
20 студентов, 10 мужчин и 10 женщин, студентов Университета Мюнстера (University of Münster) приняли участие в эксперименте с использованием MEG (магнитоэнцефалограф). Им показывали на мониторе по одному объекту, один за другим, как в левом поле зрения, так и в правом, длительностью в 1 секунду. Между картинками в центре монитора появлялся крестик на 2 секунды. В качестве объектов выступали 80 мотоциклов и 80 туфлей (по 40 мужских женских). На картинке вверху — образцы объектов, показываемых в исследовании. Находясь в камере магнитоэнцефалографа, участники должны были просто смотреть на картинки, и других инструкций дано не было (Junghöfer et al., 2010).
Слева — результаты активности затылочно-височного региона в зависимости от объекта и пола. Ну, очевидно, что больший интерес у женщин вызывают туфли, а у мужчин – мотоциклы. Эти половые предрасположенности к разным типам игрушек проявляются у людей еще в 3-8 месячном возрасте, а по некоторым данным – даже у новорожденных. Мальчики предпочитают транспортные игрушки, девочки – одежды и кукол.

На картинке: показатели нейронной активности в различных регионах мозга в промежутке между 150 и 190 миллисекунд после показа картинки. Самая большая активация — в затылочно-височный регион (более «горячий» красный цвет).
Но столь ранняя манифестация эффекта, в первые 200 миллисекунд, отражает имплицитные, подсознательные процессы, которые не связаны с сознанием. Распознавание объектов сознательным образом возникает позднее, после 200 миллисекунд. Одно исследование, с маскированным праймингом, показало, что это начиналось после 270 миллисекунд (Del Cul, Baillet, & Dehaene, 2007). Разница между мужчинами и женщинами по отношению к мотоциклам и туфлям отражается и в статистических данных по продажам, которые отметили исследователи – мужчины в несколько раз чаще, чем женщины покупают мотоциклы, а женщины – туфли.
А вот самоотчет участников эксперимента после магнитоэнцефалографа обнаружил следующее: сильное предпочтение мотоциклов мужчинами, но никакого отличия между полами в отношении туфлей. Кстати, обнаружилось, что мужчины питают больше симпатий к женщинам, у которых есть вкус к хорошей обуви. Это они так говорят.
То есть, женщины как осознанно, так и неосознанно, плевать хотели на мотоциклы. А мужчины осознанно ничем не уступают женщинам в отношении к обуви, но подсознательно им это не интересно.
Junghöfer, M., Kissler, J., Schupp, H. T., Putsche, C., Elling, L., & Dobel, C. (2010). A fast neural signature of motivated attention to consumer goods separates the sexes. Frontiers in Human Neuroscience, 4, 179.
Del Cul, A., Baillet, S., and Dehaene, S. (2007). Brain dynamics underlying the nonlinear threshold for access to consciousness. PLoS Biology. 5: e260. doi:10.1371/journal.pbio.0050260.
Делаю пилотные эксперименты по принятию решений. И вот, одна часть из одного пилота – решить, кто из пары изображенных людей моложе. Решение надо принять, по возможности, быстро, кликнув на лицо мышкой. Участнику представляется несколько десятков пар лиц, отличающихся возрастом. Иногда разница существенная, иногда – не очень.
PositScience, компания, занимающаяся производством программ для брейнфитнеса, наконец-то вышла в онлайн. До этого только, кажется, она, во всяком случае, из главных игроков на поле, представляла свои программы по CD. Отличные, надо сказать, программы. И онлайн версия не подвела. В ближайшее время они собираются дополнять ее другими упражнениями. Вы можете попробовать упражнения без регистрации, как гость, и несколько игрушек можно пробовать на начальном уровне. Я не буду писать обзора, замечу лишь, что у компании реально солидная научная база за всеми этими игрушками. Их программы (не только эти) используются для исправления серьезных академических трудностей у детей, а главный научный сотрудник компании – профессор Майкл Мерзенич (Michael Merzenich), один из той команды, которая приложила руку в создании кохлеарного имплантата, и вообще человек, который как никто, понимает в пластичности мозга. Компании принадлежит патент на UFOV, о котором я
Мой главный интерес — исследования и разработка когнитивных методов омоложения. Это безумно интересная тема, которой я занимаюсь на протяжении всех последних лет и чем буду заниматься, уже, очевидно, всегда. А если методы будут работать, как и задумано, то и вечно :)
Вот,
В одной из июньских передач Real Time with Bill Maher, гостем у Билла был писатель, кинопродюсер, сатирик, человек с огромным чувством юмора, открытый гомосексуалист и активист за их права Джон Уотерз (
Замечательное короткое (4 минуты) видео о том, что такое боль и как работают аспирин и ибупрофен, представленное на ted.com.