Category Archives: Поведение

Одиночество, теплая ванна и плюшевый мишка

женщина принимает ваннуИсследование, проведенное Джоном Баром (John Bargh) и Идит Шалев (Idit Shalev) из Йельского Университета, показало, что чем более одиноким чувствует себя человек, тем больше, дольше и охотнее он принимает теплую ванну или душ. Конечно, можно было бы предположить, что такие люди больше проводят время в ванне, потому что они меньше время проводят вне дома, однако это не объясняет их предпочтение более теплой воды, по сравнению с социально-активными людьми.

Проверено это было одним остроумным ходом, когда участникам эксперимента давали подержать в руках терапевтический пакет. Он был либо холодным, либо теплым, и те, кто держали холодный пакет, впоследствии выражали в анкете большее одиночество, по сравнению с теми, кто держал теплый пакет.

Другой эксперимент показал, что этот феномен может иметь прикладное значение – как только мы соприкасаемся физически с теплой средой, объектами – мы становимся менее одинокими. Интересно, что эта связь отлично выражается в нашем языке – “теплая встреча”, “холодный человек”, “горячий восторг” и тому подобное. Еще один эксперимент подтвердил существование такого семантического эффекта. Психологи давали участникам эксперимента почитать два коротких эссе. В обоих рассказах речь шла по девушку, и единственное отличие заключалось в том, что в одном рассказе она принимала душ, а в другом – кроме него еще и ванну, в тот же самый день. Так вот, во второй версии, участники полагали, что она менее одинока (и несчастна, если угодно).

плюшевый мишкаРанее я писал, что социальную изоляцию и чувство одиночество может снизить собака: Про собак, Достоевского и сопереживание. Из свежих журналов. Но если у вас нет собаки, можно обойтись и без нее. Недавнее исследование (Tai, Zheng, & Narayanan, 2011) обнаружило, что если дать человеку плюшевого мишку, то чувство одиночества также уменьшается. В двух экспериментах ученые манипулировали участниками так, чтобы создать у них чувство социальной изолированности. Затем некоторых из них просили подержать плюшевого мишку, и после этого люди становились контактны и довольны, и чувствовали себя социально включенными. Другая заметка рассказывала о том, что просмотр романтических фильмов тоже согревает от одиночества: Романтика согревает.

Все это действует подсознательно – мы можем не подозревать об этом сознательно. Однако теперь, зная об этом, мы сознательно может влиять на свое состояние, и состояние других.

Теперь понятна одна из причин, почему девушки любят смотреть романтическое кино, принимать ванну и спать с плюшевым мишкой. И правильно делают – это полезно и согревает, избавляет от чувства одиночества и делает их добрее. Проверено экспериментальной когнитивной психологией.

Bargh, J., & Shalev, I. (2011). The substitutability of physical and social warmth in daily life. Emotion. DOI: 10.1037/a0023527.

Tai, K., Zheng, X., & Narayanan, J. (2011). Touching a teddy bear mitigates negative effects of social exclusion to increase prosocial behavior. Social Psychological and Personality Science, 2 (6), 618-626, DOI: 10.1177/1948550611404707.


Конечно знают дети

Сумоист против человека5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.

Большие практически всегда побеждают маленьких. Малышам показывали два кубика с нарисованными глазами и ртом, которые вступают в противоборство друг с другом. В одних случаях большой уступает маленькому дорогу, в других – наоборот. Так вот, когда малыши видели, что маленький кубик уступает дорогу большому, они смотрели в среднем на эту сцену 12 секунд. Однако когда большой уступал дорогу маленькому, они смотрели на это около 20 секунд. Почему? Потому что это необычно, это удивляло малышей. То есть к году жизни мы понимаем расклад, и когда кто-то ведет себя по-джентельменски, если можно так сказать, то это нас удивляет, и, вероятно, мы запоминаем это лучше.

Большой кубик против маленького

из Thomsen et al., 2011

Эти, казалось бы, тривиальные выводы могут помочь нам понять, что для нас кажется обычным, а что – нет. Причем на подсознательном уровне. Можно, например, поставить простой эксперимент по выявлению стереотипов у конкретного человека, особенно в проблемной для него области: подобрав тематические картинки и установив правила показа, регистрировать время, затрачиваемое на просмотр.

Кто-нибудь здесь хочет узнать что-нибудь про себя?

Thomsen, L., Frankenhuis, W. E., Ingold-Smith, M., & Carey, S. (2011). Big and mighty: Preverbal infants mentally represent social dominance. Science, 331(6016), 477-480.


Горечь мотивации

Вкус горечи и мотивация к выживаниюМы различаем много вкусов: сладкий, горький, соленый, кислый, и умами. Но наиболее чувствительны мы к горькому. На это есть причины – горький вкус ассоциируется с опасностью, так как часто свидетельствует об испорченности продукта или о его токсичности. Поэтому вкус горечи — важный элемент системы выживания человека.

Связь горького вкуса и выживания проявляется весьма затейливым образом. В нескольких экспериментах психологи Китайского университета в Гонконге  (The Chinese University of Hong Kong), проверяли гипотезу, что мотивация к выживанию связана с горьким вкусом (Chen & Chang, 2011). Участникам эксперимента давали простую воду, в контрольном условии, и горький напиток, в экспериментальном. Те, кто пил горький напиток, быстрее отбирали слова, связанные с выживанием, в лексических задачах. В другом эксперименте, люди, которые жевали горьковатый корень лотоса, были более склонны дисконтировать/игнорировать будущее, по сравнению с теми, кто жевал кислые лимоны.  В тесте на память, те, кто был в “группе горечи”, вспоминали больше слов, связанных с выживанием, чем те, кто был в “сладкой” группе.

Связано это с тем, что вкус горечи – адаптивная реакция привыкания к тяжелым условиям жизни. Когда все идет прекрасно, сладкой и приятной на вкус еды полно, нет нужды экспериментировать с горькими неприятными ощущениями. Наверное, поэтому сегодня мы различаем много видов горького вкуса, и к некоторым настолько привыкли, что даже не представляем себе жизни без них: кофе, шоколад, сигареты и прочее.

Если мы оказались в тяжелых условиях, надо подкрепить себя чем-то горьким, хотя бы кофе, без сахара и молока. И в нас должна проснуться тяга к выживанию. Надо только иметь в виду, что мотивация к выживанию уменьшает важность наших планов на будущее. И когда мы строим планы на будущее, горький вкус может им противоречить.

Chen, B.-B., & Chang, L. (2011). Bitter struggle for survival: Evolved bitterness embodiment of survival motivation. Journal of Experimental Social Psychology. doi: 10.1016/j.jesp.2011.11.005. Available online 12 November 2011.


Волшебная клюшка. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Десятая

Бен Куртис. Ben Curtis

Бен Куртис

Философ Юджин Херриджел (Eugen Herrigel) писал о своём опыте постижения искусства стрельбы из лука (1953): “Когда я долго стрелял мимо цели, Мастер брал мой лук и делал из него несколько выстрелов. И моя стрельба тотчас же улучшалась: словно мой лук изменялся, становился понятливым и послушным. И такое происходило не только со мной”.

Замечательно исследование, на мой взгляд, увидело свет в PLoS ONE не так давно. Группа американских и немецких психологов исследовали суеверие молодых спортсменов о том, что использование снаряжения выдающегося спортсмена может улучшить их выступление (Lee et al., 2011). Есть такое понятие, как положительное заражение (positive contagion), заключающееся в вере в то, что полезные, нужные качества от одного, чаще всего живого существа, могут передаться другому, в результате даже мимолетного контакта. Ну, знаете, если съесть сердце храбреца, то и сам станешь храбрее.

Одной группе участников эксперимента говорили, что паттер, короткая клюшка для гольфа (putter), раньше принадлежала профессиональному гольфисту Бену Куртису (Ben Curtis). Экспериментатор уточнял у них: “Вы слышали о Бене Куртисе?” и “Не правда ли, это круто — поиграть его клюшкой?”. Участникам контрольной группы просто давали клюшку и не говорили ничего. Все участники эксперимента имели опыт игры в гольф и понимали, что нужно делать. Они должны были загнать мяч в лунку, в лаборатории, на искусственном поле для тренировки паттов, с расстояния в 2,13 метра. Каждому игроку разрешали сделать 10 ударов.

Как видно на графиках, люди, во-первых, воспринимали лунку для гольфа больше по размеру. Напомню, что размер лунки составляет 10,8 сантиметров в диаметре. 

Восприятие размера лунки

Во-вторых, они улучшили свою игру, загнав больше мячиков в лунку за 10 ударов, чем участники контрольной группы:

Качество игры в зависимости от клюшкиНаше восприятие реально может быть изменено, если мы даже не верим в такие вещи, как перенос полезных качеств от предмета. И происходит это, на мой взгляд, благодаря праймингу. Прайминг, в данном случае – активация стереотипов, вызывающих соответствующее поведение. Прайминг человека известным гольфистом должен улучшить игру, активируя имеющийся стереотип профессиональной игры. И вы лучше сдадите экзамен, если будете писать ручкой известного вам профессора; лучше будете играть в баскетбол в кроссовках Майкла Джордана (как в фильме Как Майк, 2002 года) и так далее.

Herrigel, E. (1953). Zen in the Art of Archery. New York: Vintage Books.

Lee, C., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., Joy-Gaba, J. A., & Profitt, D. R. (2011). Putting like a pro: The role of positive contagion in golf performance and perception. PLoS ONE, 6(10), e26016. Doi:10.1371/journal.pone.0026016.


Какие у меня сегодня большие лунки! Про гольф и не только. Часть 2

Игра в гольфЯ как-то писал об изменениях в восприятии в зависимости от желания (Наши цели и желанны и близки). Там объекты казались ближе, чем на самом деле, когда они были желанны, и дальше, если интереса в них не было.

В одном исследовании, психологи установили, что размер мяча для игры в софтбол* воспринимался игроками по-разному: кто играл лучше, видел мяч бóльшим по размеру (а значит, было легче по нему попасть), а кто хуже – меньшим (Witt & Proffitt, 2005). Эта же команда, в несколько расширенном составе, проверила этот феномен и в других обстоятельствах. В одном остроумном исследовании (Witt et al., 2008), они разместили на доске 9 черных кружков, от 9 до 13 сантиметров в диаметре, а затем предложили гольфистам указать на любой кружок, который, по их мнению, соответствует размеру лунки для гольфа. Исследование проходило в гольф-клубе, и в нем приняло участие 46 человек (средний возраст 45.9 лет), после того, как они закончили полную партию игры (18 лунок). Лунка гольфа, кстати, – 10,8 сантиметров в диаметре.

Как вы знаете, чем меньше очков вы набрали в гольфе, тем лучше – тем за меньшее количество ударов вы закатили мячики в лунки. И вот что получилось  в итоге:

Корреляция качества игры в гольф и воспринимаемым размером лункиКаждая точка на графике – оценка размера лунки для гольфа одним или несколькими участниками. Линия – корреляция между воспринимаемым размером лунки и количеством набранных очков.  Счет за 18 лунок – количество ударов, которое потребовалось каждому из участников – от 77 до 123. Кроме того, собирались данные о гандикапе, ударах и паттах на 18-ой лунке. Измерялись также и субъективные показатели – люди оценивали свои патты в этот день в сравнении с другими днями, и игру в это день вообще.

Сравнение гандикапа (который является более стабильным мерилом игры гольфиста на протяжении какого-то длительного периода) с размером лунки не принесло значимой корреляции. Субъективные данные также не выявили ничего интересного.

Но чем лучше человек играл в тот день, тем большей казалось ему лунка. Это удивительным образом перекликается с историями спортсменов, которые говорят, что когда день очень удачный, то лунка видится как баскетбольная корзина, а в плохой день – размером с таблетку аспирина. Подобные феномены были обнаружены и в дартс – те, кто попадал в цель, видели мишень для дротиков большей по размеру, чем те, кто не попадал (Wesp et al., 2004). И в американском футболе – те, кто забивали мяч в ворота, видели перекладину ниже, а стойки – шире, чем те, кто не забивал (Witt & Dorsch, 2009).

Тайгер Вудз не обязательно видит лунку большей по размеру, а для Месси ворота не больше, чем для других футболистов, и это не причина, почему они так хороши. А вот что, вероятнее всего, так это то, что если вы играете хорошо, конкретно в этот момент, в этот день, то ваша цель может выглядеть больше, ближе или удобнее, и, в общем, легче достижимой, но не факт, что вы можете воспринимать это сознательно.

* Cофтбол — Широко распространенная в США спортивная игра, похожая на бейсбол (baseball). Игра идет на поле меньшего размера с использованием более крупного, чем в бейсболе, мяча. Игра возникла в 1887 в г. Чикаго как вариант бейсбола для закрытых помещений, ныне в нее играют на открытом воздухе. (ABBYY Lingvo, 2008)

Wesp, R., Cichello, P., Gracia, E. B., & Davis, K. (2004). Observing and engaging in purposeful actions with objects influence estimates of their size. Perception & Psychophysics, 66, 1261-1267.

Witt, J. K., & Dorsch, T. E. (2009). Kicking to bigger uprights: Field goal kicking performance influence perceived size. Perception, 38, 1328-1340.

Witt, J. K., Linkenauger, S. A., Bakdash, J. Z., & Proffitt, D. R. (2008). Putting to a bigger hole: golf performance relates to perceived size. Psychonomic Bulletin and Review. 2008;15:581–585.

Witt, J. K., & Proffitt, D. R. (2005). See the ball, hit the ball: Apparent ball size is correlated with batting average. Psychological Science. 2005;16:937–938.


Про гольф и не только, часть 1

тренировка ударов в гольфеМного исследований экспериментальной психологии касаются спорта, и в течение нескольких дней я буду писать о некоторых из них. Они могут быть интересны не только спортсменам, а всем, кто овладевает новыми навыками или хочет добиться улучшения уже существующих.

Для того чтобы научиться новым моторным навыкам, нужно быть внимательным. То есть, обращать внимание на, то, что ты делаешь (Wulf, 2007). Также мы знаем о компромиссе скорости и точности (speed-accuracy trade-off): чем быстрее выполняется задача, тем менее точной она становится. Поэтому, совершая новые моторные движения, надо не торопиться и обращать внимание на то, что вы делаете.

Эксперименты  (Beilock et al., 2002, Beilock et al., 2004), показали, что когда новичков-гольфистов и опытных игроков просили выполнять игровые движения, то ситуация оказывается не такой простой. Это правда для начинающих игроков – не торопиться и быть внимательным. Однако опытные гольфисты лучше всего выполняли задания за короткое время, когда не думали о задачах (когда их отвлекали). Почему такое происходит?

Экспертные моторные движения исполняются бессознательно, и вмешательство сознательного фактора приводит к конфликту намерений и ухудшает их исполнение (Gigerenzer, 2007, стр. 30). Поэтому если вы эксперт в каких-то навыках, в том числе, и моторных, то вам следует делать их быстро, не задумываясь. Установка временного предела часто помогает в этом. Например, вы говорите себе: “Так, сейчас я должен буду делать все эти движения очень быстро, не более 3 секунд на исполнение”. Другая техника – отвлечение. Вы приступаете исполнять движения, в котором вы чувствуете себя экспертом, и при этом, например, начинаете ненавязчиво считать проходящих людей или звуки, которые раздаются, или считать до ста. Поскольку наше сознание имеет ограниченный объем, то оно все будет занято, и таким образом, сознательный фактор не сможет конфликтовать с бессознательным исполнением движений.

Это относится не только к гольфистам, разумеется. Это применимо практически в любом виде спорта, и профессии, где есть экспертные знания и навыки – пожарники, полиция, пилоты и прочее. У экспертов, как правило, первое бессознательное решение лучше второго, второе лучше третьего и так далее.

Поэтому, как шутит Гигерензер, вы можете это использовать и в не столь благородных целях, например, играя в теннис с хорошим партнером, вы можете сделать замечание, что работа его плеча сегодня особенна хороша. Это может заставить его думать о своем плече и внести конфликт в реализацию моторных движений (Gigerenzer, 2007, стр. 36).

Beilock, S. L., B. I. Bertenthal, A. M. McCoy, and T. H. Carr. (2004). Haste does not always make waste: Expertise, direction of attention, and speed versus accuracy in performing sensorimotor skills. Psychonomic Bulletin and Review 11: 373–79.

Beilock, S. L., T. H. Carr, C. MacMahon, and J. L. Starkes. (2002). When paying attention becomes counterproductive: Impact of divided versus skill-focused attention on novice and experienced performance of sensorimo- tor skills. Journal of Experimental Psychology: Applied 8: 6–16.

Gigerenzer, G. (2007). Gut feelings: the intelligence of the unconscious. New York: Viking.

Wulf, G. (2007). Attentional focus and motor learning: a review of 10 years of research. E-Journal Bewegung und Training, 1, 4–14.


Радость длится дольше

Испанские футбольные болельщикиНебольшое исследование поведения болельщиков, в ходе Кубка мира пло футболу 2010 года показало (Jones et al., 2011), на примере фанатов, что их настроение зависит от выступления команды (надо же!). Кроме того, позитивное настроение среди испанских болельщиков, в результате победы их команды, длилось в среднем больше 4 дней, а негативное настроение у английских болельщиков после проигрыша и вылета их команды с Кубка не продолжалось и 4 дней, в среднем. Кроме того, чувство единения после победы приводило к увеличению социализации у людей и к бóльшим денежным тратам.

Jones, M. V., Coffee, P., Sheffield, D., Yanguez, M., & Barker, J. B. (2011). Just a game? Changes in English and Spanish soccer fans’ emotions in the 2010 World Cup. Psychology of Sport and Exercise. Available online 23 October 2011. Doi: 10.1016/j.psychsport.2011.10.008.

Фото AFP/Getty Images.