Category Archives: Поведение

Женская привлекательность

Атлас привлекательностиВышла моя статья Атлас привлекательности в октябрьском номере журнала Наша Психология. В статье рассматриваются известные феномены, делающие женщин более привлекательными. Один список литературы – исследований, обнаруживших такие факты, занимает больше места, чем сама статья.

Впрочем, не стоит забывать, что в психологии нет таких 100% работающих всегда и везде феноменов, и все относительно. Хотя точно можно сказать, что то, что нам кажется красивым и привлекательным, имеет логику в биологии. Если мужчине нравится женщина, то, вероятнее всего, именно она подходит ему для продолжения рода, и природа просто использует привлекательность, чтобы затащить их обоих в постель и нарожать детей. Понятное дело, норвежские ученые  тут категорически бы не согласились, но кто же с ними будет спорить?


Реабилитация Финеаса Гейджа

Финеас ГейджОдна из самых известных историй психологии – история Финеаса Гейджа (Phineas P. Gage, 1823–1860). Статьи в Википедии: на русском и на английском.

Во время прокладки железной дороги, бригадир Финеас Гейдж, 25 лет, просверлил отверстие в камне, заложил взрывчатку и стал уплотнять ее железным ломом. К его несчастью, удар лома высек искру, заряд сдетонировал, и лом насквозь прошил череп через его левую щеку, улетев на 20 метров.
Через несколько минут Финеас смог встать, и даже внятно говорить. Через два месяца он оправился, если можно так сказать, потеряв часть мозга в лобной доле.

Все учебники по психологии говорят, что потеря лобных частей мозга приводит к полному изменению личности человека. И всегда в качестве аргумента приводится случай Финеаса Гейджа. Добрый и веселый парень превратился в злого психопата-алкаша.

История Финеаса Гейджа обрела новый смысл, когда стали обнаруживаться реальные факты его биографии, особенно, в последнее время. Так, например, его друзья говорили, что Финеас, восстанавливаясь после травмы у отца на ферме, рассказывал свои племянникам и племянницам приключенческие истории. Отмечали его любовь к лошадям.

Поскольку работодатель отказался взять его обратно, Финеас устроился в цирк уродов к Барнуму, в Нью-Йорке. Позже он поработал извозчиком на дилижансе в Нью-Гемпшире. Через 4 года после травмы он переехал в Чили и возил грузы и пассажиров на дилижансе на 60-ти километровой  дороге Сантьяго-Вальпараисо.  Он пробыл в Чили 8 лет, до поры, когда его здоровье стало ухудшаться. Вернувшись в Штаты, Гейдж прожил недолго, и скончался в возрасте 36 лет.

Некая девиантность в его поведении после инцидента может быть объяснена обезображенным лицом и его попытками с этим жить. Разумеется, повреждение мозга нанесло урон, но, судя по всему, весьма преувеличенный. Миф о глубинном изменении личности, продолжает существовать, и это значит, что он еще кому-то нужен.

В начале статьи – недавно (в 2010 году) обнаруженное фото, где Финеас позирует с тем самым железным ломом.
Вот парочка статей, которые детально разбираются с этой историей:

Kotowicz, Z. (2007). The strange case of Phineas Gage. History of the Human Sciences, 20(1), 115–131. doi:10.1177/0952695106075178.

Macmillan, M., & Lena, M. L. (2010). Rehabilitating Phineas Gage. Neuropsychological Rehabilitation, 20(5), 641-658. doi: 10.1080/09602011003760527.


Ты купишь авокадо, и мы это знаем

молочные напитки и ингредиенты для выпечкиГлянул сайт компании Spire, которая занята в сфере покупательской разведки (retail intelligence). Объем знаний, который растет с невероятной скоростью в этой отрасли, просто поражает.

Так, слева вы видите анализ, сделанный на основании карт лояльности покупателей. Потребители молочных напитков типа миндального, соевого, фруктового молока покупают больше ингредиентов для выпечки. Рост продаж авокадо уводит деньги от объема продаж помидоров, лука, ягод, винограда и лука-латука. В свою очередь кукуруза отнимает объем у авокадо. Покупатели листового чая больше других покупают сладости, и так далее и тому подобное.

В начале этого года была статья по этой теме, и, в частности, там говорилось про талантливого статистика, работающего в сети супермаркетов Target  в США, который создал систему по анализу данных покупок так, что она могла предсказывать поведение покупателей. Так, система «узнала», что девушка беременна, прежде чем об этом узнали ее родители. Случай стал известен, потому что супермаркет выслал им каталог детских подгузников, основываясь на этих расчетах, и отец пришел скандалить в офис, требуя извинений. Впрочем он сам стал извиняться через несколько дней, узнав реальное положение дел (Duhigg, 2012). Рекомендую почитать.

Поразительно, насколько мы предсказуемы, и как сравнительно легко это можно посчитать. Захватывающая дух перспектива, во всех смыслах.

Duhigg, C. (2012). How companies learn your secrets. The New York Times, February 16, 2012. Ссылка.


Микровыражения лица и следующий президент США

Предсказание результатов президентских выборов в США по микровыражениям лица Любопытное онлайн исследование, в котором можно принять участие, не сходя с места.

Суть его заключается в следующем: вы позволяете вебкамере вашего компьютера записывать вас в то время, когда вы просматриваете короткий ролик. В ролике говорят оба кандидата в президенты США – Митт Ромни и Барак Обама. Даже незнание английского языка, по сути, не имеет значения. Программное обеспечение проанализирует ваши эмоции, которые отразились в микровыражениях вашего лица, в ходе просмотра. Уже тысячи записей были сделаны в сентябре и октябре. Программа, обработав большой массив данных, выдаст предсказание о том, кто победит на выборах.

Все это происходит анонимно, и конфиденциально. Эксперимент проводится Патриком и Касей Везовски (Patryk Wezowski & Kasia Wezowski), экспертами по микровыражениям лица.

Результаты вы сразу не увидите, но если хотите, можете подписаться там же, на сайте, и отчет вам отправят, в конце октября. В письме, подтверждающем ваш емейл, вы найдете также ссылку на бесплатный тест проверки ваших способностей различать эмоции. Там есть и платные предложения, поэтому сообщаю, что никаких коммерческих интересов у меня с ними нет.

В начале статьи описаны шаги для участия, а вот и ссылка на эксперимент.


Семантические иллюзии

стюардессаПосле авиакатастрофы, где должны быть похоронены выжившие?
а) дома, б) на месте катастрофы.

В четырех экспериментах ученые (Sanford et al., 2012) исследовали, как наш мозг реагирует на подобные семантические аномалии, или иллюзии, с помощью ЭЭГ. Было выяснено, что мозг часто не замечает этих аномалий.

Такие конструкции не вызывали вызванного потенциала N400, в отличие от явных и легких аномалий. Потенциал N400 чувствителен к подсознательной семантической обработке,  и его можно обнаружить еще до того момента, когда мы сознательно понимаем, о чем идет речь. Таким образом, отсутствие потенциала говорит о том, что даже бессознательно мы не видим подвоха в сложных семантических иллюзиях.  Другие данные позволили сделать вывод, что мы можем пропускать такие речевые аномалии в условиях когнитивной загрузки, то есть, когда наш мозг выполняет много других операций. Происходит этого от того, вероятно, что сложная для определения иллюзия возникает только тогда, когда слово подходит по контексту, из группы слов, описывающих ситуацию. Оба слова — «жертвы» и «выжившие» очень часто употребляются даже в одном предложении, при описании трагических ситуаций.

Результаты показали, что поверхностная обработка информации неэффективна. Если вы ведете машину и говорите по телефону, или дома смотрите одним глазом телевизор, обмениваетесь смс-ками и ведете разговор с домочадцем, что-то из этого или всё вы будете делать недостаточно хорошо.

Зная этот феномен, вы можете его использовать. Когда вы пишите текст и хотите, чтобы важные элементы его были увидены и поняты, делайте следующие вещи:

  • Используйте активный залог. Не «квартира была убрана», а «я убрал квартиру»;
  • Ставьте сказуемое как можно ближе к подлежащему. Например: «Собака выбежала из комнаты, опрокинув по пути свою миску» — это лучше чем «Собака, опрокинув по пути свою миску, выбежала из комнаты»;
  • Используйте курсив, выделения и подчеркивания;
  • Не вставляйте картинки девушек в текст — они отвлекают!

Внимательно ли вы читали? Ответьте как можно быстрее на вопрос, чтобы узнать: может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?

Sanford, A.J., Leuthold, H., Bohan, J. & Sanford, A.J.S. (2011). Anomalies at the borderline of awareness: An ERP study. Journal of Cognitive Neuroscience, 23, 514-523.


Партийность на лице

Мишель Бакман (Michele.Bachmann)Исследователи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (Carpinella & Johnson, 2012) взяли фотографии каждого конгрессмена США (111-го созыва). Всего было 434 человека, из них 74 женщины. У республиканской партии оказалось 17 женщин, а у демократов – 57.

Используя программу FaceGen Modeller, которая оценивает характеристики лица на основе большой базы данных, ученые оценили мужественность и женственность каждого лица. Затем эти данные сравнили с партийной принадлежностью. Самой сильной находкой явилось то, что женщины Республиканской партии более женственны.

Типичность мужских и женских черт в зависимости от политической принадлежностиДругой эксперимент показал, что люди могут по лицу человека определять его партийную принадлежность, с вероятностью выше случайности аккуратности, особенно женщин, конгрессменов от Республиканской партии.

Ну и как такое можно объяснить?! Однако объяснение у авторов есть – демократическая партия США ассоциируется с социально-либеральной политикой, направленной на уравнивание прав полов. Республиканцы – консерваторы и поддерживают традиционные роли мужчин и женщин. Вероятно, определенная политика притягивает соответствующих ей внешне людей.

Carpinella, C. M., & Johnson, K. L. (2012). Appearance-based politics: Sex-typed facial cues communicate political party affiliation. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.009]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 10 September 2012.


Разные цвета торга

Аукционный дом Sotheby'sЦвета и их влияние на поведение продолжают меня удивлять, и сегодня мы посмотрим на еще одно любопытное исследование. Ранее я уже много писал о красном и других, и найти статьи можно здесь.

В целом, сегодня понятно, что красный цвет, в сравнении с другими, вызывает в нас агрессивность, немного, но измеримо. Авторы исследования (Bagchi & Cheema, 2012) проанализировали влияние двух цветов – красного и синего в ситуации торгов.

В первом, они взяли реальные данные торгов игровой приставки Nintendo Wii на ebay, датируемые 2008 годом. 28 торгов, идентичных по товару, и разнящихся только фоновым цветом, было взято для анализа. Было обнаружено, что товар на красном фоне получал более высокие прыжки в ставках, чем на синем фоне. Чтобы исключить побочные факторы, ученые провели эксперимент с аналогичными условиями. 78 студентов приняли участие в торгах, и результаты оказались даже еще более значительными: в среднем прыжки ставок при красном фоне составили 63.17 доллара против 35.13 долларов при синем фоне.

Приставка Nintendo Wii, как она была представлена в эксперименте

Но аукцион – это специфическая ситуация, там покупатели сражаются за товар друг с другом, и агрессивность может быть направлена именно на конкурентов. А что происходит при торговле один на один?

Во втором эксперименте ученые представляли четырехдневный тур во Флориде 89 людям среднего возраста, онлайн. Их просили представить себе, что они видят реальное предложение, стоимостью 790 долларов, перелет, гостиница и питание включено. Картинка представляет, как видели участники эксперимента одно из этих предложений. Люди могли сделать только одно предложение цены предполагаемому туроператору.

Представление тура на красном и синем фонахПредложение на красном фоне получило более агрессивное предложение в среднем — 684 доллара, против 712 долларов на синем фоне.

Мораль такова: если вы продаете товар на аукционе, неплохо задействовать красный фон – ставки потенциальных покупателей будут выше, и, вероятно, конечная цена поднимется. А вот если вы продаете что-то в процессе переговоров, то фон для товара лучше использовать синий – покупатель будет предлагать более разумную, по вашему мнению, цену.

Я писал и о некоторых других моментах различия этими двумя механизмами продажи здесь.

Фото в начале статьи из New-York Times:
Продажа картины Поля Сезанна 1895 года Натюрморт с фруктами и горшочком имбиря (Nature morte aux fruits et pot de gingembre), которая была продана почти за 37 миллионов долларов в ноябре 2006 года на аукционе Сотбис. Обратите внимание на цвет стен. Будь они красными, Сезанн мог уйти и подороже.

Bagchi, R., & Cheema, A. (2012). The effect of red background color on willingness-to-pay: The moderating role of selling mechanism. Journal of Consumer Research. http://www.jstor.org/stable/10.1086/666466.