Category Archives: Поведение

Внимание к лицам

ПопрошайкаПарочка похожих по тематике статей из последних журналов:

Мы лучше распознаем лица людей, обладающих высоким статусом, по сравнению с людьми с низким статусом. При этом лучше работает социо-пространственная память (кого и где мы видели). Это все следствия феномена предпочтения внимания по отношению к лицам людей с высоким статусом – наш мозг выделяет больше ресурсов на это (Ratcliff et al., 2011). Происходит это, вероятно, потому, что чтение эмоций на лице человека с высоким статусом очень полезно для выживания, особенно если учесть популярное представление о том, что мы миллионы лет формировались как люди, живя небольшими группами до 100 человек. Теперь мы живем в совершенно других условиях, но наш мозг практически не изменился и продолжает руководствоваться полезными практиками первобытного человека. Интересно, а есть ли различия в восприятии человека с высоким статусом и человека с еще более высоким статусом? Уделяется ли все внимание менеджера начальнику своего босса, и если так, то боссу приходится мириться с недостаточным вниманием себе у подчиненных, когда поблизости его начальник.

Интересно, что то же самое происходит с нами, когда мы видим лица красивых людей. (Koranyi & Rothermund, 2011). Это необходимо для определения подходящего партнера, но что делать, чтобы человек уже остановился засматриваться на других самочек, с точки зрения эволюции? Потому что постоянные оглядывания на красивых особей мешают развитию отношений с существующим партнером. Психологи предположили, что это ориентирование (к красивым лицам противоположного пола) должно ослабевать, когда существующий рядом человек показывает свою романтическую привязанность. И подтвердили эту гипотезу – когда привлекательный потенциальный партнер отвечает взаимностью, показывая сигналы своего расположения, процесс предпочтение внимания к другим привлекательным лицам подавляется. Происходит это все, разумеется, автоматически, на подсознательном уровне, и мы едва ли можем контролировать это. А вот каким образом у находящегося рядом человека в мозге происходит оценка того, что предполагаемый партнер уж слишком засматривается на других особей, и самое время показать ему признаки романтического влечения? И что происходит с нашим вниманием, когда мы смотрим на очень красивое лицо человека с очень высоким статусом?!

Koranyi, N., & Rothermund, K. (2011). When the grass on the other side of the fence doesn’t matter: Reciprocal romantic interest neutralizes attentional bias towards attractive alternatives. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.012.

Ratcliff, N. J., Hugenberg, K., Shriver, E. R., & Bernstein, M. J. (2011). The allure of status: High-status targets are privileged in face processing and memory. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(8), 1003-1015.

Фото отюда.


Красота извиняет

Женщина извиняется перед мужчинойПсихологи Колумбийского университета (Phillips & Hranek, 2011) исследовали влияние физической привлекательности на прощение за совершенный поступок. Так, в одном эксперименте, мужчине, который играл роль жертвы, были предложены извинения как привлекательными, так и не очень, женщинами. Степень прощения росла пропорционально красоте женщины. Напротив, женщины-жертвы предпочитали прощать менее симпатичных. Но почему так? Следующее исследование показало, что жертвы оценивают качество извинений, которые им приносится, а вовсе не привлекательность приносящего! Однако, в свою очередь, качество росло именно в зависимости от того, насколько привлекательным был извиняющийся. Женщины оценивают извинения менее привлекательной женщины как более искренние.

И у вас есть ощущение, что ничего нового в этом исследовании нет? Что мы и так это всегда знали, но никогда не обращали внимания на внешние данные человека, а судили его только за поступки и мысли? Если ваша подруга прощает вас легко и непринужденно, означает ли это, что она считает вас менее привлекательной?

Phillips, A. E., & Hranek, C. (2011). Is beauty a gift or a curse? The influence of an offender’s physical attractiveness on forgiveness. Personal Relationships, 16 June 2011. DOI: 10.1111/j.1475-6811.2011.01370.x.


My milkshake is better than yours! Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Четвертая.

Женщина с молочным коктейлемЯпонские ученые (Kojima et al., 1999) проводили поиск и исследования препаратов, которые стимулировали бы производство гормона роста путем воздействия на переднюю долю гипофиза (anterior pituitary gland). Однако они нашли неизвестный до тех пор рецептор, что означало, что есть еще путь для сигналов производства гормона роста. Так в 1999 году была обнаружена молекула, которая действовала на этот рецептор —  гормон грелин (ghrelin). И хотя рецептор для грелина находится в гипофизе, производится он в желудке (и частично, в гипоталамусе), откуда попадает в кровь и доходит до мозга. Прошло немного времени, и выяснилось, что основная роль грелина – не в стимуляции производства гормона роста, а в стимулировании аппетита. Вскоре было обнаружено, что концентрация грелина в крови меняется в течение дня, повышаясь перед приемом пищи и снижаясь после еды. Так его назвали даже гормоном голода.

Проводили эксперименты, когда людям вводили инъекции грелина и разрешали есть сколько угодно. В результате, объем потребления вырастал на 30%. Кстати говоря, поскольку производится гормон клетками стенок желудка, и именно поэтому, вероятно, операции по уменьшению желудка могут работать, в частности, потому что уменьшают количество производимого гормона – за счет уменьшения поверхности желудка, которая могла бы его производить.

Флуктуация концентрации грелина в крови в течение дняНа графике видно, как концентрация грелина в плазме крови меняется в течение дня (адаптировано из Cummings et al, 2001).

Когда я впервые увидел это график, года четыре назад, меня позабавила одна мысль. Вот смотрите – после завтрака грелин упал, и потом через пару часов начинает расти, достигает максимума в момент приема пищи,  и падает вновь. Вопрос – откуда он «знает», что именно в это время я буду есть? Вы планируете свой день и полагаете, что будете есть в 13 часов, с другом. Вы едете в это кафе, попадаете в пробку, и приезжаете к 2:15. Представьте, что именно в это время грелин достиг максимума, а не в 13 часов, когда вы планировали покушать. Иными словами, ваше тело знало, когда будет еда, независимо от того, что вы планировали себе сознательно. Хоть это может показаться безумным предположением, мне хотелось бы проверить это как-нибудь, потому что это могло бы ответить на вопросы о свободе выбора, которой у нас, у людей, и так не очень много.

Кое-что уже демонстрирует силу этого гормона: некоторые исследования показали, что люди, сидящие на диете, имеют повышенный уровень грелина в крови. Этим можно объяснить дьявольское желание что-то съесть и, зачастую, как результат, бросание диеты. Обычно грелин невысок по ночам, но у людей, сидящих на диете, стабильно высок практически всегда. Тело так протестует против диеты и борется за возвращение нормального, по его мнению, поедания пищи.

Конечно же, многие фармацевтические компании сегодня исследуют возможности лекарственного блокирования грелина, что могло бы, по их мнению, снизить аппетит, нормализовать его, и привести к меньшему потреблению пищи, и как результат, снижению веса. Однако уже сегодня известно, что могут быть побочные эффекты, которые наблюдались в опытах с животными. Гормон был бы никчемным, если бы он делал только одну работу, а у нас в теле такого практически не бывает. Оказалось, что грелин связан с памятью и, не забываем, с гормоном роста, и блокирование его может привести к непредсказуемым результатам.

Не лучше ли использовать свой мозг? И как это сделать, показало исследование (Crum et al., 2011), опубликованное недавно в журнале Health Psychology.

В этом исследовании 46 человек получили молочный коктейль, калорийность в 380 Ккал. Участников эксперимента просили посмотреть на напиток и его состав, и половина участников эксперимента могла убедиться, что в напитке 620 Ккал, а другая половина – что там всего 140 Ккал. Очень, просто дьявольски остроумно. Как же мне нравятся такие вот исследования! Вообще наука, и психология, в частности, это настолько сексуально и круто, что мало что с ними сравнится.

У тех, кто выпил плотный 620 калорийный коктейль, уровень грелина резко упал, а у тех же, кто выпил “диетический” – никак не изменился. Кроме того, те, кто отведали высококалорийный коктейль, отметили насыщение, которого не почувствовали выпившие низкокалорийный коктейль.

Иными словами, чувство насыщения едой было пропорционально вере в то, что они потребляют, вне зависимости от реальной калорийности пищи. Если мы знаем, или нам кажется, что мы знаем, что еда, которую мы едим – низкокалорийная, уровень грелина может не измениться, и нам по-прежнему будет хотеться поесть. Поэтому, одна из тактик, если мы хотим съесть поменьше да пополезнее, надо притвориться и поверить, что это нереально сытно и высококалорийно.

Crum, A. J., Corbin, W. R., Brownell, K. D., & Salovey, P. (2011).  Mind over milkshakes: Mindsets, not just nutrients, determine ghrelin response. Health Psychology, May 16, 2011. doi: 10.1037/a0023467.

Cummings, D.E., Purnell, J.Q., Frayo, R.S., Schmidova, K., Wisse, B.E. & Weigle, D.S. (2001) A preprandial rise in plasma ghrelin levels suggests a role in meal initiation in humans. Diabetes, 50, 17141719.

Kojima, M., Hosoda, H., Date, Y., Nakazato, M., Matsuo, H., & Kangawa, K. (1999). Ghrelin is a growth-hormone-releasing acylated peptide from stomach. [10.1038/45230]. Nature, 402(6762), 656-660.


Предрассудки по отношению к кормящим матерям

Кормящая грудью женщинаОбъектификация (опредмечивание) женщин – это представление женщин средствами массовой информации как физических объектов, на которые можно смотреть, любоваться ими и их использовать в своих целях. Объектификация отказывает им, в той или иной мере, в чувствах, эмоциях. Примером такой объектификации является реклама, где женщина зачастую выступает просто как сексуальный объект (особенно после хорошей работы дизайнера в фотошопе).  Однако когда женщины представляются как объекты без субъективного мира, то становится легче оправдать сексуальную агрессию против них. Если женщина – объект восхищения как зрительный, приятный глазу объект, ее чувства и эмоции уже не так важны.

Конечно, и мужчин опредмечивают, но гораздо реже, чем женщин, и все же, сказать, что современный мир объектифицировал женщин полностью – это сильно преувеличить . Однако это происходит, и есть примеры абсурдных представлений.

Один  из таких примеров, в свежем номере журнала Personality and Social Psychology Bulletin: оказалось, что уже считается (в определенных кругах), что кормящая грудью женщина – глупое существо. В эксперименте, проведенном в государственном университете штата Монтана (Montana State University), исследователи продемонстрировали (Smith, Hawkinson,  & Paull, 2011), что люди воспринимают кормящую мать как менее компетентного работника, как посредственного в науках (конкретно в математике) человека, и посему, с меньшими шансами быть принятой на работу.

Не стоит, наверное, говорить об огромной пользе кормления грудью. Чья эта дьявольская работа, что совершенно естественное и полезное поведение стало считаться в обществе чем-то тупым?! Производителей детского питания?

В реальности же, как показало обширное и известное исследование, проведенное в Шотландии (Der, Batty, & Deary, 2006), такова: кормящие грудью матери более умны и сообразительны, и имеют лучшее образование, по сравнению с некормящими! Исследование, на самом деле, хотело ответить на вопрос — правда ли, что дети, выкормленные грудью, имеют выше интеллект и получают лучшее образование, потому что тому было масса примеров и предположений. Выяснилось, что это так и есть, но причина — не в молоке, а в матерях — чем умнее и образованнее мать, умнее и образованнее может быть ее ребенок, и тем вероятнее всего она будет кормить его грудью.

Получается, что человека самого можно оценить по его отношению к кормящим матерям.

Der, G., Batty, G. D., & Deary, I. J. (2006). Effect of breast feeding on intelligence in children: prospective study, sibling pairs analysis, and meta-analysis. British Medical Journal, 333(7575), 945. doi:10.1136/bmj.38978.699583.55.

Smith, J. L., Hawkinson, K., & Paull, K. (2011). Spoiled milk: an experimental examination of bias against mothers who breastfeed. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 867-878.


Война- странная штука

Born to kill girlКогда страна ведет войну, причем не особо популярную, как например, США — в Афганистане и Ираке, граждане относятся к этому, разумеется, по-разному.  Но насколько рационально? Вопрос, который задали американские психологи (Schott, Scherer, & Lambert, 2011), таков: что делает с нашим отношением к войне информация о погибших и раненых? На первый взгляд, с позиции здравого смысла, это должно вызывать у нас сожаление и желание поскорее прекратить кровопролитие.  В психологии принятия решений, однако, есть теория эффекта прошлых затрат (sunk cost effect), которая утверждает, что мы не забываем прошлых затрат, и нам необходимо оправдание ценным ресурсам, уже потраченным на какое-то дело. И, в соответствии с этим принципом, информация о погибших солдатах, вопреки интуиции, повышает нашу поддержку войны. Если остановить войну сейчас, то за что они проливали кровь? Однако, почему мы все же воюем?

Китайские психологи (Chang et al., 2011) провели очень остроумное исследование о возможных причинах этого. Одно из объяснений лежит в эволюционной психологии, в теории сексуальной селекции. Участниками эксперимента были молодые гетеросексуальные мужчины, которым показывали фотографии красивых и не очень красивых девушек, а затем просили оценить утверждения в вопросниках. Так вот, мужчины, которые видели привлекательных женщин, были более склонны утвердительно отвечать на вопросы о поддержке войны. Причем войны, а не просто конфликтов – так, например, к торговым конфликтам, сельскому хозяйству, или к агрессии вообще они относились одинаково, в обоих условиях. Когда мужчинам показывали женские ножки или милые личики, они быстрее реагировали согласием на военные действия, чем когда им показывали национальные флаги или не очень симпатичных женщин. Такой вот патриотизм.

С другой стороны: если бы женщины правили миром, войн бы не было. Были бы только ревнивые страны, которые не разговаривают друг с другом.

Chang, L., Lu, H. J., Li, H., & Li, T. (2011). The face that launched a thousand ships: the mating-warring association in men. Personality and Social Psychology Bulletin, 37(7), 976-984. doi: 10.1177/0146167211402216.

Schott, J. P., Scherer, L., & Lambert, A. J. (2011). Casualties of war and sunk costs: Implications for attitude change and persuasion. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 12 June 2011. doi:10.1016/j.jesp.2011.06.002.

Картина — Taeyoung Choi


Реальность метафор

Ричард Докинс. Бог как иллюзия.The God Delusion by Richard DawkinsОтвращение – это эмоциональная и физиологическая реакция организма для защиты физического и психического “статус-кво” – оно говорит о возможной опасности отравления и мотивирует не касаться, не есть, и отойти подальше от объекта такой угрозы. Психологическая чистота также подвластна отравлению какими-то посторонними, вредными идеями. Во всяком случае, именно это решили проверить психологи Университета Иллинойса в Урбана-Шампань (University of Illinois at Urbana-Champaign). Они (Ritter & Preston, 2011) использовали экспериментальную парадигму повторяющихся проб-тестов: участники эксперимента пробовали напиток до и после теста. А тестами были тексты оппозиционных мировоззрений. Так, в первом эксперименте, людям, считающим себя христианами, давали переписать от руки либо текст предисловия из словаря, либо суру из Корана, либо параграф из книги Бог как иллюзия (The God Delusion) известного атеиста Ричарда Докинса  (Richard Dawkins). Ну, представьте, вы — православный, а вас просят переписать такой отрывок:

Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик (Dawkins, 2006, стр. 31, перевод Натальи Смелковой).

лимонный напитокИтак, каждый участник эксперимента, сидя в небольшой комнате, за столом, перед монитором, получили задание выполнять, все, что будет им сказано на дисплее. Рядом с ним стояли два стакана лимонного напитка (1 часть лимонного сиропа на 19 частей воды) и листок для оценки, насколько он отвратителен по шкале от 1 (нисколько не отвратителен) до 7 (ужасно отвратителен), а также оценку горечи-сладости и вообще, настроения в данный момент. Стаканы содержали одну и ту же жидкость по составу, но сказано было, что они разные, промаркированные А и Б. Для начала, участники пробовали и оценивали напиток из стакана А. Затем им говорилось, что для очистки вкуса необходимо немного времени, и, для того, чтобы его занять, им предлагалось вручную переписать текст с экрана монитора – то, о чем я говорил выше. После этого они пробовали “другой” напиток, в стакане Б, и оценивали его.

Как вы уже догадываетесь, второй напиток (тот же самый) оценивался как более отвратительный, у христиан, переписывающих суру или отрывок из Докинса, по сравнению с теми, кто переписывал предисловие к словарю. Причем, для христиан и Докинс и Коран были одинаковы!

Интересно и показательно, что другие характеристики напитка, такие как горечь, сладость, кислость и вкусность, никак не изменялись.

В другом эксперименте было показано, что отвращение не растет, если участники общаются с другими, которые тоже переписывали. Иными словами, им было противно не от встреч с теми, кому было противно.

В третьем эксперименте, перед тем как пробовать второй напиток, участникам было предложено под благовидным предлогом помыть руки. Я уже писал о пользе и чуде мыться рук здесь и здесь . И второй напиток оказывался таким же, как и первый!

Теперь понятно, почему профессор Преображенский предостерегал от чтения советских газет во время еды? Наша еда реально станет хуже, по ощущениям, если мы будем смотреть при этом по телевизору на политиков, чиновников и попов.

Ritter, R. S., & Preston, J. L. (2011). Gross gods and icky atheism: disgust responses to rejected religious beliefs. [doi: 10.1016/j.jesp.2011.05.006]. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript.


Как мирно и прохладно всё вокруг

Горячие слова и агрессияКогда мы описываем ситуации или состояния людей, предшествующие агрессии и насилию, мы часто используем слова, относящиеся к высоким температурам.  Ну, например: “И тут он вскипел”, “обстановка накалялась”, “народ бурлил”, или “температура  зашкаливала”, «накал страстей», и проч. Даже места, где происходят насилие и агрессия, мы называем “горячими точками”. А что, если эти “горячие” слова сами по себе могут вызывать агрессию? Именно это поставили себе целью проверить психологи (Nathan DeWall & Bushman, 2009) в двух экспериментах.

В обоих испытаниях, участникам сначала показывали слова нейтральной, холодной или горячей категорий, а затем оригинально замеряли состояние агрессивности. В первом эксперименте им давали задание закончить слово, ну, например “б_ть” – можно было написать как бить так и быть. В оригинале, в английском варианте, было проще – слово начиналось на “ki_ _”  и его надо было закончить двойной согласной – то есть получить либо kill либо kiss.

Во втором эксперименте участникам давали довольно двусмысленное описание человека, и просили оценить его агрессивность – тоже интересное измерение своей собственной агрессивности.

В обоих случаях была обнаружена статистически значимая разница в агрессивности между группами, которые видели “горячие” слова  и теми, кто видел “холодные” или нейтральные. Так что, когда мы говорим кому-то “остынь” или “охладись”, мы реально снижаем агрессивность у человека.

Nathan DeWall, C., & Bushman, B. J. (2009). Hot under the collar in a lukewarm environment: Words associated with hot temperature increase aggressive thoughts and hostile perceptions. Journal of Experimental Social Psychology, 45(4), 1045-1047.