Category Archives: Принятие решений

Пугайте с юмором

реклама Американского общества борьбы с раком. Она предупреждает об опасности солнечной радиацииЕсть реклама, основанная на страхе – например, против курения или наркотиков, или крема для загара, страховки и проч. В такую рекламу, как показали эксперименты, надо добавлять немного юмора. Иначе у человека срабатывает компенсаторная защитная реакция на многие запугивания, и он начинает игнорировать сообщения рекламы полностью. Юмор помогает снять такую защиту, и, как следствие, помогает рекламному сообщению получить больше принятия.

В начале статьи – реклама Американского общества борьбы с раком. Она предупреждает об опасности солнечной радиации. Текст: Мой брат случайно убил себя. Он умер от рака кожи. Это пример рекламы, основанной на страхе, умеренной степени. А ниже пример социальной рекламы против использования меха, использует как страх, так и юмор.
Текст: Требуется 40 глупых животных, чтобы сделать одну шубу. Но только одно, чтобы носить ее.
пример социальной рекламы против использования меха
Ученые (Mukherjee & Dubé, 2012) провели два эксперимента, манипулируя различными параметрами: они создали рекламу фиктивного солнцезащитного средства, разной степени запугивания, с добавлением юмора или без оного, и представляли участникам экспериментов, проверяя воздействие.

Так, например, выглядят два вида рекламы – слева – с сильной степенью страха, справа – с умеренной.
два вида рекламы – слева – с сильной степенью страха, справа – с умереннойНа графике ниже показаны результаты экспериментов — отношение к рекламе, в зависимости от степени страха и наличия/отсутствия юмора:

График, показывающий отношение к рекламе, в зависимости от степени страха и наличия/отсутствия юмораВыяснилось:

  • Реклама, вызывающая страх в большой степени, менее эффективна, чем страх средней степени.
  • Однако, именно реклама с высокой степенью страха наиболее эффективна, если туда добавлен юмор. Умеренный страх с юмором – не очень эффективен.
  • Юмор не снижает и не разбавляет страх. Исследователи полагают, что страх создает мотивацию к поведению, которое высказывает реклама, а юмор – увеличивает доступность этой информации
  • Лишь 6% участников (из 124 человек) одного эксперимента сказали, что юмор был неуместен в рекламе.

Ниже: как добавили юмор в рекламу сами экспериментаторы. Не стоит их строго судить, они не креативщики, но это и показательно — несмотря на  простое и быстрое решение, эффект юмора начал работать.
Пример добавления юмора в пугающую рекламу

Mukherjee, A., & Dubé, L. (2012). Mixing emotions: The use of humor in fear advertising. Journal of Consumer Behaviour, 11(2), 147-161.


Корреляция и причинно-следственная связь

Корреляция - не причинно-следственная связьОтличная иллюстрация частой ошибки мышления – нахождения причинно-следственной связи там, где лишь прослеживается взаимосвязь явлений (корреляция).
График сделал пользователь Jasonp55, чтобы показывать ее как аргумент в дискуссиях с теми, кто отказывается от вакцинаций своих детей, считая, что эти прививки являются причиной аутизма. Если путать корреляцию с причино-следственой связью, то рост распространения аутизма связан с ростом потребления т.н. органик-продукции. Или, кстати, наоборот.

Ссылка на источник.

 


Мы с тобой одной крови

Албания - одна из стран, где есть обычай кровной мести. На фото - посредник пытается урегулировать отношения семей без убийств

Албания — одна из стран, где есть обычай кровной мести. На фото — посредник пытается урегулировать отношения семей без вендетты

Когда в 2003 году австрийское правительство опубликовала прежде секретные документы, и выяснилось, что отец Арнольда Шварценеггера Густав был членом нацисткой партии Германии и штурмового отряда Sturmabteilung, это произвело эффект сенсации. Разумеется, это не тот факт биографии, которым хочется похвастать.

Мы интуитивно чувствуем, что «сын отвечает за отца» и «яблоко от яблони недалеко падает». Стоит заметить, что Густав Шварценеггер не участвовал в карательных операциях, а провел войну в окопах и госпиталях, а большую часть своей публичной жизни Арнольд активно дистанцировался от идеологии своего отца, собирая миллионные пожертвования благотворительным еврейским фондам.

Интуитивное представление, возможно, основывается на истории человечества: действительно, кровные родственники, как правило, жили вместе, воспитывали детей и имели похожее мировоззрение. Когда кто-то из них совершает что-то плохое, разумно предположить, что его либо так воспитали, либо его родственники не имеют ничего против его поступков. Кровная месть – один из исторических инструментов социального контроля: если вы будете уверены, что за ваши личные поступки придется отвечать всей вашей семье, вы будете лучше контролировать свое поведение. Можно предположить, что представитель народности, у которой принята кровная месть, может вести себя более спокойно и нагло в отношениях с представителями народностей, которые не практикуют вендетту.

Группа психологов из Франции, США и Канады (Uhlmann et al., 2012) поставила три эксперимента, чтобы проверить, так ли это. В одном эксперименте, участникам рассказывали следующую историю:

В магазин врывается грабитель и, угрожая обрезом, требует у продавца деньги. Продавец отдает все, что есть в кассе, но грабитель всё же стреляет ему в голову, и убегает. Продавец умирает, истекая кровью. Полиция ищет улики, но кроме записи с камеры наблюдения, ничего больше не находит. Позже полиция арестовывает двух людей, очень похожих на грабителя на записи.

Далее история имеет два варианта, для разных групп участников эксперимента:

В первом варианте, двое арестованных – разлученные при рождении идентичные близнецы, а во втором – просто очень похожие друг на друга незнакомые люди.

Затем психологи задали вопрос: стоит ли держать под арестом обоих подозреваемых, пока полиция ищет дополнительные улики, или можно их отпустить? Как выяснилось, люди чаще считали, что стоит держать двух близнецов под арестом за преступление, которое совершил один человек, причем неизвестно кто именно. В большинстве случаев люди полагали, что подозреваемых, похожих внешне, можно и отпустить.

Другие эксперименты серии показали аналогичные результаты. У нас предвзятое отношение к родственникам человека, который совершает что-то плохое, даже в случаях, когда мы знаем наверняка, что они никогда не встречались и не могли влиять друг на друга. Таким образом, социальные факторы не могут полностью отвечать за такое поведение. Ученые предполагают, что здесь задействованы и генетические факторы биологического родства.

Будущим исследованиям надо проверить, распространяется ли этот эффект на «добрые дела» — как мы можем переносить хорошие качества благороднейшего человека на его родных или на приемных детей.

Uhlmann, E. L., Zhu, L. L., Pizarro, D. A., & Bloom, P. (2012). Blood is thicker: moral spillover effects based on kinship. Cognition. 124 (2):239-43. doi: 10.1016/j.cognition.2012.04.010.


Ценности и ошибки

Расположение и активация ERNМы все совершаем ошибки, и учимся на них. Это бесценно. С другой стороны, когда мы видим свои неудачи в какой-то деятельности, или нам указывают на ошибки, мы стремимся защищаться. Так говорит нам психологическая теория самоутверждения (Steele, 1988): мы стремимся сохранить свою целостность и ценность себя. Проиграв бой на ринге, человек может сказать, что, зато он хорошо играет на скрипке. В общем, наше поведение в таких ситуациях идет по двум направлениям:

1) Отказ, отрицание и перенос внимания на других. Это может приводить к предрассудкам в отношении не только критикуемого, но и всей группы людей, к которой он принадлежит. Этот путь ведет к искажению реальности и неэффективности в будущем.

2) Обращению внимания на свою личность, независимо от текущей ситуации. Люди могут убедиться, что они, в целом хорошие, и нет нужды защищаться от угрозы, а есть необходимость смотреть на ситуацию конструктивно.

Даже маленькая ошибка потенциально ведет к угрозе самости. Когда мы совершаем ошибку, то наш мозг производит негативный импульс (error-related negativity, ERN) в течение первых 100 миллисекунд. Этот сигнал – свидетельство работы детектора ошибок, который, как предполагается, находится в аnterior cingulate cortex (ACC). Сигнал сообщает мозгу о разнице между ожидаемым и полученным результатом. Импульс увеличивается, если важность задания высока.

Локализация источника ERNЭкспериментаторы (Legault, Al-Khindi, & Inzlicht, 2012) разделили людей на две группы. Люди получали утверждения, по шкале ценностей (Kopelman, Rovenpor, & Guan, 2003), о которой я писал ранее, и указывали свое согласие/несогласие с ними. Затем одну группу просили в течение пяти минут написать эссе, почему те ценности, которые они выбрали, важны для них. Во второй группе им предлагали прямо противоположное действие: написать, о том, насколько это неважно, что они выбрали. Таким образом, экспериментаторы подрывали их самоутверждение.

Затем каждого усаживали выполнять простую задачу «go-no/go»: когда на экране возникает буква M – надо как можно быстрее нажать клавишу, а когда буква W – не нажимать. Буквы подавались на 100 миллисекунд, а ответить надо было в течение 500 миллисекунд. Интервал между задачами был всего 50 миллисекунд: довольно стрессовое задание, и, разумеется, люди ошибались, и часто видели на экране «Ошибка!». Все это время показания электрической активности мозга записывалось ЭЭГ.

Для тех, кто в теме: ERN определялся как минимальное негативное отклонение и записывалось в точке FCz по международной системе 10-20, в интервале от 50 миллисекунд до нажатия клавиши и 150 миллисекунд после нажатия. FFT фильтрация от 0.1 до 15 Hz.

Вот что выявилось:

  • Группа самоутверждения производила более сильный ERN, то есть, мозг получал точный и уверенный сигнал об ошибке.
  • Эффекта зависимости от условия (поддержанное самоутверждение или подорванное) на результаты и скорость реакции не обнаружено.
  • Участники группы самоутверждения сделали значительно меньше ошибок совершения (вы нажимаете кнопку, когда не надо было).
  • Ошибки генерировали статистически значимый сильный ERN (M = −7.13 µV), нежели правильные ответы (M = −3.74 µV).

Результаты тестаМожно предположить, что самоутверждение увеличивает когнитивный контроль над происходящим, делает нас чуть более чувствительными к своим ошибкам, и, вероятно, к улучшению способностей эти ошибки поправить. Ведь если вы не знаете, что вы ошибаетесь, как вы что-то исправите?

Предыдущие работы показали, что самоутверждения улучшают показатели работы в критикуемых сферах, увиливают самоконтроль и противостоят истощению Эго. Было обнаружено, что истощение силы воли снижает ERN (Inzlicht & Gutsell, 2007): когда ваша сила воли снижена в течение дня, вы склонны замечать меньше своих ошибок.

Если вы вам нужны дополнительные мотивационные ресурсы, самоутверждения в этом помогут. Ответьте или напомните себе, что для вас ценно, это занимает всего несколько секунд. Вы защититесь от избегания и отрицания своих ошибок, и станете более эффективным.

Inzlicht, M., & Gutsell, J. N. (2007). Running on empty: Neural signals for self-control failure. Psychological Science, 18, 933–937.

Kopelman, R. E., Rovenpor, J. L., & Guan, M. (2003). The Study of Values: Construction of the fourth edition. Journal of Vocational Behavior, 62(2), 203-220. doi: 10.1016/S0001-8791(02)00047-7.

Legault, L., Al-Khindi, T., & Inzlicht, M. (2012). Preserving integrity in the face of performance threat: Self-affirmation enhances neurophysiological responsiveness to errors. Psychological Science, 2012; Doi: 10.1177/0956797612448483.

Steele, C. M. (1988). The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology (Vol. 21, pp. 261–302). New York, NY: Academic Press.


Жизнь ипсативна? а) Да, б) Нет

выбор путиЧитал одно исследование, и пришлось попутно разбираться с психологическим тестом, который там использовался: Allport–Vernon–Lindzey Study of Values (SOV) – шкала ценностей, созданная группой вышеуказанных психологов в 1931 году.

Шкала описывает шесть основных типов ценностей:
1) Теоретические (отношение к истине).
2) Экономические (что полезно).
3) Эстетические (форма, красота и гармония).
4) Социальные (поиск любви у других).
5) Политические (власть).
6) Религиозные (единство).

Считается, что тест позволяет менее чем за полчаса понять, что ценно для человека, и увидеть динамику ценностей в течение какого-то промежутка жизни (если человек проходил такой тест ранее). Баллы, набранные человеком, в этом тесте, могли предсказывать образование, выбор профессии и отношений человека с семьей и друзьями.

Баллы набирались в ходе ответов на такие, например, вопросы (в последней редакции):

  • Если вы оказались в комнате ожидания, и у вас выбор из двух журналов, какой вы будете читать: а) Век науки, б) Декоративное искусство?
  • Современное общество получает больше пользы от а) лучшей заботы о правах и благосостоянии граждан, б) лучшего знания фундаментальных законов поведения человека?
  • Вам больше интересно прочитать про жизнь и работу таких людей как а) Индира Ганди, Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль, или б) Айн Рэнд, Жан-Роль Сартр и Эммануил Кант?
  • По вашему мнению, какая отрасль науки окажется самой важной для человечества: а) математика б) религия?
  • Если бы вы были профессором в университете, вы предпочли бы преподавать а) поэзию, б) химию и физику?

«Жизнь ипсативна» сказал психолог Rokeach (1985), имея в виду, что нам всегда приходится выбирать что-то одно. Ипсатив, в психологии — индикатор измерения, когда респондент сравнивает два или более варианта и может выбрать только один.

Например, Вы больше любите а) мороженое, или б) пирожное?

Кстати, раз уж зашла речь о шкалах, то есть шкала Ликерта, которая дает возможность поставить значение, которое, как вы считаете, выражает ваше отношение к утверждению. Например, по шкале от 1 (Ненавижу!) до 100 (Обожаю!), оцените, насколько вы любите мороженое. Сделав то же самое с пирожным, вы получите сбалансированный ответ.

Шкалу редактировали в 1951 году, и в последний раз в 2003 году.
Авторы (Kopelman, Rovenpor, & Guan, 2003) последней модификации учли, по их мнению, реалии современной жизни. Они писали, что психологи жаловались, начиная с 1970 годов, на то, что студенты были недовольны вопросами этого теста. Они называли их чересчур затейливыми, сексистскими, предвзятыми, и устаревшими.
Авторы новой редакции добавили туда больше женщин – ранее была только Флоренс Найтингейл,  немного людей небелой расы – генерала Колина Пауэлла, Индиру Ганди, и добавили больше вопросов, раскрывающих религиозные ценности (это же Америка).

Так, они заменили Наполеона, Аристотеля, Бёрда, Александра Македонского и Галилео следующими персонажами: генералом Колином Пауэллом, Айн Рэнд, Амелией Еархарт, Индирой Ганди и Марией Кюри.

Вот как, например, изменился один вопрос:

Насколько Вам интересны следующие известные люди:
а) Флоренс Найтингейл – стала Мать Тереза,
б) Наполеон – стал генерал Колин Пауэлл
в) Генри Форд – стал Билл Гейтс,
с) Галилео – стала Мария Кюри.

Авторы замечают, что у людей возросли экономические ценности, когда Билл Гейтс заменил Форда, а теоретические ценности упали, когда Галилео заменили мадам Кюри.

Проблем у этих тестов много: выбор, предлагаемый авторами, часто ставит в тупик. Самое главное, однако, что мы узнаем, то, что люди думают, что для них ценно, а не сами ценности. Причем, в то время, когда они могут и хотят заниматься разговорами об этом. Попробуйте задать вопрос о ценностях человеку, который лежит с гриппом, с температурой — ценности будут совсем другими. Одни могут ненавидеть работу, и провозглашать одно, но лишившись ее, скажем на год, набор ценностей становится другой.

Но с одним, пожалуй, нельзя не согласиться – надо всегда что-то выбирать, и от чего-то отказываться. Так ведь? а) да, б) нет.

Kopelman, R. E., Rovenpor, J. L., & Guan, M. (2003). The Study of Values: Construction of the fourth edition. [doi: 10.1016/S0001-8791(02)00047-7]. Journal of Vocational Behavior, 62(2), 203-220.

Rokeach, M. (1985). Inducing changes and stability in belief systems and personality structures. Journal of Social Issues, 41, 153–171.


Взгляд в центр

бутылочки с энергетическим коктейлемЕще одно исследование, подтверждающее эффект центральности выбора, о котором я уже писал (Какая попа лучше?). Мы предпочитаем выбирать центральный объект во множестве ситуаций – и центральную кабинку в публичном туалете, и диспенсер с бумагой для вытирания рук там же, стул в ряду стульев, и многое другое. Происходит это в среднем в 71% случаях (Christenfeld, 1995)

В серии экспериментов с использованием ай-трекера (eye-tracker) ученые предлагали участникам сделать выбор, предлагая вниманию ряд товаров. А предлагались им вымышленные витамины, энергетические напитки и шоколадки. И продукт в центре получал больше фиксаций, они были дольше, и, соответственно, общая длительность фиксаций была больше. Люди, как правило, начинают смотреть в центр, и заканчивают взглядом туда же.

Так, например, в одном эксперименте было выставлено три выдуманных энергетических напитка (как на картинке в начале статьи), и ученые меняли их расположение (слева, в центре, справа) для 84-х участников эксперимента. И, вне зависимости от категории напитка (если вы заметите, они как бы для разных целей), и названия, люди чаще выбирали тот, что находился в центре. Нельзя сказать однако, что это центральный продукт был оценен более высоко, чем другие. Эти эксперименты смогли избавить результаты от большого количества мешающих факторов, потому что все товары были вымышленные, практически ничем не отличались  и были даны в изоляции от других объектов. Это, с другой стороны, упрощает действительность, потому что бренд мог привлечь внимание человека в то место, где он находится, даже если оно не центральное.

Очень любопытная находка выявилась: люди выбирали центрально расположенный объект по отношению к другим объектам, даже если он находился не в центре их визуального поля.

Ну, и главное — мы не отдаем себе в этом отчета, и многие наши решения были приняты благодяря этому эффекту, невзирая на то, что мы думали о товаре или другом объекте. Интересно, зная это теперь, сможете вы делать более сознательный выбор?

Atalay, A. S., H. Bodur, O., & Rasolofoarison, D. (2012). shining in the center: central gaze cascade effect on product choice. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/665984.

Christenfeld, N. (1995). Choices from identical options. Psychological Science, 6: 50–55.


Послушные люди и религия

церковьПредыдущие эксперименты показали, что у людей, послушных по характеру, религиозная атрибутика активирует мысли о покорности, смирении и послушании, а также увеличивает вероятность согласия на акты возмездия, к которым призывают авторитетные для них фигуры (Saroglou, Corneille, & Van Cappellen, 2009).

Недавнее исследование по той же теме искало ответ на вопрос, что происходит с отношением к информации у людей, если воздействовать на них религиозным праймингом. Таким праймингом может служить как простое изображение креста, фотография церкви, икона на панели проезжающей мимо вас машины и подобное.

Две группы людей, одна контрольная, другая экспериментальная, приступили к задачам на вынесение суждения. Перед началом задания экспериментальная группа получила религиозный прайминг. Производился он так: на мониторе показывали набор букв, которые участники должны были охарактеризовать как слово или не-слово. Обычная отвлекающая внимание задачка. А до этого на экране возникало на 15 миллисекунд слово из списка связанных с религией слов: небеса, обедня, ангел, крещение, молитва, благословление, спасение, нимб, душа, вера рождество, и другие. Контрольная группа видела слова типа: рубашка, молоток, лестница, новости, облако и т.п.

Задача на суждение была следующая (Castelli et al., 2001): на мониторе показывали тексты, сплошь состоящие из слов, сделанных из буквы «а». Тексты показывали на 4 секунды, и надо было оценить, сколько букв было показано. А количество букв было от 148 до 1,156! Для облегчения задачи участникам давали готовые ответы, все разные, про которые было сказано, что это ответы трех людей, решавших эти задачи до них. Это говорилось для того, чтобы создать у участников чувство конформизма, склонность соглашаться с мнением большинства, возникающее уже при трех людях. Ответы были в 20%, 25% и 30% выше или ниже реального количества букв «а».

Ну как к этому можно относиться? Можно смотреть, чего там наделали до тебя, а можно делать все самому, тем более что нет уверенности, что среди предложенного есть правильный ответ. Экспериментаторов же интересовало степень отхода от предложенных ответов. Они понимали, что конформизм будет у всех, но у кого он проявится ярче?

Как и ожидалось, те, кто получил заряд религиозности, были склонны приспосабливать свои ответы на основе ответов других. Особенно это касалось людей, уже склонных к послушанию. Интересно, что замеряли и религиозность участников, и оказалось, что она не влияла на конформизм. То есть, не религиозность делает человека послушным влиянию извне, а религиозная атрибутика может вызывать у людей, покорных по характеру,послушание и подчинение авторитетам.

Любопытный феномен неосознаваемого влияния религии на общественное поведение.

Castelli, L., Vanzetto, K., Sherman, S. J., & Arcuri, L. (2001). The Explicit and Implicit Perception of In-Group Members Who Use Stereotypes: Blatant Rejection but Subtle Conformity. [doi: 10.1006/jesp.2000.1471]. Journal of Experimental Social Psychology, 37(5), 419-426.

Saroglou, V., Corneille, O., & Van Cappellen, P. (2009). Speak, Lord, your servant is listening: Religious priming activates submissive thoughts and behaviors. The International Journal for the Psychology of Religion, 19, 143–154.

Van Cappellen, P., Corneille, O., Cols, S., & Saroglou, V. (2011). Beyond mere compliance to authoritative figures: Religious priming increases conformity to informational influence among submissive people. International Journal for the Psychology of Religion, 21(2), 97-105. doi:10.1080/10508619.2011.556995.