несколько частей, собрать дома прибор самому, уложившись в 90 долларов, и начать экспериментировать.

Страница проекта: http://code.google.com/p/pupil/


Как видят мир мужчины и женщины

Love ActuallyВ недавнем эксперименте ученых из Бристольского Университета (Mercer Moss, Baddeley, & Canagarajah, 2012), по поиску отличий между мужчинами и женщинами в том, как они смотрят на мир, приняли участие 52 человека (26 женщин).

Им показали 80 картинок со сценами из жизни, вроде той, которую вы видите в начале статьи (кадр из фильма Реальная любовь. Love Actually, 2003), а ай-трекер записывал движения глаз.

Изображение показывает примеры просмотра картинок, после анализа, когда  исследователи вычли общие пространства фиксаций, чтобы увидеть разницу. Красным цветом выделены регионы фиксаций взглядов женщин, синим — мужчин:

Красным цветом выделены регионы фиксаций взглядов женщин, синим - мужчин.

Результаты:

  • Самый информативный регион в сценах – люди, а самый информативный регион в человеке – лицо, и, в особенности, регион глаз.
  • Мужчины делают более короткие фиксации взгляда (в среднем 305 миллисекунд), в с сравнении с женщинами (в среднем 320 миллисекунд).
  • Женщины тщательнее рассматривают сцены, совершая больше фиксаций вне региона лиц. Разница — в исследовательском характере просмотра женщинами: они осматривают всё, тогда как мужчины смотрят большую часть времени на лицо. По этому признаку можно с уверенностью в 70% предсказать, что на картинку смотрит женщина, если на этой картинке есть люди.

Вот как люди рассматривали тот самый кадр из фильма Реальная любовь.
Когда люди смотрят на пару, больше всего зрительного внимания уделяется женщине, особенно самими женщинами. 61% из них смотрят на женщин и 39% — на мужчин. Мужчины в 53% случаях смотрят на женщин, и  в 47% — на мужчин.  Разница между мужчинами и женщинами в просмотре картинки

Две характеристики человека могут играть роль в направлении и фиксации взгляда: рассудительность и настойчивость. Женщина, склонная к обдумыванию своих поступков, будет смотреть на мир почти как мужчина, а настойчивый мужчина будет смотреть почти как женщина. Во всяком случае, так предскажет программа, с большой вероятностью.

Был обнаружен очень интересный феномен: рассматривая лица, женщины смотрят ниже самых выдающихся и информативных регионов лица. Мужской взгляд концентрируется на глазах, а женщина опускает глаза ниже – к носу или даже ко рту. Это новый феномен, который помимо своей необычности, должен внести изменения в дизайны исследований с ай-трекером. Чаще всего такие эксперименты делаются либо на факультетах компьютерных наук, где, в основном мужчины, либо на психологическом, где в основном женщины.

Было предложено анатомическое объяснение этому феномену: у мужчин и женщин разной толщины сетчатка в некоторых регионах. У женщины, с более тонкой сетчаткой, взгляд ниже позволяет захватить изображение на более тонкую часть фовеи. Но это объяснение не работает, потому что другой регион с более тонкой сетчаткой находится слева, и тогда мы видели бы склонность к уходу взгляда влево, а этого нет.

женщина смотрит внизДругое объяснение более интересное: взгляд чуть вниз сигнализирует женственность. Было обнаружено, что любое лицо (даже мужское) приобретает больше женственности, если глаза смотрят чуть вниз (Campbell, Wallace, S., & Benson, 1996). Это делает более видимым промежуток между бровью и верхним веком – у женщин он больше, чем у мужчин, и вероятно, служит даже признаком пригодности к продолжению рода. Это объяснение может дополнить другая гипотеза: женщины избегают риска смотреть прямо в глаза, поскольку это воспринимается как вызов.

Итак, мир вокруг нас воспинимается и мужчинами и женщинами чуть по-разному.

Campbell, R., Wallace, S., & Benson, P. J. (1996). Real men don’t look down: Direction of gaze affects sex decisions on faces. Visual Cognition, 3:393–412.

Mercer Moss, F. J., Baddeley, R., & Canagarajah, N. (2012). Eye movements to natural images as a function of sex and personality. PLoS ONE, 7(11), e47870. doi:10.1371/journal.pone.0047870.


Внимание, конкурс!

ай-трекер (eye-tracker SMI)В августе 2013 в Лунде, Швеция, пройдет 17-ая Европейская конференция по движениям глаз. Там будут обсуждаться новые исследования, оборудование и программное обеспечение.

В рамках этой конференции объявлен конкурс на программу для ай-трекера. Софт может быть для целей развлечения, общения, лучшего или более быстрого взаимодействия человека с компьютером, анализа и визуализации движений глаз, фиксации и идентификации событий.

Конкурс спонсируется компанией SensoMotoric Instruments, которая готова бесплатно предоставить 50 первым зарегистрировавшимся до конца февраля участникам ай-трекер для работы над проектом.

Приз – также ай-трекер SMI RED-m, который вы видите на картинке в начале статьи (цена ~ 7 тыс. долларов).

Если вы сами умеете создавать приложения, или знаете тех, кто это делает, рекомендую подать заявку. Это весьма многообещающая область исследований и приложений, и сейчас самое лучшее время для развития в ней.

Подача заявки здесь.


Нейромаркетинг в Аргентине

Нейромаркетинг в АргентинеПостер из Аргентины. Кликабельный.
Справа колонка с фактами, и там говорится, что:

  • 85% решений о покупке принимаются подсознательно (я бы сказал 99,99%).
  • Процесс принятия решения о покупке занимает только 2,5 секунды.
  • Каждое графическое изображение рассматривается только 3 секунды.
  • Биллборд на дороге имеет время показа 1 секунду максимум.

В интернете нет времени для обмана:

  • Первые 5 секунд — решается, стоит ли доверять сайту.
  • За 4 секунды — решается, полезен ли сайт.

Всемирный форум по нейромаркетингу в Бразилии

Всемирный форум по нейромаркетингу в БразилииС 6 по 8 марта в Сан-Паоло, Бразилия, состоится всемирный форум по нейромаркетингу под лозунгом «Нарушая все маркетинговые стандарты». В числе спикеров (те, кого я знаю):

  • Gemma Calvert, основательница Neurosense Limited, одной из ведущих компаний в этой области.
  • Leon Zurawicki, профессор Массачусетского Университета в Бостоне, автор книги Neuromarketing: Exploring the Brain of the Consumer.
  • Roger Dooley, блоггер и автор книги Brainfluence.
  • Elissa Moses, исполнительный вице-президент компании Ipsos.
  • Christophe Morin, глава компании SalesBrain,
  • И многие другие.

Что интересно, Мартина Линдстрома в списках не значится. И это хорошо, особенно для него :)

Вот бы съездить, эх.