Лучшее понимание диаграмм

ДиаграммыВ недавнем эксперименте ученых из Калифорнии тестировались диаграммы и выяснялся вопрос: какой дизайн лучше для понимания? 19 студентов и 2 профессора биологии приняли участие в исследовании с использованием ай-трекера (eye-tracker). Им показывали различные виды диаграмм, а затем проверяли их понимание.

Непростой дизайн и сложное выяснение результатов, но вот что удалось установить:

  • Очень сильный паттерн сканировать глазами диаграммы слева направо. Эта привычка, сформированная чтением.
  • Хребет диаграммы, линия, обозначенная буквой А – задает направление дальнейшего движения глаз. И поэтому первую диаграмму смотрят вниз и вправо, а нижнюю – вправо вверх.
  • Диаграмма с хвостом вниз (верхняя на рисунке) понимается лучше.
  • Такие диаграммы — сложный объект для усвоения: 70% понимания.
  • В реальности, около 80% всех диаграмм в учебниках в США направлены как раз вверх вправо, то есть затрудняют понимание и без того сложного объекта.

В идеале, в наше время моды на диаграммы и инфографику, и обладая инструментарием, вполне возможно создавать высокоэффективные для понимания и запоминания дизайны. Прекрасно было бы упаковывать тысячи слов в изящную, понятную и красивую графику.

Novick, L. R., Stull, A. T.,  & Catley, K. M.  (2012). Reading phylogenetic trees: The effects of tree orientation and text processing on comprehension. BioScience , Vol. 62, No. 8, pp. 757-764. doi: 10.1525/bio.2012.62.8.8.


Аутсорсинг возмездия

Содом и ГоморраНаказание за преступление или проступок – необходимая деятельность любого человеческого общества. Психологические эксперименты показали, что когда проступки остаются безнаказанными, преступники начинают процветать (Gürerk, Irlenbusch, & Rockenbach, 2006). Процесс наказания, впрочем, тоже стоит ресурсов: поиск нарушителей, организация следствия, судебного процесса, заключения, и другие затраты для общества.

Религиозное мировоззрение отвечает, или должно отвечать, этим вызовам. Религия предполагает, что людьми управляет божество, определяющее моральные принципы, и наказывающее или вознаграждающее соответствующее поведение. И это была бы идеальная ситуация, согласитесь – мы могли быть уверены, что «бог накажет», и не беспокоиться о справедливом возмездии. Божество, по определению, — идеальный агент для такой деятельности: оно вездесуще, и ничего не скроется от его внимания, оно – источник моральных норм и непревзойденный арбитр в вопросах справедливости, и оно обеспечивает неотвратимость и адекватность наказания. Это позволило бы нам тратить меньше общественных ресурсов на наказания, и относиться к преступникам спокойнее, помня, что есть кому их наказать.

Предположение, которое возникает в этой связи, такое: если религиозные люди так думают, то они должны быть более снисходительны и мягче к нарушителям. Вот группа канадских и американских психологов (Laurin et al., 2012) решила это выяснить в ходе пяти экспериментов.

Вот какие результаты и выводы:

  • Удивительно, но религиозные люди склонны называть за проступки жестче и больше, чем нерелигиозные;
  • Религиозные люди имеют мировоззрения в широком спектре, и концепция о карающем боге, может быть неизвестна или казаться не очень существенной для некоторых. Однако, когда им такая концепция объясняется или напоминается, явно или скрыто, люди начинают относиться к проступкам мягче, справедливо уступая эту роль божеству;
  • Эксперименты подтвердили исторические данные, что большие по размерам общества (где сложнее определять нарушителя норм) и/или бедные в ресурсах общества, больше верят в карающего бога, потому что это может решить эти сложные и дорогие проблемы, снижая нагрузку на общество.

Gürerk, Ő., Irlenbusch, B., & Rockenbach, B. (2006). The competitive advantage of sanctioning institutions. Science, 312, 108–111. doi:10.1126/science.1123633.

Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., & Kay, A. C. (2012). Outsourcing punishment to God: beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279(1741), 3272-3281.


Реклама науки

Vancouver Science World музейКакая замечательная рекламная кампания музея и выставки в Ванкувере, Vancouver Science World!

У вас 20 квадратных футов кожиУ вас 20 кв. футов кожи (около 1.85 кв. метров).

2 унции золота могут покрыть этот билборд2 унции (57 грамм) золота могут покрыть этот билборд.

Два самых распространенных страха: высоты и клоуновДва самых распространенных страха: высоты и клоунов.

Вы съедаете 430 насекомых каждый годВы съедаете 430 насекомых каждый год.

Сердце голубого кита размером с эту машинуСердце голубого кита размером с эту машину.

Вы проглатываете литр соплей каждый деньВы проглатываете литр соплей каждый день.

Вы весите меньше, когда спускаетесьВы весите меньше, когда спускаетесь.

В вашем теле достаточно графита, чтобы заполнить 9000 карандашейВ вашем теле достаточно графита, чтобы заполнить 9000 карандашей.

Тигры могут пользоваться туалетомТигры могут пользоваться туалетом.

Вы видите лучше, когда вы напуганыВы видите лучше, когда вы напуганы.

В день вы пукаете достаточно, чтобы наполнить этот шарикВ день вы пукаете достаточно, чтобы наполнить этот шарик.

Кошачья моча светится в ультрафиолетовом светеКошачья моча светится в ультрафиолетовом свете.

Комары любят голубой цветКомары любят голубой цвет.

Люди могут спать с открытыми глазами.


Женская привлекательность

Атлас привлекательностиВышла моя статья Атлас привлекательности в октябрьском номере журнала Наша Психология. В статье рассматриваются известные феномены, делающие женщин более привлекательными. Один список литературы – исследований, обнаруживших такие факты, занимает больше места, чем сама статья.

Впрочем, не стоит забывать, что в психологии нет таких 100% работающих всегда и везде феноменов, и все относительно. Хотя точно можно сказать, что то, что нам кажется красивым и привлекательным, имеет логику в биологии. Если мужчине нравится женщина, то, вероятнее всего, именно она подходит ему для продолжения рода, и природа просто использует привлекательность, чтобы затащить их обоих в постель и нарожать детей. Понятное дело, норвежские ученые  тут категорически бы не согласились, но кто же с ними будет спорить?


Реабилитация Финеаса Гейджа

Финеас ГейджОдна из самых известных историй психологии – история Финеаса Гейджа (Phineas P. Gage, 1823–1860). Статьи в Википедии: на русском и на английском.

Во время прокладки железной дороги, бригадир Финеас Гейдж, 25 лет, просверлил отверстие в камне, заложил взрывчатку и стал уплотнять ее железным ломом. К его несчастью, удар лома высек искру, заряд сдетонировал, и лом насквозь прошил череп через его левую щеку, улетев на 20 метров.
Через несколько минут Финеас смог встать, и даже внятно говорить. Через два месяца он оправился, если можно так сказать, потеряв часть мозга в лобной доле.

Все учебники по психологии говорят, что потеря лобных частей мозга приводит к полному изменению личности человека. И всегда в качестве аргумента приводится случай Финеаса Гейджа. Добрый и веселый парень превратился в злого психопата-алкаша.

История Финеаса Гейджа обрела новый смысл, когда стали обнаруживаться реальные факты его биографии, особенно, в последнее время. Так, например, его друзья говорили, что Финеас, восстанавливаясь после травмы у отца на ферме, рассказывал свои племянникам и племянницам приключенческие истории. Отмечали его любовь к лошадям.

Поскольку работодатель отказался взять его обратно, Финеас устроился в цирк уродов к Барнуму, в Нью-Йорке. Позже он поработал извозчиком на дилижансе в Нью-Гемпшире. Через 4 года после травмы он переехал в Чили и возил грузы и пассажиров на дилижансе на 60-ти километровой  дороге Сантьяго-Вальпараисо.  Он пробыл в Чили 8 лет, до поры, когда его здоровье стало ухудшаться. Вернувшись в Штаты, Гейдж прожил недолго, и скончался в возрасте 36 лет.

Некая девиантность в его поведении после инцидента может быть объяснена обезображенным лицом и его попытками с этим жить. Разумеется, повреждение мозга нанесло урон, но, судя по всему, весьма преувеличенный. Миф о глубинном изменении личности, продолжает существовать, и это значит, что он еще кому-то нужен.

В начале статьи – недавно (в 2010 году) обнаруженное фото, где Финеас позирует с тем самым железным ломом.
Вот парочка статей, которые детально разбираются с этой историей:

Kotowicz, Z. (2007). The strange case of Phineas Gage. History of the Human Sciences, 20(1), 115–131. doi:10.1177/0952695106075178.

Macmillan, M., & Lena, M. L. (2010). Rehabilitating Phineas Gage. Neuropsychological Rehabilitation, 20(5), 641-658. doi: 10.1080/09602011003760527.


Ты купишь авокадо, и мы это знаем

молочные напитки и ингредиенты для выпечкиГлянул сайт компании Spire, которая занята в сфере покупательской разведки (retail intelligence). Объем знаний, который растет с невероятной скоростью в этой отрасли, просто поражает.

Так, слева вы видите анализ, сделанный на основании карт лояльности покупателей. Потребители молочных напитков типа миндального, соевого, фруктового молока покупают больше ингредиентов для выпечки. Рост продаж авокадо уводит деньги от объема продаж помидоров, лука, ягод, винограда и лука-латука. В свою очередь кукуруза отнимает объем у авокадо. Покупатели листового чая больше других покупают сладости, и так далее и тому подобное.

В начале этого года была статья по этой теме, и, в частности, там говорилось про талантливого статистика, работающего в сети супермаркетов Target  в США, который создал систему по анализу данных покупок так, что она могла предсказывать поведение покупателей. Так, система «узнала», что девушка беременна, прежде чем об этом узнали ее родители. Случай стал известен, потому что супермаркет выслал им каталог детских подгузников, основываясь на этих расчетах, и отец пришел скандалить в офис, требуя извинений. Впрочем он сам стал извиняться через несколько дней, узнав реальное положение дел (Duhigg, 2012). Рекомендую почитать.

Поразительно, насколько мы предсказуемы, и как сравнительно легко это можно посчитать. Захватывающая дух перспектива, во всех смыслах.

Duhigg, C. (2012). How companies learn your secrets. The New York Times, February 16, 2012. Ссылка.


Ешьте шоколад, получайте Нобелевскую премию

Кусочки темного шоколадаЧудесная статья в престижном New England Journal of Medicine (Messerli, 2012), опубликованная 10 октября. Франц Мессерли – доктор госпиталя St. Luke’s-Roosevelt в Нью-Йорке, пришел к идее исследования, прочитав статью о пользе флавонол для улучшения когнитивных способностей (Bisson et al., 2008). Флаванолы – полифенолы, содержащиеся в яблоках, чаях, какао, винограде, вине и т.п. Я писал немного об этом ранее.

Мессерли, сам швейцарец по происхождению, взял данные потребления шоколада и число Нобелевских лауреатов, и стал рисовать график. И обнаружил невероятную корреляцию! Обратите внимание на значение коэффициента корреляции Пирсона,  r=0.791, и на размер коэффициента вероятности p = 0,0001, что означает, что вероятность того, что результат случаен, составляет один шанс из 10,000. Когда Швеция исключается из подсчетов, значение r вырастает до 0,862!

Кореляция потребления шоколада и числа Нобелевских лауреатов

Швейцария лидирует как по потреблению шоколада, так и по числу Нобелевских лауреатов. Любой стране, которая хочет заполучить дополнительного лауреата, надо увеличить потребление шоколада на 400 грамм на каждого жителя. Для России это означает дополнительное потребление около 56 тысяч тонн шоколада в год. Кстати, в России потребление шоколада – около 5-6 килограмм на душу населения, а число Нобелевских лауреатов – 16 человек. И если подставить эти данные, можно увидеть, что корреляция прекрасно сохраняется.

Что касается Швеции, то тут две гипотезы, по мнению Мессерли: 1) либо шведы оказывают фаворитизм соотечественникам (они имеют 32 лауреата, когда по потреблению шоколада должны были иметь всего 14), либо 2) они настолько чувствительны к воздействию шоколада, что даже малых доз им хватает, чтобы стать такими умными. С другой стороны, немцы потребляют массу шоколада, но их явно обделяют премией. Тут можно выдвинуть аналогичные гипотезы :)

Разумеется, у этих двух факторов есть какой-то общий знаменатель, нам доподлинно неизвестный, например, социально-экономическое положение страны. Шоколад — довольно дорогое удовльствие, если мы говорим о  высококачественном продукте, и наивно ожидать высокого потребления его в бедных странах. Нельзя исключать и прямую связь – шоколад реально улучшает когнитивные способности, и, вероятно, ведет к повышению когнитивного капатала нации. Ну, и, в конце концов, к исследованию надо относиться с юмором — выбор лауреатов Нобелевской премии — событие, порой, лишенное всякой логики.

Bisson, J.F., Nejdi, A., Rozan, P., Hidalgo, S., Lalonde, R., & Messaoudi, M. (2008). Effects of long-term administration of a cocoa polyphenolic extract (Acticoa powder) on cognitive performances in aged rats. British Journal of Nutrition, 100:94-101.

Messerli, F. H. (2012). Chocolate consumption, cognitive function, and Nobel laureates. New England Journal of Medicine, October 10, 2012. DOI: 10.1056/NEJMon1211064.